Научная статья на тему 'Институциональный механизм оценивания коротких образовательных программ'

Институциональный механизм оценивания коротких образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / ОБЩЕСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / QUALITY MANAGEMENT / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / INSTITUTIONAL MECHANISM / PUBLIC AND PROFESSIONAL ACCREDITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мотова Галина Николаевна, Аносова Наталья Анатольевна

Автор анализирует изменения, которые происходят в системе управления качеством образовательных программ дополнительного профессионального образования (ДПО). В процессе модернизации ДПО в качестве приоритетного описывается институциональный механизм общественно-профессиональной аккредитации коротких образовательных программ, для которых не устанавливаются ФГОС и федеральные государственные требования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мотова Галина Николаевна, Аносова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional mechanism of evaluating short-term educational programmes

The author analyzes the changes which take place in the system of management of the quality of educational programmes of Additional Professional Education (APE). The institutional mechanism of public and professional accreditation of short-term educational programmes, for which the Federal State Educational Standards aren't established, is considered prioritized in terms of APE modernization.

Текст научной работы на тему «Институциональный механизм оценивания коротких образовательных программ»

УДК 378.147:005.6

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ОЦЕНИВАНИЯ КОРОТКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

INSTITUTIONAL MECHANISM OF EVALUATING SHORT-TERM EDUCATIONAL PROGRAMMES

Г. Н. Мотова, Н. А. Аносова

G. N. Motova, N. A. Anosova

ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»,

г. Йошкар-Ола

Аннотация. Автор анализирует изменения, которые происходят в системе управления качеством образовательных программ дополнительного профессионального образования (ДПО). В процессе модернизации ДПО в качестве приоритетного описывается институциональный механизм общественно-профессиональной аккредитации коротких образовательных программ, для которых не устанавливаются ФГОС и федеральные государственные требования.

Abstract. The author analyzes the changes which take place in the system of management of the quality of educational programmes of Additional Professional Education (APE). The institutional mechanism of public and professional accreditation of short-term educational programmes, for which the Federal State Educational Standards aren't established, is considered prioritized in terms of APE modernization.

Ключевые слова: управление качеством, дополнительное профессиональное образование, институциональный механизм, общественно-профессиональная аккредитация.

Keywords: quality management, additional professional education, institutional mechanism, public and professional accreditation.

Актуальность исследуемой проблемы. Принятые законодательные нововведения [1], [2], [3], [7], [8], [9] предписывают создать в стране систему общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ как важнейший инструмент взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования и тем самым обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами, которые конкурентоспособны и востребованы.

Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ как явление новое требует институционализации.

Роль институционализации заключается в том, что она является фактором снижения неопределенности и основой для прогнозирования поведения субъектов. Институты предлагают схему действия в тех сферах, где она не существовала, и поэтому в ней была неопределенность. В процессе институционализации происходит замена спонтанного поведения на предсказуемое, которое ожидается и моделируется. Общество, создавая ин-

ституты, закрепляет определенные виды социального взаимодействия, делает их постоянными и обязательными. Далее на этой основе разрабатываются «правила игры». Финалом институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой институционально-ролевой структуры, одобренной большинством участников социально-экономического процесса.

Следует учитывать, что как установление «правил игры», так и разрешение конфликтов могут осуществляться самими субъектами без прямого вмешательства государства. С этой целью ими создаются специальные институциональные структуры - независимые организации, которым делегируются определенные полномочия и часть прав субъектов. Иными словами, механизм институционализации также связан с созданием независимых организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование соответствующего института, управление и контроль его деятельности.

В настоящее время без должного внимания остаются проблемы формирования «правил игры», по которым происходит взаимодействие участников отношений в сфере ДПО. Отсутствует комплексное исследование институциональной среды ДПО, которое включало бы определение подходов к ее модернизации в необходимом направлении, обеспечивающем результативность реформ в этой области образования.

С момента введения в действие Федерального закона от 8 ноября 2010 г. № 293-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» в 2011 году государственной аккредитации подлежат только те программы ДПО, для которых утверждены федеральные государственные требования (ФГТ). В настоящее время ФГТ установлены для очень ограниченного числа программ: повышения квалификации государственных служащих, таможенников, специалистов частно-охранной деятельности. Очевидно, что подавляющая часть программ ДПО вовсе не будет сопровождаться ФГТ и, следовательно, не будет завершаться выдачей документов государственного образца. Отсутствие ФГТ Министерство образования и науки объясняет не нежеланием заниматься их разработкой, а необходимостью передачи таких полномочий в отраслевые министерства и ведомства. Получается, что в настоящее время программы ДПО уже не входят в интересы Министерства образования и науки и отраслевых министерств [4, 83].

