Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникационных технологий в организации эффективного взаимодействия власти и общества'

Роль информационно-коммуникационных технологий в организации эффективного взаимодействия власти и общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3856
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / THE INTERNET / STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT / E-GOVERNMENT / DEMOCRACY / CIVIL SOCIETY / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ишкинеева Фарида Фалесовна

Поднимается проблема организации эффективного взаимодействия власти и общества, возможность непосредственного участия граждан в управлении государственными и негосударственными структурами. Определяется роль, возможности, проблемы и перспективы реализации модернизационного потенциала ИКТ в управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Information and Communication Technologies in the Organization of the Effective Partenrship of Governement and Society

The article raises the problem of the organization of the effective partnership of government and society, the possibilities of the direct participation for citizens in management of governmental and non-governmental organizations. The article defines the role, opportunities, problems and prospective of modernization potential of ICTs in governance.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий в организации эффективного взаимодействия власти и общества»

пользуется оппозиция. Это достигается путем использования мобилизационных технологий как в традиционных СМИ («Новая газета»), так и в социальных сетях. Возможности Интернета способствуют более оперативному распространению информации и, как следствие - организации и координации протестных действий.

Все эти исследования заставляют сделать вывод о необходимости в период напряженных политических ситуаций более тесного взаимодействия региональной оппозиционной прессы с представителями официальной власти, очищения информационного поля от «вбросов» деструктивной информации. Жители региона не могут самостоятельно противостоять негативным информационным воздействиям со стороны журналистов, допускающих безответственное поведение в информационном пространстве, приводящее к резкому снижению его качества, а также доверия к институту СМИ в целом. Взаимодействие же противоборствующих сторон будет способствовать развитию медибезопасности в Рязани и области, совершенствованию и укреплению региональной информационной идентичности населения.

Список литературы

1. Вайсфельд, И. В. Формирование общественно-политического мнения в стране: ком-

муникативные аспекты [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.mediascope.ru/node/1034

2. Голуб, В. А. Информационная безопасность СМИ в условиях кибервойны // Журналист. Социальные коммуникации. 2012. № 1. С.45-49.

3. Гроздова, Е. В. Оппозиционная пресса в социальном диалоге [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.mediascope.ru/node/690

4. Катенева, И. Г. Механизмы и языковые средства манипуляции в текстах СМИ (на примере общественно-политических изданий) : ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2010.

5. Киршин, Б. Н. Региональная пресса: практические аспекты теории медиазависимости // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2009. № 13. Филология. Искусствоведение. Вып. 31. С. 66-71.

6. «Марш миллионов» в Рязани [Элек-

тронный ресурс]. иЯЬ: http://www.drugros. ru/programm.html// http://www.kp.ru/dai-

1у/25950/2893042

7. Сарасов, Е. А. Региональная пресса как системный субъект и посредник политической коммуникации // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2005. Т. 11, № 1. С. 28-38.

8. Сергеев, С. А. Региональная оппозиция в Татарстане: распад и новые формы [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.politex.info/ content/view/467/30/

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 254-257.

Ф. Ф. Ишкинеева

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

Поднимается проблема организации эффективного взаимодействия власти и общества, возможность непосредственного участия граждан в управлении государственными и негосударственными структурами. Определяется роль, возможности, проблемы и перспективы реализации модернизационного потенциала ИКТ в управлении.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Интернет, государственное и муниципальное управление, электронное правительство, демократия, гражданское общество, модернизация.

В последнее десятилетие происходят су- помещаются в прежнюю оболочку организа-щественные изменения во взаимоотношениях ции общественных институтов и отношений. В общества и власти. Изменившиеся реалии не рамках старой модели невозможно решить су-

ществующие в обществе проблемы. А значит, нужны инновации в сфере государственного управления, необходимо использование самых современных информационных и управленческих технологий.

Задача построения гражданского общества при эффективном взаимодействии власти и общества и хорошо налаженной обратной связи представляется особенно актуальной. Значительная часть общества возлагает особые надежды на информационно-коммуникационные технологии, внедренные в аппарат управления.

Действительно, любое государство, которое стремится остаться в качестве влиятельного субъекта мировой политики, не может игнорировать без ущерба для себя и своих граждан важнейшие тенденции формирования общества XXI века. Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и, прежде всего, Интернета является в данном контексте важнейшим фактором развития общества [1].

Кроме того, проходящая в нашей стране административная реформа требует серьезных инновационных изменений в деятельности исполнительных органов государственной власти - как на уровне федерального центра, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Одной из таких комплексных инноваций в области государственного управления является повсеместное внедрение и эффективное использование информационно-коммуникативных технологий, в том числе концепции «электронное правительство» [3].

