Научная статья на тему 'Совершенствование управления негосударственными пенсионными фондами в условиях акционирования'

Совершенствование управления негосударственными пенсионными фондами в условиях акционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
706
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / NON-STATE PENSION FUND / АКЦИОНИРОВАНИЕ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / PENSION ACCUMULATION / УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNANCE / ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / PENSION RESERVES / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / PENSION SYSTEM / EQUITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седова М.Л.

Акционирование негосударственных пенсионных фондов (НПФ) является одним из элементов современного этапа пенсионной реформы в Российской Федерации. Целями исследования являются оценка целесообразности смены организационно-правовой формы НПФ, связи акционирования фондов с другими элементами нового этапа пенсионной реформы, оценка достаточности организационно-правовых основ функционирования НПФ для совершенствования управления пенсионными накоплениями и пенсионными резервами. В работе проведен анализ статистических данных о деятельности НПФ, который позволил сделать вывод об ограниченности организационно-правовой формы фондов для обеспечения финансовой устойчивости НПФ в условиях роста пенсионных накоплений и пенсионных резервов, а также проанализирован зарубежный опыт организации деятельности частных пенсионных фондов, отражающий многообразие организационных форм. Выявлены положительные последствия акционирования НПФ и возможные риски, а также основные направления совершенствования управления фондами. Первые итоги деятельности акционированных НПФ не позволяют сделать вывод о повышении их финансовой устойчивости. Акционерная форма частных пенсионных фондов не является исключительным правилом в практике зарубежных стран. Основными направлениями совершенствования управления фондами являются расширение прав участников и застрахованных, а также установление требований к временным рамкам владения акций НПФ. Важным условием функционирования пенсионной системы, построенной на долгосрочном характере обязательств, является требования стабильности пенсионного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Седова М.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving management of non-State pension funds in conditions of corporatization

Importance Corporatization of non-State pension funds (NPF) is one of the elements of the current stage of pension reform in the Russian Federation. Objectives The study aims to assess the feasibility of a change in the organizational and legal form of NPF, the connection of funds corporatization with other elements of the new phase of pension reform, the organizational and legal bases adequacy of the NPF functioning to improve the management of pension accumulation and pension reserves. Methods The paper provides an analysis of the statistical data on the NPF activities, which enabled to arrive at a conclusion about the legal form of limited funds to ensure the NPF financial sustainability in terms of growth of pension savings and pension reserves, and also analyzed the experience of private pension funds, reflecting the organizational forms diversity. I identified the positive effects of NPF incorporation and the risks, as well as guidelines for improving the management of funds. Results The first results of the NPF corporatization do not permit to conclude on their financial sustainability enhancement. The incorporated form of private pension funds is not a special rule in the practice of foreign countries. The main areas of improving funds management include extending the rights of participants and insured persons, as well as setting requirements to the time-frame of ownership of the NPF shares. Conclusions and Relevance An essential condition for the pension system functioning is stable pension legislation based on long-term nature of liabilities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления негосударственными пенсионными фондами в условиях акционирования»

УДК 339.03

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ В УСЛОВИЯХ АКЦИОНИРОВАНИЯ*

М.Л. СЕДОВА,

кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов

E-mail: sedfin@mail.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Акционирование негосударственных пенсионных фондов (НПФ) является одним из элементов современного этапа пенсионной реформы в Российской Федерации.

Целями исследования являются оценка целесообразности смены организационно-правовой формы НПФ, связи акционирования фондов с другими элементами нового этапа пенсионной реформы, оценка достаточности организационно-правовых основ функционирования НПФ для совершенствования управления пенсионными накоплениями и пенсионными резервами.

В работе проведен анализ статистических данных о деятельности НПФ, который позволил сделать вывод об ограниченности организационно-правовой формы фондов для обеспечения финансовой устойчивости НПФ в условиях роста пенсионных накоплений и пенсионных резервов, а также проанализирован зарубежный опыт организации деятельности частных пенсионных фондов, отражающий многообразие организационных форм. Выявлены положительные последствия акционирования НПФ и возможные риски, а также основные направления совершенствования управления фондами.