Таких программ «вне закона» сегодня достаточно много: программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, программы дополнительного профессионального образования к среднему профессиональному (СПО) и высшему профессиональному образованию (ВПО), программы подготовки рабочих кадров, а также целый ряд курсов (модулей, дисциплин) вариативной части учебного плана для программ СПО и ВПО. Такие программы разняться как по содержанию, так и по объему подготовки. В целом им можно дать определение «короткие программы», в отличие, например, от программ основного общего или профессионального образования, которые требуют для реализации не менее двух и более лет и по результатам их освоения завершаются присвоением квалификации и выдачей документа об уровне образования.

Общественно-профессиональное оценивание коротких образовательных программ в сфере профессионального образования было явлением редким, и опыт его проведения до последнего времени не транслировался. Первые публикации, посвященные описанию институционального механизма оценивания (общественно-профессиональной эксперти-

зе) образовательных программ ДПО, появились лишь в 2010 году. Однако причину подобного невнимания исследователей, скорее всего, следует искать не в малозначительности предмета, а в его сложности.

О недостаточном уровне качества коротких образовательных программ можно судить лишь по косвенным признакам, в число которых входят материалы различных публикаций и исследований, в которых, в частности, отмечается необходимость серьезных изменений в концепциях, технологиях, формах и методах оценивания качества таких программ.

Материал и методика исследований. Работа проводилась на базе АНО «Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации» (Нацаккредцентр).

В процессе исследования был использован комплекс теоретических методов (анализ научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования, материалов по общественно-профессиональной аккредитации; изучение нормативно-правовых документов). Методологической основой исследования послужили принципы системного подхода к изучению выбранной проблемы и поиску путей ее решения. Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ.

Результаты исследований и их обсуждение. Приведение структуры, объемов и качества подготовки кадров в соответствие с потребностями модернизации экономики России как необходимое условие сбалансированности спроса и предложения рабочей силы обуславливает актуальность институционального взаимодействия рынка дополнительных образовательных услуг и рынка труда. Институциональные механизмы взаимодействия должны включать: способы согласования спроса на специалистов того или иного уровня квалификации и предложения соответствующих рабочих мест; способы учета изменяющихся требований работодателей как главных заказчиков профессионального образования к качеству профессиональной подготовки и обучения; формы участия работодателей в деятельности системы профессионального образования. Процесс выработки необходимых профессиональных компетенций регулируется государством через профессиональные стандарты и квалификационные требования. Государство также регулирует ситуацию на рынке труда через органы Федеральной государственной службы занятости населения. В основном оно осуществляет регулирование в форме процедур аккредитации и лицензирования образовательных организаций и образовательных программ. Вместе с тем наблюдается деинституционализация процесса трудоустройства выпускников образовательных учреждений СПО и ВПО. Система профессионального образования пока не смогла устранить дефицит квалифицированных специалистов, рабочих и научных кадров. Рынок труда не может самостоятельно отрегулировать насущные кадровые вопросы.

Таким образом, необходимо создавать и развивать формальные и неформальные институты взаимодействия рынка дополнительных образовательных услуг и рынка труда как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Формальные институциональные механизмы заключаются в создании структур -посредников между ДПО и рынком труда (Торгово-промышленные палаты, Центры занятости, рекрутинговые агентства и другие); привлечении представителей рынка труда к преподавательской деятельности и получении практических навыков и умений в процессе прохождения всех видов практик как обязательной части образовательной программы

на предприятиях и в организациях потенциальных работодателей; привлечении дополнительных потребителей на уровни ДПО; формировании институционального механизма взаимодействия на основе целевой контрактной подготовки.

Неформальные институциональные механизмы включают неформальный диалог с потребителями (независимую оценку деятельности образовательной организации, общественно-профессиональную аккредитацию образовательной программы, маркетинговую деятельность образовательной организации).

Технология общественно-профессионального оценивания коротких образовательных программ, по нашему мнению, может быть оформлена в особый институт, обеспечивающий рациональное отношение к общественно-профессиональной оценке коротких образовательных программ: ее осмысленную инициацию, продуманное проведение, взвешенную оценку. Рассмотрение опыта подобных общественно-профессиональных экспертиз и перспективы создания института общественно-профессиональной аккредитации проводится в контексте разворачивания методологического понимания институтов (методологии институционального подхода, или «институциональной методологии»), основанного на переосмыслении понятий профессионального образования и рынка труда.

«Институциональная методология» выступает методом комплексного исследования общественных явлений. Следовательно, разработкой институционального подхода мы стремимся решить сразу две взаимосвязанные задачи. Во-первых, задачу привнесения новых методологических средств в технологию оценивания. И во-вторых, задачу организации (подбор, обучение и сертификацию) группы экспертов, задействованных в этой области.

Институциональная цель общественно-профессиональной аккредитации коротких образовательных программ - создание возможности оценивания короткой образовательной программы с разных точек зрения, выявление лучших коротких образовательных программ.

