Научная статья на тему 'Перспективная модель организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста: опыт реализации'

Перспективная модель организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста: опыт реализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1711
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / МОДЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ СПРОСА / ПРОДВИЖЕНИЕ И РЕКЛАМА / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN / THE MODEL OF SUPPLEMENTARY EDUCATION / PROGRAMS FOR SUPPLEMENTARY EDUCATION / MONITORING OF DEMAND / ADVERTISEMENT AND MARKETING / QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яфизова Римма Иршатовна, Ничипоренко Лидия Константиновна, Атарова Анна Николаевна, Новиков Михаил Сергеевич

В статье раскрывается специфика проектирования Модели организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста с учётом современных тенденций дошкольного образования, социального заказа и развития ребёнка-дошкольника. В процессе проектирования и разработки Модели были изучены теоретические основы организации дополнительного образования детей дошкольного возраста, история развития системы дополнительного образования детей и подростков в России, особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, отечественный и зарубежный опыт организации дополнительного образования, а также проблемы и перспективы дополнительного образования детей дошкольного возраста. Результатом исследования стало проектирование, разработка и апробация Модели организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста, представляющей собой взаимосвязанные компоненты организации дополнительного образования и их поэтапное осуществление. В разработанной Модели представлены результаты исследования различных аспектов организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста: изучение потребительского рынка и условий подбора персонала, разработка образовательных программ дополнительного образования, изучение и создание нормативной базы, проектирование рекламной компании и т д. Интеграция данных направлений позволила создать целостную Модель организации дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного возраста, особая ценность которой заключается в том, что её реализация обеспечивает погружение в интегративную среду современной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future-Oriented Model of Supplementary Education for Preschool Children: Implementation Experience

The article gives a detailed analysis of designing the Model of supplementary education for preschool children considering contemporary trends of preschool education, social control and infant development. In course of designing and developing of the Model of the supplementary education for preschool children the theoretic foundations of non-formal education for children and the history of development of supplementary education system for children and teenagers were studied. Attempts are made to analyze the peculiarities of supplementary education institutes. Local and foreign experience of informal education, problems and prospects of supplementary education are noted. The result of the research was the design, development and approbation of the Model of the supplementary education for preschool children, which are interrelated components of the organization of additional education and their phased implementation. The developed Model presents the results of research on various aspects of the organization of supplementary education for preschool children: the study of the consumer market and the conditions for recruiting staff; the development of educational programs for additional education, the study and creation of a regulatory framework, the design of an advertising company, etc. Integration of these directions has allowed to create an integrated Model of the organization of additional educational services for preschool children, the special value of which lies in the fact that its implementation ensures immersion in the integrative environment of the modern education system.

Текст научной работы на тему «Перспективная модель организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста: опыт реализации»

http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 373.2

DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-68-79

Римма Иршатовна Яфизова1,

кандидат педагогических наук, ассистент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Мойки, 48),

e-mail: jafizova@rambler.ru

Лидия Константиновна Ничипоренко2,

кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Мойки, 48),

e-mail: mail-to-lida@mail.ru

Анна Николаевна Атарова3,

ассистент,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Мойки, 48), e-mail: ann-atarova@yandex.ru

Михаил Сергеевич Новиков4,

ассистент,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Мойки, 48), e-mail: Micaeli2008@yandex.ru

Перспективная Модель организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста: опыт реализации

В статье раскрывается специфика проектирования Модели организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста с учётом современных тенденций дошкольного образования, социального заказа и развития ребёнка-дошкольника. В процессе проектирования и разработки Модели были изучены теоретические основы организации дополнительного образования детей дошкольного возраста, история развития системы дополнительного образования детей и подростков в России, особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, отечественный и зарубежный опыт организации дополнительного образования, а также проблемы и перспективы дополнительного образования детей дошкольного возраста. Результатом исследования стало проектирование, разработка и апробация Модели организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста, представляющей собой взаимосвязанные компоненты организации дополнительного образования и их поэтапное осуществление. В разработанной Модели представлены результаты исследования различных аспектов организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста: изучение потребительского рынка и условий подбора персонала, разработка образовательных программ дополнительного образования, изучение и создание нормативной базы, проектирование рекламной компании и т. д. Интеграция данных направлений позволила создать целостную Модель организации дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного возраста, особая ценность которой заключается в том, что её реализация обеспечивает погружение в интегративную среду современной системы образования.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, модель дополнительного образования, программы дополнительного образования, мониторинг спроса, продвижение и реклама, контроль качества

1 Р И. Яфизова - разработчик концептуальных основ модели организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста.