Первые итоги деятельности акционированных НПФ не позволяют сделать вывод о повышении их финансовой устойчивости. Акционерная форма частных пенсионных фондов не является исключи-

* Исследование проведено в рамках научно-исследовательской работы на тему: «Совершенствование правового регулирования организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов» в рамках государственного задания.

тельным правилом в практике зарубежных стран. Основными направлениями совершенствования управления фондами являются расширение прав участников и застрахованных, а также установление требований к временным рамкам владения акций НПФ. Важным условием функционирования пенсионной системы, построенной на долгосрочном характере обязательств, является требование стабильности пенсионного законодательства.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, акционирование, пенсионные накопления, управление, пенсионные резервы, пенсионная система

В декабре 2013 г. был принят целый пакет законодательных актов, предусматривающих коренные изменения в пенсионной системе Российской Федерации. К таким изменениям относятся:

- введение новой пенсионной формулы;

- правовое оформление формирования корпоративных пенсий, в том числе предусматривающих реализацию права выхода на пенсию в возрасте, более раннем, чем общий пенсионный возраст;

- введение механизма реализации гарантий сохранности пенсионных накоплений и пенсионных резервов;

- акционирование негосударственных пенсионных фондов.

Целью исследования является оценка целесообразности смены организационно-правовой формы

НПФ, связи акционирования фондов с другими элементами нового этапа пенсионной реформы, оценка достаточности организационно-правовых основ функционирования НПФ для совершенствования управления пенсионными накоплениями и пенсионными резервами.

Роль частных (негосударственных) пенсионных фондов (private pension funds)1 в мировой экономике значительна, поскольку это не только институт, который предоставляет услуги по обеспечению дополнительной части к пенсиям, гарантированным государством, но и один из поставщиков «длинных денег» в экономику. По данным ОЭСР, в 2012 г. объем активов пенсионных фондов составлял 21,8 трлн долл. США (27,9% от общего объема активов институциональных инвесторов, к которым кроме пенсионных фондов относятся инвестиционные фонды, страховые компании и другие институциональные инвесторы, или 30% мирового продукта, подсчитанного как совокупная стоимость ВВП стран мира). При этом темпы роста активов пенсионных фондов в 2009-2012 гг., составлявшие ежегодно 7,4%, превышали темпы роста активов инвестиционных фондов и страховых компаний (3,8 и 3,4% соответственно) В целом частные пенсионные фонды в 2012 г. аккумулировали 32,3 трлн долл. [8].

Роль частных пенсионных фондов в пенсионных системах разных стран и на финансовом рынке различается в зависимости от сложившихся традиций. Для стран континентальной Европы традиционно большую долю в замещении заработной платы играют пенсии, выплачиваемые из национальной пенсионной системы (публичных пенсионных фондов). Англосаксонская модель предусматривают большую роль частных пенсионных фондов и в пенсионных выплатах, и в объеме аккумулированных средств. Так, объем активов частных пенсионных фондов составляет от 636 млрд долл. (около 200% ВВП) в Дании до 22 млрд долл. (чуть более 5% ВВП) в Австрии [4]. Особую роль частные пенсионные фонды стали играть в тех странах, в которых в рамках проведенных реформ

1 Часто применяемые в отечественной литературе и частично в законодательстве термины «негосударственные» и «государственные» пенсионные фонды являются не совсем точным переводом английских слов private и public, поскольку фонды или компании, управляющие средствами социального страхования, в том числе пенсионного, в некоторых странах (например, в Швейцарии) не относятся к государственной форме собственности, имеют особый публично-правовой статус, хотя их обязательства обеспечиваются государственными гарантиями.

были внедрены накопительные элементы в национальные пенсионные системы.

