Научная статья на тему 'Модель реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ'

Модель реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ / КОРОТКИЕ ПРОГРАММЫ / СТАНДАРТЫ И КРИТЕРИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Аносова Н. А.

Представлена организационно-технологическая модель реализации инсти- туционального механизма профессионально-общественной аккредитации ко- ротких программ, для которых не устанавливаются требования федеральных государственных образовательных стандартов и федеральные государствен- ные требования, в работе аккредитационного агентства в сфере профессио- нального образования. Систематизированы и охарактеризованы компоненты и составляющие модели. Предложены стандарты и критерии экспертизы ко- ротких программ. Дана оценка эффективности организационно-педагогичес- ких условий реализации модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ»

Pogodaeva Margarita Viktorovna (Irkutsk), the Federal State Government-Funded Educational Organization of Higher Professional Education «Moscow State Linguistic University», the Euro-Asian Linguistic Institute, the Department of Conflict Resolution and Vital Activity Security, Candidate of biological science, Associate Professor. E-mail: margopog@rambler.ru

Usheva Tatiana Fedorovna (Irkutsk), the Federal State Government-Funded Educational Organization of Higher Professional Education «Moscow State Linguistic University», the Euro-Asian Linguistic Institute, the Department of Conflict Resolution and Vital Activity Security, Candidate of pedagogical science, Associate Professor. E-mail: itf76@mail.ru

УДК 378

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ КОРОТКИХ ПРОГРАММ

Н.А. Аносова (г. Йошкар-Ола, Российская Федерация)

Представлена организационно-технологическая модель реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ, для которых не устанавливаются требования федеральных государственных образовательных стандартов и федеральные государственные требования, в работе аккредитационного агентства в сфере профессионального образования. Систематизированы и охарактеризованы компоненты и составляющие модели. Предложены стандарты и критерии экспертизы коротких программ. Дана оценка эффективности организационно-педагогических условий реализации модели.

Ключевые слова: модель гарантии качества, институциональный механизм профессионально-общественной аккредитации, короткие программы, стандарты и критерии.

MODEL OF REALIZATION OF THE INSTITUTIONAL MECHANISM OF PUBLIC ACCREDITATION OF SHORT PROGRAMMES

N.A. Anosova (Yoshkar-Ola, Russian Federation)

Abstract. This article deals with the organizational and technological model for the implementation of the institutional mechanism professional public accreditation of short programs which requirements of federal and state educational standards and federal government requirements in the accreditation agency in the field ofprofessional education are not set. The model components are systematized and described. Standards and criteria for the examination of short programs are proposed. Assessing the effectiveness of organizational and pedagogical conditions for the realization of the model is given.

Keywords: quality assurance model, institutional mechanism of public accreditation, short programs, standards and criteria.

100

Современный рынок труда характеризуется частой сменой профессий и квалификаций, поэтому «опережающими темпами будет развиваться предложение коротких программ повышения квалификации и жизненных навыков на протяжении жизни» [1]. Главная проблема, которая требует решения, каким образом сформировать доверие потребителей к качеству коротких программ, под которыми мы будем понимать программы, для которых не установлены и не могут быть установлены требования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и Федеральные государственные требования (ФГТ) (далее короткие программы). В связи с чем на первое место в системе гарантии качества коротких программ выходит реализация институционального механизма профессионально-общественной аккредитации.

В ходе экспериментальной работы в соответствии с гипотезой нами была разработана организационно-технологическая модель, в которой представлены целевой (социальный заказ, цель), функционально-нормативный (задачи, основные принципы, функции, субъекты данного процесса), организационно-методический (организационно-педагогические условия), технологический (подходы, методы технология,); содержательный (стандарты и критерии); оценочно-результативный (уровни эффективности, критерии и показатели эффективности, результат) компоненты.

Целевой компонент. Социальный заказ определил содержание представленной модели - решение

задачи модернизации системы непрерывного образования. Системообразующим элементом модели реализации институционального является цель - обеспечить процедуру оценивания короткой программы в соответствии с требованиями, предъявляемыми потребителями этих программ, с целью получения профессионального и общественного признания.