2 Л. К. Ничипоренко - разработчик содержательных и технологических основ модели организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста.

3 А. Н. Атарова - разработчик аспектов мониторинга спроса и оценки качества организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста.

4 М. С. Новиков - разработчик нормативно-правового контента модели организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста.

68

© Яфизова Р. И., Ничипоренко Л. К., Атарова А. Н., Новиков М. С, 2018

Введение. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты дают возможность перейти на более высокий уровень образования за счёт обеспечения соответствия и взаимосвязи содержания образования, методов работы специфическим особенностям обучающихся и интеграции разных типов образования, обеспечивающих необходимый уровень и широту образовательной подготовки ребёнка.

Инновации стандартов могут быть обеспечены в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в ДОО, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получать возможность полноценной организации своего свободного времени.

Проблемы дополнительного образования детей школьного и дошкольного возраста рассматриваются в трудах В. И. Андреева, А. Г. Асмолова, В. В. Беловой, В. П. Беспалько, З. А. Красновского, М. М. Кулибабы, Б. В. Куприянова, А. И. Ще-тинской и др.

В сфере дополнительного образования ребёнок может реализовать своё личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целе-полаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения.

Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции А. В. Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфические детские виды деятельности.

Идеи известного учёного остаются особо актуальными в связи с воспроизводимыми из поколения в поколение завышенными амбициями родителей, стремящихся ускорить темп психического (прежде всего -интеллектуального) развития своих детей, добиться от них высоких познавательных достижений в ту пору, когда речь следовало бы вести о достижениях совсем иного рода.

Методология и методы исследования. Методологической основой исследования являлись: идеи гуманитарного и субъектного подходов; концепции об амплификации психического и культурно-исторического развития личности ребёнка. Был применён системный анализ, включающий теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и нормативных источников; метод проектирования Модели. В процессе апробации Модели были изучены, исследованы и интерпретированы самые разнообразные направления, связанные с организацией дополнительного образования детей дошкольного возраста. В результате многофакторности исследования, объединённого целостным проектом, изучались направления, в соответствии с которыми были разработаны разнообразные диагностические методики, характеризующие исследование как социолого-педагогическое.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и пилотно апробировать модель организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста, обеспечивающей условия для повышения его доступности, современного качества и эффективности, сохраняя лучшие традиции и накопленный опыт дополнительного образования по различным направлениям деятельности.

Задачи исследования:

- Осуществить нормативно-правовое и теоретическое обоснование созданной модели.

- Комплексно исследовать специфику потребительского рынка, социального запроса родителей для определения спектра дополнительных услуг, отражающих самые разнообразные аспекты.

- Описать условия, обеспечивающие позитивные изменения, направленные на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей.

- Разработать пакет программ дополнительного образования для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг.

- Описать условия, обеспечивающие повышение эффективности созданного

программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг.

- Создать механизмы как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты.

Зачем нужно современное дополнительное образование детей?

В современном мире дополнительному образованию детей уделяют большое внимание. Для обозначения дополнительного образования используются разные термины:

- неформальное образование;

- внешкольное образование;

- послешкольное образование;

- внеклассное образование;

- программы свободного времени;

- дополнительное образование.

В европейских странах дополнительное образование охватывает два направления работы: попечение и развитие [7; 10]. В странах Западной Европы на государственном уровне в основном реализуется концепция попечения, нацеленная на помощь детям и молодёжи с серьёзными проблемами (5-10 % от общего количества детей и молодёжи). Сфера непосредственно дополнительного образования имеет частный характер.

В странах Восточной и Центральной Европы ситуация диаметрально противоположная: внимание государств нацелено на реализацию концепции развития. Это позволяет охватить большую часть таргетной аудитории, не имеющей проблем [Там же].

В России также существуют различные направления вне общеобразовательных программ: дополнительное, неформальное, информальное образование.

Дополнительное образование детей в России эклектично, не всегда укладывается в стандарты. Под ним понимаются разные явления: от музыкальных школ до стратегических игр в социальных сетях, научных шоу, мультимедийных проектов, студий граффити. Многие новые формы рождаются в ответ на ожидания семей и не вписываются в строгие определения [4; 5].

Особое внимание уделяется разработке единого пространства дополнительного образования детей, которое позволит решить задачи воспитания человека как фор-

мирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

По мнению аналитика Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Б. В. Куприянова, разнообразны не только программы по уровню и содержанию, но и образовательные отношения. Эксперт выделяет два полюса: клубы и школы спортивные, художественные, музыкальные.