В Российской Федерации негосударственные пенсионные фонды с 1995 г. предоставляют услуги по негосударственному пенсионному обеспечению, при этом договор может быть заключен с физическими или юридическими лицами в рамках соответствующих пенсионных схем, основанных на индивидуальных или солидарных пенсионных счетах. Основным источником выплат пенсий по негосударственному пенсионному обеспечению являются пенсионные резервы, которые формируются за счет поступлений взносов вкладчиков и доходов от инвестирования. С 1998 г. эта деятельность регламентируется Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». С 2005 г. НПФ стали участвовать в обязательном пенсионном страховании (ОПС), они могут быть выбраны застрахованными в качестве страховщика, формирующего средства для выплаты накопительной части трудовой пенсии (с 2015 г. -накопительной пенсии), источником которых являются пенсионные накопления, формируемые за счет страховых взносов на накопительную часть трудовых пенсий и доходов от инвестирования.

Функционирование НПФ позволяет рассматривать пенсионную систему Российской Федерации как многоуровневую, НПФ не только конкурируют между собой, но и в части управления пенсионными накоплениями с государственной управляющей компанией (Внешэкономбанком) и частными управляющими компаниями, а в рамках обеспечения дополнительной пенсии - со страховыми компаниями, имеющими лицензию на пенсионное страхование как вида страхования жизни. Наличие нескольких уровней, использование наряду с распределительной накопительной модели и определенная развитость институтов, разных по форме собственности, позволяют зарубежным аналитикам оценивать российскую пенсионную систему как вполне устойчивую. Например, по индексу устойчивости пенсионной системы, ежегодно рассчитываемому Альянсом глобальных инвесторов (Allianz Global Investors), в 2014 г. Российская Федерация находится на 14-м месте после таких стран, как Австралия, Швеция, Новая Зеландия, Норвегия, Нидерланды, Дания, Швейцария, США, Латвия, Великобритания, Эстония, Канада и Финляндия, опередив Германию (25-е место), Австрию (27-е место), Бельгию (31-е место), Францию (38-е место), Италию (39-е место), Китай

-44 (230) - 2014-

(45-е место), Индию (47-е место), Японию (48-е место), Бразилию (49-е место) [11]. Тем не менее в ближайшей перспективе значение НПФ в России будет определяться доминирующей долей замещения заработной платы пенсионными выплатами, осуществляемыми Пенсионным фондом Российской Федерации (до 2015 г. - страховой части трудовой пенсии, с 2015 г. - страховой пенсией и пенсией по государственному пенсионному обеспечению).

Пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению в Российской Федерации занимали лишь один процент от общих пенсионных выплат в 2013 г., средний размер пенсий по негосударственному пенсионному обеспечению составляет 2 023 руб., или 21,3% от размера трудовой пенсии2.

Основные показатели деятельности НПФ в Российской Федерации на 31.12.2013 и в первом полугодии 2014 г. представлены в табл. 1.

Анализ данных табл. 1 свидетельствует, что возможности прироста активов, в которые инвестируются средства, аккумулированные НПФ в России, главным образом определяются участием в обязательном пенсионном страховании, но не негосударственным пенсионным обеспечением, ради которого первоначально были созданы НПФ. Таким образом, добровольные взносы физических и юридических лиц, как и число физических лиц-участников, которым предусмотрены выплаты по негосударственному пенсионному обеспечению в 2013 г., были сокращены по сравнению с 2012 г., а накопления в форме пенсионных резервов по негосударственному пенсионному обеспечению составляют 76% от суммы пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию. Однако объем пенсионных накоплений, аккумулируемых НПФ, в 2013 г. почти приблизился к объему накоплений, находящихся в управлении государственной управляющей компании (расширенный портфель) [1].

В первом полугодии 2014 г. из 120 НПФ процедуру акционирования прошли только 14 фондов. Год еще не закончился, поэтому первые результаты не могут быть достаточными для окончательных выводов о верности решения о смене организационно-правовой формы фондов. Но первоначальные результаты все же можно прокомментировать. Поскольку требование акционирования до 2016 г. законодательство предусматривает для НПФ, участвующих в обязательном пенсионном страховании, в

2 Рассчитано автором на основе данных Банка России о де-

ятельности НПФ.

Таблица 1 Показатели деятельности НПФ в Российской Федерации за 2013 г. и за первое полугодие 2014 г.

Показатель 31.12.2013 01.07.2014

Количество НПФ, всего 120 120

Количество НПФ, участвующих 93 93

в ОПС

Объем пенсионных накоплений, 1 088,78 1 109,49

млрд руб.

