Научная статья на тему 'Институциональный механизм взаимодействия государства и СМИ в условиях становления гражданского общества в современной России (региональный аспект)'

Институциональный механизм взаимодействия государства и СМИ в условиях становления гражданского общества в современной России (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
409
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И СМИ / ТИП КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИЕРАРХИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шилова Татьяна Сергеевна

В статье предлагается рассмотрение сложившегося институционального механизма взаимодействия государства и СМИ и изложение системы мероприятий по совершенствованию данного механизма в условиях становления гражданского общества (на примере Курганской области).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональный механизм взаимодействия государства и СМИ в условиях становления гражданского общества в современной России (региональный аспект)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 33 (171).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 14. С. 88-90.

Т. С. Шилова

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И СМИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ гражданского ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

В статье предлагается рассмотрение сложившегося институционального механизма взаимодействия государства и СМИ и изложение системы мероприятий по совершенствованию данного механизма в условиях становления гражданского общества (на примере Курганской области).

Ключевые слова: гражданское общество, струирования информационной иерархии.

Процесс становления гражданского общества в России отличается от традиционных европейских схем развития гражданских обществ. Отличительной особенностью для российского гражданского общества является активное и первостепенное участие в его становлении государства и государственных структур.

Складывается ситуация, когда становление гражданского общества происходит как естественным путем, но не осознано и нединамично, так и искусственным путем, форсированно с помощью государства. Учитывая эти особенности, возрастает ответственность государства как социального института.

Между тем государство, декларируя свою заинтересованность в развитии гражданского общества, не спешит изменять институциональные механизмы взаимодействия с институтами гражданского общества. Развитие и изменение функций и ролей гражданских институтов зачастую вовсе не сопровождается изменением институциональных механизмов взаимодействия государства с этими институтами или заинтересованностью государства в развитии механизмов взаимодействия с институтами гражданского общества.

Социологический опрос «Мониторинг административной реформы в Курганской области»1, проведенный АНО «Научноисследовательский центр проблем управления и государственной службы» в июне 2008 года среди жителей и экспертов городов Кургана и Шадринска Курганской области (всего 345 человек), показал, что к взаимодействию с институтами граждан-

взаимодействие государства и СМИ, тип конского общества не готовы как чиновники органов исполнительной власти, так и само население в силу неразвитости гражданских институтов и невысокой социальнополитической активности граждан в провинции.

Кроме того, половина руководителей органов исполнительной власти признались, что у них нет механизмов взаимодействия с гражданским обществом. Там, где механизмы есть, взаимодействие в основном осуществляется путем размещения информации о своей деятельности в СМИ - 54,55 %, организации телефона горячей линии и через общественную палату - по 27,27 %.

Ситуация усугубляется тем, что эксперты видят оптимизацию взаимодействия органов исполнительной власти с институтами гражданского общества как самое малозначительное направление административной реформы, а в отношении сути и хода административной реформы жители информированы очень слабо, что ранее отмечалось также и с приоритетными национальными проектами2.

В результатах исследования можно отметить проблемы недоверия власти и пассивности населения, групп лоббирования. Так, каждый десятый респондент деятельности органов исполнительной власти Курганской области присвоил низкую степень прозрачности.

Проблемы информированности населения, доверия власти, активности граждан и объединений напрямую связаны с функционированием института средств массовой информации (далее - СМИ). В условиях становления гражданского общества стратегическое

значение приобретает институциональный механизм взаимодействия государства и СМИ.

Проведя анализ содержания и форм функционирования взаимодействия государства и СМИ в Курганской области с позиций институционального подхода, с применением положений теории социального конструирования реальности феноменологической социоло-гии3, приходим к следующим выводам.

1. Организация взаимодействия органов государственной власти и СМИ в Курганской области проходит на основе традиции, во многом определенной особенностями и структурой медийного сообщества.

2. По сравнению с другими регионами, журналистское сообщество Курганской области характеризуется как малое, с явным перекосом концентрации СМИ в сторону городского населения и в целом отсутствием альтернативных изданий в районах области.

3. Механизм взаимодействия органов государственной власти и СМИ Курганской области характеризуется по моноцентрическому типу конструирования информационной иерархии4.