Функционально-нормативный компонент. Задачами реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ, являются:

1. Формирование независимых механизмов оценивания качества и востребованности коротких программ с участием экспертов;

2. Создание прозрачной, открытой системы информирования об аккредитованных коротких программах, обеспечивающей полноту, доступность и достоверность информации;

3. Создание реестра аккредитованных коротких программ.

Модель разработана на основе следующих принципов: профессионально-общественного характера экспертизы, прогрессивности, целесообразности, открытости, вариативности, объективности, позитивного стимулирования, конфиденциальности, добровольности, конструктивности, компетентности, этичности, законности.

Функцией оценивания качества коротких программ на основе институционального механизма является не просто хаотичный сбор информации, а получение системного знания о программе, а также установление требований (стандартов и критериев)

к коротким программам; обеспечение поддержки разработки и функционирования систем менеджмента качества коротких программ в образовательных организациях, реализующих короткие программы; выработка конкретных предложений и рекомендаций для образовательной организации, направленных на повышение качества коротких программ и содействие их внедрению; реализация механизма бенчмаркинга [2]; подготовка и сертификация экспертов.

Субъектами институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ являются государство, общество, образовательная организация, рынок труда, аккредитующая организация, физическое лицо (личность). Принципиальным отличием институционального механизма в системе управления качеством коротких программ, в отличие от предыдущих систем оценивания, является субъект-субъектные многосторонние отношения в процессе оценивания, наличие процедур последовательного внутреннего и внешнего оценивания, последействия, прямые и обратные информационные потоки, совершенствование самой системы оценивания [3].

Организационно-методический компонент содержит следующие организационно-педагогические условия:

- создание институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ;

- разработка методологии институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ;

- организация методического сопровождения процедуры профессионально-общественной аккредитации коротких программ;

- подготовка и сертификация экспертов;

- обеспечение внутреннего и международного признания заинтересованными сторонами.

Технологический компонент представлен используемыми подходами, методами, технологией. Модель оценивания качества коротких программ построена на основе целеори-ентированного подхода, т.е. оценке по результатам деятельности. При разработке стандартов и критериев мы реализуем системный подход. Кроме того, в нашем исследовании мы считаем целесообразно использование для оценки коротких программ таких подходов, как:

- критериально-ориентированный, позволяющий оценить насколько пользователи короткой программы достигли заданного уровня умений, навыков, знаний. Подход позволяет установить контакт с выпускниками программы как форму обеспечения обратной связи, так как именно работа с выпускниками и оценка их профессиональной деятельности может явиться постоянно действующей обратной связью для выявления сильных и слабых сторон образовательного процесса. При данном подходе результаты могут интерпретироваться двумя способами: в первом случае делается вывод о готовности программы пройти процедуру профессионально-общественной аккредитации, во втором - аккредиту-

ющая организация отказывает образовательной организации в процедуре профессионально-общественной аккредитации данной программы.

- нормативно-ориентированный, ориентированный на стандарты и критерии, определяемые для данной группы программ. Данный подход соотнесен с содержанием короткой программы, условиями реализации и ее востребованностью у потребителей. Экспертизу проводят квалифицированные эксперты.

Методы оценивания используются в процессе познания в качестве обратных связей. Среди методов оценивания нужно выделить:

1. количественные методы;

2. качественные (экспертные) методы.

Количественные методы оценивания короткой программы дают количественную информацию, которую можно получить, не прибегая к специальным методам получения информации и специалистам-экспертам. К количественным показателям короткой программы в качестве примера можно отнести количество преподавателей, количество физических лиц, прошедших обучение по программе за год; количество слушателей, прошедших анкетирование за год; количество организаций, направивших слушателей на обучение; результаты анкетирования и т.д.

Качественные методы используются при отсутствии явных количественных показателей и необходимости измерения. Качественные методы делятся на экспертные и формализованные. При оценивании коротких

программ рациональнее использовать экспертные методы.

Экспертные методы оценивания требуют привлечения экспертов-специалистов с высоким уровнем профессионализма, практического опыта в определенных областях знаний и отраслях промышленности. Это позволяет проводить экспертизу содержания и работу механизмов реализации короткой программы, дать детальные рекомендации по ее совершенствованию. Использование формализованного метода требует разработки педагогических измерительных материалов в виде анкет для слушателей короткой программы и анкет для представителей предприятий, направляющих специалистов на обучение по короткой программе, а также разработки вопросов для устного опроса (интервьюирования).

