Научная статья на тему 'Институт финансового надзора как фактор стабильности банковской системы: Международный опыт и азербайджанская практика'

Институт финансового надзора как фактор стабильности банковской системы: Международный опыт и азербайджанская практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
613
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ФИНАНСОВЫЙ РИСК / МЕГАРЕГУЛЯТОР / ИНСТИТУТ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА / ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА / FINANCIAL CRISIS / FINANCIAL RISK / MEGA-REGULATOR / INSTITUTE OF BANKING SUPERVISION / FINANCIAL REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зейналов В. З.

Статья посвящена поиску путей совершенствования системы банковского надзора, который в современных условиях является особым предметом научного теоретического и практического исследования. Построение эффективного банковского надзора в Азербайджане является необходимым условием стабильности развития банковской системы и устойчивого развития экономики страны в посткризисный период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of financial supervision as a factor of stability of the banking system: international experience and Azerbaijan practice (Russia, St. Petersburg)

The article discusses ways of improving the system of financial supervision, a special topic of theoretical and practical research in contemporary economy. Effective banking supervision in Azerbaijan is an important condition of stability in the banking system, as well as of the sustainable development of the countryБ??s economic development in the post-crisis period

Текст научной работы на тему «Институт финансового надзора как фактор стабильности банковской системы: Международный опыт и азербайджанская практика»

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ПРАКТИКА

В.З. Зейналов,

докторант Санкт-Петербургского государственного экономического университета,

кандидат экономических наук zeynalov.vidadi@mail.ru

Статья посвящена поиску путей совершенствования системы банковского надзора, который в современных условиях является особым предметом научного теоретического и практического исследования. Построение эффективного банковского надзора в Азербайджане является необходимым условием стабильности развития банковской системы и устойчивого развития экономики страны в посткризисный период.

Ключевые слова: финансовый кризис, финансовый риск, мегарегулятор, институт банковского надзора, финансовая реформа.

УДК 336.71 ББК 65.05

Глобализация банковского бизнеса и ускорение международного движения капитала обусловили формирование международных правил и норм банковского надзора. Международная экономическая интеграция приводит к усилению зависимости финансовых рынков многих стран друг от друга. По этой причине кризисные явления, возникшие в одной стране, распространяются на всю экономически интегрированную систему.

Многие отечественные и зарубежные специалисты сходятся во мнении, что основной причиной прошедших масштабных финансовых потрясений во многих странах мира послужило недостаточное качество банковского регулирования и надзора [1, с. 45].

Типы органов, осуществляющих банковский надзор, в разных странах различны, что объясняется различными институциональными, культурными и административными условиями, а также уровнем развития экономики и емкостью рынков капитала. В некоторых странах существует единый орган надзора и регулирования ЦБ, в других эти функции осуществляют специальные органы надзора, которые тесно сотрудничают между собой, поскольку функции разработки денежно-кредитной политики и банковского надзора переплетаются. В зависимости от институциональных подходов, используемых в разных странах, указанные функции различным образом распределяются между различными органами, уполномоченными государством на осуществление надзора за деятельностью финансового сектора страны.

В данной связи необходимо учитывать и национальные особенности регулирования, поскольку в разных странах функции банковского регулятора возложены либо на центральный банк, либо на другой орган — министерство или специально создаваемую комиссию. В частности, функции по регулированию банковской сферы в Австралии выполняет Служба по финансовому надзору, в Бельгии Комиссия по банкам, финансам и страхованию, в Великобритании — Управление финансовых услуг, в Германии — Федеральная служба финансового надзора, в Канаде — Министерство финансов, в Люксембурге — Министерство бюджета и казначейства, во Франции Комитет по кредитным институтам и инвестиционным фондам, в Швейцарии — Федеральная банковская комиссия, в Японии — Финансовая служба и Банк Японии и т.д. Центральный банк, наряду с формированием и реализацией денежно-кредитной политики, регулирует банковские учреждения в Болгарии, Греции, Италии, Литве, Нидерландах, Новой Зеландии, Португалии, Словакии, странах СНГ [2, с. 300].

