Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
• Национальное богатство России: человеческий капитал 7 %; природные ресурсы 85 %; накопленные материальные блага 8 % [2].
Человеческий капитал во всех странах мира превышает половину накопленного национального богатства. Высокий удельный вес человеческого капитала свидетельствует об уровне развития стран и о неравномерном распределении природных элементов богатства.
Гармоничное развитие минерально-сырьевого комплекса России в значительной мере является залогом устойчивости ее экономики. Пока в этой сфере существует немало проблем, связанных как с не совершенством законодательства и системы управления, так и со структурными особенностями российской минерально-сырьевой базы и добывающей промышленности.
Вполне объективно назрела потребность в разработке новых механизмов эффективного использования природно-ресурсного потенциала страны для обеспечения инфраструктурной трансформации национальной экономики и выведения ее на позиции устойчивого роста и развития. Существует реальная потребность в изменении функционирования национальной экономики с сырьевой ориентации на инновационную. Стимулирование развития наукоемких отраслей экономики позволит повысить эффективность и рациональность использования национального богатства и увеличить участие в нем человеческого потенциала.
Национальное богатство России - это достояние каждого жителя страны, поэтому необходимо законодательно и институционально разработать такие механизмы, которые гарантировали бы каждому гражданину и будущим поколениям равное право на получение дохода от использования невосполняемых природных богатств.
Нужна смена экономической парадигмы, переориентация на инновационную модель развития. Приоритетное развитие науки и наукоемких отраслей позволит более рационально использовать национальное богатство, будет способствовать увеличению в нем доли человеческого капитала.
Библиографические ссылки
1. Черковец В. Национальное богатство и национальный продукт с позиций общей экономической теории: ретроспектива и настоящее // Российский экономический журнал. 2011. № 2. С. 69-94.
2. Национальное богатство как макроэкономический показатель: содержание, структура, принципы определения [Электронный ресурс] // Экономика. Сор. 2009-2013. URL: http://www.economy-bases.ru/.
3. Бушуев В. Национальное богатство, энергетический потенциал и эргатический капитал России // Энергия: экономика, техника, экология. 2008. № 6. С. 22.
© Петренко А. К., 2013
УДК 330.34
Ю. С. Понамаренко Научный руководитель - И. В. Молодан Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
Процесс приватизации, связанный с преобразованием собственности, является объектом научных исследований в сфере права и экономики. Накопленный эмпирический опыт и теоретические разработки позволяют дать оценку и определить направления повышения эффективности приватизационного процесса в России.
Начиная со второй половины 80-х годов прошлого века, тогда ещё в СССР, начались изменения форм собственности. Этому способствовало принятия ряда законов, в том числе Закона «Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде», где содержалась правовая основа для перераспределения и изменения форм собственности. Впервые законодательно разрешалось заключать договоры аренды с правом выкупа трудовыми коллективами арендованного государственного имущества. Реформирование собственности в СССР предполагало многообразие форм преобразований госсобственности. Приватизация рассматривалась как одна из возможных, но не единственных форм разгосударствления.
В процессе перехода от плановой к рыночной экономике процесс приватизации являлся неизбежным. Однако спорным оказался выбор формы преобразования собственности, сделанный в начале 90-х годов.
Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам [1].
Не был критически оценён и использован опыт приватизации в развитых и развивающихся странах.
Формально в России утвердился институт частной собственности, была создана нормативно-правовая база (с большим количеством недостатков), сформировался негосударственный сектор экономики.
Можно выделить следующие основные особенности российского варианта приватизации: директив-ность, приоритетность одной формы, приоритет политических целей над экономическими, социальная де-формированность при быстрой концентрации капитала, форсирование развития фондового рынка.
Если рассматривать приватизационный процесс во времени, можно выделить следующие этапы приватизации:
Секция «СОВРЕМЕННЬШ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И РЕГИОНАЛИСТИКИ»
1. Доваучерная приватизация.
2. Ваучерный (чековый) этап приватизации (19921994 г.).
3. Послечековый (денежный) этап приватизации (1994 г. - по настоящее время).
Причины отрицательных результатов российской приватизации связаны с игнорированием условий экономической среды и трансакционных издержек (издержек передачи прав собственности). Отсутствие рыночной инфраструктуры, эффективных собственников, опытных менеджеров привели к дезорганизации хозяйственной деятельности, а слабость институтов власти усилила криминальную активность и коррупцию.
Следует отметить, на протяжении третьего, денежного этапа приватизации, менялись приоритеты государственной политики в области приватизации и была осознана необходимость наведения порядка в приватизационных процедурах. Фактически с 2003 года можно говорить о современном этапе приватизации в России, основная цель которого - устранение негативных тенденций, сложившихся на предыдущих этапах и повышение эффективности управления государственным имуществом в целом.
В то же время развивалась теория приватизации, дающая научное обоснование целесообразности приватизации для народного хозяйства и оценку её экономической эффективности.
Интерес к рассматриваемому вопросу в последнее время во многом связан с распоряжением премьер-министра РФ от 20 июня 2012 года, где программа приватизации федерального имущества расширена; к 2016 году планируется приватизировать ряд крупных компаний. Некоторые из них играют ключевую роль в соответствующих секторах национальной экономики: ВТБ, «Акционерная компания «АЛРОСА», «Аэрофлот - российские авиалинии», «Роснефть» и другие.
Насколько оправдана такая программа? Есть ли перспективы такой приватизации? На эти вопросы пытаются найти ответ эксперты - ученые, политики, практики - производственные менеджеры и представители финансовых кругов.
Для успеха приватизации необходима реформа управления государственной собственностью [2].
Для повышения эффективности приватизационных реформ названы следующие меры:
1. Разработать нормативно-правовой документ о принципах управления госсобственностью в России.
2. Обосновать целесообразности приватизации предприятий (особенно - крупных и стратегически значимых).
3. Предусмотреть возврат предприятия в госсобственность при невыполнении условий приватизационного контракта.
4. Организовать постприватизационный мониторинг.
5. Содействовать повышению качества рынка.
Конкурирующими целями приватизации являются:
привлечение средств в государственный бюджет, поиск стратегических партнёров, поиск стратегических инвесторов. Выбор приоритетной цели - это так же задача государства в лице соответствующих органов исполнительной власти.
Приватизацию следует рассматривать как элемент государственной политики при определении рационального сочетания государственной и частной собственности. Формирование государственного сектора безусловно связано с контролем инфраструктуры, общественных благ и ограничением рыночной власти на рынках несовершенной конкуренции. При этом необходимо учитывать издержки приватизации. А дополнительные риски вступления в ВТО предполагают поиск эффективного взаимодействия государственных и частных предприятии с целью повышения конкуренции национальных производителей и в этом случае государственная собственность становится инструментом промышленной политики.
Также следует отметить высокую вероятность негативного результата широкомасштабной приватизации. Массовые компании по изменению собственности ведут к интенсификации процессов присвоения ренты, создают почву для коррупции, следовательно, приведут к отрицательным результатам. Избежать их возможно при разработке программы постепенной приватизации, основанной на тщательно проработанной стратегии управления государственной собственностью.
Библиографические ссылки
1. Основы национальной экономики : учеб. пособие / под ред. А. В. Сидоровича. М. : Дело и сервис, 2009.
2. Полтерович В. М. Приватизация и рациональная структура собственности. М. : Институт экономики РАН, 2012.
© Понамаренко Ю. С., 2013
УДК 338.22.021.1
Н. С. Прохорова Научный руководитель - В. И. Лячин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРИРОДА НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Рассматривается перспективы развития российской экономики посредством реализации национальных экономических интересов.