В клубах образовательные отношения строятся на основе идей педагогики сопровождения и поддержки, сотрудничества. Содержание образования зачастую определяется самими участниками, корректируется с учётом их интересов. В спортивных школах, напротив, существует режим постоянных тренировок и демонстрации достижений детей [4; 6].

Таким образом, сфера дополнительного образования детей создаёт особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке1.

В основе дополнительного образования детей дошкольного возраста, направленного на индивидуальный прогресс каждого ребёнка в условиях свободного выбора и поддержки разнообразия детства, лежат идеи педагогики достоинства, педагогика сотрудничества [2, с. 4].

Какие нормативные документы регламентируют порядок организации дополнительного образования?

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»2 в ст. 75 да-

1 Концепция развития дополнительного образования детей: утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: https://www.rg.ru (дата обращения: 05.04.2018).

2 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3: прин. Государственной Думой 21.12.2012 г. (с изм. на 07.03.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru (дата обращения: 11.04.2018).

ётся определение понятия «дополнительное образование», позволяющее говорить о возможности создания дополнительных программ, которые помогут учитывать индивидуальные запросы и возможности обучающихся, персонифицированно подойти к проектированию содержательных и организационных аспектов образования.

В стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года1 обозначены векторы развития дополнительного образования. Подчёркивается ценность поиска талантливых детей, развития у детей навыков критически воспринимать информацию, возможность нестандартно принимать решения.

Принципы преемственности и непрерывности дополнительного образования описаны в «Концепции развития дополнительного образования детей»2. Обозначается ценностный статус дополнительного образования как уникальной социальной практики для развития мотивации, исследовательской активности, конкурентоспособности личности. В документе уделяется внимание требованиям к проектированию программ, что позволяет разработчикам неформально подойти к созданию программ.

В Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам3 раскрыто содержание, учебные планы, сроки, и формы обучения по дополнительным образовательным программам. Регламент позволил образовательным организациям и авторским коллективам самостоятельно разрабатывать и утверждать программы, особое внимание было уделено условиям для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

В Профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей

1 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру. - Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения: 11.04.2018).

2 Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: https://www.rg.ru (дата обращения: 11.04.2018).

3 Порядок организации и осуществления образо-

вательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: утв. приказом Минобр-науки России от 29.08.2013 г. № 1008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения: 28.04.2018).

и взрослых»4 раскрываются профессиональные требования, предъявляемые к специалисту.

Каковы проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста?

Проблема несовершенства нормативно-правовой базы дополнительного образования: современные документы и локальные акты, разработанные для дополнительного образования, невозможно в полной мере применить и внедрить в практику образовательной организации.

Проблема востребованности дополнительного образования: формирование государственных услуг дополнительного образования осуществляется по-прежнему в произвольной форме, без опоры на государственные направления, инициативы и приоритеты, без мониторинга изучения социального заказа потребителей. Это привело к отсутствию прозрачного распределения в области финансов, нерегулярному обновлению образовательных программ. Образовательные организации не борются за потребителей услуг, как следствие возникает усиление разрыва между содержанием дополнительного образования и интересами детей, государства.

Проблема перенасыщения и многообразия услуг в области дополнительного образования: современным потребителям сложно выбрать услуги, одной из причин выступает активная (агрессивная) реклама со стороны негосударственных образовательных учреждений, готовых предоставлять свои услуги «под ключ» без учёта возрастных особенностей и способностей детей; отсутствие рекламы в государственных организациях. Это приводит к снижению спроса услуг потребителями.

Проблема оценки качества дополнительного образования: отсутствие в сфере дополнительного образования нормативных механизмов, регламентирующих процедуру оценки качества, наличие единых критериев и подходов к дополнительному образованию. Это позволяет сохранить вариативность образования, но не всегда обеспечивает достойное качество и эффективное расходование бюджетных средств.

4 Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г. № 316н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.classdoc.ru/profstandart (дата обращения: 08.04.2018).

Проблема несоответствия инфраструктуры современным требованиям дополнительного образования: созданная несколько десятилетий назад инфраструктура дополнительного образования не соответствует современным требованиям. Система образования испытывает дефицит в технологическом оборудовании и инвентаре, остро стоит вопрос об обеспечении высокоскоростного интернета для реализации высокотехнологичных направлений.

Проблема привлечения молодых специалистов в сферу дополнительного образования: современное дополнительное образование реализуют специалисты со стажем более 20 лет. Наметившаяся тенденция увеличения заработной платы педагогов дополнительного образования пока не исключает отток квалифицированных кадров в другие области и не приводит к привлечению молодых специалистов.

