Научная статья на тему 'Инструменты принятия решений предприятиями и корпорациями оборонно-промышленного комплекса'

Инструменты принятия решений предприятиями и корпорациями оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оборонно-промышленный комплекс / корпоративная информационная система / бизнеспроцессы / системные технологии / экономические показатели
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты принятия решений предприятиями и корпорациями оборонно-промышленного комплекса»

Ситников С.Е.

начальник сектора Мытищинского НИИ радиоизмерительных приборов

s_sitnikov67@mail.ru

ИНСТРУМЕНТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И КОРПОРАЦИЯМИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, корпоративная информационная система, бизнес-процессы, системные технологии, экономические показатели.

Корпоративная информационная система (КИС) - это открытая интегрированная автоматизированная система реального времени по автоматизации бизнес-процессов компаний всех уровней, в том числе и бизнес-процессов принятия управленческих решений [1]. При этом степень автоматизации бизнес-процессов предприятий и корпораций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) определяется исходя из обеспечения максимальной прибыли компании. Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз.

Для эффективной поддержки принятия решений в управлении деятельностью компаний с филиальной структурой в настоящее время требуется интеграция и развитие подходов к построению систем управления бизнес-процессами (Business Process Management System, BPMS), систем планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP), систем управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM), систем планирования ресурсов предприятия (Customer Relationship Management), систем бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI), систем управления эффективностью (Corporate Performance Management, CPM). Каждый из указанных классов систем в отдельности обеспечивает лишь часть управленческих задач компаний в России.

Исследование специфики компаний ОПК в России и анализ основных задач в управлении деятельностью позволили сформулировать следующие концептуальные принципы построения КИС для предприятий оборонно-промышленного комплекса:

1. Двухуровневая структура. Разрабатываемая КИС должна функционировать на двух уровнях - РГ (региональный или предприятия) и ФД (федеральный или корпорации). На региональном уровне КИС поддерживает управление деятельностью РГ на основе процессного подхода, на федеральном уровне обеспечивается сбор информации о деятельности со всех РГ плюс учет данных с центрального филиала, централизованное хранение и анализ этой информации, классификация РГ, формирование стандартов;

2. Полный цикл управления на основе процессного подхода. Для эффективного и непрерывного совершенствования деятельности важной характеристикой КИС является обеспечение полного цикла управления на основе процессного подхода, который предполагает итерационное выполнение процедур описания процессов, мониторинга и контроля исполнения, анализа процессов, реинжиниринга;

3. Интеграция подходов и технологий. С целью наиболее эффективного решения задач совершенствования деятельности РГ в создаваемой КИС необходимо интегрировать подходы и технологии управления бизнес-процессами (BPMS), система планирования ресурсов предприятия (ERP), система управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management), управления эффективностью (CPM) и бизнес-аналитики (BI). Указанные подходы должны быть реализованы на единых архитектурных принципах и функционировать в рамках единой информационной и программно-технологической инфраструктуры;

4. Поддержка стандартов необходима для решения задач стандартизации деятельности РГ. На федеральном уровне - разработка, отладка, анализ стандартов процессов и т.д.; на региональном уровне - «наложение» стандартов на существующие процессы;

5. Интеграция процессов ERP - интеграция функций системы, при которых процессы выполняются в «бесшовном» режиме. Процесс интеграции ускоряет выполнение этапов жизненного цикла, давая возможность предприятию более быстро и гибко реагировать на события. Интеграция данных: информация о поставщиках, продукции и клиентах для «однозначного представления ситуации». Одна запись для каждого поставщика, продукта или клиента, доступная всем пользователям, с различным представлением элементов в зависимости от роли пользователя. Вертикальная и горизонтальная прозрачность информации о бизнес-процессах. Переход на другие уровни бизнес-процессов для получения детальной информации, до исходной транзакции и всех связанных с нею документов. Использование событийно-управляемых потоков бизнес-процессов. Потоки операций и бизнес-процессы инициируются в зависимости от статуса или ценности элемента информации;

6. Интеграция процессов в хранилище данных. Транзакционные системы класса BPMS не предполагают наличие корпоративных хранилищ данных (КХД). В компаниях требуется не только организовать управление процесса-

ми, но и обеспечить анализ - динамический, структурный, структурно-динамический, коэффициентный и др. Поэтому информация о деятельности должна накапливаться и консолидироваться в едином корпоративном хранилище данных;