Основной замысел данного проекта состоит в том, чтобы на практике добиться изменений в системе органов исполнительной власти с целью повышения уровня эффективности их функционирования, информационной открытости и оптимального оказания государственных услуг.

ИКТ представляют возможность перейти к современной модели демократии, в которой доступ к информации, возможность непосредственного участия в управлении государственными и негосударственными структурами станет доступной всем гражданам, которые не будут нуждаться в традиционных общенациональных СМИ. Так, например, Интернет позволяет обратиться к неограниченному количеству избирателей напрямую. ИКТ способны коренным образом изменить современную культуру, мораль, политику, трансформировать восприятие времени и пространства.

Распространение и доступность ИКТ является необходимым условием демократизации общества, развития гражданских инициатив, самоорганизации людей. Являясь важнейшим средством коммуникации, ИКТ используются для информирования граждан по широкому спектру вопросов различных видов жизнедеятельности, для обсуждения законопроектов и других правовых актов в процессе их подготовки и выработки политических решений. Коммуникация на интернетовской основе перешла на новый уровень своего развития, причем власти она необходима в первую очередь. Некоторые исследователи, например директор Центра интернет-политики МГИМО Д. Н. Песков, предлагают рассматривать Интернет в качестве политического института, как устойчивой среды взаимодействия субъектов политики [2].

Способность воспринимать критику, создание условий для передачи иного мнения до широких масс населения - необходимые факторы развития демократии, которые власть должна принимать и не препятствовать их распространению. ИКТ, и особенно Интернет, являются важнейшими каналами распространения любой, в том числе оппозиционной, информации и доведения ее до широких слоев населения.

Органы власти являются главным субъектом ИКТ. Так, практически все государственные структуры имеют свои сайты в Интернете. Сегодня список официальных сайтов органов государственной власти РФ и ее субъектов весьма обширен.

Но для повышения эффективности коммуникации власти необходим устойчивый механизм обратной связи с гражданами посредством Интернета. Готова ли власть к этому? Как показывает российская политическая действительность, далеко не всегда.

Новостные агентства и средства массовой информации, размещенные в Интернете, не могут конкурировать с оффлайновыми СМИ. Посетители онлайновых СМИ исчисляются сотнями тысяч и даже миллионами в месяц. Обновление информации осуществляется практически в режиме онлайн, поэтому с ними по оперативности предоставляемой информации не может конкурировать ни одно средство массовой информации.

Интернетом стали активно пользоваться политические партии, общественные объединения, бизнес-структуры, научные и образовательные организации, отдельные политики и другие субъекты гражданского общества.

Как гражданское общество отвоевывает у государства новые функции и возможности регулирования гражданских процессов, так и в Интернете общество должно отвоевывать у государства право на свободу слова, обсуждение политических решений, распространение гражданских инициатив.

Представляется важной готовность общества и государства к открытости Интернета. Можно предположить такую взаимосвязь: насколько государство способно воспринимать самостоятельность Сети и ее проектов, настолько оно действительно стремится к демократизации общества. Свободы, не защищенные законом, нельзя осуществить, поэтому государство должно выработать такие правовые акты, которые не связывали бы инициативу общества, не создавали дополнительные препятствия для выражения групповых интересов, а напротив, позволяли совершенствовать коммуникативный процесс.

Следовательно, стремиться надо к тому, чтобы в Интернете сложились отношения взаимной ответственности и соучастия в общем деле. Представляется, что нравственное начало должно являться главным критерием интернетовской аудитории. Но без государственного регулирования трудно себе представить корректное функционирование глобальной Сети. В то же время актуальным является положение о том, что власть, неспособная адекватным образом реагировать на изменяющееся информационное пространство, обречена на делигитимацию.

Именно на этом уровне становятся востребованными новые ИКТ, которые общество активно использует для реализации своих потребностей и влияния на политическую власть, происходит идентификация человека как личности, которая способна выбирать, анализировать, быть готовой к самостоятельным действиям и способна дорожить такой возможностью.

Таким образом, распространение ИКТ может способствовать:

- информированию граждан по широкому спектру вопросов различных видов жизнедеятельности, масштабному обсуждению законопроектов и других правовых актов в процессе их подготовки и выработки политических решений;

- повышению количества и качества информации о деятельности правительства способствует повышению доверия населения властям;

- участию населения в процессе управления и выражению общественного мнения;

- повышению уровня транспарентности власти;

- снижению коррупции в связи с дистанционным оказанием услуг.

