Научная статья на тему 'Инновационный подход в корпоративном управлении негосударственными пенсионными фондами'

Инновационный подход в корпоративном управлении негосударственными пенсионными фондами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РИСКИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / АКЦИОНИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маков Ансар Гузерович

В настоящее время в России проводятся фундаментальные реформы в области управления негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Согласно новым требованиям законодательства, НПФ должны переформатировать организационно-правовую форму из некоммерческой организации в акционерное общество, что ставит задачу формирования корпоративного управления и его регулирования в негосударственных пенсионных фондах. В связи с этим статья представляется весьма актуальной, так как на данном этапе отсутствуют полноценные инструменты корпоративного управления в подобных организациях. В работе отражается необходимость в инновационном инструментарии управления и контроля данными организациями. Цель состоит в разработке инновационного комплекса мер, направленных на развитие системы государственного регулирования корпоративного управления в негосударственных пенсионных фондах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH IN CORPORATE GOVERNANCE OF PRIVATE PENSION FUNDS

Nowadays in Russia conducted fundamental reforms in the management of private pension funds. According to the new requirements of the law, pension funds must reformat the legal form of a non-profit organization in the joint society, which makes the task of forming corporate governance and regulation of private pension funds. In this context, the work is urgent, because at this stage there are no full-fledged corporate governance tools in such organizations. This article reflects the need for innovative tools of management and control of these organizations. The aim of the work is to develop an innovative package of measures aimed at the development of the system of state regulation of corporate governance in the private pension funds.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход в корпоративном управлении негосударственными пенсионными фондами»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ

Аннотация. В настоящее время в России проводятся фундаментальные реформы в области управления негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Согласно новым требованиям законодательства, НПФ должны переформатировать организационно-правовую форму из некоммерческой организации в акционерное общество, что ставит задачу формирования корпоративного управления и его регулирования в негосударственных пенсионных фондах. В связи с этим статья представляется весьма актуальной, так как на данном этапе отсутствуют полноценные инструменты корпоративного управления в подобных организациях. В работе отражается необходимость в инновационном инструментарии управления и контроля данными организациями. Цель состоит в разработке инновационного комплекса мер, направленных на развитие системы государственного регулирования корпоративного управления в негосударственных пенсионных фондах.

Ключевые слова: корпоративное управление, негосударственные пенсионные фонды, инновационное развитие, риски, реформирование, акционирование, контроль.

Ansar Mak°v INNOVATIVE APPROACH IN CORPORATE

GOVERNANCE OF PRIVATE PENSION FUNDS

Annotation. Nowadays in Russia conducted fundamental reforms in the management ofprivate pension funds. According to the new requirements of the law, pension funds must reformat the legal form of a non-profit organization in the joint society, which makes the task of forming corporate governance and regulation of private pension funds. In this context, the work is urgent, because at this stage there are no full-fledged corporate governance tools in such organizations. This article reflects the need for innovative tools of management and control of these organizations. The aim of the work is to develop an innovative package of measures aimed at the development of the system of state regulation of corporate governance in the private pension funds.

Keywords: corporate governance, private pension funds, innovative development, risks, reform, corporatization, control.

В ходе проведенного исследования были определены следующие причины, побудившие законодателей к реформе в сфере пенсионных фондов:

- непрозрачность негосударственных пенсионных фондов (НПФ), так как данный тип организационно-правовой формы не требует обязательной отчетности о финансовых результатах;

- криминализированное^ некоторых НПФ (отмывание денег и риск финансирования терроризма с использованием преступных схем);

- общее недоверие граждан России к сбережению своих средств в частных фондах: многие люди считают ненадежным данный вид вложений, так как до акционирования вклады не были гарантированы.

Однако смена организационно-правовой формы предприятия является недостаточной мерой для формирования высокого уровня корпоративного управления в сегменте рынка пенсионного обеспечения, прежде всего, потому что не созданы соответствующие институты. Кроме того, требует доработки система внутреннего контроля, а также предоставления отчетности, ведь главной задачей данных структур не является задача получения прибыли, как в других корпорациях.

Проанализировав базовый федеральный закон, можно привести несколько важных опорных положений: основная часть поправок касается акционирования НПФ:

УДК 334 А.Г. Маков

© Маков А.Г., 2015

1) все новые НПФ с 1 января 2014 г. должны создаваться в форме акционерных обществ (АО). Существующие НПФ обязаны преобразоваться из некоммерческих организаций в АО или ликвидироваться;

2) предусмотрены жесткие ограничения для будущих акционеров НПФ. Ими не могут стать компании, зарегистрированные в оффшорах;

3) деятельность НПФ в форме АО имеет ряд особенностей. Так, минимальный размер собственных средств составляет 150 млн руб., а с 1 января 2020 г. - 200 млн руб. Минимальный уставный капитал - 120 млн руб. и 150 млн руб. соответственно;

4) вводится запрет на выплату дивидендов НПФ в течение пяти лет со дня госрегистрации

фонда;

5) банк России наделяется широкими полномочиями по контролю за деятельностью НПФ. В частности, он может отслеживать смену собственников фонда;

6) вклады физических лиц гарантируются. Регулятором выступает Агентство по страхованию вкладов (АСВ) [1].

