Научная статья на тему 'Инновационный потенциал основной аспект обновления российской экономики'

Инновационный потенциал основной аспект обновления российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIONS / MODERNIZATION / THE RUSSIAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаренко Г. В.

В статье характеризуются основные параметры инновационных изменений российской экономики в аспекте ее модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative potential the basic aspect updatings of the Russian economy

In article key parametres of innovative changes of the Russian economy in aspect of its modernisation are characterised.

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал основной аспект обновления российской экономики»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - ОСНОВНОЙ АСПЕКТ ОБНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

ОВЧАРЕНКО Г.В.,

доктор экономических наук, профессор, Институт энергетики и машиностроения Донской государственный технический университет, e-mail: sergej-olga-200288@yandex.ru

В статье характеризуются основные параметры инновационных изменений российской экономики в аспекте ее модернизации.

Ключевые слова: инновации; модернизация; российская экономика.

In article key parametres of innovative changes of the Russian economy in aspect of its modernisation are characterised.

Keywords: innovations; modernization; the Russian economy.

Коды классификатора JEL: O31, O18.

В современных условиях фактором, ускоряющим становление современного инновационного потенциала России, выступает преодоление замкнутости национального воспроизводства — способность предприятий производить высокотехнологичную продукцию, что снимает ограничения в выборе инновационных технологий, предопределяющих инновационное движение экономических отношений между субъектами рынка инновационных услуг с учетом организации инфраструктуры процессов диффузии новых технологий, что обеспечит формирование совокупного инновационного спроса и моноинновационного состояния внутренней и внешней среды функционирования «инноватор ^ предприятие ^ новый товар ^ сервис для конкретного клиента».

Поэтому предприятия, включающиеся в рыночную экономику и использующие ее механизмы, смогут выдержать жесткую конкуренцию только при постоянном обновлении продукции и без высокой инновационной активности и восприимчивости предприятий на базе собственного инновационного потенциала при постоянном его наращивании (рис. 1).

Рис. 1. Модель инновационного потенциала организации

© Овчаренко Г.В., 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

Такая модель действует только при инновационной восприимчивости предприятий и ее сотрудников, обеспечивая условия для творческой работы и способствует созданию рыночной среды в сфере инновационных услуг.

Опыт промышленно развитых стран показывает: рациональное значение интенсивности освоения новшеств во многом зависит от степени риска коммерциализации инноваций, особенно в новых областях знаний, где этот показатель может снижаться до 0,1-0,2%, что, в свою очередь, увеличивает нагрузку на инновационный потенциал, требует увеличения затрат на НИОКР, хотя одновременно способствует росту качества внедряемых и практическим результатом при создании новой техники и технологий, что гарантирует им рыночную новизну и конкурентоспособность [1].

Количественные возможности инновационного потенциала характеризуются числом вновь созданных нововведений за определенное время, которое не связано с числом нововведений, освоенных промышленностью за это же время. Поэтому для того, чтобы увидеть, как идет процесс использования инновационного потенциала промышленностью, вводится показатель интенсивности освоения инновации, представляющий собой отношение числа освоенных промышленностью нововведений к числу созданных.

Победителями в конкурентной борьбе оказываются те страны и компании, которые не только обладают мощным инновационным потенциалом, но умеют эффективно и гибче других трансформировать его в инновационную продукцию.

Неудачи управления инновационными процессами чаще всего объясняются тем, что не учитываются психологические аспекты в деятельности организаций, а новшества пытаются внедрить лишь с помощью информационных методов без применения достаточной мотивации, но информация сама по себе не обеспечивает формирование у личности проблемного сознания.

Однако поиск и применение новых организационно-экономических рыночных механизмов управления и регулирования инновационной деятельности при внедрении новшеств должны привести к повышению восприимчивости экономической среды в стране к инновационным решениям с использованием имеющегося научного потенциала, т. е. интегрированную с мировой хозяйственной системой. Тогда инновационная деятельность предприятий становится перспективным направлением адаптации российской экономики к требованиям мирового рынка.

Успех предприятия зависит не столько от исключительно удачной рыночной конъюнктуры, но, во все большей степени, от своевременной и объективной оценки и освоения инновационного потенциала предприятия.

Методика оценки инновационного потенциала основана на сопоставлении различных показателей организации: ресурсный, технологический, управленческий, экономический и др. с учетом инновационной цели при выборе гибкой инновационной стратегии, ориентированной на создание новационных продуктов с применением неотехнологий [2].

