Научная статья на тему 'Информационные системы в управлении организацией'

Информационные системы в управлении организацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2829
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / INFORMATION SYSTEMS / MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION / MANAGEMENT AUTOMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носов Александр Леонидович

В статье рассмотрены стандарты и построенные на их основе информационные системы, используемые в управлении организациями. Приведены функциональные возможности наиболее известных отечественных и зарубежных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные системы в управлении организацией»

ART 16119 УДК 65:004

Носов Александр Леонидович,

доктор экономических наук, кандидат технических наук, заведующий ка федрой информатики и вычислительной техники ЧОУ ВО «Вятский со циально-экономический институт», г. Киров Logistic vgu@mail.ru

Информационные системы в управлении организацией

Аннотация. В статье рассмотрены стандарты и построенные на их основе информационные системы, используемые в управлении организациями. Приведены функциональные возможности наиболее известных отечественных и зарубежных систем. Ключевые слова: управление организацией, автоматизация управления, информационные системы. Раздел: (04) экономика.

Информационные системы в управлении организацией применяют различные методы управления, основанные на конкретных алгоритмах подготовки и принятия управленческих решений с использованием информационных технологий [1].

Методы управления формализованы в виде стандартов управления, которые являются основой разработки функциональной структуры ИС:

1. Планирование потребности в материалах (Material Requirement Planning - MRPI).

2. Планирование потребности в производственных мощностях (Capacity Resource Planning - CRP).

3. Замкнутый цикл планирования материальных ресурсов (CLMPR).

4. Планирование ресурсов производства (Manufacturing Resource Planning - MRPII).

5. Производство на мировом уровне (World Class Manufacturing - WCM).

6. Планирование ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning - ERPI).

7. Оптимизации управления ресурсами (ERPII).

8. Менеджмент как сотрудничество (Customer Relationship Management - CRM, Customer Synchronized Relationship Management - CSRM).

9. Управление цепочками поставок (Supply Chain Management - SCM).

10. Управление эффективностью бизнеса (Business Performance Management - ВРМ).

11. Непрерывное улучшение бизнес-процессов (Business Process Improvement - BPI). Указанные стандарты реализуются в модулях корпоративных систем управления

организациями. Отметим некоторые из них.

Система SAPR/3 [2]

На сегодняшний день это наиболее популярная как на Западе, так и у нас, КИС. Компания "SAPAG" занимает третье место в мире среди крупнейших софтверных компаний, основана в 1972 г., в настоящее время число сотрудников компании превышает несколько десятков тысяч человек, имеет представительства более чем в 50 странах мира. Система имеет свыше 10 000 клиентов в более чем 120 странах мира, а число пользователей, работающих в КИС SAP, превышает 10 млн человек. Более половины из 500 самых крупных в мире компаний используют именно решения SAP.

Кратко остановимся на назначении и взаимосвязи отдельных модулей SAPR/3. Базовый модуль (ВС). Модуль является основой системной настройки и конфигурирования функциональной структуры КИС.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

научно-методический электронный журнал

Модуль FI. Это центральный модуль финансового учета для системы SAPR/3. Модуль позволяет автоматизировать ввод бухгалтерских проводок, формировать сводные проводки, создавать специальные учетные регистры.

Модуль СО. Модуль предназначен для ведения управленческого учета (внутренней отчетности) в разрезе заказов, технологических переделов или деталеопераций, калькуляции себестоимости продукции, расчета и анализа прибыли.

Модуль IM. Модуль позволяет планировать инвестиции в основные средства предприятия.

Модуль TR. Модуль обеспечивает финансовое планирование и управление бюджетом.

Модуль ЕС. Модуль представляет систему поддержки принятия управленческих решений и учета по местам возникновения прибыли.

Модуль LO. Модуль содержит информационную систему поддержки принятия логистических решений на основе анализа учетных и плановых данных о движении материальных потоков. Модуль связан с модулями SD, ММ, РР и другими, обеспечивает анализ и управление бизнес-процессами закупки материалов, производства продукции, формирования запасов.

Модуль SD. Модуль обеспечивает управление бизнес-процессами сбыта (отгрузка, транспортировка продукции, фактурирование поставок). Он взаимосвязан с модулями ММ (проверка наличия и учет отгрузки материальных ценностей) и FI (учет лимита кредитной линии, учет дохода от реализации).

Модуль PP. Модуль обеспечивает управление любым типом производства (дискретным, непрерывным) и включает в себя следующие функциональные блоки:

- укрупненное планирование производства и сбыта продукции;

- долгосрочное планирование;

- разработка производственной программы;

- планирование потребности в материалах;

- планирование производственных мощностей;

- планирование производственных заказов (заказы производства);

- ведение конструкторских спецификаций;

- ведение технологических маршрутов;

- ведение рабочих центров;

- учет и калькуляция производственных затрат и др.