По данным МВФ, в 80% случаев банковский надзор в странах осуществляется центральными банками, в 4% случаев — Министерством финансов, в 20% — структурами смешанного типа. Последний вариант реализуется, например, во Франции, где надзор осуществляется специально созданным органом — Банковской комиссией (Commission Bancaire) совместно с национальным Центральным банком (Банком Франции, Banque de France). Идею пруденциального надзора, закрепленного исключительно за национальными банками, настойчиво поддерживает Европейский центральный банк.

Регуляторы фондового рынка во многих странах работают параллельно с банковскими регуляторами. Такова, к примеру, Россия, где роли лидирующих звеньев в системе органов надзора равноправно выполняют Центральный банк Российской Федерации и Федеральная служба по финансовым рынкам. Во Франции также Банковская комиссия работает параллельно с Комиссией по бир-

жевым операциям и Советом по финансовым рынкам. В Японии фондовые рынки курируются Financial Services Agency (FSA), Japan, а Банк Японии регулирует банковский сектор[3, c. 12].

Европейским парламентом 22 сентября 2010 г. было одобрено проведение реформы финансовой системы Евросоюза (ЕС), в рамках которой был принят ряд законодательных инициатив, направленных на обеспечение ее устойчивости и стабильности за счет совершенствования архитектуры и институциональной структуры регулирования финансовых рынков, устранения проблемы фрагментированного индивидуального анализа рисков на национальном уровне, а также развития системы раннего обнаружения и предупреждения системных рисков.

Вообще, можно выделить несколько моделей разделения функций между надзорными органами:

Модель 1. Основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере регулирования и надзора банковской деятельности. Именно эта модель исторически была доминирующей, хотя и не единственной, с момента возникновения надзорной практики в области банковского дела. К сегодняшнему дню она, хотя и утратила свои господствующие позиции, но по-прежнему востребована жизнью.

Модель 2. «Смешанная». Функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Классический пример — США. За коммерческими банками и финансовыми институтами Америки помимо Федеральной резервной системы надзор осуществляют: Федеральная корпорация страхования депозитов, занимающаяся страхованием депозитов в банках и других кредитных институтах, и Управление контролера денежного обращения (бюро министерства финансов). Все три органа в свое время договорились об исключении двойной работы.

Модель 3. Надзор за банковской деятельностью осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов при участии центрального банка. Эта модель присуща банковским системам Канады и в меньшей степени — Австрии и Германии.

Модель 4. Объединяет страны, принявшие законодательные решения о создании мегарегулятора на рынке финансовых услуг. По пути реформирования системы государственного регулирования финансового рынка путем создания мегарегулятора финансовых рынков в свое время пошел ряд развитых и развивающихся стран. Впервые мегарегуляторы были созданы в Сингапуре в 1982 г. и Норвегии в 1986 г. Впоследствии интегрированный финансовый надзор был внедрен в Скандинавских странах, а затем в той или иной форме — во многих странах Европейского союза. За пределами Европы мегарегуляторы созданы в Австралии, Корее, Японии и ряде других стран.

Модель 5. Международная или наднациональная. Из всех международных финансовых организаций наиболее значимыми с точки зрения роли в области надзора являются Европейский центральный банк (ЕЦБ), Базельский комитет по банковскому надзору, Международный валютный фонд и Мировой банк [4, c. 127].

По данным исследования Всемирного банка, органы частично или полностью интегрированного финансового надзора (осуществляет надзор за основными сегментами финансового рынка, включая банковский сектор, сектор страховых услуг и рынок

