Научная статья на тему 'Институциональная среда вто как фактор экономической безопасности страны'

Институциональная среда вто как фактор экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОТ / іНСТИТУЦіЙНЕ СЕРЕДОВИЩЕ / ЕКОНОМіЧНА БЕЗПЕКА / WTO / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / THE ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муталимов А. В.

В статье исследуется воздействие институциональной среды ВТО на экономическую безопасность страны. Обоснована необходимость учёта фактора институциональной среды ВТО, для достижения устойчивого экономического роста. Раскрыта структура, уровни и функции институциональной среды ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The institutional environment of the WTO as a favtor of economic security of the country

Is investigated the action institutional environment WTO on the economic safety. Is substantiated the need for calculation the factors institutional environment WTO, for reaching a steady economic increase. Is opened structure, levels and functions institutional environment WTO. Key

Текст научной работы на тему «Институциональная среда вто как фактор экономической безопасности страны»

УДК 330.

А. В. Муталимов,

кандидат экономических наук, Дагестанский государственный университет, Россия

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ВТО КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Современная экономическая наука не дает однозначного ответа на вопрос о том, какие институциональные условия обеспечат экономическую безопасность страны при вступлении в ВТО - основной институт глобализации.

Основная проблема оценки воздействия институтов на экономическую безопасность заключается в том, что на практике существуют значительные ограничения при оценке влияния какого-либо института на подсистему, т.к. институты (нормы, правила) возникают на разных уровнях экономической системы.

При формировании институтов регулирования процесса экономической безопасности, будучи членом ВТО, необходимо учитывать факторы институциональной среды ВТО (например, снижение уровня коррупции, административных барьеров, развитие институтов адвокатирования конкуренции, инвестиций, инноваций, модернизации), без применения которых невозможно достижение устойчивого экономического роста.

ВТО - международная экономическая организация, призвана, а) либерализовать международную торговлю, б) устранить торгово-экономические противоречия в мировой торговой системе и, на основе этого способствовать росту благосостояния. ВТО - основной институт глобализации конца XX начала XXI веков. Расширение ВТО - процесс, характеризующий углубление глобализационных процессов. Вступая в ВТО, страны подчиняются на государственном уровне правилам данного института глобализации.

Важно правильно оценивать возможные риски участия в ВТО, имея в виду опасности для национальной экономики и искусственности некоторых правил ВТО.

Предполагается, что действенными механизмами обеспечения экономической безопасности страны в системе ВТО являются институты ВТО.

Институциональная среда вообще - это формальные правила поведения агентов экономической деятельности, введенное в научное обращение Л. Дэвисом, Д. Нортом и О. Уильямсоном. Например,

О. Уильямсон относит к содержанию институциональной среды органы власти (исполнительной, законодательной, судебной), административный механизм государства, права собственности, а также права и обязанности, фиксированные системой контрактов и меры ответственности 11].

Под институциональной средой экономической безопасности страны в системе ВТО необходимо понимает базовые институты ВТО, которые определяют общие правила поведения, надлежащее исполнение контрактов, передачу информации между покупателями и продавцами.

Совокупность институциональных ограничений (контрактов, соглашений, правил и норм) формального и неформального характера, на основе которых осуществляется торгово-экономическая деятельность экономических субъектов стран-членов ВТО, выступает механизмом экономических отношений ВТО.

Основное содержание обеспечения экономической безопасности страны в системе ВТО состоит в создании и развитии институциональных (прежде всего правовых) механизмов на уровне, отвечающем национальным интересам, т.е. „совокупности внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства”.

Институциональные рамки ВТО определяются экономической эффективностью торговой деятельности, где важную роль играет реализация интересов взаимодействующих субъектов. В связи с этим необходим анализ структуры интересов, механизмов их воплощения в государственную политику. На отстаивании интересов концентрируются усилия участников торгово-экономической деятельности в рамках системы ВТО, обосновываются перспективы социальноэкономического благополучия страны.