Модуль ММ. Модуль обеспечивает управление следующими материальными потоками: закупка (приобретение) основных материалов, планирование потребности в материалах, договорная компания и размещение заказов на поставку материалов, управление запасами на складе, инвентаризация материалов, контроль основных сведений о материалах в БД, управление складскими операциями и др.

Система Microsoft Dynamics Nav [3]

Программный продукт Microsoft Dynamics Nav сертифицирован Институтом профессиональных бухгалтеров, Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для использования на небольших и средних предприятиях сферы производства, сбыта, обслуживания с любой отраслевой и бизнес-спецификой. Microsoft Dynamicss NAV - система управления предприятием международного уровня, обеспечивает поддержку управленческого, бухгалтерского и налогового учета, управление товарно-материальными потоками и производством. Основными функциональными контурами управления являются: управление финансами, управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), управление цепочками поставок (SCM), персонал и заработная плата, а также электронная коммерция.

научно-методический электронный журнал

Microsoft Dynamicss NAVобеспечивает управление автоматизированным складом (подбор и размещение товаров, оптимизация использования складского пространства), осуществляет полный мониторинг состояния складского хозяйства.

Система Microsoft Dynamics Ax [4]

Программный продукт Microsoft Dynamics Ax - интегрированная система управления предприятием класса ERPII, ориентированная на средние и крупные предприятия, корпорации и холдинговые структуры. Система сертифицирована Институтом профессиональных бухгалтеров России и рекомендована Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для предприятий многопрофильной деятельности. Методическое обеспечение Microsoft Dynamics Ax соответствует правилам нормативного регулирования системы бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Microsoft Dynamics Ax ориентирована на многоуровневую клиент-серверную архитектуру, применение сервера приложений Axapta Object Server (AOS), который выполняет основную бизнес-логику. Доступ к AOS возможен для клиентов различных типов («толстых» и «тонких»). Сетевое взаимодействие клиентов и сервера приложений поддерживают протоколы UDP/IP и TCP/IP. AOS поддерживает кэши данных и объектов, SQL-соединения и SQL-курсоры для оптимизации производительности. При этом можно использовать различные классы SQL-СУБД (Microsoft SQL Server и Oracle).

Все системные задачи по обслуживанию Microsoft Dynamics Ax выполнены в виде сервисов операционных систем. Для крупномасштабных корпораций можно увеличивать число серверов AOS, объединять их в кластеры для равномерного распределения и обслуживания клиентов сети.

С помощью технологии Axapta Web Deployment обеспечен доступ клиентов к системе через Интернет, при этом для обновления настроек на каждом клиентском компьютере не требуется ручных действий. Это облегчает процесс конфигурирования и развертывания системы.

Система «Галактика» [5]

Корпорация «Галактика» является ведущей отечественной компанией в области разработки и поставки интегрированных систем управления предприятием в течение последних 20 лет, входит, по мнению консалтинговой международной компании "IDC", в так называемую пятерку (Тор-5) западных и российских компаний, разрабатывающих интегрированные системы для управления предприятием (автоматизированные системы управления). Разработки «Галактики» обеспечивают предприятиям и корпорациям современные и технологичные методы управления, поддержку и помощь в сопровождении автоматизированных систем управления. Российская аналитическая компания «РБК» много раз отдавала первое место корпорации «Галактика» в своих аналитических обзорах на тему ИТ. Почти четверть внедрений КИС отечественного типа принадлежит решениям «Галактики», которая имеет и наибольший потенциал к усилению своих позиций в будущем.

Корпоративная система «Галактика ERP» полностью соответствует концепции ERP и стандарту MRPII, поддерживает национальные и международные стандарты финансовой отчетности, обеспечивает высокий уровень защиты информации и масштабируемости системы, методологию внедрения и сопровождения системы. В состав «Галактика ERP» входят следующие базовые функциональные контуры:

- система учета и формирование различных видов отчетности;

- управление материальными и финансовыми потоками (логистика);

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

финансовое планирование и оперативный финансовый менеджмент, управленческий учет;

- производственное планирование и управление производством, контроллинг;

- управление персоналом и кадровой политикой.

К дополнительным контурам автоматизации относятся:

- управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования;

- управление качеством продукции;

- управление взаимоотношениями с клиентами;

- управление недвижимостью.

Система «Галактика ERP» ориентирована на решение задач полного управленческого цикла: прогнозирование, планирование, учет, контроль выполнения, анализ и регулирование. Архитектурно система разбита на контуры - функциональные подсистемы, которые связаны между собой информационно. Основным объектом, с которым работает КИС, является операционный документ, создаваемый в хозяйственных операциях.