На основании данных пунктов сделаны следующие выводы:

- принимаются меры, делающие невозможным отмывание незаконных доходов и легализацию финансовых средств из оффшоров;

- предусматривается так называемая подушка безопасности, обеспечивающая стабильное функционирование организации в период нестабильной финансовой ситуации в стране - увеличивается минимальный уставный капитал, что должно предотвратить массовый обвал частных фондов средней руки и не допустить на рынок пенсионного обеспечения фирмы-однодневки, в распоряжении которых нет достаточных средств для ведения оперативной деятельности;

- подчеркивается особый статус данных организаций - главной целью их деятельности не является максимизация прибыли. Факт того, что дивиденды не выплачиваются пять лет со дня регистрации, может способствовать повышению доверия граждан к подобным фондам и устранению с данного рынка спекулянтов, желающих выиграть на курсе акций. Этим подчеркивается нацеленность НПФ нового формата на привлечение долгосрочных инвестиций;

- новое положение о гарантировании сбережений и увеличении роли Центрального Банка (ЦБ) в управлении скорее всего приведет к росту доверия населения.

Однако в данном законе четко не прописаны процедуры, институты корпоративного управления необходимые для его реализации, что делает неясным практическое построение структуры организации НПФ. Кроме того, не предложена система контроля за управлением рисками.

Система внутреннего контроля, аудита и управления рисками способствовать росту капитализации компании и, при должных организации и регулировании, привлечению дополнительных коллективных инвесторов. Для ее формирования необходимо взаимодействие государственных регуляторов, в частности ЦБ с организациями по сертификации НПФ. Первый заместитель председателя Центрального Банка Сергей Швецов считает, что важно наладить систему управления рисками в самих НПФ. «Необходимо в будущем разделять фонды на те, у которых системы управления рисками сертифицированы Банком России, и тех, кто эту сертификацию пройти не сможет. Для них будут разные возможности и способы управления активами. Сертифицированные НПФ получат больше возможностей для инвестирования. А те, чьи системы не будут сертифицированы, будут находиться примерно в сегодняшних условиях, когда жестко описана их инвестиционная декларация» [10] .

Преобразование негосударственных пенсионных фондов в акционерные общества привело к изменению границ их деятельности и к увеличению рисков. Согласно Федеральному закону № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственным пенсионным фондом является «организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное

пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию» [2].

Учитывая особое положение НПФ они как выступают на финансовом рынке, так и в роли социальных организаций, фонды имеют больший приоритет для категории граждан, целью которых является извлечение максимальной выгоды [4]. Благодаря чему на НПФ возлагается большая ответственность, большие риски. Так, все риски, присущие НПФ, можно разделить на два вида: регулируемые и нерегулируемые (см. рис.)

Рис. Разновидность рисков в НПФ

К категории неподдающихся регулированию рисков относятся только бизнес-риски - все риски, связанные с ведением деятельности компании и ее особенностям на рынке. Так, изменения в Федеральном законе, указы президента и многое другое будут влиять не только на отдельную сферу деятельности компании, но и на всю компанию в целом [3].

К рыночным рискам относятся риски, связанные с акциями и облигациями. Риск, связанный с владением акциями, заключается в ее основной функции - котировке на бирже. Самым ярким примером такого риска выступают события 1998 и 2008 г., когда в российской экономике был дефолт и кризис. Для снижения данного вида риска необходимо следить за политической и экономической ситуацией в мире и в стране, в которой расположена компания, акциями которой владеет НПФ. Риск, связанный с владением облигациями, прямо пропорционален сроку обязательств. Это связано со скоростью изъятия средств с минимальными потерями. Так, когда облигация долгосрочная, т.е. сроком боле года, то за время владения ею она может резко поменяться в цене. Что, с достаточно большой вероятностью, приведет к тому, что акция на момент выкупа будет стоить дешевле цены, за которую мы приобрели [7].