7. Интеграция процессов в CRM. Система для автоматизации стратегий взаимодействия с клиентами (заказчиками или поставщиками), для повышения уровня продаж, оптимизации процессов маркетинга, улучшения обслуживания клиентов: сохранение информации о клиентах - истории взаимоотношений, установления и улучшения процессов и последующего анализа результатов. CRM - система, центром взаимодействия которой является клиент, а основными направлениями - поддержка продаж, обслуживания клиентов, а также эффективный маркетинг. Хранение, анализ информации о потребителях, поставщиках, партнёрах, а также о внутренних процессах компании обеспечивают данные бизнес цели;

8. Развитие методологической базы для анализа. Для эффективного решения задач анализа информации о деятельности РГ необходимо развитие методологической и инструментальной базы по следующим направлениям: расчет стоимости процессов, оценка времени выполнения процессов, анализ организационной структуры, управление эффективностью;

9. Взаимодействие с СПК. КИС должна взаимодействовать с существующими программными комплексами (СПК), функционирующими в филиалах. Взаимодействие организуется с целью: получения исходных данных (например, данные о расходах РГ); получения актуальной нормативно-справочной информации; получения данных об исполнении процессов. С учетом указанных принципов разработана концептуальная модель системы, охватывающая уровень центрального аппарата компании и региональный уровень управления. Представленная концептуальная модель наиболее полно отвечает решению управленческих задач компаний России и включает следующие компоненты:

Системы регионального уровня (в каждом территориальном учреждении). КИС регионального уровня является универсальным решением для всех региональных филиалов и предоставляет единые для всех РГ функциональные возможности. Информация о деятельности РГ собирается в хранилище данных, над которым установлена и работает BI (Business Intelligence).

Система центрального оперативного управления (в центральном аппарате). КИС федерального уровня является компонентом, который интегрирует в себе всю информацию, и предполагает централизацию в хранении и обработке информации о деятельности всех РГ и отличные от системы регионального уровня дополнительные возможности в управлении. В системе федерального уровня происходит формирование данных (стандарты процессов, нормативы и др.), которые тиражируются в КИС регионального уровня.

Дополнительные источники информации в основном обеспечивают данными КИС регионального уровня, к ним могут относиться различные программные комплексы от поставщиков, функционирующие в территориально распределенных учреждениях. Внешние источники могут быть составляющими компоненты КИС.

В состав корпоративной информационной системы входят функциональные подсистемы с пользовательскими интерфейсами, реализующие бизнес-функции, и технико-технологические подсистемы, которые обеспечивают работу функциональных подсистем на основе стандартизированных способов управления данными и централизованных метаданных, а также контролируют процесс работы оборудования. Работа всех подсистем осуществляется под управлением подсистемы администрирования с учетом требований компаний к информационной безопасности, которая обеспечивает необходимый и достаточный уровень защиты данных от несанкционированного доступа в соответствии с требованиями компаний России. Требования к функциональным подсистемам на информационном и инструментальном уровне:

Подсистема описания процессов предназначена для формализованного описания деятельности в виде совокупности взаимосвязанных процессов с учетом особенностей компаний России. Для моделирования процессов в системе использованы стандарты IDEF0 и IDEF3.

Подсистема контроля исполнения процессов обеспечивает исполнение процессов, которые предварительно были формализованы, осуществляя движение задач между исполнителями в соответствии с заранее заложенной схемой маршрутизации, контроль заложенного времени и эффективности выполнения, преобразование данных о реализации процессов из внешних источников в единый преобразованный и стандартизированный формат.

Подсистема стоимости процессов предназначена для оценки стоимости процессов и анализа их характеристик с различных сторон, предоставляет средства для детального анализа стоимостных характеристик процессов, балансировки, сравнение и проведения различных вариантов стоимостной оценки.

Подсистема анализа процессов реализует поддержку анализа деятельности РГ по различным аспектам - прибыль, эффективность, затраты, оценка персонала, процессы и др., производится сбор, анализ и структурирование данных из внешних источников и других подсистем.

Система для построения и учета стратегических целей, задач и показателей компании представляет собой ССП (систему сбалансированных показателей), которые могут лежать в основе процессов, подразделений, сотрудников и т.д. Все цели, задачи и показатели носят исторический характер. Источником данных для КИС является КХД (корпоративное хранилище данных). Анализ и достижение целевых значений показателей могут быть заданы несколькими заранее проработанными сценариями, для оценки возможности достижения целей и задач показателям присваиваются при необходимости весовые коэффициенты. На основе анализа заданных (планируемых) и фактических значений производится мониторинг и анализ достижения целей.