Технология профессионально-общественной аккредитации включает одиннадцать этапов: 1) Принятие образовательной организацией решения об аккредитации; 2) Предаккредитация; 3) Подача заявления; 4) Методическое обеспечение организации по вопросам прохождения экспертизы; 5) Проведение вебинара; 6) Самообследование; 7) Формирование комиссии; 8) Внешняя экспертиза; 9) Подготовка аналитических материалов; 10) Заседание Аккре-дитационного совета; 11) Информирование о результатах экспертизы.

Содержательный компонент модели включает стандарты и критерии. Содержательный компонент основывается на комплексной оценке аккредитуемой короткий программы. В модели мы выделяем три стандарта и двенадцать критериев (табл.1).

Таблица 1.

Стандарты и критерии

1. Содержание программы 2. Условия реализации программы 3. Востребованность программы

1.1. Миссия, цель программы 2.1. Достаточность ресурсного обеспечения 3.1. Конкурентоспособность программы

1.2. Содержание программы 2.2. Уровень методической обеспеченности реализации программы 3.2. Внутренняя система оценки качества программы

1.3. Планируемые результаты обучения 2.3. Организация учебного процесса 3.3. Политика социальной ответственности

1.4. Методология обучения 2.4. Оценка условий, обеспечивающих формирование компетенций (образовательная среда и инфраструктура) 3.4. Обратная связь с потребителями

Оценочно-результативный компонент. Выявленные и апробированные организационно-педагогические условия реализации модели институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ позволили нам установить три уровня эффективности организационно-педагогических условий: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень был принят нами как эталонный показатель эффективности реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ, на основе которого проводилась экспериментальная работа и оценка ее результатов. Он характеризуется разработанностью научно-методической базы, позволяющей эффективно реализовывать институциональный механизм профессионально-общественной аккредитации коротких программ; наличи-

ем научно-обоснованной методологии экспертизы коротких программ; материально-технической оснащенностью аккредитующей организации; наличием пула сертифицированных экспертов; методическим сопровождением экспертизы; востребованностью потребителями коротких программ процедуры профессионально-общественной аккредитации.

Результаты экспериментальной работы доказывают, что разработанная и апробированная организационно-технологическая модель реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ способствует гарантии качества коротких программ. Ниже представлена описанная нами организационно-технологическая модель реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ (табл. 2).

Таблица 2.

Организационно-технологическая модель реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ

Компонент Составляющие Характеристика

Целевой социальный заказ решение задачи модернизации системы непрерывного образования в области гарантии качества

цель обеспечение процедуры оценивания короткой программы в соответствии с требованиями, предъявляемыми потребителями этих программ, с целью получения профессионального и общественного признания

Функционально-нормативный задачи формирование независимых механизмов оценивания качества и востребованности коротких программ с участием экспертов; создание прозрачной, открытой системы информирования об аккредитованных коротких программах, обеспечивающей полноту, доступность и достоверность информации; создание реестра аккредитованных коротких программ

принципы профессионально-общественный характер экспертизы, прогрессивность, целесообразность, открытость, вариативность, объективность, позитивное стимулирование, конфиденциальность, добровольность, конструктивность, компетентность, этичность, законность

функции установление стандартов и критериев; обеспечение поддержки разработки и функционирования систем менеджмента качества коротких программ в образовательныхорганизациях;выработкарекомендаций, направленных на повышение качества коротких программ и содействие их внедрению; реализация механизма бенчмаркинга; подготовка и сертификация экспертов

субъекты государство; общество; образовательная организация; рынок труда; аккредитующая организация; личность

Организаци- онно-методи- ческий организаци-онно-педаго-гические условия 1. создание институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ; 2. внесение необходимых изменений в нормативно-правовуюбазунезависимойорганизации, уполномоченной работодателями, их объединениями, ставящей в качестве своей цели проведение профессионально-общественной аккредитациикороткихпрограмм; 3.создание методологии институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ; 4. организация методического сопровождения процедуры профессионально-общественной аккредитации коротких программ; 5. подготовка и сертификация экспертов; 6. обеспечение внутреннего и международного признания заинтересованными сторонами

Продолжение таблицы 2.

