Научная статья на тему 'Развитие инструментов инновационного управления в социотехнических системах'

Развитие инструментов инновационного управления в социотехнических системах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелепова Н. С.

В настоящей статье предпринята попытка показать, что требуется разработка новой концепции инновационного маркетинга взаимодействия для эффективного управления в социотехнических системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шелепова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инструментов инновационного управления в социотехнических системах»

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ИННОВАЦИОННОГО УНРАВДЕНИЯ В СОЦИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Н.С. ШЕЛЕПОВА,

аспирант,

кафедра «Экономика и предпринимательство», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: natali-kak @ yandex.ru

В настоящей статье предпринята попытка показать, что требуется разработка новой концепции инновационного маркетинга взаимодействия для эффективного управления в социотехни-ческих системах.

Ключевые слова: инновации; инновационный цикл.

Коды классификатора JEL: O31, O32.

Равновесие на рынке сельскохозяйственной техники предопределяется интеграцией науки и производства при поддержке государством воспроизводственного процесса с применением новационных технологий — гарантии инновационного развития экономики при постоянном обновлении организации управленческих процессов производства для повышения инновационного потенциала России.

Только сочетание новационных знаний при новейшей интеграции науки и бизнеса предопределяет использование особых знаний для выживания организации с применением гибких сетевых структур в бизнес-единицах и использование новых элементов эффективного управления (корпоративная модель рыночных отношений; наличие цифровой информации; применение новых особых знаний и технологий; приоритет новым виртуальным методам управления).

В современных условиях для России определяющим становится инновационное развитие, которое требует нового понимания значимости взаимодействия неотехнологий и социотехнических систем. Практически нужно создавать новую национальную инновационно-информационную инфраструктуру (НИИИ), обеспечивающую оценку, анализ и прогноз конъюнктуры рынка для расширения новационной восприимчивости компаний к неотехнологиям и организационным новациям, что позволит увеличить выпуск новых конкурентоспособных видов продукции на экспорт с ориентацией на конкретных клиентов на основе реализации новшеств за счет новых информационных технологий; умения генерировать компаниями потоки новой информации; эффективного применения цифровой технологии; компьютерного моделирования; новейших технологий с новыми материалами.

Американский экономист М. Мендел отмечает в своей книге «Грядущий упадок Интернета», что техническая революция характеризуется быстрыми темпами технологических инноваций, инвестиционным бумом, однако приближение понижательной фазы технологического цикла новой экономики характеризуют: технологическая стагнация; нестабильность венчурного капитала; уменьшение производительности труда; падение инвестиций.

Мир новой экономики подтверждает, что высокая технология означает высокую неустойчивость — присутствие болезненного циклического спада, но экономические законы развития остаются в силе, ибо ни одна из технологических революций не создавала новой экономики!

В условиях развития новой экономики в России происходит изменение концепции управления социотехнических систем — «бизнес заново», в духе, сформулированном М. Хаммером и Дж. Чампи, — реинжиниринг бизнеса — радикальные изменения процессов производства по всей цепочке стоимости с учетом будущих потребностей конкретного клиента на уровне мирового качества при жесткой конкуренции, то есть рождение инновационного управления с применением цифровых информационных технологий в новых гибких бизнес-процессах с новой компетенцией работников с целью раскрытия и реализации их потенциала для повышения конкурентоспособности организации при использовании инструментов инновационного маркетинга взаимодействия; новых особых знаний; цифровой информации; нанотехнологий, взаимодействие которых предопределяет значимость становления инновационной экономики воплощенной в инновационных проектах.

Одновременно главной целью инновационного развития экономики является создание гибкого и мобильного инновационного потенциала, который предопределит взаимодействие инвесторов, науки и производителей при генерировании нанотехнологий для перехода к наукоемкому ресурсосберегаемому производству с мировым качеством продукции.

Эффективность использования инновационного потенциала предопределяется инновационным маркетингом взаимодействия при осуществлении государством приоритетных направлений инновационной политики в общественном производстве и социотехнических системах с ориентацией на изменения структур потребностей общества «из-за воздействия одних инноваций на другие» [4, с. 90], что определит гибкое применение инновационной деятельности с реакцией на изменения экономической среды при внедрении новых новшеств в производстве в регулируемом инновационном процессе на микроуровне при возникновении инновационной ситуации, то есть способность субъектов к генерации инноваций. Таким образом, возникает диффузия инновационной альтернативы — это процесс решения проблемной ситуации нетрадиционным способом через инновационный акт. Такая концепция осуществляется в ООО «КЗ «Ростсельмаш» при изготовлении и испытаниях новых видов моделей комбайнов с помощью системы «Пуск». П. Друкер определил ситуацию в нашем обществе «эпохой без закономерностей», поэтому топ-менеджерам надо уметь управлять в условиях разрывных изменений технологий. Специалист по системному управлению Р. Аккоф предполагает, что вследствие ускорения изменений необходимо предвидеть динамичное развитие производственной системы и учиться адаптироваться.

Высокая степень риска, неопределенности и ресурсные ограничения предопределяют значимость инновационного маркетинга взаимодействия в стратегическом управлении инновациями, стимулирующего творческий

© Н.С. Шелепова, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

88

Н.С. ШЕЛЕПОВА

поиск новационных путей реализации инновационных проектов, то есть применение стратегии управления инновациями с пониманием взаимодействия в конкретной ситуации.

Маркетинговая стратегия управления инновациями (УИ) предопределяет инновационное развитие организации: реализацию приоритетных национальных программ; оценку развития тенденции мировой экономики — экономика человека; наращивание инновационного потенциала; постоянное создание новых изделий с высоким качеством; применение цифровых новационных информационных технологий; наличие инновационного климата.

