Таким образом, анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости разработки системы формирования навыков управленческой культуры.
Список литературы:
1. Коваленко, А.В. Автореферат по педагогике «Формирование технологической культуры будущего учителя иностранного языка» / А.В. Коваленко // Сургут, 2007. - С. 43-47.
2. Позднякова, Ж.С. Использование активных методов обучения в формировании навыков управленческой культуры менеджера // Материалы Х международной практической конференции, Прага, 2014. - С 29- 31.
3. Позднякова, Ж.С. Формирование комплекса педагогических условий реализации системы управленческой культуры // Международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации (II), Челябинск, 2012. -С.175-177.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Попова И.С. - к.п.н., магистрант ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики», г. Челябинск
В статье дается характеристика социального заказа для системы дополнительного образования, анализ понятия инновационный потенциал, авторская трактовка определения понятия инновационный потенциал учреждения дополнительного образования.
Система дополнительного образования переживает новый этап развития, который характеризуется переходом от парадигмы разностороннего развития детей и взрослых, способных к самореализации в современной социокультурной ситуации, до подготовки профессионалов, востребованных на рынке труда с учетом перспектив научно-технического, экономического и духовного развития страны. Перед системой дополнительного образования ставится задача стать экспериментальной площадкой для разработки и внедрения инновационных педагогических технологий, программ,
138
направленных на социальную адаптацию, профессиональное самоопределение, развитие одаренности детей и молодежи.
При определении ключевых направлений развития учреждения дополнительного образования должны учитываться приоритетные направления развития науки. В идеале именно по этим направлениям должно быть сосредоточено дополнительное образование детей и молодежи для подготовки будущих профессионалов любого профиля, обладающих особыми компетенциями - компетенциями инновационной деятельности.
В стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года выделены следующие: способность и готовность к непрерывному образованию, креативность и предприимчивость, стремление к постоянному совершенствованию профессиональных и личностных качеств, критическое мышление, профессиональная мобильность, умение работать в команде и проявлять индивидуальные способности для достижения коллективных целей [1].
При этом, естественно, возникает вопрос: готова ли система к реализации программ соответствующего уровня, обладает ли она достаточным инновационным потенциалом?
Рассматривая инновационный потенциал учреждения дополнительного образования как объект нашего исследования, рассмотрим подходы к определению сущности категории «инновационный потенциал».
Понятие инновационный потенциал трактуют как совокупность различных ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности предприятия, рассматривая термины потенциал и ресурсы как синонимичные. Еще один подход определяет его как меру готовности к выполнению поставленных задач в области инновационного развития.
Ряд исследователей делает акцент на научно-техническую основу и ориентацию объекта исследования на потребителя, характеризуя инновационный потенциал, как способность к внедрению достижений науки и техники в конкретные услуги, которые могут удовлетворить потребности и запросы потребителя, выделяют в составе инновационного потенциала организационные, технические и маркетинговые возможности [3].
Маркетинговые технологии в дополнительном образовании исследует Л.Б. Трегубова, рассматривая маркетинговые возможности как особую систему способов и методов управления процессом повышения компетентности педагогов и руководителей, обеспечивающую конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг [6].
139
Разнообразие определений категории «инновационный потенциал» отражает интенсивное развитие инноватики и характеризует ее как сложное, комплексное понятие. При этом мы считаем, что инновационный потенциал не может определяться суммой ресурсов. Нашу идею подтверждает практика, когда ряд образовательных организаций, обладающих идентичным набором ресурсов, имеют различный уровень успешности функционирования, а значит, различный инновационный потенциал.
Мы согласимся с мнением тех ученых, которые подчеркивают, что категория потенциал отражает также и способности работника, коллектива, предприятия и общества в целом к эффективному использованию ресурсов и средств, а также связывают категорию потенциал с возможностями исследуемого субъекта [3].
Ю.А. Дорошенко определяет инновационный потенциал как способность и готовность образовательной организации осуществлять эффективную инновационную деятельность. Способность - это наличие и
сбалансированность структуры потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности). Готовность - это достаточность уровня развития потенциала и имеющихся ресурсов для осуществления инновационной деятельности [4].
Нельзя не согласиться с мнением А.М. Рубанова, что накопление инновационного потенциала как таковое не приводит к доминированию на рынке образовательных услуг. Важно не только накапливать инновационный потенциал образовательной организации, но и реализовывать его в новых образовательных услугах в процессе инновационной деятельности на рынке образовательных услуг [5]. Это позволяет нам сделать вывод, что
инновационный потенциал должен иметь не только постоянные, но и изменяющиеся характеристики, например, характеристики скорости,
результативности, особенностей процесса нововведения в образовательной организации. Таким образом, потенциал будет задавать вектор развития учреждения дополнительного образования, а ресурсы обеспечивать движение.