Поддержка принятия решений в управлении персоналом - аналитические приложения для анализа организационной структуры компании, анализа персонала различных аспектов: результативность в основных показателях исполнения процессов, соблюдения временных и качественных характеристик в работе, балансировка и равномерное и эффективное распределения функциональных обязанностей.

Анализ и принятие решение на основе полученных показателей деятельности производится с помощью аналитических отчетов, реализуемых с помощью В1-инструментов на основе хранилища данных, при этом обеспечивается возможность сравнения различных показателей и применение разных видов анализа (динамический, структурный, сравнительный, кластерный, ранжирование и др.).

Исследование существующей методологической базы выявило отсутствие в настоящее время комплексных методов для расчета длительности процессов для организаций сферы услуг. Между тем, процессы РГ имеют сложную структуру (блоки операций, вложенные процессы, параллельные потоки выполнения, условные переходы и др.) и как следствие множество вариантов выполнения, поэтому есть необходимость в оценке минимальной, максимальной и средней длительности процесса. Длительность процесса может оцениваться как статически (время, затрачиваемое на выполнение процесса от начала до конца), так и динамически (при исполнении процессов - время, оставшееся до окончания процесса).

Разработанные алгоритмы расчета длительности основываются на теории графов и теории вероятностей: процесс представляет собой ориентированный граф ^. в котором имеется два вида вершин - операции ^ ^ <", и условия } 1гП1 (зХ0 необходимо для того, чтобы иметь возможность выделить разные варианты прохождения процесса). Каждая операция имеет вес - оценочную длительность каждое условие - вероятность Из вер-

л, С-

шины может исходить несколько дуг, причем если из ** I исходит несколько дуг к условиям }, то они образуют пол-

Стратегическое планирование с помощью продуктов класса SCM (управление цепочками поставок). Система управления цепями поставок (англ. Supply chain management, SCM) - организационная стратегия и прикладное программное обеспечение, предназначенные для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения. SCM-системы охватывает весь товарный цикл: закупку сырья, производство, распространение товара [2]. Системы данного класса можно использовать для стратегического планирования развития деятельности предприятия. Данные системы позволяют построить и просчитать показателя для стратегического плана развития предприятия исходя из прогнозируемого спроса. Возможно решение задач по стратегическому и тактическому планированию.

Системы класса EPM. Интегрированный комплекс бизнес приложений поддержки процессов управления эффективностью EPM (Enterprise Performance Management) обеспечивает связку стратегического планирования, целей тактического и оперативного планирования и мониторинг исполнения действий реализации стратегической программы и бизнес-плана, поддерживает весь цикл управления, охватывающий процессы формирования целей, стратегических карт, ключевых показателей эффективности, моделирование сценарных прогнозов, планирование, мониторинг анализ и формирование отчётов финансовых и операционных результатов.

Системы класса TMS. Transportation Management System (TMS) - система управления транспортом. Часть структуры Supply Chain Management. Такая система обеспечивает расчет стоимости перевозки различными видами транспорта, агрегирует таможенные затраты и данные о погрузочно-разгрузочных работах, отслеживает сроки перевозок. Одна из задач системы - по запросу менеджера мгновенно выдать информацию о том, где находится груз, каковы сроки его доставки.

Системы класса PLM. Product Lifecycle Management (PLM) - это (жизненный цикл изделия) - технология управления жизненным циклом изделий. Организационно-техническая система, обеспечивающая управление всей информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего его жизненного цикла, начиная с проектирования и производства до снятия с эксплуатации [3]. Решения класса PLM могут быть использованы в предприятиях и корпорациях оборонно-промышленного комплекса.

Системы класса PPM. Project and Portfolio Management (PPM) - это комплексное централизованное решение, позволяющее создавать бизнес-процессы и анализировать результаты работы, управлять проектами, при этом управляя ресурсами и финансами в рамках всей компании, данные могут быть доступны в режиме реального времени. Чаще всего решение имеет модульную структуру. Система гибко настраивается в соответствии с требованиями организации. Решение класса PPM должно поддерживать пять областей знаний: стратегическое управление Портфелем проектов; тактическое управление портфелем проектов; управление производительности портфеля проектов; управление связью между портфелями проектов; управление рисками портфеля проекта.