Анализ инновационной политики лидера-инноватора ООО «КЗ «Ростсельмаш» показал, что ключевую роль в инновационно-маркетинговом взаимодействии играет агрессивно-атакующая стратегия при освоении в производстве нового вида моделей комбайнов, позволяющая захватить новый сегмент рынка в узкой сфере, минимизируя издержки производства при реализации новой продукции с мировыми инновационными характеристиками для удовлетворения конкретных клиентов-партнеров.

Реализация инновационного цикла осуществляется наличием новационного маркетинга взаимодействия во всех сферах управления организацией (тех. центр — производство — управление персоналом — продажа и сервис), но логическое соединение источников информации предопределяет реализацию инновационных проектов по схеме «маркетинг взаимодействия — инвестор — наука — технический центр (ТЦ) — производство — реализация (продажа) — инновационный сервис конкретного клиента» [3, с. 23]. Такой инновационный цикл предопределяет не только осуществление всех его этапов, но и гибкое внедрение технологической новизны, повышая динамику инновационного развития с учетом значимости радикальных инноваций при информационном обеспечении стратегического управления инновациями в организации, как интегрированное взаимодействие инновационноинформационных решений в инновационном маркетинге.

Создание единого центра управления для быстрого создания высококачественного изделия способствует возникновению синергетического эффекта между группами разработчиков, усиливая их потенциал, и облегчает внедрение новых форм управления инновационным процессом, как отмечает А. Фонотов надо развивать искусство бригадного новаторства по созданию новшеств при выборе инновационной стратегии для достижения цели в инновационной деятельности [2].

Инновационный маркетинг взаимодействия предопределяет выведение на различные сегменты рынка новых гибких технологий, проверенных в новом продукте во время конструкторско-производственных испытаний. Так, на ООО «КЗ «Ростсельмаш» действует система «Клиент» для повышения качества, работоспособности и надежности узлов и агрегатов машин и оценки конкурентоспособности технологий их изготовления с учетом прогнозирования будущих пожеланий конкретных клиентов и контрольных оценок МИК (машино-испытательных комплексов) в различных регионах при сервисе за 12 часов, чтобы укрепить стратегию абсолютного качества — ввести в компании новую философию бизнеса на основе новационной культуры, предопределяющая удовлетворение индивидуальных запросов конкретных клиентов, что позволит, как отмечал К. Ишикава, выжить в быстроизме-няющейся неопределенности окружающей экономической среды и обеспечить процветание и успех в бизнесе организации.

Анализ идеологии компаний показывает, что все методы и приемы идеологического воздействия на сотрудников — это инструменты, способствующие выполнению всех функций и достижению инновационных целей, которые характеризуются универсальностью и специфичностью с учетом восприимчивости сотрудников к изменениям с осуществлением клиентской идеологии.

Само существование специфической идеологии в любой организации основывается на участии человека-ценности, т. к. именно работники предопределяют жизнь идеологии, ибо идеологическая система — это взаимодействие и взаимопроникновение новаций философии, психологии, социологии с учетом исторического наследия — это и есть система инновационно-идеологического управления развитием общества.

Успех бизнеса знаний — это удовлетворение потребностей конкретного клиента. Только превосходство даст прибыль, но «настоящей прибылью является прибыль новатора» [1, с. 142], отсюда экономический результат, источником которого является специализация и особые знания людей, которые предопределяют выживание и рост бизнеса. Компании должны зарабатывать себе на прибыль знаниями в сфере своих процессов, протекающих в бизнесе. Знания — это бизнес в той же мере, в какой бизнесом является потребность.

Истинное определение особых знаний — это когда есть что-то, что можно сделать лучше, чем конкуренты. В чем состоит специфическое знание? П. Друкер говорит: «Это скоропортящийся товар, который надо постоянно обновлять и завоевывать вновь превосходство в своей специфической сфере знаний, ибо рост компании — поддержание эффективности своих знаний с учетом потребностей клиентов» [1, с. 142]. Поэтому, чтобы понимать, хороши ли наши знания — надо постоянно делать их анализ и оценку.

В этой связи значимость стратегии инновационного маркетинга взаимодействия как инструмента инновационной политики при ее реализации предопределяется применением социотехнического подхода — феномена взаимодействия технических и социальных систем в производственном процессе с применением гуманотороло-гических подходов к социочеловеку.

На практике ООО «КЗ «Ростсельмаш» осуществляет практическое применение инструментов инновационного маркетинга взаимодействия, реализуя ежегодно одну — две новых моделей комбайнов с учетом степени риска и неопределенности рынка, при применении агрессивной инновационной стратегии в управлении инновациями с пониманием значимости информационной революции, которая предопределяет переход от материальной к интеллектуальной экономике — экономике знаний, то есть научным знаниям и уникальным навыкам. Как отмечал Т. Сакайя, особые знания становятся движущей силой, а ключевым фактором являются ценности, созданные знаниями, определяющие источник стоимости — это новая модель инновационного управления с саморазвитием и самореализацией личности в социотехнических системах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Друкер П. Эффективное управление. М., Изд-во АСТ Астрель. 2004.

2. Жиц Г.И. Способности и возможности: рассуждения о некоторых аспектах методологии оценки влияния инновационного потенциала на развитие социально-экономических систем различного уровня сложности // Инновации. № 11. 2008. С. 84-87.

3. Овчаренко Г. Инновационное управление в современной организации. Учебное пособие. ЛаПО. Ростов н/Д. 2007.

4. Фонотов А.Г. и др. Научная тактическая политика: проблемы формирования и реализации. М., Наука. 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.