Проблема подготовки специалистов и образовательных учреждений к профессиональным конкурсам в области дополнительного образования: тенденция последних лет - увеличение спектра профессиональных конкурсных мероприятий, однако по-прежнему сохраняется проблема подготовки субъектов к данным мероприятиям. Требуется разъяснительная работа в области понимания критериев и показателей конкурсных испытаний, системности проводимой работы, что позволит реализовать имеющийся потенциал как механизм мотивации педагога к участию в конкурсах.

Проблема включения частных образовательных организаций в дополнительное образование: остро стоит вопрос возможности включения потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнёрства в практику дополнительного образования. Созданная практика не позволяет в полной мере использовать потенциал частных образовательных учреждений, что вызвано «пробелами» в системе нормативного регулирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Результатом исследования стало проектирование, разработка и апробация Модели организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста. Модель представляет собой взаимосвязанные компоненты организации и поэтапное осуществление дополнительно-

го образования для детей дошкольного возраста. Структурными компонентами Модели стали: мониторинг спроса; Headhunting; программы дополнительного образования; нормативная база; продвижение и реклама; заключение договоров и контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг.

Как поэтапно раскрываются компоненты Модели и в чём их особенность?

1-й этап - определение спектра дополнительных образовательных услуг. Созданы подходы к исследованию потребительского рынка услуг дополнительного образования детей дошкольного возраста.

Вариативность направлений, содержания и форм современного образования требует тщательного подхода к выбору возможных услуг в рамках дополнительного образования детей дошкольного возраста [2, с. 3]. Важно ответить на вопрос: будет ли данная образовательная услуга востребована родителями и интересна детям, удовлетворять требования общества и государства?

Выбирая направление и содержание дополнительного образования, необходимо учитывать следующие аспекты: во-первых, социальный заказ общества - родителей и государства в целом. Вторым аспектом является учёт интересов детей и возможность создания условий для развития индивидуальных способностей ребёнка в значимой для него деятельности. Третий аспект связан с оценкой возможностей социально-культурной среды, в которой будет осуществляться дополнительное образование детей. С одной стороны, дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования. С другой - эффективной окажется и оценка ресурсов, неиспользуемых в дополнительном образовании детей.

Изучение и анализ данных аспектов позволит с большей точностью составить прогноз, какие дополнительные образовательные услуги для дошкольников будут востребованы родителями и интересны детям [3; 8].

Для изучения первого аспекта - социального заказа общества - используются методы анализа нормативно-правовых документов и анкетирование родителей. Предметом анализа нормативно-правовых документов выступают действующие в РФ

документы, регламентирующие образовательную деятельность в целом и дополнительное образование в частности.

Критериями для анализа нормативных документов могут выступать: целевые ориентиры и приоритетные направления дополнительного образования детей дошкольного возраста; формы организации, особенности функционирования кружков и других детских объединений; требования к программам, условия реализации программ; количественные показатели разных аспектов, связанных с осуществлением дополнительного образования детей дошкольного возраста.

Анкетирование родителей воспитанников необходимо для изучения их потребности в дополнительном образовании детей и определении спектра дополнительных образовательных услуг. Разработка анкет для родителей в рамках исследования показала, что их содержание может отражать разнообразные вопросы, относящиеся к организации дополнительного образования детей. Были выделены следующие группы вопросов.

Первая группа вопросов связана с изучением актуальных для родителей направлений дополнительного образования детей. Родителям предлагалось выбрать несколько предпочитаемых направлений образовательной деятельности: спортивную секцию, творческую мастерскую, обучение математике, чтению, логике, вокал, обучение английскому языку и т. д. Или предлагалось оценить направления дополнительного образования детей по шкале от 1 до 5, в зависимости от степени значимости и привлекательности: укрепление здоровья ребёнка, развитие художественно-эстетических способностей, познавательное развитие, коммуникативно-речевое развитие и т. д. В одной из анкет родителям предлагалось выбрать между традиционными и инновационными услугами дополнительного образования.

Вторая группа вопросов связана с изучением привлекательности для родителей дополнительного образования детей. Например, что для вас наиболее важно в выборе дополнительного образования: качество образования, стоимость услуг, месторасположение образовательной организации, компетентность педагога и т. д.? По каким критериям вы выбираете, где будет дополнительно заниматься ребёнок: за-

висит от желания ребёнка, где бесплатно, куда ходят друзья ребёнка и т. д. Здесь же могут быть вопросы, позволяющие увидеть ожидания родителей от посещения ребёнком дополнительных занятий.