В связи с этим важными являются: обеспечение объективной оценки качества коротких образовательных программ и механизма их реализации; компетентность выпускников, освоивших короткую образовательную программу; создание условий для признания этих программ в России, в основном это касается программ бизнес-образования (например, МВА), и за рубежом; формализация требований, предъявляемых к коротким образовательным программам, механизму их реализации и образовательным организациям, реализующим данные программы.

Задача общественно-профессиональной аккредитации коротких образовательных программ - удержание качественного уровня образовательных услуг для потребителей. Традиционная государственная аккредитация образовательных программ ДПО уступает место общественно-профессиональной. Результатом общественно-профессиональной аккредитации коротких образовательных программ должно стать установление прозрачных институциональных отношений субъектов образовательного и профессионального сообществ.

Основные функции общественно-профессиональной аккредитации коротких образовательных программ: установление требований (стандартов и критериев) к коротким образовательным программам; обеспечение поддержки разработки и функционирования систем менеджмента качества коротких образовательных программ в образовательных организациях ДПО; выработка конкретных предложений и рекомендаций для образова-

тельной организации, направленных на повышение качества коротких образовательных программ ДПО, и содействие их внедрению; реализация механизма бенчмаркинга; подготовка и сертификация экспертов; создание реестра лучших коротких образовательных программ ДПО.

По сравнению со многими европейскими странами уровень институционализации механизмов в системе профессионального образования и обучения в России крайне низок, поэтому система ДПО вынуждена сама создавать себе партнера в виде отраслевых, профессиональных и общественных институтов, призванных проводить независимую оценку образовательных программ, и тем самым формировать «внешний» заказ.

В рамках взаимоотношения субъектов институционального механизма общественно-профессиональной аккредитации коротких образовательных программ можно выделить следующие уровни взаимодействия:

1) взаимодействие образовательной организации и государства, проявляющееся в государственной политике в области ДПО и подготовки кадров, лицензировании образовательных программ ДПО и государственной аккредитации образовательных программ, для которых устанавливаются ФГТ. Данное взаимодействие регламентируется требованиями, согласно которым образовательная организация разрабатывает образовательную программу совместно с заинтересованными работодателями [5], [6];

2) взаимодействие образовательной организации и органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования. Такое взаимодействие проявляется в координации деятельности учреждений профессионального образования различных уровней и отраслевых структур. Общественно-профессиональная аккредитация позволит собрать, проанализировать точную и объективную информацию о конкурентоспособности, эффективности, востребованности короткой образовательной программы в общей системе профессиональной подготовки специалистов на федеральном, региональном уровнях и презентовать ее всем заинтересованным лицам;

3) взаимодействие образовательной организации и граждан, проявляющееся в интеллектуальном, культурном и профессиональном развитии работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворении потребностей личности в повышении квалификации, обеспечении безработного и незанятого населения рабочими местами;

4) взаимодействие образовательной организации и работодателей, проявляющееся в совместной разработке, экспертизе и общественно-профессиональной аккредитации коротких образовательных программ, согласовании перспективного спроса на подготовку рабочих и специалистов, определении требований к профессиональным компетенциям выпускников, осваивающих короткие образовательные программы. В настоящее время этому взаимодействию уделяется особое внимание, обусловленное разработкой, внедрением новых образовательных и профессиональных стандартов и их взаимодействием.

Резюме. Исследование основано на детальном анализе апробации технологии проведения общественно-профессиональной экспертизы сетевых образовательных программ профессиональных модулей в рамках проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в различных областях на базе межрегиональных отраслевых ресурсных центров» (Межрегионального отраслевого ресурсного центра (МОРЦ) в области лесного хозяйства

ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»), общественно-профессиональной аккредитации семнадцати коротких образовательных программ в ФГБОУ ВПО «Институт русского языка им. А. С. Пушкина».

Это, прежде всего, практика общественных изменений (государства, профессионального образования, бизнес-сообщества, физического лица), подразумевающая преобразование (реформирование) существующих институтов и/или опору на особые институты, специально создаваемые для решения задач, возникающих в ходе общественно-профессиональных изменений (например, МОРЦы, ресурсные центры по отраслям производства, Бизнес-инкубаторы, Центры сертификации профессиональных квалификаций, разнообразные образовательные организации ДПО и др.). Общественно-профессиональная аккредитация коротких образовательных программ выступает как образец общественных институциональных изменений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа «Развитие образования до 2020 года».

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

3. Концепция развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 года.

4. Мотова, Г. Н. Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО? / Г. Н. Мото-ва, Н. А. Аносова // Аккредитация в образовании. - 2013. - № 62. - С. 83-85.

5. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

6. Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ / И. А. Волошина и др. - М. : Национальное агентство развития квалификаций, 2010. - 61 с.

7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.

9. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.