ценных бумаг, получившего название мегарегулятор) функционировали в 30% стран — членов этой международной финансовой организации. Объединение надзора и контроля за всеми секторами финансового рынка — явление не уникальное. Британское Управление по финансовому регулированию и надзору (Financial Services Authority- FSA) — центральный орган надзора за рынком финансовых услуг Великобритании. FSA является независимым негосударственным органом, ответственным за регулирование и надзор за деятельностью всех инвестиционных, финансовых и банковских компаний, осуществляющих деятельность на территории Великобритании. Деятельность FSA полностью финансируется за счет участников рынка — поднадзорных организаций. При этом FSA подотчетно Министерству финансов и Парламенту. В то же время, несмотря на наличие в стране FSA, Банк Англии по-прежнему вынужден заниматься управлением рисками и даже увеличить штат сотрудников, осуществляющих мониторинг и оценку деятельности кредитных организаций. В июне 2010 г. правительство Королевства объявило о планах по переходу на новую архитектуру системы регулирования финансовых рынков. Новая архитектура влечет за собой трансформацию существующей системы в лице Управления по финансовым услугам в Управление финансовым поведением (Financial Conduct Authority — FCA), а также замену в конце 2012 г. трехсторонней системы регулирования — FSA, Банк Англии и Казначейство Ее Величества — новой структурой, состоящей из Комитета по финансовой политике (Financial Policy Committee — FPC), Управления пруденциального регулирования (Prudential Regulation Authority — PRA) и Управления защиты прав потребителей и рынка (Consumer Protection & Markets Authority — CPMA), являющегося дочерней структурой Банка Англии[5]. Обязанности вновь создаваемых органов будут очень широкими. Так, планируется, что стратегическими целями FCA будут защита финансовой системы Великобритании и повышение доверия к ней. Еще три оперативные цели — обеспечение надлежащей степени защиты потребителей, повышение эффективности рынка финансовых услуг, а также сохранение целостности национальной финансовой системы.

Федеральное управление финансового надзора Германии (BaFin), — центральный орган надзора за финансовыми услугами Германии. BaFin является частью Федерального Правительства ФРГ. Правовой статус и функции BaFin определены в «Законе о Федеральном управлении финансового надзора», «Законе ФРГ о банковской деятельности» и другими специальными законами. При выполнении функций в области надзора за банками и инвестиционными компаниями BaFin тесно сотрудничает с Немецким федеральным банком[6].

Важным событием в Турции после кризиса стало создание по типу британской Financial Service Authority при непосредственном участии и поддержке Международного валютного фонда нового органа банковского надзора — Banking Regulatory & Supervisory Agency of Turkey (BDDK). Это полностью независимая структура (до кризиса ВDDK был в структуре казначейства страны), пользующаяся высоким доверием со стороны всех участников финансового рынка. BDDK функционирует самостоятельно и законом ему даны следующие полномочия: контроль за деятельностью банков; регламентирование работы кредитных организаций; принятие на законных основаниях решений по разным аспектам деятельности банков (вплоть до их закрытия) и защита прав вкладчиков; создание условий для эффективной работы финансовой системы и управление Турецким Фондом страхования депозитов (TMSF) [7, c.91].

BDDK сосредоточил контролирующие функции над всеми банковскими институтами, в том числе над исламскими банками. При этом председателю «Совета по регулированию и надзору за банками» предоставлялись исключительные полномочия в вопросах признания финансовой деятельности банков и в выборе схемы их ликвидации.

Вместе с тем, следует отметить, что далеко не все развитые страны пошли по пути создания мегарегуляторов своих финансовых рынков. Несмотря на существующие тенденции к созданию полностью интегрированных надзорных органов, во многих странах сохраняется традиционная функциональная структура финансового надзора, предполагающая наличие отдельных секторальных надзорных органов.

Зародившийся в США в 2007-2008 гг. финансовый кризис еще раз раскрыл имеющиеся недостатки в регулировании системного риска и финансовых институтов, что, в свою очередь, обусловило необходимость реформирования институциональных структур финансового регулирования и надзора. Как следствие проводимой реформы финансового регулирования Президентом США 21 июля

2010 г. был подписан основополагающий закон Додда — Франка. Он предполагает самое значительное изменение американской финансовой нормативно-правовой среды со времен Великой депрессии, влияющее на всю систему регулирующих органов и затрагивающее практически все стороны индустрии финансовых услуг страны. В частности, Закон предполагает изменение институциональной структуры регулирования, появление системы надзора и мониторинга системных рисков, усиление контроля за деятельностью системообразующих компаний и предоставление надзорным институтам ряда новых полномочий по санированию и ликвидации проблемных финансовых компаний, а также включение в систему регулирования небанковских финансовых учреждений и прочих структур, входящих в холдинг с данными компаниями.