В рамках определения структуры институциональной среды как совокупности факторов экономической безопасности представляется целесообразным рассмотреть понятие „ институциональная система Всемирной торговой организации ”. Это понятие определяется как объединение институтов, с помощью которого институциональные сектора интегрированы в структуру ВТО.

Институциональная система Всемирной торговой организации состоит из:

- системы соглашений определяющих правила и обязательства проникновения товаров и услуг на внутренние и внешние рынки;

- соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), устанавливаю-

щее правила признания и защиты объектов интеллектуальной собственности. ТРИПС предусматривает применение высокоэффективных механизмов разрешения спорных вопросов, применительно к интеллектуальной собственности. Эти механизмы предусматривают возможность применения мер воздействия путем репрессалии (контрмеры). При нарушении прав автора из другой страны, пострадавшая сторона, через процедуру разрешению споров в ВТО, имеет право повысить пошлину на импорт определенного товара из страны-нарушителя на свою территорию;

- совокупности правил и обязательств по оказанию государством финансовой поддержки реальному сектору экономики;

- правил по поддержке новых производств;

- правил по защите отечественных отраслей производства;

- правила унификации российского законодательства нормам и правилам всего пакета соглашений ВТО;

- норм технического, ветеринарного, санитарного и фитосанитарного регулирования.

Для исследования влияния институциональных факторов на экономическую безопасность страны в системе ВТО, необходимо систематизировать функции институтов ВТО в целом [3]:

• Создание и обеспечение соблюдения единых правил мировой торговли - в случаях, когда поведение агентов международной торговли не приводит к наиболее эффективному совместному результату, институты могут способствовать повышению эффективности внешней торговли за счет уменьшения количества возможных выборов его участников. Примеры включают ситуации, характеризующиеся антимонопольное регулирование, ограничение рыночного доминирования, господдержка бизнеса. Создание правил определяет ситуации, в которых они нарушаются, и делает это нарушение дорогостоящим - это важная роль, которую выполняют институты.

• Правовое обеспечение справедливогоразреше-ния торговых споров. Применяя механизм рассмотрения споров, действующий в ВТО, например, Россия сможет оспорить в свою пользу ту или иную меру страны-члена ВТО, предпринятую по ограничению российского экспорта в эти страны. По состоянию на 01.04.2011г. действовали 89 ограничению российского экспорта в страны-члены ВТО, в т.ч.: 42 антидемпинговых, 5 специальных защитных, 42 иных мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования. Общее количество потенциально возможных российских претензии по доступу товаров и услуг на рынки партнеров по ВТО, и которые могут быть разрешены по механизму разрешения споров в этой организации более 120 [6].

• Мониторинг внешнеторговой деятельности. Мониторинг выступает действенным инструментом предотвращения угроз экономической безопасности страны в рамках ВТО. Мониторинг фактов, условий, причин, угрожающих экономической безопасности -систематически (непрерывно и с заданной периодичностью) осуществляемая регистрация (наблюдение, измерение, фиксацию), диагностика и анализ системы показателей защищенности национальных интересов страны-члена ВТО. В этих случаях институты могут быть созданы с целью агрегирования информации и предоставления выбора [2].

• Предупреждение и распределение угроз. Институты могут быть значимым механизмом диссипации угроз, т.е. распределение угроз во времени и пространстве. В первом случае необходимо выделить четко разграниченные этапы и для каждого предусмотреть свои меры. При распределении угроз в пространстве можно применить следующие способы диссипации:

- диверсификация, т.е. участие одновременно на нескольких однородных товарных рынках, ради компенсации неудач на одном из них успехами на других;

- распределение угроз между торговыми странами-агентами - посредством заключения многостороннего договора или нескольких двухсторонних договоров;

- дробление рынка товаров и услуг, т.е. увеличение сегментов и распределение поставок между ними таким образом, чтобы отказ одних потребителей от покупок не сорвал программу экспорта в целом;

- дробление рынка импортёров с той же целью.