Системы класса CRM. Customer Relationship Management («управление взаимоотношениями с клиентами») -способ организации и ведения бизнеса, при котором клиенты рассматриваются как главный актив предприятия, приоритетными являются взаимоотношения с ними. Главной целью является определение самых рентабельных клиентов. Разработка плана работы, направленной на привлечение или удержание клиентов для максимизации прибыли компании. Компании накапливают знания о клиентах для выстраивания взаимовыгодных отношений. CRM-решения можно классифицировать по семи основным категориям: SFA (Sales Force Automation) - автоматизация деятельности торговых представителей; МА (Marketing Automation) - автоматизация маркетинговой деятельности; CSA, CSS (Customer Service Automation, Customer Service Support) - автоматизация обслуживания клиентов и службы поддержки; Call/Contact Center Management - центры обработки вызовов, контакт-центры; Field Service Management - управление

ную группу событий. Также выполняется условие: если дуга

то

.

территориально подразделениями или пользователями, которые находятся удаленно; PRM (Partner Relationship Management) - управление взаимоотношениями с партнерами; Help Desk - техническая поддержка пользователей.

Системы класса ERP. Enterprise Resource Planning («управление ресурсами предприятия») - набор интегрированных приложений, единые условия для автоматизации учета, планирования, анализа и контроля главных бизнес-процессов компании. Это информационная система для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-процессов и решения бизнес задач в масштабе предприятия (организации). ERP-система помогает интегрировать все отделы и функции компании, все департаменты работают с единой базой данных. Данные системы являются наиболее современными решениями в сфере систем автоматизированного управления деятельностью предприятия. В их основу положены системы MRPII, или Manufacture Resource Planning, позволяющие планировать необходимые для производственных процессов мощностные, финансовые и материальные ресурсы.

Цель систем класса ERP - оптимизация предприятия в целях управления изменениями себестоимости товара и достижения выгоды. Система класса ERP дает следующие возможности:

- планировать необходимое количество материалов и комплектующих, сроки и объёмы поставок для выполнения плана производства продукции;

- регулировать количество продукции и управлять издержками на хранение;

- регулировать процесс производства, ориентируясь на изменение спроса;

- оптимизировать бизнес-процессы из-за сокращения материальных и временных затрат;

- контролировать поставки комплектующих и уровень сервиса для клиентов.

Положительные стороны внедрения ERP [4]:

- сокращение уровня страховых запасов;

- своевременность пополнения МТР (материально-технических ресурсов);

- повышение оборачиваемости оборотных средств;

- уменьшение неликвидных запасов и объема неплановых закупок;

- увеличение объемов производства и повышение эффективности;

- эффективное управление материалами;

- улучшение ценообразования;

- снижение трудозатрат на операции бухгалтерии.

В развитии современных технологий разработки программного обеспечения (ПО) можно отследить переход от итерационного подхода к релизам. Задачи могут переходить из итерации в итерацию, но не мешая выпуску нового релиза системы. Предложенный подход предлагает привязать итерации к релизному циклу тестирования, чтобы показать, насколько будет удобнее показать уменьшение накладных расходов, и сможет ли большее количество длинных задач помещаться в один релиз, равный двухнедельной итерации. Тем самым показать, насколько можно быть гибким на каждом этапе вывода нового продукта на рынок [5].

Задачи в релизном цикле тестирования вариативны и изменчивы в зависимости от внешних факторов, влияющих на данный процесс, а некоторые могут быть отложены до появления более критичной необходимости в их выполнении. При выборе задач для нового релиза тестирования необходимо учитывать, какую ощутимую пользу принесет оптимизация того или иного процесса, всегда необходимо откладывать задачи и начать перепланирование, собрав достаточно статистической информации и до получения обратной связи от пользователей данного процесса. Процесс может быть любым - от создания карточки клиента в системе до подтверждения услуги клиенту.

Главными целями релизного подхода являются ускорение вывода нового продукта на рынок и повышение качества данного продукта. Критерием достижения цели может являться сокращение времени простоя систем, связанного с отказом ПО. Процент, на который может быть снижено время простоя, будет зависеть от поставленных задач, сроков, времени и финансового обеспечения данной задачи. Правильно организованный процесс тестирования системы, которая участвует в создании продукта, позволит экономить деньги и время на устранении ошибок и увеличить прибыль от хорошей репутации компании.

Релизный цикл тестирования - это набор функций системы, которые могут быть протестированы за определенное конечное время, и имеющих наивысший приоритет для проверки в текущий момент времени. Релизный цикл предполагает тестирование, которое повторяется и происходит либо после выхода нового релиза системы, либо имеет выбранный цикл во времени: недельный; месячный; квартальный; полугодовой; годовой. Планирование релизов тестирования позволяет видеть «генеральную линию» выхода и развития готового продукта на рынок.