Особенностями механизма являются:

- развитие конкуренции, приспособления и конфликта, как основных форм взаимодействия органов государственной власти и СМИ;

- отсутствие нормативно-правовых актов на уровне субъекта РФ, концепции информационной политики Курганской области, документов, четко регламентирующих вопросы аккредитации журналистов; декларирован-ность позиции власти по отношению к СМИ;

- участие органов государственной власти в учредительстве СМИ большинства общественно-политических печатных изданий; дозированный доступ к важной информации, выстроенный на принципе лояльности к власти; отсутствие критики;

- слабая вовлеченность общественных организаций, партий в процесс взаимодействия органов государственной власти и СМИ области; низкий уровень освещения понятий, тем гражданского общества в СМИ; использование политического контекста понятия «гражданское общество» в печатных СМИ;

- отсутствие изучения социальных практик, освещаемых в СМИ в целях анализа и внедрения в управленческие решения.

Таким образом, существующий институциональный механизм взаимодействия госу-

дарства и СМИ в Курганской области не способствует процессу становления гражданского общества.

Стратегической целью государственной политики по формированию гражданского общества должна стать высокая степень открытости власти по отношению к региональным СМИ и обществу. Необходима четкая система взаимодействия органов государственной власти и СМИ в условиях становления гражданского общества, выражающая информационные позиции всех субъектов взаимодействия, позиции власти и СМИ в отношении гражданского общества.

Предлагается формировать рациональные механизмы и технологии, обеспечивающие эффективное управление взаимодействием органов государственной власти и СМИ, с учетом исторических, региональных и других особенностей. В стратегической перспективе

- создание целостного и эффективного механизма взаимодействия органов государственной власти и СМИ, способствующего становлению гражданского общества, призванного в полной мере отвечать своему конституционному предназначению.

Применительно к Курганской области данные изменения позволят обеспечить повышение количества независимых от власти СМИ, путем отказа от учредительских прав органов государственной власти в большинстве районных СМИ.

Система взаимодействия органов государственной власти и СМИ должна быть независимой от политических целей. Отчасти необходимость «высвобождения» СМИ от власти уже обусловлена современными преобразованиями.

Так, в виду изменения федерального законодательства и проведения административной реформы поставлены задачи смены организационно-правовых форм государственных учреждений и предприятий, оптимизация функций органов государственной власти по предоставлению государственных функций и государственных услуг, повышения открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества, ограничения вмешательства государства и прекращение избыточного государственного регулирования в экономической и других сферах деятельности и другие5.

90

Т. С. Шилова

На наш взгляд, мероприятия, ставящие цель изменения механизма взаимодействия органов государственной власти и СМИ, должны носить поэтапный, программноцелевой характер.

На первом этапе предполагается создать условия для развития полицентрического типа конструирования информационной иерархии, для выработки новых форм экономической поддержки СМИ, повышения уровня открытости органов государственной власти. В частности, предлагается создать действенные каналы влияния гражданского общества (граждан, организаций, делового сообщества) на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решений органов исполнительной власти.

Следующий этап позволяет повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти и СМИ в формировании знаний, навыков, присущих гражданскому обществу.

Третий этап связан с задачей оценки эффективности взаимодействия органов государственной власти и СМИ. Она заключается в том, чтобы оценить управленческую деятельность процессом взаимодействия органов государственной власти и СМИ, характер и сущность взаимодействия, последствия взаимодействия.

Безусловно, поэтапные изменения сопряжены с длительностью процессов, логикой и последовательностью в достижении цели. Однако эти изменения позволят взаимодействию органов государственной власти и СМИ позитивно влиять на становление и развитие гражданского общества в российских регионах.

Примечания

1 Аналитическая записка о результатах социологического исследования в июне 2008 года : Мониторинг административной реформы в Курганской области. иЯЬ : http//:www.gov45.m.

2 См.: Шилова, Т. С. К вопросу о роли взаимодействия органов государственной власти и СМИ как фактора становления гражданского общества через призму реализации приоритетных национальных проектов (региональный аспект) // Современный этап реформирования российской системы государственной власти и местного самоуправления : Между-нар. конф. (24-25 ноября 2006 г.). Екатеринбург : УрАГС, 2006. С. 179-180.

3 См.: Шилова, Т. С. Взаимодействие государства и СМИ как фактор становления гражданского общества в современной России // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Культурология. 2007. № 14. С. 145-150.

4 См.: Дзялошинский, И. М. Информационное пространство России : структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М., 2001. 48 с.

5 См.: Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р «Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 46. ст. 4720.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.