Поэтому следует признать, что есть, по меньшей мере, две задачи, стоящие перед предприятием:

— оценка этого потенциала;

— его быстрая реализация.

Оценка реализации потенциала предопределяет:

— разработку системы модулей изменений;

— разделение каталога инновационных проблем;

— анализ системы взаимодействия персонала при решении инновационных задач;

— применение световой информации с позиций эффективности на разных стадиях жизненного цикла.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - ОСНОВНОЙ АСПЕКТ ОБНОВЛЕНИЯ

241

В основе современных методов управления лежат не только организационнотехнологический подход, но и инновационный подход, которые учитывают такие тенденции развития инновационной управленческой мысли, как:

— интернационализация менеджмента;

— рост международной конкуренции;

— ориентация на такие ценности, как экономическая и социальная эффективность.

Инновационный потенциал как расчетный параметр оценивается показателями двух уровней:

— наукоемкостью;

— инновационностью.

В данном случае инновационность компании оценивается как отношение расходов на НИОКР к объему продаж или как отношение численности занятых в НИОКР к общей численности занятых. Этот показатель относится к достаточно жестким. К наукоемким относят те фирмы, у которых указанный показатель превышает 4-5%. Статистические данные свидетельствуют о том, что показатели наукоемкости у крупнейших компаний лидеров («Сименс», «Хитачи») не превышает 10%.

Принимая во внимание тот факт, что в РФ на уровне предприятий в первую очередь произошли потери и разрушения звеньев НИОКР, показатели первого уровня для оценки инновационного потенциала использовать проблематично.

В этих условиях при оценке инновационного потенциала целесообразно перейти к использованию показателей второго уровня. Показатели второго уровня характеризуют альтернативы проведения НИОКР собственными силами. Данная стратегия весьма актуальна для предприятий, производящих продукцию, находящуюся под воздействием сезонных колебаний спроса и быстрых изменений потребительских предпочтений.

Международный опыт показывает, что наиболее рыночно-значимой формой поддержки инновационного потенциала является новая логика технологических решений.

Инновационный потенциал в международной практике управления оценивается показателем «ТАТ». Этот термин пущен в оборот японцами и происходит от американского словосочетания turn-around time (успевай поворачиваться). Данный показатель имеет огромное практическое значение. Под ним понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отгрузки на рынки в значительных количествах. Следовательно, инновационный потенциал позволяет компании обеспечить конкурентоспособность и стать лидером за счет опережающего или единоличного выпуска новых товаров, основанных на современном освоении рынка и передовых технологий.

На практике в современных условиях оценка инновационного потенциала производится по схеме: инновационный маркетинг ^ ресурс ^ функция ^ проект ^ нужный продукт конкретному клиенту на стадии принятия решения о внедрении новшества на производстве с учетом анализа элементов внутренней среды.

Подводя итог сказанному, нужно подчеркнуть, что крайне актуальной задачей сейчас является разработка новационных моделей организационного, правового, технологического для наполнения инновационного потенциала предприятий с учетом отраслевых и региональных особенностей, т. е. нужен прогноз и анализ условий бизнес-среды, учитывающие жесткую конкуренцию по всем направлениям деятельности фирмы.

Особую актуальность приобретает внедрение гибких и нелинейных форм управления с немногочисленным штатом управленцев, сочетание свободы и творчества при мировом качестве продукции с применением самоорганизации и партнерства при принятии инновационных решений [3].

TERRA ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

TERRA ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)

Однако остаются нерешенными государством аспекты:

— укрепления инновационного потенциала регионов и субъектов РФ;

— необходимости разработки четкого механизма взаимодействия органов государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

— согласования общенациональных и региональных интересов в области инновационного развития.

Инновационный потенциал — это совокупность производственных ресурсов, необходимых для реализации инноваций, в производстве, и способность промышленных отраслей производить наукоемкую продукцию и ее обновлять.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобин, А.А. Управление инновациями в организациях / А.А. Бобин. — М.: ОМЕГА-Л,

2006. — С. 207.

2. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса / С.В. Валдайцев. — М.: Проспект, 2008.

3. Мамедов, О.Ю. Модернизация — девиантная модель экономического роста? / О.Ю.

Мамедов // TERRA ECONOMICUS. — 2010. — № 8. — Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.