Научная статья на тему 'Потенциальные возможности потребительской кооперации Забайкальского края для развития торговли сельских территорий на уровне сетевого ритейла и механизм их реализации'

Потенциальные возможности потребительской кооперации Забайкальского края для развития торговли сельских территорий на уровне сетевого ритейла и механизм их реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ТОРГОВЛЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СЕТЕВОЙ РИТЕЙЛ / ИНТЕГРАЦИЯ / CONSUMERS' COOPERATION / RURAL TERRITORIES / TRADE INDUSTRY / GLOBALIZATION / NET RETAILING / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шнорр Жанна Павловна

Исследованы потенциальные возможности системы потребительской кооперации Забайкальского края для развития торговли сельских территорий в условиях глобализации торговли. Выполнен SWOT-анализ основных факторов развития торговли потребительской кооперации на уровне сетевого ритейлера в Забайкальском крае. Предпринята попытка разработки основных элементов механизма реализации потенциальных возможностей кооперативного сектора экономики для достижения им конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND MECHANISMS OF CONSUMERS' COOPERATION IN ZABAIKALYE TERRITORY FOR DEVELOPMENT OF RURAL TRADE ON BASIS OF NET RETAILING

The article presents the research results of the prospects of the consumers' cooperation system in the Zabaikalye Territory for the development of rural trade in the age of globalization of trade. The author has carried out SWOT analysis of the main factors of the trade development at the level of consumers' cooperation on the basis of net retailer in the Zabaikalye Territory and has made an attempt to develop the main components of the mechanism in the fulfillment of the prospects of the cooperative sector of the economy to enable this sector to become competitive.

Текст научной работы на тему «Потенциальные возможности потребительской кооперации Забайкальского края для развития торговли сельских территорий на уровне сетевого ритейла и механизм их реализации»

УДК 339 Ж.п. ШНОРР

ББК 65.9(2)42 кандидат экономических наук, доцент

Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права

e-mail: shnorr75@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НА УРОВНЕ СЕТЕВОГО РИТЕЙЛА И МЕХАНИЗМ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Исследованы потенциальные возможности системы потребительской кооперации Забайкальского края для развития торговли сельских территорий в условиях глобализации торговли. Выполнен SWOT-анализ основных факторов развития торговли потребительской кооперации на уровне сетевого ритейлера в Забайкальском крае. Предпринята попытка разработки основных элементов механизма реализации потенциальных возможностей кооперативного сектора экономики для достижения им конкурентоспособности.

Ключевые слова: потребительская кооперация, сельские территории, торговля, глобализация, сетевой ритейл, интеграция.

ZH.P. SHNORR

PhD in Economics, Associate Professor, Chita Institute of Baikal State University of Economics and Law

e-mail: shnorr75@mail.ru

PROSPECTS AND MECHANISMS OF CONSUMERS’ COOPERATION IN ZABAIKALYE TERRITORY FOR DEVELOPMENT OF RURAL TRADE ON BASIS OF NET RETAILING

The article presents the research results of the prospects of the consumers' cooperation system in the Zabaikalye Territory for the development of rural trade in the age of globalization of trade. The author has carried out SWOT analysis of the main factors of the trade development at the level of consumers' cooperation on the basis of net retailer in the Zabaikalye Territory and has made an attempt to develop the main components of the mechanism in the fulfillment of the prospects of the cooperative sector of the economy to enable this sector to become competitive.

Keywords: consumers' cooperation, rural territories, trade industry, globalization, net retailing, integration.

Глобализация сферы товарного обращения и усиливающаяся экспансия глобальных и федеральных торговых сетей в регионы демонстрируют готовность и возможность крупных сетевых ритейлеров осуществлять инвестиции не только в городской зоне, но и в сельской местности. Накапливается опыт освоения сельских территорий и региональными сетями. Активизация сетевых технологий и соответствующих им торговых форматов и продвижение их в сельский сегмент потре-

бительского рынка представляют реальную угрозу для системы потребительской кооперации, традиционно его обслуживающей.

Конкурентные преимущества и возможности сетевого ритейла, в частности торговых сетей, состоят в экономическом могуществе, финансовой мощи, массовости, унификации и стандартизации торговотехнологических процессов, централизации закупочной деятельности и развитии собственной системы дистрибьюции, внедрении

© Ж.П. Шнорр, 2011

современных форматов и методов торговли, программ лояльности покупателей, активной региональной экспансии.