Для реализации полномочий по мониторингу и устранению системных рисков создан новый Совет по надзору за финансовой стабильностью (The Financial Stability Oversight Council — FSOC), а также изменены полномочия Федеральной резервной системы. Основные задачи FSOC: определение системно важных институтов и пробелов в регулировании; сбор информации и мониторинг рынка финансовых услуг с целью выявления потенциальных рисков; разработка более жестких стандартов регулирования деятельности системообразующих банковских и небанковских финансовых учреждений и холдингов с размером активов, превышающим 50 млрд долл.; реструктуризация и ликвидация организаций, несущих в себе повышенные риски для всей финансовой системы[8].

В России только в 2011 г. началась реализация инициативы по построению системы макропруденциального регулирования в лице вновь созданного Департамента финансовой стабильности в Банке России. Кроме того, произошло законодательное дробление функций регулирования на рынке ценных бумаг: регулирующие функции закреплены за Министерством финансов, а надзор и контроль — за ФСФР, в том числе и в сфере страхования. С 2012 г. ФСФР возвращены некоторые важные законотворческие функции. В банковской сфере в январе 2012 г. одобрена реорганизация Департамента банковского регулирования и надзора Банка России в два самостоятельных департамента с целью отделения методологии надзора (нормотворчества) от практического надзора (оценки финансового состояния конкретных банков и надзорного реагирования). Это, безусловно, ликвидирует основу для конфликта интересов при сочетании регулирующих и надзорных функций.

В настоящее время в Азербайджане на различных уровнях активно обсуждается вопрос о создании единого государственного органа по регулированию различных сегментов финансового рынка — суперведомства или, так называемого, «мегарегулятора», к полномочиям которого были отнесены все аспекты регулирования и надзора за финансовым рынком [9].

Однако, нынешняя система не обеспечивает принцип единства регулирования, контроля и надзора в финансовых секторах. За профучастниками фондового рынка присматривает Государственный комитет Азербайджана по ценным бумагам, за страховыми компаниями — служба Госстрахнадзор при Минфине Азербайджана, за инвестированием пенсионных накоплений — государственный социальный фонд, а за банками — Центральный Банк Азербайджана. Мы считаем, что следить за всеми рисками лучше в рамках общего надзора.

Однако в специальном банковском законодательстве соответствующие вопросы проработаны недостаточно подробно. В соответствии со Статьей 48 Закона Азербайджанской Республики «О Центральном Банке Азербайджанской Республики»«: Центральный Банк Азербайджана является органом банковского регулирования и контролю за деятельностью кредитных организаций и осуществляет следующее: принимает акты нормативного характера по банковской деятельности; устанавливает пруденциальные нормативы, а также методы их расчета и порядок их применения; устанавливает порядок расчета и формирования специального резервного фонда, создаваемого банками, местными филиалами иностранных банков и небанковскими организациями для возмещения возможных убытков по кредитам и активам; на основании отчетов и проверок оценивает финансовое положение кредитных организаций и на этом основании отдает кредитным организациям обязательные к исполнению указания о внесении соответствующих исправлений в финансовые отчеты; устанавливает стандарты корпоративного управления в банках и местных филиалах иностранных банков; в случаях и порядке, установленных законом, проводит проверки в кредитных организациях, а также в их дочерних хозяйственных обществах; поднимает перед компетентным государственным органом вопрос с целью предотвращения монопольной деятельности

на рынке банковских услуг; применяет меры воздействия (исправления) и санкции против кредитных организаций и их администраторов в случаях и порядке, установленном законодательством; в случаях, когда требуют результаты проведенных в соответствии с законом мероприятий по контролю, участвует в качестве наблюдателя на заседанияхуправленческих органов кредитных организаций, проводит консультации с администраторами кредитных организаций; в случаях, предусмотренных законом, в рамках мероприятий по финансовому оздоровлению банков определяет особые условия выполнения их кредитных обязательств перед Центральным Банком; в случаях, предусмотренных законом, назначает банкам и местным филиалам иностранных банков временного администратора, в необходимых случаях обращается в суд о применении моратория по обязательствам банка; принимает в отношении банков и местных филиалов иностранных банков, у которых аннулированы лицензии, меры в соответствии с законодательством; осуществляет другие полномочия, предусмотренные законодательством. При установлении пруденциальных нормативов для кредитных организаций Центральный Банк может установить различные нормативы и методы их расчета по типам кредитных организаций.