Система «Парус» [6]

Корпорация «Парус» - крупнейший российский разработчик автоматизированных ИС для государственных учреждений и коммерческих организаций различного масштаба и отраслевой принадлежности. В решения по автоматизации заложены следующие основополагающие принципы:

- модульный принцип построения программного комплекса;

- платформенная независимость;

- обеспечение эффективной обработки и защиты данных для архитектуры «клиент-сервер» и СУБД Oracle;

- интеграция с внешними информационными системами и приложениями;

- этапность внедрения;

- масштабируемость и надежность.

Корпорация «Парус» подготовила продукты для промышленных предприятий и производственных компаний; фирм оптовой и розничной торговли; компаний, предоставляющих различные услуги; организаций и учреждений, состоящих на государственном бюджете; страховых компаний.

Для крупного бизнеса предназначена система «Парус-Корпорация», в которой сделан акцент на автоматизацию финансово-управленческой деятельности крупных предприятий различных отраслей. Эта система предназначена для полной информационной поддержки и автоматизации управления в следующих базовых сферах:

- финансы - охватывает финансовое планирование, бухгалтерский учет, консолидацию отчетности. Основные функции: текущее планирование (бюджетирование), платежный календарь, оперативное планирование и управление платежами, планирование дебиторской и кредиторской задолженности, финансовый анализ;

- бухгалтерский учет - обеспечивает регистрацию и обработку первичных документов; формирование книги покупок и книги продаж, учет денежных средств, учет расчетов с дебиторами и кредиторами; учет товарно-материальных ценностей в разрезе мест хранения и материально ответственных лиц; консолидацию бухгалтерской отчетности и др.;

- маркетинг и логистика - поддерживает маркетинг (связь с клиентами), управление закупками, складом, сбыт (реализацию), розничную торговлю (магазин);

ниегп

issn 2304-120X Носов А. Л. Информационные системы в управлении организацией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/16119.htm.

научно-методический электронный журнал

производство - обеспечивает техническую подготовку производства, технико-экономическое планирование, учет затрат и калькуляцию себестоимости продукции, управление ремонтом;

- персонал - объединяет функции управления кадрами (учет персонала) и учета труда и его оплаты (табельный учет рабочего времени, расчет заработной платы).

Система управления перевозками «1С-Логистика: Управление перевозками» [7]

Множество информационных систем прикладного назначения строится на технологической платформе «1С-Предприятие 8».

Примером является программный продукт, предназначенный для автоматизации транспортной логистики с целью повышения рентабельности логистических операций «1С-Логистика: Управление перевозками», который позволяет автоматизировать следующие функции:

- управление потребностями в перевозке грузов: регистрация и контроль исполнения потребностей в перевозке грузов, возникающих на основании заказов покупателей, заказов поставщикам, накладных на внутреннее перемещение;

- управление заданиями на перевозку грузов: регистрация и контроль за исполнением заданий на перевозку грузов, которые могут формироваться на основании потребностей в перевозке грузов;

- управление транспортировкой груза: формирование рейсов для выполнения транспортировки грузов, указанных в разных заданиях, и контроль за выполнением рейсов с отслеживанием прохождения маршрута транспортным средством;

- управление ресурсами: регистрация и контроль за исполнением заявок на выделение транспортных средств для выполнения сформированных рейсов;

- визуализация информации на электронных картах "Ingit" (программное обеспечение приобретается отдельно);

- получение аналитической отчетности для оценки ключевых показателей эффективности выполненных перевозок по видам транспортных средств и проведения анализа накопленных статистических данных.

В зависимости от потребностей и структуры предприятия в информационной системе могут быть организованы функциональные рабочие места менеджеров по продажам, менеджеров по закупкам, логистов, диспетчеров и руководителей транспортных подразделений.

Программное обеспечение компании «АйТиПроект» - «MobileJD: Мобильный склад» [8]

Представляет собой многофункциональное мобильное решение, предназначенное для автоматизации работы персонала на складах или логистических центрах с помощью технологий автоматической идентификации (Штриховое кодирование, или RFID).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное решение позволяет быстро и надежно проводить складские операции. Все данные о проведенных операциях в режиме реального времени передаются по каналу WI-FI в систему учета Заказчика (1С, SAP, Microsoft Navision и др.), что позволяет осуществлять оперативную проверку данных и контролировать работу складских работников.

Решение «Mobile_ID: Мобильный склад» позволяет существенно сократить затраты (время, финансы, персонал) на выполнение следующих операций:

- приёмка товаров;

- адресное хранение;

- инвентаризация товара;

- перемещение товаров;

- подбор товаров по накладной;

- отпуск товаров (отпуск товаров со склада);

- возврат товаров.

Представленный перечень информационных систем, на основании которых строится управление организацией, не является исчерпывающим. Показанные системы дают понятие о функциональных возможностях и направлениях автоматизации в области планирования и управления. Вся экономика представляет собой систему информационных взаимодействий на уровне согласованных баз данных, стандартов бизнес-процессов и системы подготовки кадров [9-13].