Рост объема пенсионных накоп- 62,7 (107 900 1,9

лений за год, % с 2005 г)

Количество застрахованных по 22,17 22,13

ОПС, выбравших НПФ в качес-

тве страховщика, млн чел.

Рост количества застрахован- 33,8 -0,2

ных по ОПС, выбравших НПФ

в качестве страховщика, за год,

%

Объем пенсионных резервов по 831,64 861,47

негосударственному пенсионно-

му обеспечению, млрд руб.

Рост объема пенсионных ре- 9,7 3,5

зервов по негосударственному

пенсионному обеспечению за

год, %

Количество участников, млн 6,8 6,4

чел.

Изменение количества участни- -0,2 -5,9

ков за год, %

Достаточность имущества, 6,6 6,9

предназначенного для осущест-

вления уставной деятельности

(ИОУД) (в 2014 г. для акциони-

рованных НПФ - собственный

капитал) к совокупному объему

пенсионных резервов и пенси-

онных накоплений, %

Достаточность ИОУД 11,7 12,2

(в 2014 г для акционированных

НПФ - собственный капитал) к

пенсионным накоплениям, %

Примечание. Достаточность капитала и резервов (собственного капитала) акционированных НПФ (14 НПФ) к совокупному объему пенсионных резервов и пенсионных накоплений - 3,3%, к пенсионным накоплениям - 4,1%. Для НПФ, преобразованных в ОАО (6 НПФ), эти показатели составляют соответственно 4 и 4,8%.

Источник: [3], отчет Банка России за 2013 r. URL: http://www. cbr.ru/sbrfr/?PrtId=polled_investment.

первую очередь процедуру акционирования прошли фонды, которым передана основная часть пенсионных накоплений (60% от общей суммы накоплений, переданных НПФ), при этом в шести НПФ, преобразованных в открытые акционерные общества, - 38%.

Таблица 2

Доходность негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации

за первое полугодие 2014 г.

Показатель Количество Доходность, %

Минимальная Максимальная Среднее значение Медиана

Акционированные НПФ 14 1,59 9,4 5,1 4,9

НПФ, всего 120 -5,08 10,98 3,2 3,75

Источник: рассчитано автором на основе данных Банка Росси

В 2014 г. был введен мораторий на передачу новых поступлений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии от Пенсионного фонда Российской Федерации НПФ на момент преобразования НПФ, поэтому отмеченный рост пенсионных накоплений за первое полугодие 2014 г. (см. табл. 1) обеспечивается доходами от инвестирования и увеличением рыночной оценки активов, в которые инвестированы пенсионные накопления. Это является положительной тенденцией, так как, по данным Счетной палаты Российской Федерации, за весь период участия НПФ в обязательном пенсионном страховании расчетная доходность пенсионных накоплений не превысила инфляцию по всем фондам3. Доходность пенсионных накоплений НПФ представлена в табл. 2.

Более высокий уровень доходов от инвестирования акционированных фондов определяется не только эффективным управлением, но и объемом пенсионных накоплений, аккумулированных в этих фондах (эффект масштаба).

Наиболее тревожным показателем в деятельности НПФ до 2014 г. являлся низкий уровень отношения стоимости имущества, предназначенного для осуществления уставной деятельности4, которое предусмотрено для покрытия возможных убытков, связанных с инвестированием средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений, к совокупному объему пенсионных резервов и пенсионных накоплений (особенно по отношению к совокупному объему пенсионных накоплений). При этом за последние три года (2010-2013) достаточность ИОУД к общему объему пенсионных резервов сократилась с 65 до 11,7%, а к объему пенсионных накоплений -в 2 раза (с 12,7 до 6,6%) [1].

3 На отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год: заключение Счетной палаты РФ от 30.08.2013 № ЗКМ-118/14-03.

4 С 01.01.2014 норма об ИОУД в законодательстве о НПФ утратила силу, а собственное имущество фонда будет разделено на собственные средства, пенсионные накопления и пенсионные резервы.