Время релизного цикла тестирования может задаваться исходя из приоритетов и сроков выхода нового продукта на рынок. Так как в работах [6, 7] рассматриваются примеры выхода инновационного продукта на рынок, что фактически является услугой, процесс создания которого проходит через системы, необходимо проводить тестирование систем, которые обеспечивают работу процесса.

Одним из возможных шагов по повышению качества конечного продукта является регламентация процессов тестирования и процедур взаимодействия тестирования с разработкой. Организация процесса приемки программного обеспечения у разработчиков представлена в табл. 1.

Таблица 1

Цель и основные показатели КР1

Цель Основные КР1

Повышение качества тестирования. Уменьшение времени простоя систем за счет снижение количества отказов ПО (критерием будет являться сокращение времени простоя систем, связанного с отказом ПО, до 40%*).

Регламентация процессов тестирования и процедур взаимодействия тестирования в рамках бизнес-процессов и связанных с ними доработкой и новой разработкой. Организация процесса приемки обновленных бизнес-процессов у разработчиков. Сокращение сроков вывода новых продуктов на рынок (критерием достижения цели будет являться сокращение общего срока реализации заявок на доработку ПО и вывода продуктов на рынок до 15%* (сокращение среднего времени на тестирование заявок до 40%*)).

Систематизация процессов тестирования. Уменьшение времени отвлечения сотрудников бизнес-подразделений на решение непрофильных задач по тестированию ПО (критерием достижения цели является снижение времени отвлечения сотрудников бизнес-подразделений на проведение тестирования до 30%*).

Оперативное выявление ошибок в новых разработках и возможность отследить причину и место возникновения ошибки. Сокращение времени, необходимого на согласование внесения исправлений выявленных ошибок в продуктивной среде*. (Критерием достижения цели будет являться снижение времени согласования до 50%*)

Снижение незапланированных затрат на доработку систем по причине возникновения ошибок не выявленных на этапе приемки решения при вводе в эксплуатацию (критерием достижения цели может являться снижение количества ошибок, выявляемых до 50%)

Чтобы достичь указанные значения КР1, необходимо решить следующие задачи: построить ИТ-инфраструктуру, достаточную для проведения комплексного тестирования в требуемом качестве и объеме; организовать процесс управления тестовыми средами; разработать процессы тестирования и регламентировать процедуры обновления и разработки бизнес-процессов; применить релизный подход в процесс регрессионного тестирования; разработать и внедрить процесс управления релизами. Эффективное управление средами тестирования возможно только при использования адаптивного подхода к автоматизации.

Задачи, которые необходимо решать в области тестирования в рамках предложенной адаптивной самопроверяемой системы: оперативное обновление сред тестирования для обеспечения текущей поддержки приложений корпорации ОПК; создание и актуализация сред разработки и тестирования приложений по требованиям заинтересованных подразделений корпорации ОПК; снижение рисков влияния человеческого фактора при создании сред тестирования; разнесение продуктивных процессов и процессов тестирования. За счет этого происходит исключение влияния на промышленные системы корпорации ОПК.

Список литературы

1. Ситников С.Е. Модель оптимизации производственной программы предприятия оборонно-промышленного комплекса // Вестник ФГУП «ЦНИИ «ЦЕНТР». 2014. - № 3. - С. 42-46.

2. http://scn.sap.com/community/mining-and-mill-products/blog/2014/02/22/gartner-rates-sap-transportation-management-visionary-in-the-magic-quadrant-for-transportation-management-systems-2016

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/PLM

4. Кохно П.А. Конкурентный цикл вооружения // Военная мысль. 2016. - № 6. - С. 57-67.

5. Кохно П.А. Методы и инструменты экономики успеха: монография / авторы: Кохно П.А. и др. - М.: Юр-ВАК, 2016. - 216 с.

6. Кохно П.А., Вейко А.В. Экономический механизм развития ракетно-космической отрасли // Общество и экономика. 2016. -№ 9. - С. 75-104.

7. Ситников С.Е. Стратегия конкурентного производства // Конкурентный цикл продукции / авторы: Кохно П.А., Креопалов В.В. Отв. ред. д.э.н., проф. П.А. Кохно. - М.: МЭСИ, 2015. - С. 57-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.