В то же время анализ сегодняшней общественной практики показывает, что зачастую использование ИКТ ограничивается лишь формальным набором услуг. Потенциал, заложенный в них, в полной мере не используется, и технологии со временем просто устаревают.

В реальности мы имеем сложившуюся систему власти, устойчиво воспроизводящую традиционные типы отношений, при наличии огромного количества компьютерной техники, дополнительного электронного документооборота, которая часто только усложняет и затягивает процесс принятия решений.

Понятно, что в государстве, где нет демократии, развитого гражданского общества, информационные технологии в лучшем случае станут лишь вывеской и дополнительной нагрузкой на государственный бюджет, а в худшем - синонимом общества постоянного контроля.

Модернизация государственного управления, развитие демократии - вовсе не технические и технологические проблемы, которые можно решить лишь распространением ИКТ. Прежде всего, необходимы радикальные институциональные реформы в системе государственного управления, единая правовая система по регулированию функционирования электронного правительства, использования информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти и местного самоуправления. Только на базе системного комплексного подхода по внедрению информационно-коммуникационных технологий, есть шанс, что инструментальные возможности ИКТ будут способствовать к переходу на качественно новый уровень государственного управления и станут инструментом для выстраивания принципиально нового формата работы, жизненно необходимого для всесторонней модернизации страны и региона.

Список литературы

1. Баранов, Н. А. Информационно-коммуникационные технологии в контексте демократических преобразований в России // Современные проблемы межкультурных коммуникаций : сб. ст. СПб., 2005. С. 141-148.

2. Песков, Д. Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис. 2002. № 1. С. 37-42

3. Юртаев, А. Н. Инновационные технологии в государственном управлении: законо-

мерности создания и применения электронного правительства // Экономич. вестн. Республики Татарстан. 2009. № 3. С. 18-26.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 257-263.

Е. В. Каблуков

РОЛЬ МЕДИАДИСКУРСА В ПОЛЯРИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Показано, что конструирование образа своих-чужих в современном российском медиадискурсе ведет к поляризации общества. Данный эффект усиливается за счет расширения границ медиадискурса и активизации массовой аудитории, которая получила возможность напрямую участвовать в политической коммуникации. В то же время в идеологической борьбе участвуют и журналисты, что порой входит в противоречие с их институциональным статусом.

Ключевые слова: медиадискурс, массмедиа, журналистика, политика, поляризация, кон-

фликт.

На рубеже XX-XXI вв. в системе массовых коммуникаций произошли революционные изменения, связанные с появлением Интернета и повлиявшие на все наше общество [6; 8]. Выделим лишь некоторые из них. Во-первых, неограниченный круг лиц, известный ранее как массовая аудитория, получил возможность производить и распространять массовую информацию, то есть свободно переходить от пассивной позиции реципиента к активной позиции отправителя сообщения. Во-вторых, появилось бесконечно большое количество медиаресурсов, распространяющих массовую информацию и составляющих конкуренцию так называемым СМИ. Это, в первую очередь, социальные медиа, к которым относятся блоги типа LiveJoumal, микроблоги типа Twitter и социальные сети типа FaceBook. Перечисленные медиа все активнее выполняют функции средств массовой информации, что размывает границы последних и проблематизирует их определение [4]. В результате понятие «СМИ» становится чисто юридическим и используется для обозначения тех медиа, которые попадают в сферу регулирования соответствующего федерального закона.

Сформированный в результате перечисленных изменений медиадискурс играет важную роль в поляризации современного российского общества. Под поляризацией мы понимаем

разделение общества на противостоящие друг другу группы [19. С. 773], причем такое разделение всегда носит идеологический, точнее, политический характер [16]. А вовлечение широких масс в политическое противостояние осуществляется посредством массмедиа. Это связано со спецификой политического и медийного дискурсов: медиадискурс является тем пространством, в котором происходит коммуникация политических субъектов и их идей с массовой аудиторией [15. С. 58-59]. Очевидно, что расширение границ медиадискурса, который теперь включает материалы всевозможных интернет-ресурсов, способных распространять массовую информацию (от социальных медиа до персональных, корпоративных и иных сайтов), привело также к активизации политической коммуникации и усилению поляризации общества.

Огромное число людей - пользователей социальных медиа и участников обсуждений журналистских материалов в интернет-СМИ [3] - теперь активно продуцируют медиаконтент, в том числе политического содержания. Можно сказать, что все эти пользователи компьютеров и планшетов, участвующие в политической коммуникации, перестали быть лишь «массовым адресатом-наблюдателем» в рамках политической коммуникации [15. С. 62-63]. Они стали специфическими «агентами» поли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.