Традиционно экономический потенциал потребительской кооперации региона характеризуется сложившейся в рамках территории отраслевой, хозяйственной, имущественной структурой кооперативных организаций, уровнем специализации, товарными ресурсами и степенью вовлеченности субъектов потребительской кооперации в систему потребительского рынка и экономику региона. Современное понимание развития потребительской кооперации в условиях усиления процессов глобализации обусловливает изменение подходов к организации и осуществлению финансово-хозяйственных функций. Это предопределяет адаптацию сетевого подхода и достижение конкурентоспособности на уровне сетевого ритейлера. Конкурентная сила организаций потребительской кооперации региона определяется их способностью противостоять сетевому ритейлу с учетом потенциальных возможностей и региональной специфики.

В Забайкальском крае, выбранном автором в качестве объекта исследования, торговля является привлекательным видом деятельности и активно развивается, но становление сетевых форм торговли и формирование торговых сетей происходят со значительным отставанием от среднероссийских показателей. Положительные изменения в развитии современных методов и форматов торговли затронули только столицу краевого центра. В сельской местности современные подходы к организации торговли и торгового обслуживания населения не получили развития.

С учетом исторических традиций сельский сегмент потребительского рынка имеет существенное значение для края, поскольку в сельской местности расположены предприятия добывающих отраслей и агропромышленного комплекса, первостепенно важных для экономики края. Регион заинтересован в социально-экономическом развитии сельских территорий, которое зависит от многих факторов, в том числе от уровня развития торговой инфраструктуры и обеспеченности населения всеми необходимыми товарами.

Конкурентную среду сельского сегмента потребительского рынка товаров формиру-

ют организации и предприятия потребительской кооперации и предпринимательские структуры. За годы рыночных преобразований потребительская кооперация утратила лидирующие позиции в торговом обслуживании сельского населения Забайкальского края, исключение составляет Усть-Карское потребительское общество, которое является бесспорным лидером в своем районе. Вместе с тем потребительская кооперация пока остается самой крупной системой на селе и выступает как многоотраслевой комплекс, осуществляя торговлю, заготовительную деятельность, производство полуфабрикатов и хлебопечение, оказывая услуги в сфере общественного питания. Основной вид деятельности кооперативов — розничная торговля. Отрицательным является то, что кооперативный сектор экономики, занимающийся торговлей, является во многом неконкурентоспособным и слабовосприимчивым к новациям и изменениям, обусловленным процессами глобализации в сфере обращения.

Исследование, проведенное автором, показало наличие дисбаланса между розничной торговлей и другими видами деятельности потребительской кооперации; розничной и оптовой торговлей. В секторе розничной торговли нарушаются пропорции при формировании товарной структуры вследствие «вымывания» товаров социального значения из ассортимента, накопления и расходования товарных запасов, слабого вовлечения товарных ресурсов общественного питания и пищевой кооперативной промышленности в силу их неразвитости. Негативными факторами, сдерживающими развитие кооперативной торговли, являются неразвитость оптовой торговли, разбалансированность процесса товароснабжения, отсутствие внутрисистемных поставок, самостоятельные закупки кооперативами товаров.

В торговле Забайкальского крайпотреб-союза крайне слабо используются современные и прогрессивные формы и методы продаж, по причине чего кооперативная торговля значительно не дотягивает до уровня цивилизованности отрасли, отсутствует специализация торговой сети. Не получили своего развития современные форматы торговли: минимаркеты, магазины шаговой доступности, дискаунтеры и др. Даже в му-

ниципальных образованиях вся торговля осуществляется традиционным методом, т.е. через прилавок. Забыта развозная торговля, осуществлявшаяся в поселениях малой людности и отдаленных селах.

Утрата потребительской кооперацией лидирующих позиций в сельской торговле и обслуживании сельского населения, отставание организации торговой отрасли от современных требований являются чертами кризисной ситуации, характерной для большинства потребительских союзов страны, в том числе и для потребительской кооперации Забайкальского края. Это обусловлено тенденцией к организационному дроблению предприятий системы, утратой коммерческой вертикали управления и крупного опта, слабым внедрением информационных технологий в управление коммерческими операциями [1; 2]. Тем не менее у системы потребительской кооперации края имеются шансы существенно упрочить позиции при условиях адаптации сетевого подхода к своей деятельности, построения кооперативной торговой сети и достижения конкурентоспособности на уровне сетевого ритейлера.