Одним из наиболее быстро развивающихся направлений автоматизации управления является логистика. Многообразие бизнес-процессов в ней обусловливает приоритетный интерес к инновациям [14] и исследованию рыночных процессов [15].

Перспективной областью в информационных системах является использование искусственного интеллекта в управлении [16].

Ссылки на источники

1. Носов А. Л. Информационное обеспечение стратегического менеджмента организации // Вопросы новой экономики. - 2013. - № 4 (28). - С. 74-79.

2. http://www.clouderp.ru/tags/SAP_R3_ERP/

3. https://www.microsoft.com/ru-ru/dynamics/erp-nav-overview.aspx.

4. https://www.microsoft.com/ru-ru/dynamics/erp-ax-overview.aspx.

5. http://www.galaktika.ru/.

6. http://www.parus.com/.

7. http://1c-logistics.ru/node/25.

8. www.itproject.ru.

9. Носов А. Л. Проблемы и перспективы трудоустройства выпускников в условиях уровневой подготовки кадров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 12. - С. 6-10.

10. Носов А. Л. Проблемы информатизации системы образования в постиндустриальном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 1. - С. 1-5.

11. Носов А. Л. Оценка эффективности управления компетенциями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 3. - С. 1-5.

12. Носов А. Л. Установление уровня сформированных компетенций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 4. - С. 11-15.

13. Носов А. Л. Формирование эффективного механизма управления компетенциями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 5. - С. 1-5.

14. Носов А. Л. Инновации в развитии региональной логистической инфраструктуры // Инновационное развитие экономики. - 2015. - № 1 (25). - С. 42-47.

15. Носов А. Л. Анализ состояния рынка логистических услуг и пути его развития // Логистика сегодня. - 2010. - № 3. - С. 150-156.

16. Носов А. Л. Системы искусственного интеллекта принятия оптимальных решения в экономике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 11. - С. 1-5.

Aleksandr Nosov,

Doctor of Economic Sciences, Candidate of Engineering Sciences, head of the chair of Computer Science and Facilities, Vyatka Social-Economic Institute, Kirov Logistic vgu@mail.ru

Information systems in management of the organization

Abstract. The paper deals with standards and information systems, used in the management of organizations. The author presents the functionality of the most well-known domestic and foreign systems. Key words; management of the organization, management automation, information systems.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

References

1. Nosov, A. L. (2013). "Informacionnoe obespechenie strategicheskogo menedzhmenta organizacii", Vo-prosynovojjekonomiki, № 4 (28), pp. 74-79 (in Russian).

2. http://www.clouderp.ru/tags/SAP_R3_ERP/ (in Russian).

3. https://www.microsoft.com/ru-ru/dynamics/erp-nav-overview.aspx (in Russian).

4. https://www.microsoft.com/ru-ru/dynamics/erp-ax-overview.aspx (in Russian).

5. http://www.galaktika.ru/ (in Russian).

6. http://www.parus.com/ (in Russian).

7. http://1c-logistics.ru/node/25 (in Russian).

8. www.itproject.ru (in Russian).

9. Nosov, A. L. (2014). "Problemy i perspektivy trudoustrojstva vypusknikov v uslovijah urovnevoj podgotovki kadrov", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 12, pp. 6-10 (in Russian).

10. Nosov, A. L. (2015). "Problemy informatizacii sistemy obrazovanija v postindustrial'nom obshhestve", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 1, pp. 1-5 (in Russian).

11. Nosov, A. L. (2015). "Ocenka jeffektivnosti upravlenija kompetencijami", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 3, pp. 1-5 (in Russian).

12. Nosov, A. L. (2015). "Ustanovlenie urovnja sformirovannyh kompetencij", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 4, pp. 11-15 (in Russian).

13. Nosov, A. L. (2015). "Formirovanie jeffektivnogo mehanizma upravlenija kompetencijami", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 5, pp. 1-5 (in Russian).

14. Nosov, A. L. (2015). "Innovacii v razvitii regional'noj logisticheskoj infrastruktury", Innovacionnoe razvitie jekonomiki, № 1 (25), pp. 42-47 (in Russian).

15. Nosov, A. L. (2010). "Analiz sostojanija rynka logisticheskih uslug i puti ego razvitija", Logistika segodnja, № 3, pp. 150-156 (in Russian).

16. Nosov, A. L. (2015). "Sistemy iskusstvennogo intellekta prinjatija optimal'nyh reshenija v jekonomike", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 11, pp. 1-5 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 17.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 19.05.16

Принята к публикации Accepted for publication 19.05.16 Опубликована Published 30.06.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Носов А. Л., 2016

977230412016606

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.