• Обеспечение добросовестной конкуренции на товарных рынках и рынках услуг.

• Регулирование демпинговых механизмов во внешнеторговых отношениях.

• Перераспределение экономических ресурсов между хозяйствующими субъектами, регионами и странами. Вступая в ВТО, каждая страна предлагает мировом сообществу совместное использование своего ресурсного потенциала во благо всех членов мирового сообщества, а не только плутократии и олигархии. Институты могут быть использованы для изменения распределения ограниченных экономических ресурсов с эффектом.

• Оптимизация использования экономических ресурсов страны. Институты объединяют индивидуальные возможности и ресурсы для роста благосостояния.

• Рациональное использование экономических ресурсов исходя из закона об относительных преимуществах страны. Каждая страна-член ВТО будет про-

изводить те товары (оказывать те услуги), производство которых у себя будет менее затратным.

• Экономия на понижении таможенных тарифов. Посредством таможенных тарифов государство изымает огромные суммы денежных средств у производителей товаров. ВТО, обязывая государства снижать ставки таможенных пошлин, обеспечивает производителей, на экономии от понижения таможенных тарифов, дополнительным источником денежных средств, которых последние могут использовать на инвестирование, инновационную модернизацию.

Для выявления конкретных компонентов институциональной среды, оказывающих влияние на процесс экономической безопасности страны-члена ВТО, целесообразно использовать классификацию различных типов институтов и институциональных структур. Существует пять уровней институционального анализа: институты, институциональные механизмы, институциональные сектора, организации, формальное закрепление (законы).

Первый уровень включает в себя основные институты, такие как нормы, правила, конвенции.

Второй уровень - институциональные механизмы — связаны с координацией субъектов торговой деятельности. В их число входят рынки, иерархии, ассоциации, сети, государство и общины [5].

Третий - институциональные сектора - включают все организации в обществе, которые поставляют данную услугу или продукт, вместе с их координационными механизмами (например, крупные поставщики, источники финансирования, регулирующие органы, таможенные органы и так далее).

На четвертом уровне предлагается проанализировать организации, поскольку институциональные правила, нормы и конвенции реализуются посредством организационных структур (ВТО, ВОЗ, ВОТ и др.).

На пятом уровне необходимо анализировать уставы, новые соглашения и стратегии, а также новые продукты, технологии.

Данную классификацию целесообразно адаптировать для институционального анализа системы эко -номической безопасности в системе ВТО. Значимы следующие элементы институционального анализа обеспечения экономической безопасности в глобализированной экономике, влияние которых является комплиментарным: регулирующие, нормативные и когнитивные институты; сочетания институциональных механизмов, благодаря которым может быть достигнута координация с другими субъектами; пересечения с институциональными секторами, институт демпинга и решения торговых споров.

Эти организационные уровни должны быть исследованы для определения вклада институтов в экономическую безопасность.

В экономической литературе, к функциям институциональной среды по поддержанию экономической безопасности относят создание предпринимательско -го и инвестиционного климата, защита прав собственности (прежде всего акционеров, инвесторов и кредиторов), развитие корпоративного управления, финансового рынка, рынка земли и недвижимости, поддержание конкуренции (включая антимонопольное регулирование, стимулирование малого и среднего бизнеса), укрепление контрактной дисциплины.

С позиции формирования системы экономической безопасности, необходимо исследовать наиболее значимые вопросы, которыми, несомненно, являются аспекты установления положения национальной экономики в мировом хозяйстве, в частности, выражающиеся в оценке международной конкурентоспособности страны.

Институциональная среда воздействует на глобальную конкурентоспособность и экономический рост путём формирования индивидуальных и организационных стимулов, которые активизируют процесс накопления, распределения и использования ресурсов, модернизацию экономики, развитие и распространение технологий.