-44 (230)

о деятельности НПФ за первое полугодие 2014 г.

Низкий уровень достаточности средств негосударственных пенсионных фондов (далее - показатель достаточности), который наблюдался в 2013 г., особенно в части пенсионных накоплений, повышает финансовые риски и может поставить под сомнение целесообразность подключения негосударственных институтов в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, так как в этом случае не может быть разделения рисков между Российской Федерацией и негосударственными институтами по обязательствам перед застрахованными по накопительной части трудовой пенсии (с 2015 г. - накопительной пенсии). Организационно-правовая форма фонда как некоммерческой организации ограничивала возможности роста ИОУД в соответствии с ростом объема пенсионных накоплений, переданных НПФ. При этом до 2014 г. в НПФ сумму пенсионных накоплений формировали не только взносы на накопительную часть трудовой пенсии, но и взносы, сформированные за счет средств федерального бюджета, поступавшие Пенсионному фонду Российской Федерации в рамках программы государственного софинансирования и реализации обязательств по материнскому капиталу.

В первом полугодии 2014 г. отмечалось некоторое повышение показателей достаточности, но при этом для акционированных фондов показатель достаточности капитала и резервов к сумме пенсионных накоплений и совокупности пенсионных накоплений и пенсионных резервов оказался ниже, чем для других НПФ, еще не прошедших процедуру акционирования.

Из 14 акционированных фондов только 6 были преобразованы в открытые акционерные общества -организационно-правовую форму, предусмотренную новой редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.09.2014 г., для которой установлены более высокие требования к минимальному размеру уставного капитала5.

5 Вступающая в силу редакция Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» устанавливает еще более

Для НПФ, преобразованных в ОАО, показатели достаточности несколько выше, чем в среднем для НПФ, прошедших процедуру акционирования, при этом ниже, чем в среднем по всем 120 НПФ.

Накопленная доходность 10 НПФ, в управлении которых находится самый большой объем пенсионных накоплений (соответственно и большее количество застрахованных по обязательному пенсионному страхованию), за 2009-2012 гг. варьируется от 35 до 65% (от 28 до 75% - в 25 самых крупных фондах) [3], что превышает темпы инфляции за эти годы и соответствует тренду, сложившемуся в странах ОЭСР. Достаточно высокая доходность наблюдается при довольно консервативной структуре инвестирования (в этот период времени доля долевых ценных бумаг в НПФ не превышала 10%, что ниже, чем у частных управляющих компаний).

Однако операционные расходы, связанные с инвестированием пенсионных накоплений (резервов), в российских фондах выше, чем в зарубежных. В зарубежной практике операционные расходы частных пенсионных фондов от общего объема инвестиций составляют от 0,1% (Дания, Маврикия) до 3,8% (Македония, Сербия) [8]. В Российской Федерации после упразднения Федеральной службы по финансовым рынкам и передачи ее функций Банку России, а также дальнейшего распределения полномочий между разными департаментами центрального аппарата Банка России, существуют сложности с оперативной информацией из официальных источников о таком показателе. Законодательное ограничение на сумму вознаграждений, уплачиваемых НПФ управляющим компаниям при управлении пенсионными накоплениями, установлено на уровне 10% от суммы доходов от инвестирования при положительной доходности6, при этом управляющая компания и специализированный депозитарий имеют право на получение возмещения за счет средств пенсионных накоплений - соответственно 1 и 0,1% от стоимости чистых активов. Операционные расходы НПФ при управлении средствами пенсионных резервов, по данным отчетности о прибылях и убытках отдельных НПФ, составляют около 3%7.

высокие требования к размеру уставного капитала, не разделяя акционерные общества на открытые и закрытые

6 Статья 16 Федерального закона от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» (ред. от 28.12.2013), на которую ссылается ст. 36.23 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О Негосударственных пенсионных фондах».

7 Отчетность о прибылях и убытках НПФ «Благосостояние».