Третья группа вопросов была связана с изучением факторов, влияющих на выбор родителями услуг дополнительного образования. Это временные, финансовые, территориальные, информационные и другие условия.

Четвёртая группа вопросов связана с изучением требований родителей к педагогу дополнительного образования. Какими личностными качествами должен обладать педагог, работающий с вашим ребёнком? Какая атмосфера должна присутствовать на дополнительных занятиях: творческое содружество детей и педагога, возможность заниматься любимым делом, строгая, деловая и др.

Пятая группа вопросов связана с изучением интересов детей дошкольного возраста. Родителям предлагалось отметить в анкете возраст ребёнка, какую деятельность он предпочитает (слушать музыку, ходить в гости к друзьям, компьютерные игры, конструировать и т. д.), его содержательные интересы (техника, цветы, герои мультфильмов, динозавры и др.).

Шестая группа вопросов связана с изучением дополнительного образования, которое ребёнок уже получает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процедура анкетирования может проходить традиционным способом - распечатанные на бумаге анкеты заполняются родителями и обрабатываются вручную, или с помощью интернет-технологий. Например, размещение текста анкеты в социальных сетях или электронная ссылка на доод1е-форму, где оценка результатов происходит автоматически.

Изучение второго аспекта (учёт интересов детей) наиболее сложно, так как с одной стороны существуют доказанные психолого-педагогическими науками закономерности в развитии современных дошкольников, с другой - их интересы, потребности, возможности могут стремительно меняться под воздействием разнообразных факторов социальной среды, условий воспитания в семье, развития индустрии игрушек, расширения ассортимента медиапродукции для детей и возможностей самого ребёнка в познании окружающего мира.

Изучение социально-культурной среды может осуществляться с помощью анализа информации, представленной на сайтах образовательных учреждений, через обращение к представителям администрации города и района о предоставлении актуальной информации, связанной с необходимостью организации дополнительных образовательных услуг, а также особенностями контингента детей.

Таким образом, одним из результатов исследования можно считать систему изучения потребительского рынка услуг дополнительного образования детей, включающую в себя разработанные анкеты для родителей, алгоритм изучения нормативных документов, технологию сбора информации о реализующихся услугах дополнительного образования.

2-й этап - назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг (Headhunting). В Концепции дополнительного образования детей1 определён широкий спектр проблем развития кадрового потенциала.

На этапе апробации Модели были предложены разные варианты отбора специалистов для реализации программ дополнительного образования. Опишем наиболее полный вариант.

Соискателю необходимо пройти по конкурсу, проходящему в несколько этапов.

На этапе презентации резюме происходит первичный отсев кандидатов, не удовлетворяющих требованиям работодателя. Следующий этап - анкетирование. Целью данного этапа отбора кандидата является выявление успешно выполненных соискателем задач, результатов его профессиональной деятельности, ожиданий претендента, внепрофессиональных интересов.

Третий этап конкурса на вакантное место предполагает решение профессиональной задачи, предложенной работодателем [1, с. 99].

На последнем этапе претендент приглашается на собеседование. В процессе общения с кандидатом можно оценить пунктуальность, внешний вид, речь.

По итогам собеседования кандидата на вакантное место можно пригласить на

1 Концепция дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: https://www.rg.ru (дата обращения: 03.04.2018).

демонстрацию пробного занятия, которое окончательно покажет его педагогические возможности.

3-й этап - составление рабочих программ и перспективного планирования дополнительного образования по выбранным направлениям. На этапе разработки и апробации Модели были спроектированы программы дополнительного образования детей, отличающиеся своей новизной, учитывающие индивидуальные особенности воспитанников, их интересы.

В программе «Экспериментариум» основное внимание направлено на поддержку интереса ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности (через наблюдение и экспериментирование), любознательности, самостоятельности. Цели и задачи программы достигаются через традиционные и инновационные формы работы, такие как:

- целевые экскурсии;

- конкурсы и викторины;

- подготовка материала для опытов и экспериментов вместе с родителями, воспитателями;

- создание пространства для ковор-кинга;

- воркшопы для детей и родителей.

Дети интересуются приготовлением

блюд с раннего возраста. Родители редко удовлетворяют потребность ребёнка в совместном кулинарном поиске. Существуют различные мастер-классы в ресторанах и кафе, где дети могут попробовать себя в качестве повара. Желание ребёнка научиться готовить поддержано в экспериментальной программе «Сладкие ладошки», где происходит формирование базовых навыков взаимодействия с тестом, приобретение ценностного жизненного опыта, развитие моторики рук, фантазии и воображения, самостоятельности, творчества.