Кроме того, институты формируют качество и количество созданных и приобретенных производственных ресурсов. Стимулы к накоплению материальных ресурсов (с помощью инвестиций и сбережений) и нематериальных активов (в области образования, профессиональной подготовки и обучения) определяются в частности, путем национальных карьерных предпочтений, социального статуса образования, образовательных стандартов, режимов прав собственности и налогового законодательства.

Институты ВТО оказывают плодотворное воздействие и на инновационные процессы как важнейший фактор экономической безопасности страны-члена ВТО.

Рыночный потенциал инноваций может быть ограничен институциональными ограничениями, такими как монопольные права, технологические стандарты (де-юре или де-факто), тарифы, квоты и национальные различия в режимах регулирования конкретных секторов. Значимость данного фактора эмпирически подтверждается тем, что уровень конкуренции среди производителей прямо влияет на практическое применение инноваций, следовательно, режим антимонопольного регулирования и конкуренции является важным институциональным фактором обеспечения экономической безопасности страны после вступления в ВТО.

Институциональная среда также влияет на процесс распространения новых технологий[4]. Нормативно-правовая база и конкурентная политика могут оказать значительное влияние на распространение тех-

Рис.1. Процесс формирования институциональных факторов экономического роста

нологий посредством конкуренции. Кроме того, институциональные стимулы для физических инвестиций будут определять темпы распространения новых технологий через обновление оборудования. Так же на решения компании осваивать новые технологии, типы производства и организационные механизмы могут влиять законы о трудовых отношениях.

Распространение системных технологий стимулируется институтом стандартов, которые могут, как поощрять, так и препятствовать конкуренции и распространению технологий среди фирм.

Реализация институциональной среды ВТО возможна посредством концепции „институциональной комплиментарности”, которая заключается в том, что отдельные институциональные сектора и координационные механизмы, направленные на обеспечение эко -номической безопасности страны в системе ВТО, функционируют лучше за счет взаимодействия с другими институциональными секторами и координационными механизмами[1]. Например, институт инвестиционного уполномоченного или инвестиционных омбудсменов в РФ (в каждом Федеральном округе по одному) и Соглашение ВТО по сельскому хозяйству будут способствовать инвестициям в российское сельское хозяйство и росту внешнеторгового оборота сельскохозяйственными товарами.

Основная идея комплиментарности состоит в сосуществовании (в пределах данной системы) двух или более институтов, взаимно увеличивающих эффективность каждого отдельно взятого института -целое больше, чем сумма его частей. То есть, с пози-

ции системного анализа, существуют положительные связи между подсистемами экономической безопасности, вызывающие синергетический эффект.

Понятие комплиментарности так же часто используется для объяснения сложности институциональных изменений и непредсказуемости последствий введения новых институтов в системе национальной экономики, оценки непредвиденным последствиям воздействия институтов на её элементы.

Таким образом, основной идеей концепции ком-плементарности является то, что влияние нескольких институтов определяет стратегический выбор действующих агентов в торговой деятельности, что оказывает влияние на тип расширенного воспроизводства и соответственно уровень экономической безопасности.

Для выявления структуры компонентов институциональной среды, влияющих на формирование факторов экономического роста, с учетом наличия комплементарных объединений, необходимо систематизировать показатели состояния институциональной среды и её связи с другими группами факторов экономического роста. Поскольку, как было показано ранее, не существует полного списка таких показателей, необходимо их систематизировать с позиции факторов экономического роста в целом.

Одной из наиболее полных классификаций факторов экономического роста является перечень сгруппированных факторов, разработанный В. Полтерович, согласно которому определено семь взаимозависимых групп факторов, определяющих конкурентоспособность и рост в экономических системах (рис. 1): производ-

ственные ресурсы, технологии, организационная эффективность, характеристики товарных рынков, внешнеэкономическая деятельность, институциональная среда, деятельность правительства [7].