Ликвидационный риск невозможно прогнозировать, это вызвано тем, что законодательно каждый гражданин Российской федерации имеет право перехода из одного пенсионного фонда в другой, не чаще одного раза в календарный год [8], а также имеет право на выбор варианта пенсионного обеспечения [5]. Помимо риска ухода клиента, НПФ имеет риск увеличения расходов, так как лицо, заключившее договор, проживет дольше прописанного в договоре срока. Для предотвращения такого случая негосударственный пенсионный фонд отслеживает при помощи федеральной службы госу-

дарственной статистики продолжительность жизни во всех регионах своего присутствия (см. табл.) [9]. Отталкиваясь от этих данных, НПФ определяет предполагаемую продолжительность жизни на год, необходимый для заключения договоров.

Таблица

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении на территории РФ в ЦФО,

городского населения, лет

Года 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Мужчины 60,9 61,2 62,4 63,2 63,7 64,8 65,0 66,23 66,52 67,02

женщины 73,7 74,1 74,7 75,3 75,6 76,1 76,1 77,09 77,13 77,53

Оба пола 67,2 67,5 68,5 69,3 69,7 70,5 70,7 71,82 71,99 72,44

Среди методов управления рисками, наиболее часто встречающимися являются:

1) мониторинг и контроль наиболее значимых рисков при принятии того или иного решения;

2) метод резервирования риска, предназначенный для создания особого резерва для выплаты будущих предполагаемых рисков;

3) метод страхования риска предназначен для покрытия риска в случае наступления страхового случая;

4) метод разделения рисковой выплаты подразумевает под собой передачу прав на выплату рисков в полном и частичном объеме третьим лицам;

5) метод снижения риска в основе своей имеет принцип устранения риска за счет устранения причин его появления.

Среди инструментов для выявления, контроля и предотвращения рисков выделяется такие

как:

- единая система контроля;

- взаимосвязь Уголовного Кодекса и НПФ [6];

- балльно-рейтинговая система;

- делегирование полномочий управляющих должностей;

- единая форма предоставления информации;

- система найма персонала;

- корпоративная культура;

- курсы повышения квалификации работников аналитического, финансового и управленческого отдела.

Проанализировав все вышеизложенные аспекты в управлении НПФ, автор предлагает ряд мер для минимизации допущения возможных рисков:

1) разработка подробной организационной структуры компании;

2) постоянный мониторинг внутренней и внешней среды компании;

3) заключение партнерских договоров с крупными компаниями;

4) заключение страховых договоров на особо рисковые капиталовложения;

5) создание уникальных предложений для новых клиентов;

6) выявление бенефициаров среди вкладчиков, контрагентов и других участников коммерческой деятельности негосударственных пенсионных фондов;

7) создание положительного имиджа для конкуренции с Пенсионным фондом Российской федерации;

8) разработка стратегии по управлению рисками с использованием инновационных методов корпоративного управления.

Реформирование института НПФ и инновационное развитие его управления несет в себе позитивные тенденции и огромный потенциал для развития практик корпоративного управления в отдельно взятом сегменте российского финансового рынка. Однако для достижения реальных результатов необходимо нечто большее, чем просто декларативные нормы законодательства. Детальная проработка имеющихся требований позволит улучшить качество корпоративного управления НПФ, что, в свою очередь, повысит их инвестиционную привлекательность и послужит мощным импульсом для развития финансового рынка.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 410-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/31/прМок.Мт1 (дата обращения: 23.01.2015).

2. Федеральный закон № 75-ФЗ 07 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» от [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

3. Баранов А.В. Негосударственные пенсионные фонды через призму рисков // Электронный журнал «Пенсионное образование». - 2010. - № 3. - С 30-37.

4. В законодательство внесены изменения, касающиеся выбора гражданами варианта пенсионного обеспечения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/19782 (дата обращения: 23.01.2015).

5. Выбор варианта пенсионного обеспечения в 2014-2015 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pensionreform.ru/65679 (дата обращения: 23.01.2015).

6. Иванов А.Е. Современные проблемы управления риском [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uresearch.psu.ru/files/articles/206_4015.doc (дата обращения: 24.01.2015)

7. Исмайлов В.В. Риски при инвестировании пенсионных накоплений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://npivremya.ru/info/obrazovatelnoe-video/riski-pri-investirovanii-pensionnyix-nakoplenij.html (дата обращения: 24.01.2015).

8. Пенсионный фонд российской федерации // Вопросы и ответы о выборе варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования в 2014-2015 годах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rn.pfrf.ru/tarif_nakop/26392.html (дата обращения: 22.01.2015).

9. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=9300032 (дата обращения: 24.01.2015).

10. ЦБ дифференцирует возможности инвестирования для НПФ в зависимости от управления рисками [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/news/37128501/cb-predlagaet-sdelat-raznye-vozmozhnosti-investirovaniya (дата обращения: 24.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.