Программы стартового уровня рассчитаны на 1 год, учитывают интересы и возрастные особенности современных дошкольников. Содержание программ вариативно, ориентировано на метапредметные и личностные результаты образования детей.

4-й этап - создание нормативно-правой базы дополнительного образования. Организацию дополнительных образовательных услуг необходимо начинать с изучения нормативно-правовой документации. Рассмотрим основные шаги для создания

нормативной базы в области дополнительного образования в образовательной организации:

Шаг 1. Подготовка «пакета документов» для прохождения процедуры лицензирования (среди основных документов отмечаются: справка о материально-технической оснащённости; санитарное заключение о пригодности помещения; учебные планы и рабочие программы).

Шаг 2. Полученная лицензия на правоведение дополнительного образования сопровождается выходом экспертов. Задача экспертов - проверить у заявителя наличие условий для оказания дополнительного образования, выдаётся заключение по результатам проверки.

Шаг 3. Подготовка руководителем тарификационных списков и составление штатного расписания.

Шаг 4. Создание руководителем пакета основных документов на оказание дополнительных образовательных услуг: приказ об организации работы по оказанию услуг; договоры с заказчиками; локальные акты, регулирующие вопросы дополнительного образования; трудовые договоры.

Шаг 5. Заключение трудовых договоров с педагогами. Руководитель издаёт приказ «О предоставлении дополнительных образовательных услуг».

Шаг 6. Образовательное учреждение в соответствии с нормативными документами утверждает и принимает следующие локальные акты на учебный год: список детей группы; табель посещаемости детьми занятий; утверждённый состав педагогов по реализации программ дополнительного образования, перечень кабинетов и помещений, задействованных для предоставления образовательной услуги.

Шаг 7. Назначение ответственного лица за оказание дополнительной образовательной услуги (педагог-организатор): оформляет договоры с заказчиками на оказание услуги; оформляет трудовые отношения с педагогическими работниками, организует контроль за качеством услуги.

5-й этап - организация и проведение рекламы. Любая рекламная кампания должна не противоречить Закону «О рекла-ме»1 и направлена на то, чтобы выделить

1 Закон «О рекламе» от 13.03.2005 г. № 38-ФЗ: прин. Гос. Думой 22.02.2006 г.; одобрен Советом Федерации 03.03.2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.04.2018).

товар или услугу среди конкурентов, повысить эффективность продаж, сформировать положительный имидж и т. д.

Принципами стратегии рекламы услуг дополнительного образования являются: анализ сильных и слабых сторон учреждения, возможностей и угроз рынка; выявление отличительных особенностей конкурентов и на основе этого - формулирование собственных конкурентных преимуществ.

При разработке маркетинговой стратегии необходим анализ составляющих рекламируемой услуги; условно можно выделить следующие:

- универсальные (услуги, характерные для любого детского сада, например, организация режима дня для ребёнка);

- уникальные (услуги, характерные только для данного учреждения, например, бассейн, обучение иностранному языку и т. д.);

- статические (услуги, предполагающие длительную работу. например, подготовка к школе и др.);

- динамические (проведение и участие в конкурсах) [3; 8].

Современная реклама в дошкольном образовании имеет особенность - использование двойной коммуникации в обращении к потребителю. Эмоциональная часть послания - его концепция, олицетворяющий её герой («упаковка») должны быть ориентированы на ребёнка, а рациональная составляющая - на взрослого. Ошибка многих учреждений заключается в том, что они смешивают два посыла в одном коммуникационном канале.

Эффективные маркетинговые паттерны, апробированные в контексте исследования:

- проведение акций по приобретению абонементов по заниженной цене;

- поощрение своих учеников в случае, если они приведут к вам других клиентов;

- показательные выступления на местных городских праздниках (это и реклама, и маркетинг одновременно);

- приглашение на пробное бесплатное занятие;

- акция «Пережди оплату». Абонемент в студию можно приобрести в рассрочку на 2 месяца с 5 % ставкой без первоначального взноса;

- акция «В праздник твой - это для тебя». В том месяце, когда рождён ребёнок, ему предоставляется 25 % скидка на весь спектр образовательных услуг.

6-й этап - заключение договоров на оказание дополнительных образовательных услуг. В нормативно-правовых актах раскрывается порядок, этапность заключения договора, а также описывается ответственность заказчиков и исполнителей.

Важным пунктом выступает ознакомление с перечнем образовательных услуг, порядком приёма и требованиями к поступающим на программы дополнительного образования. Предоставление указанной информации входит в обязанности образовательного учреждения, занимающегося педагогической деятельностью.