Опираясь на исследования В.Н. Гончарова, который рассматривает инновационный потенциал как пересечение множеств ресурсов, способностей и возможностей предприятия, договоримся, что в рамках нашего исследования мы будем понимать под инновационным потенциалом учреждения дополнительного образования взаимное соответствие его ресурсов,
140
способностей и возможностей вести инновационную деятельность в сфере образования.
Таблица 1 - Элементы инновационного потенциала учреждения
дополнительного образования
Элементы
Описание
Ресурсы
Обладают действенными, конкретными возможностями, которые могут использоваться в данный момент
Способности Фактические, учитывающие конкретные ресурсные ограничения
Объективные условия привлечения ресурсов и реализации возможностей. Включают как реальные, так и нереальные в данный
Возможности
момент по какой-то причине возможности, но находящиеся в готовом виде.
Таким образом, при оценке эффективности инновационного управления дополнительным образованием мы будем рассматривать:
- динамику уровня творческой самореализации детей и их творческих достижений;
- уровень инновационно-субъектного потенциала учреждения дополнительного образования;
- качество инновационного стратегического управления учреждением дополнительного образования.
Если первый критерий на сегодня является одним из основных для оценки инновационного потенциала: ежегодно каждый педагог
дополнительного образования отсчитывается достижениями своих воспитанников, то инновационно-субъектный потенциал учреждения следует рассмотреть отдельно. Он включает в первую очередь ценностные смыслы деятельности педагогов: самовыражение, мастерство, автономию. Под первым мы будем понимать высокую оценку личности, свободы, прав человека, под вторым - активное стремление к изменениям в личных и общих интересах; и, наконец, под автономией - способность к самостоятельным решениям.
Качество инновационного стратегического управления определяется целеполаганием, которое включает постановку целей как предвосхищения
141
результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Целеполагание в стратегическом управлении - это в первую очередь выбор миссии образовательной организации, где будет четко сформулированные смысл существования организации, ее философия. В миссии образовательной организации отражается ее уникальность и значимость для различных субъектов. Инновационная миссия может стать инструментом стратегического управления современной образовательной организацией, задающим общее направление и приоритеты развития инициативных проектных команд преподавателей.
Характеристикой современного дополнительного образования детей и подростков выступает вариативность образовательных услуг, интеграция и сотрудничество, тенденции к саморазвитию, созидательное взаимодействие государственных органов управления и гражданских институтов. Однако следует признать, что данная система на сегодняшний день не готова в полной мере решать те задачи, которые ставятся перед ней и становится экспериментальной площадкой для разработки и внедрения инновационных педагогических технологий, программ, направленных на социальную адаптацию, профессиональное самоопределение, развитие одаренности детей и молодежи. Можно уверенно говорить, что инновационный потенциал этой сферы реализуется не в полной мере.
Список литературы:
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 г. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/
innovations/doc20120210_04.
2. Говорушина, Т.К. Системно-оптимизационный подход к проектированию стратегического инновационного управления дополнительным образованием в сверхкрупном городе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - С. 94-100.
3. Гончаров, В.Н. Характеристика инновационного потенциала предприятия с контексте стратегического управления // Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая, выпуск 76. - С. 112-115.
4. Дорошенко, Ю.А. Управление формированием и развитием инновационного потенциала предприятия // Совершенствование механизма
142
хозяйствования в современных условиях: Международная научно-практическая интернет-конференция 1-30 ноября 2004 г. URL: http://conf.bstu.ru/conf/docs /0028/0492.doc.
5. Рубанов, А.М. Технология управления инновационным потенциалом образовательной организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования: монография. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 160 с.
6. Трегубова, Л.Б. Маркетинговые технологии как инструмент управления дополнительным образованием педагога // Человек и образование. - №1 (34). - 2013 г. - С. 105-108.
АУТСТАФФИНГ ПЕРСОНАЛА, КАК МЕТОД СНИЖЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК КОМПАНИИ
Сергеичева И.А. - к.э.н., магистрант ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
«Сегодня в качестве главного приоритета мы обозначили инновационное
развитие экономики... Это наша стратегическая задача. Это необходимое,
условно говоря, инфраструктурное условие для развития инноваций» [1]. Такую задачу поставил Председатель Правительства РФ Путин В.В. перед экономистами на Международном инвестиционном форуме еще в 2008 г. Похожие приоритеты в развитии экономики России обозначают многие экономисты, политики и общественные деятели. Добиться осуществления поставленной задачи невозможно без реализации многих задач, в том числе задачи формирования кадрового обеспечения инновационного развития экономики России.
В ходе формирования системы кадрового обеспечения инновационного развития экономики, актуальным становится вопрос привлечения в регион кадровых ресурсов. Меры по стимулированию мобильности специалистов в области менеджмента инноваций играют растущую роль среди инструментов государственной научной и инновационной политики. Работа в других регионах, в странах ближнего или дальнего зарубежья привлекает, прежде всего, возможностью применения накопленного опыта в новых условиях; стремлением к получению знаний в масштабных проектах; повышением собственной капитализации на рынке труда.
143