Компонент Составляющие Характеристика

Технологический подходы целеориентированный, системный, нормативно-ориентированный, критериально-ориентированный

методы количественные; качественные (экспертные) методы

технология 1. Принятие образовательной организацией решения об аккредитации; 2. Предаккредитация; 3. Подача заявления; 4. Методическое обеспечение организации по вопросам прохождения экспертизы; 5. Проведение вебинара; 6. Самообследование; 7. Формирование комиссии; 8. Внешняя экспертиза; 9. Подготовка аналитических материалов; 10. Заседание Аккредитационного совета; 11. Информирование о результатах экспертизы

Содержательный стандарты и критерии 1. содержание программы; 2. условия реализации программы; 3. востребованность программы

Оценочно-результативный уровни эффективности высокий, средний и низкий

критерии и показатели эффективности 1. Критерий разработанности нормативно-правовой базы аккредитующей организации; 2. Критерий разработанности методологии институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ; 3. Критерий материально-технической оснащенности аккредитующей организации (независимой организации, уполномоченной работодателями, их объединениями); 4. Критерий востребованности потребителями коротких программ профессионально-общественной аккредитации как гарантии качества

Результат гарантии качества коротких программ

В основе анализа модели лежит большой эмпирический материал по апробации организационно-технологической модели реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ, проведенной в рамках проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального об-

разования для подготовки специалистов в различных областях на базе межрегиональных отраслевых ресурсных центров»; профессионально-общественной аккредитации двадцати трех коротких образовательных программ в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина, Федеральном автономном учреждении «Всероссийский институт повышения

квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства» (г. Пушкино) [4].

Таким образом, результаты проведенной нами экспериментальной работы позволяют сделать вывод об эффективности разработанной и внедренной модели реализации институционального механизма профессионально-общественной аккредитации коротких программ, направленной на управление качеством коротких программ.

Источники:

1. Государственная программа развития образования на 2013-2020 г.г. [State Program Education development until 20132020. (In Russ.)]

2. Мотова Г.Н. Бенчмаркинг в управлении образованием: Научное издание. Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 2001. 48 с. [Motova G.N. Benchmarking in management of education: Scientific edition. Yoshkar-Ola: Scientific information centre of state accreditation, 2001. 48 p. (In Russ.)]

3. Мотова Г.Н. Аккредитация образовательных систем: Монография. Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004. 260 с. [Motova G.N. Accreditation of educational systems: Monograph. Yoshkar-Ola: Centre of state accreditation, 2004. 260 p. (In Russ.)]

4. Отчеты внешних экспертных комиссий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: www.аккредитация.рф. [Reports of external commissions of experts. [Electronic resource]. Available: http: www. www.аккредитация.рф. (In Russ.)]

References:

1. Gosudarstvennaya programma raz-vitiya obrazovaniya na 2013-2020 g.g.

2. Motova G.N. Akkreditatsiya obrazovatel'nykh sistem: Monografiya. Yoshkar-Ola: Tsentr gosudarstvennoy akkreditatsii, 2004. 260 s.

3. Motova G.N. Benchmarking v upra-vlenii obrazovaniem: Nauchnoe izdanie. Yoshkar-Ola: Nauchno-informatsionnyy tsentr gosudarstvennoy akkreditatsii, 2001. 48 s.

4. Otchety vneshnikh ekspertnykh ko-missiy. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http: www.akkreditatsiya.rf.

Зарегистрирована: 01.10.2014

Аносова Наталья Анатольевна (г. Йошкар-Ола), Йошкар-Олинский аграрный колледж, ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»», заместитель директора по воспитательной работе, кафедра прикладной математики и информационных технологий ФГБОУ ВПО «ПГТУ»), соискатель. Тел.: 8-927-88-36-633. E-mail: anossova.natalia@yandex.ru

Anosova Natalia Anatolyevna (Yoshkar-Ola), Yoshkar-Ola agrarian college of Volga of State University of Technology, deputy director for educational work, chair of applied mathematics and information technologies Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola competitor. Тel.: 8-927-88-36-633. E-mail: anossova.natalia@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.