Обращаясь к тексту договора на оказание дополнительных образовательных услуг, необходимо ознакомиться с программой и сроками её выполнения, регламентированным алгоритмом действий сторон в спорных случаях при задержке платежа или пропуске занятий.

В случае отсутствия в договоре информации, которая может интересовать заказчика, возможно внесение изменений по согласию сторон.

7-й этап - контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг. Заключительным этапом реализации Модели дополнительного образования детей дошкольного возраста является оценка эффективности деятельности организации, реализующей услуги дополнительного образования.

Направления оценки: соответствие оказываемых услуг дополнительного образования нормативным документам, запросам родителей, интересам и потребностям детей; качественные изменения в развитии детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для реализации программ дополнительного образования.

Для проведения оценки могут использоваться методы:

- анкетирование родителей, с целью изучения удовлетворённости оказанием услуги по дополнительному образованию детей дошкольного возраста. Соотношение положительных и отрицательных отзывов родителей, выявление проблемных точек;

- анализ предметно-пространственной среды учреждения дополнительного образования;

- оценка особенностей взаимодействия педагогов с детьми и родителями осуществляется по следующим показате-

лям: проведение открытых и совместных мероприятий для родителей; построение образовательного процесса на основе лич-ностно ориентированного взаимодействия, принципов поддержки ребёнка;

- оценка доступности услуг дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями: наличие доступной среды, адаптированных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, квалифицированных педагогов-тьюторов;

- оценка достижений воспитанников, соответствующих поставленным целям и задачам программ дополнительного образования;

- оценка по показателям, характеризующим образовательный процесс в организации: наличие нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в образовательном учреждении; сохранность контингента воспитанников в течение года; наличие авторских образовательных программ, использование современных образовательных технологий; мониторинг профессиональных компетенций педагогов, регулярное повышение квалификации. Участие педагогов в профессиональных конкурсах;

- оценка информационной открытости образовательного учреждения. Наличие работающего сайта, активной страницы в социальных сетях. Размещение актуальной информации на стендах в образовательной организации. Регулярные фото- и видеоотчёты о деятельности детей в образовательной организации.

Таким образом, оценка качества оказания услуг дополнительного образования охватывает все аспекты, связанные с её организацией, начиная с уровня соответствия нормативным документам, требований к условиям организации и удовлетворённости непосредственных участников образовательных отношений - родителей и детей.

Выводы. Таким образом, реализация разработанной Модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОО способствует:

1) обеспечению государственных гарантий доступности дополнительного образования детей;

2) созданию условий для повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста;

3) созданию условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов по организации дополнительного образования в ДОО;

4) более полному использованию образовательного потенциала семей, расширению общественного участия по оказанию

дополнительных образовательных услуг;

5) развитию социального партнёрства ДОО с учреждениями образования, культуры, спорта;

6) совершенствованию управления в организации дополнительных образовательных услуг.

Список литературы

1. Алексеев С. В. Профессиональная подготовка педагогов дополнительного образования детей // Человек и образование. 2015. № 4. С. 96-102.

2. Асмолов А. Г Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования // Образовательная политика. 2014. № 3. С. 2-4.

3. Атаева Т. А. Маркетинг и реклама в сфере образования // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 1. С. 135-137.

4. Куприянов Б. В. Персонализация дополнительного образования детей // Образовательная политика. 2015. № 1. С. 112-119.

5. Куприянов Б. В. Репортаж с последнего рубежа обороны учреждений дополнительного образования детей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 75-80.

6. Куприянов Б. В., Косарецкий С. Г. Проблемы кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей // Вестник Челябинской академии культуры и искусств. 2013. № 2. С. 167-172.

7. Молоков Д. С. Зарубежный опыт предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1, № 1. С. 225-231.

8. Трегубова Л. Б. Маркетинговые технологии как инструментарий управления дополнительным образованием педагогов // Человек и образование. 2013. № 1. С. 105-108.

9. Шилова О. Н., Рейзвих Т. Н. Неформальное образование: исторический аспект и современность // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16, вып. 2. С. 277-285.

10. Renaud Damesin, Jacky Fayolle, Nicolás Fleury, Mathieu Malaquin and Nicolás Rode. Challenges actors and practices of non-formal and informal learning and its validation in Europe. Brussels: ETUI aisbl, 2014. Pp. 269.

Статья поступила в редакцию 30.04.2018; принята к публикации 20.05.2018

Библиографическое описание статьи

Яфизова Р. И., Ничипоренко Л. К., Атарова А. Н., Новиков М. С. Перспективная Модель организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста: опыт реализации // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 3. С. 68-79. DOI: 10.21209/2542-0089-201813-3-68-79.