Данный перечень факторов позволяет обнаружить области, в которых могут быть выявлены институты, влияющие на экономический рост и способствующие экономической безопасности России. Однако для выявления конкретных институциональных связей и комплементарных институтов с целью определения состояния системы экономической безопасности России в системе ВТО, необходимо расширить данный подход.

В эмпирических приложениях к исследованию процессов в рамках национальной экономики, различные концепции и институциональные системы, такие, как национальные, региональные или отраслевые, пересекаются и соотносятся друг с другом во многих аспектах. Они предлагают альтернативный взгляд на трансформационные процессы на мезоуровне, поскольку подчеркивают различные системные связи сетей, институтов и технологий на различных уровнях. Национальный уровень наиболее подходит для исследования факторов экономического роста по сравнению с региональным или отраслевым, однако, это зависит от целей исследования.

Таким образом, институциональная среда, формирует техническую, координационную и распределительную эффективность торговой деятельности в системе ВТО. В соответствии с утверждением о том, что ВТО представляет собой сложную систему взаимодействия различных агентов, общая производительность системы будет определяться координационной и операционной эффективностью. Как было показано выше, факторами, определяющими координационную и операционную эффективность, являются правила. Соответственно изменение этих правил, к которым относятся не только институты, но и технологии, инфраструктура и т.п., приведёт к эволюции ВТО, что, в свою очередь приведёт к изменению производительности экономической системы в целом и обеспечению экономической безопасности страны в системе ВТО.

Литература

1. Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем / Г. Б. Клейнер. - М. : Наука, 2004. 2. Мута-лимов В. А. Государственный мониторинг угроз экономической безопасности России при вступлении во Всемирную торговую организацию / В. А. Мутали-мов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 23 (116). - С. 70 - 76. 3. Мутали-мов В. А. Институциональные условия устойчивого экономического роста российской экономики при вхождении в ВТО / В. А. Муталимов // Бизнес в зако-

не. Экономико-юридический журнал. - 2010. - № 5. -С.1б9 - 1УЗ. 4. Муталимов В. А. Факторы влияния инновационной деятельности и эффективности производства фундаментальных знаний на экономическую безопасность страны / В. А. Муталимов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2010. - № 34 (91). - С. 13 - 19. 5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функции / Д. Норт. -М. : Прогресс, 199У - 28б с. б. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам I квартала 2011 года. - М., 2011 - 212 с. У. Полтерович В. М. Трансплантация экономических институтов /

В. М. Полтерович // Экономическая наука современной России, 2001. - № 3. - С. 24 - 50. 8. Williamson O. The New Institutional Economics: Taking Stock, Looking Ahead / О. Williamson // Journal of Economic Literature. Vol. XXXVIII. - 2000. - № З. - б00 p.

Муталiмов В. А. Інституційне середовище СОТ як чинник економічної безпеки країни

У статті досліджено вплив інституційного середовища СОТ на економічну безпеку країни. Обґрунтовано необхідність обліку фактору інституційного середовища СОТ, для досягнення стійкого економічного зростання. Розкрито структуру, рівні та функції інституційного середовища СОТ.

Ключові слова: СОТ, інституційне середовище, економічна безпека.

Муталимов В. А. Институциональная среда ВТО как фактор экономической безопасности страны

В статье исследуется воздействие институциональной среды ВТО на экономическую безопасность страны. Обоснована необходимость учёта фактора институциональной среды ВТО, для достижения устойчивого экономического роста. Раскрыта структура, уровни и функции институциональной среды ВТО.

Ключевые слова: ВТО, институциональная среда, экономическая безопасность.

Mutalimov V. A. The institutional environment of the WTO as a favtor of economic security of the country

Is investigated the action institutional environment WTO on the economic safety. Is substantiated the need for calculation the factors institutional environment WTO, for reaching a steady economic increase. Is opened structure, levels and functions institutional environment WTO.

Key words: WTO, institutional environment, the economic safety.

Стаття надійшла до редакції 20.0У.2012

Прийнято до друку 15.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.