К потенциальным возможностям для построения региональной торговой сети и сильным сторонам потребительской кооперации Забайкальского края мы относим:

- наличие социальной базы — пайщиков, которые заинтересованы в развитии системы потребительской кооперации. Забайкальский крайпотребсоюз по состоянию на начало 2011 г. имел 87,3 тыс. пайщиков, это больше, чем в других потребсоюзах Сибирского федерального округа. Но здесь важно выстроить правильные взаимоотношения потребительских обществ и пайщиков — с учетом экономических интересов всех партнеров;

- наличие внутренних финансовых ресурсов для развития торговой сети, основным источником которых должны стать средства паевого фонда;

- наличие материально-технической базы розничной торговли. В розничной торговле задействовано 174 магазина, или 65,9% всех магазинов. Действующая торговая площадь составляет 13 629 м2. Существующий резерв увеличения количества торговых объектов и расширения торговых площадей — это привлечение сданных в аренду и закрытых, брошенных объектов розничной сети;

- наличие материально-технической базы оптовой торговли. Система располагает складскими площадями Универсальной базы и Борзинской межрайбазы, а также складскими помещениями райпо. Всего имеется 72 склада, из них в торговле задействовано 35 складов, остальная часть складских помещений сдана в аренду, закрыта;

- наличие опытных кадров и опыта в организации торговли и обслуживании сельского населения, разработанных схем и графиков централизованного завоза товаров по селам. Имеется система подготовки и переподготовки кадров на базе Забайкальского института потребительской кооперации СибУПК;

- многоотраслевой характер системы (пищевая промышленность, торговля, заготовительная деятельность, общественное питание, сфера услуг);

- наличие традиционных связей с органами власти, местным самоуправлением, населением.

Перечисляя сильные стороны потребительской кооперации и ее потенциальные возможности для формирования и развития в качестве регионального сетевого ритейлера на сельских территориях, не следует забывать и об объективных факторах и угрозах, сдерживающих развитие. К ним можно отнести сильный миграционный отток с сельских территорий и старение сельского населения; низкую плотность населения на территории края; наличие территорий малой людности; невысокую покупательную способность сельского населения; суровые климатические условия, требующие значительных инвестиций для капитального строительства; отсталость в развитии логистической инфраструктуры и плохое состояние дорог, коммуникаций; недостаток финансовых ресурсов; изношенность основных фондов; высокие транспортные расходы в связи с доминированием внешних поставок товарных ресурсов и др.

Комплексная оценка потенциальных возможностей потребительской кооперации Забайкальского края для развития сетевого ритейла региона в долгосрочной перспективе с учетом совокупности внешних и внутренних факторов, специфики территориального развития выполнена на основе SWOT-анализа (табл.).

SWOT-aнaлиз основных факторов развития торговли потребительской кооперации на уровне сетевого ритейлера в Забайкальском крае

Сильные стороны Слабые стороны

Существование кооперативных организаций и предприятий в единой системе. Многоотраслевой характер деятельности на потребительском рынке (кооперативная пищевая промышленность, заготовительная деятельность, оптовая и розничная торговля, сфера услуг, транспорт). Наличие материально-технической базы. Наличие собственных финансовых ресурсов за счет паевого фонда. Наличие кооперативного образовательного комплекса, способного обеспечить потребности системы в высококвалифицированных кадрах. Наличие богатого опыта в обслуживании сельского сегмента потребительского рынка и организации процессов товароснабжения. Наличие опыта партнерства структур потребительской кооперации и региональной власти. Выгодное геополитическое положение региона, способствующее формированию товарных ресурсов за счет «китайского фактора» Неблагоприятные тенденции демографического развития сельских территорий: сохранение миграционного оттока и старение сельского населения. Значительная дифференциация муниципальных образований по уровню социально-экономического развития на фоне низкого платежеспособного спроса населения. Суровые климатические условия, обусловливающие значительные инвестиции в развитие инфраструктуры. Отсталость в развитии логистической инфраструктуры, коммуникаций, плохое состояние дорог. Низкий уровень инновационной активности кооперативных организаций и предприятий. Высокая степень износа основных производственных фондов. Высокие транспортные расходы в связи с доминированием внешних поставок ввиду специфики региона

Возможности Угрозы

Имеющиеся предпосылки для адаптации сетевого подхода и сетевых технологий менеджмента деятельности предприятий и организаций потребительской кооперации. Внутрирегиональная, межрегиональная, международная интеграция и кооперация. Отраслевая и территориальная диверсификация. Реализация преимуществ и функционирования на основе ценностей кооперативного движения, самобытности, стратегической ориентации как социальноориентированной системы Экспансия глобальных и федеральных торговых сетей в зону деятельности потребительской кооперации. Уменьшение численности пайщиков и игнорирование их экономических интересов. Дезинтеграция сектора потребительской кооперации и утрата коммерческой вертикали управления. Сокращение числа организаций потребительской кооперации за счет преобразования в другие организационно-правовые формы на фоне сокращения объемов их деятельности

В целях реализации потенциальных возможностей системы потребительской кооперации для достижения конкурентоспособности на уровне сетевого ритейлера необходим механизм, под которым мы понимаем совокупность организационно-экономических мер по адаптации сетевого подхода, используемых при принятии соответствующих управленческих решений.