Rimma I. Yafizova1,

Candidate of Pedagogy, Assistant Lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (48 Moyka st., Saint Petersburg, 191186, Russia), e-mail: jafizova@rambler.ru

Lidia K. Nichiporenko2,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (48 Moyka st., Saint Petersburg, 191186, Russia), e-mail: mail-to-lida@mail.ru

Anna N. Atarova3,

Assistant Lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (48 Moyka st., Saint Petersburg, 191186, Russia), e-mail: ann-atarova@yandex.ru

Mikhail S. Novikov4,

Assistant Lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (48 Moyka st., Saint Petersburg, 191186, Russia), e-mail: Micaeli2008@yandex.ru

Future-Oriented Model of Supplementary Education for Preschool Children:

Implementation Experience

The article gives a detailed analysis of designing the Model of supplementary education for preschool children considering contemporary trends of preschool education, social control and infant development. In course of designing and developing of the Model of the supplementary education for preschool children the theoretic foundations of non-formal education for children and the history of development of supplementary education system for children and teenagers were studied. Attempts are made to analyze the peculiarities of supplementary education institutes. Local and foreign experience of informal education, problems and prospects of supplementary education are noted. The result of the research was the design, development and approbation of the Model of the supplementary education for preschool children, which are interrelated components of the organization of additional education and their phased implementation. The developed Model presents the results of research on various aspects of the organization of supplementary education for preschool children: the study of the consumer market and the conditions for recruiting staff; the development of educational programs for additional education, the study and creation of a regulatory framework, the design of an advertising company, etc. Integration of these directions has allowed to create an integrated Model of the organization of additional educational services for preschool children, the special value of which lies in the fact that its implementation ensures immersion in the integrative environment of the modern education system.

Keywords: supplementary education for children, the model of supplementary education, programs for supplementary education, monitoring of demand, advertisement and marketing, quality control

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Alekseev S. V. Professional'naya podgotovka pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya detej // CHelovek i obrazovanie. 2015. № 4. S. 96-102.

2. Asmolov A. G. Pedagogika dostoinstva: ideologiya doshkol'nogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya // Obrazovatel'naya politika. 2014. № 3. S. 2-4.

3. Ataeva T. A. Marketing i reklama v sfere obrazovaniya // Voprosy strukturizacii ehkonomiki. 2012. № 1. S. 135-137.

1 R. I. Yafizova: the developer of the conceptual foundations of the model of the supplementary education for preschool children.

2 L. K. Nichiporenko: the developer of the substantive and technological foundations of the model of the supplementary education for preschool children.

3 A. N. Atarova: the developer of the monitoring aspects of demand and quality control of the supplementary education for preschool children.

4 M. S. Novikov: the developer of the statutory and regulatory content of the model of the supplementary education for preschool children.

4. Kupriyanov B. V. Personalizaciya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej // Obrazovatel'naya politika. 2015. № 1. S. 112-119.

5. Kupriyanov B. V. Reportazh s poslednego rubezha oborony uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya detej // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i ehksperiment. 2012. № 2. S. 75-80.

6. Kupriyanov B. V., Kosareckij S. G. Problemy kadrovogo potenciala uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovaniya detej // Vestnik Chelyabinskoj akademii kul'tury i iskusstv. 2013. № 2. S. 167-172.

7. Molokov D. S. Zarubezhnyj opyt predostavleniya uslug v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya detej // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013. T. 1, № 1. S. 225-231.

8. Tregubova L. B. Marketingovye tekhnologii kak instrumental upravleniya dopolnitel'nym obrazo-vaniem pedagogov // CHelovek i obrazovanie. 2013. № 1. S. 105-108.

9. Shilova O. N., Rejzvih T. N. Neformal'noe obrazovanie: istoricheskij aspekt i sovremennost' // Vestnik Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii. 2015. T. 16, vyp. 2. S. 277-285.

10. Renaud Damesin, Jacky Fayolle, Nicolas Fleury, Mathieu Malaquin and Nicolas Rode. Challenges actors and practices of non-formal and informal learning and its validation in Europe. Brussels: ETUI aisbl, 2014. Pp. 269.

Received: April 30, 2018; accepted for publication May 20, 2018

Reference to the article

Yafizova R. I., Nichiporenko L. K., Atarova A. N., Novikov M. S. Future-Oriented Model of Supplementary Education for Preschool Children: Implementation Experience // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 3. PP. 68-79. DOI: 10.21209/2542-0089-201813-3-68-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.