Данные полномочия позволяют Центральному Банку выполнять целевые ориентиры, направленные в том числе на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Центральный Банк защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций.

Центральный Банк Азербайджана не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренным законам «О Центральном Банке Азербайджанской Республики».

Мы считаем, что в 2013 г. приоритетом в финансовой системе Азербайджана станет модернизация регулирования банковской системы на базе самых последних (современных) международных стандартов и опыта. В перспективе единая система финансового надзора должна быть направлена, как мы полагаем, на повышение качества управления финансовыми организациями собственными рисками, оценку их способности по своевременному выявлению и устранению (снижению) этих рисков.

Литература

1. Zeynalov V. Maliyya bohrani va antibohran idaraetma siyasati (глобальный финансовый кризис и антикризисная политика). Вакэ, Azarna^r. — 2012. — 228.

2. Maliyya bцhranэ» anlay^inin elmi юэгЫ // AMEA-пэп xabarlari. Эqtisadiyyat seriyasэ. 2012. — № 2. s. 11-23.

3. Голодова Ж.Г Банковский надзор и регулирование: страновые особенности и направления совершенствования в условиях кризиса // Экономические науки. — 2009. — № 9. — 300 с.

4. Дворецкая А.Е. Модификация банковского надзора с учетом уроков мирового кризиса // Деньги и кредит. — 2012. — № 5.

5. Мамедов З. Влияние кризиса на логику реформирования банковской системы. — СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 127 с.

6. http://ru.wikipedia.org.Управление_по_финансовому_регулированию_и_надзору_Великобритании.

7. http://www.bafin.de/DE/Startseite/startseite_node.html

8. Зейналов В.З. Антикризисная политика в банковской сфере: Турция, Российская Федерация и Азербайджан (сравнительный анализ) // Экономика и управление Санкт-Петербургский Университет Управления и Экономики. — 2011. — №7. — С. 88-94.

9. Каурова Н.Н. Макропруденциальное регулирование финансовых рынков // Финансовый журнал. — № 1. — 2012.

10. Мамедов З. В Азербайджане предлагают создать новую структуру для усиления банковского надзора. — Baku, 14 апр — www.1new.az

СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ И ЛИКВИДНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ

С.М. Савлук,

докторант кафедры банковского дела Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана, кандидат экономических наук.

SergeySavluk@pib.ua

В статье раскрыты механизмы связи между собственным капиталом банков, ликвидностью и рисками, рассматриваются возможности влияния на уровень рисков через управление собственным капиталом. Обоснованы предложения по усилению влияния собственного капитала на ликвидность банков. Проанализовано влияние кризиса 2008-2009 гг. на капитализацию банков Украины.

Ключевые слова: собственный капитал банков, банковские риски, риск ликвидности, банкротство, пирамида рисков, антикризисные инвестиции.

УДК 330.145 ББК.65.291.572

В отечественной и зарубежной банковской практике ключевое место в защите банков от банкротства отводится их собственному капиталу. Теоретической основой этого положения служит тот факт, что в случае банкротства собственники банка полностью или почти полностью теряют инвестированный в него капитал, в силу чего они оказываются наиболее заинтересованными в высокоэффективном управлении деятельностью банков, чтобы не допустить их банкротства [1].

Чтобы реализовать эту заинтересованность на практике, законодательство предоставляет собственникам капитала ши-98

рокие полномочия влиять на деятельность банков: создавать нужные структуры (наблюдательные советы, ревизионные комиссии, собрания акционеров и др.), формировать менеджмент и контролировать его работу, принимать участие в разработке, утверждении и контроле за выполнением стратегий развития банков и др. С другой стороны законодатель поставил собственников капитала на последнее место среди претендентов на ликвидационные средства обанкротившихся банков. Такой механизм стабилизации банков построен на принципе адекватности капитала и получил широкое международное призна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.