Основой адаптации сетевого подхода к организации деятельности системы потребительской кооперации края, по нашему мнению, должны стать процессы вертикальной интеграции и отраслевой диверсификации внутри организаций системы на основе заключения многосторонних договоров. Сетевой механизм взаимодействия формирует общую стратегическую цель хозяйствующих субъектов в целом. Наличие договорной основы взаимодействия субъектов хозяйствования позволит осуществлять согласованное

взаимовыгодное экономическое партнерство и преодолеть проблему утраты коммерческой вертикали управления, ослабить процессы дезинтеграции, в конечном счете — повысить конкурентоспособность всей системы потребительской кооперации. Мы видим потребительскую кооперацию края крупной вертикально-интегрированной системой с широкими горизонтальными связями. В отличие от предпринимательских сетей для потребительской кооперации приоритет остается в выполнении социальной миссии.

Системе потребительской кооперации органично присущи многие признаки сети, а до перехода к рыночной экономике она обладала некоторыми ее элементами. В едином комплексе существовали оптовая и розничная торговля, заготовительная и производственная деятельность, основанные на сильной хозяйственной вертикали управления. Наличие крупного опта гарантировало

закупку товаров крупными партиями, их завоз в магазины, единую систему управления складским хозяйством и товарными запасами. Вместе с тем истинное понимание сетевого подхода предполагает интеграционные усилия без жесткой централизации управления на отношениях партнерства, уникальности каждого участника сети и сетевой власти. Это предоставляет кооперативному сектору потребительского рынка важные дополнительные возможности для развития, которых нет у торговых сетей. Поэтому потребительские общества и союзы должны ориентироваться на восстановление прежних элементов сетевой торговли и дополнительно внедрять информационные и компьютерные технологии, централизованную систему работы с поставщиками, развивать внутрисистемные поставки и договорные условия сотрудничества [2, с. 61-63].

Построение кооперативных сетей обусловливает консолидацию закупочной деятельности и развитие крупного оптового звена. Отметим, что наиболее существенным конкурентным преимуществом сетей перед независимыми магазинами является объединение закупочной деятельности. Централизация закупок дает самый быстрый экономический эффект. Возрождение кооперативного опта рассматривается нами как важное условие для успешной адаптации сетевого подхода и предполагает интеграционные трансформации оптовой и розничной торговли в формате оптово-розничных объединений, оптово-розничных ассоциаций либо консолидации закупочной деятельности

в коммерческом аппарате краевого потребительского союза.

Важным моментом в адаптации сетевого подхода выступает взаимодействие органов региональной власти, местного самоуправления и кооперативных организаций, направленное на поддержку кооперативного сектора экономики и предоставление налоговых преференций, доступа к льготным источникам финансирования и др. Необходимо осознать стратегическую роль потребительской кооперации в обслуживании и социально-экономическом развитии сельских территорий в условиях глобализирующейся экономики и экспансии федеральных сетей. Именно кооперативный сектор экономики способен защитить региональный рынок, обеспечить его развитие и торговое обслуживание населения сельских территорий при достижении условий, упомянутых выше.

Таким образом, у потребительской кооперации имеются потенциальные возможности для развития сельской торговли на уровне сетевого ритейлера. Основными элементами механизма их реализации выступают адаптация сетевого подхода к организационно-экономическому аспекту деятельности кооперативного сектора экономики, в том числе использование договорного механизма взаимодействия между предприятиями системы, возрождение крупного кооперативного опта посредством интеграции оптовой и розничной торговли, централизация закупочной деятельности, выстраивание взаимоотношений с региональной властью и местными органами самоуправления.

Список использованной литературы

1. Наговицин A.A. Варианты создания торговых сетей // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации: междунар. науч.-теорет. ж-л. 2008. Вып. 2 (26). С. 206—210.

2. Наговицина Л.П. Повышение конкурентоспособности потребительской кооперации // Актуальные проблемы экономики и менеджмента: материалы конф.: в 2 ч. Новосибирск, 2004. Ч. 1. С. 59—65.

Referenses

1. Nagovitsin A.A. Varianty sozdaniya torgovykh setei // Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoi kooperatsii: mezhdunar. nauch.-teoret. zh-l. 2008. Vyp. 2 (26). S. 206—210.

2. Nagovitsina L.P. Povyshenie konkurentosposobnosti potrebitel'skoi kooperatsii // Aktual'nye problemy ekonomiki i menedzhmenta: materialy konf.: v 2 ch. Novosibirsk, 2004. Ch. 1. S. 59—65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.