Таким образом, данные о деятельности НПФ в Российской Федерации позволяют сделать вывод об общем довольно эффективном управлении средствами с точки зрения показателя доходности при довольно умеренной с точки зрения рисков структуре активов, в которые размещаются средства пенсионных накоплений и пенсионных резервов. В то же время наблюдалась негативная тенденция обеспеченности собственными ресурсами НПФ (ИОУД, капиталом и резервами для акционированных фондов) обязательств по пенсионным накоплениям и пенсионным резервам. Кроме того, в российских НПФ более высокие административно-управленческие расходы относительно других стран. Определенной негативной тенденцией является сокращение числа участников и соответственно объема вкладов по негосударственному пенсионному обеспечению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимость повышения финансовой устойчивости НПФ по мере роста объема пенсионных накоплений, которые находятся в их управлении, потенциальный рост пенсионных резервов в условиях альтернативы выбора работодателем обеспечения досрочных пенсий своим сотрудникам, а также негативную тенденцию обеспеченности собственными ресурсами (ИОУД) можно рассматривать в качестве главных социально-экономических предпосылок смены организационно-правовой формы в Российской Федерации.

Эффект от акционирования фондов будет получен при наиболее полной реализации интересов застрахованных и участников, а также минимизации рисков. Основными субъектами отношений, связанных с функционированием НПФ, следует признать застрахованных по обязательному пенсионному страхованию и участников по негосударственному пенсионному обеспечению, учредителей (собственников) фонда, Российскую Федерацию, которую представляют органы государственного регулирования в лице Минфина России и Банка России. Интересы этих субъектов представлены в табл. 3.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что смена организационно-правовой формы фонда для всех основных участников содержит не только преимущества, но и риски, снижение которых должно быть предусмотрено правовым регулированием. Возможность частной смены собственности НПФ не соответствует усилению роли НПФ в решении вопросов «досрочной пенсии», когда работодателю дано право не вносить дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд России, а выплачивать

-44 (230) - 2014-

Таблица 3

Интересы участников отношений, связанных с функционированием НПФ, их реализация в условиях акционерной формы НПФ и риски акционирования

Субъект отношений Основные интересы Преимущества акционерной формы Риски

Застрахованные по обязательному пенсионному страхованию и участники негосударственного пенсионного обеспечения Сохранность и преумножение пенсионных накоплений и пенсионных резервов, полнота реализации прав на получение выплат за счет пенсионных накоплений и пенсионных резервов Повышение прозрачности финансовой отчетности, возможность более высоких требований к собственным средствам фонда, обеспечивающим гарантию выполнения обязательств Потенциальная возможность частой смены собственников, распыление ответственности между собственниками, дополнительные ограничения на инвестирование в высокодоходные инструменты аффилированных лиц

Учредители, собственники фонда Получение части дохода от инвестирования (если учредителями не выступают общественные организации в качестве застрахованных или участников) Возможность получения доходов от продажи пакета акций в условиях роста пенсионных накоплений и соответственно показателя капитализации фонда Форма открытого акционерного общества повышает требования к прозрачности финансовой отчетности. Потенциальная возможность ухудшения финансовой отчетности собственников фондов

Органы государственного регулирования Возможность оптимизации обязательств, связанных с пенсионным обеспечением, разделения риска с негосударственными институтами, стимулирование механизма создания инвестиционных ресурсов, простота регулирования и надзора Повышение требований к прозрачности финансовой отчетности облегчает надзорные функции, оптимизацию численности фондов в условиях функционирования мегарегулятора Потенциальный риск социального недовольства в случаях массового невыполнения обязательств перед застрахованными и участниками

Источник: составлено автором.

«досрочную пенсию» из корпоративного пенсионного фонда. Особое противоречие заложено в новом законодательстве об НПФ в отношении максимизации прибыли коммерческой организации, к которой с 2015 г. должны относиться фонды, участвующие в обязательном пенсионном страховании, и реализации прав застрахованных и участников. Хотя закон устанавливает мораторий на выплату дивидендов из прибыли фондов в течение пяти лет после регистрации как акционерного общества8, по истечении этого срока возможен конфликт интересов акционеров, с одной стороны, и застрахованных и участников, с другой.

Акционирование НПФ рассматривается как шаг к совершенствованию управления фондами, поскольку в российском законодательстве правовое регулирование акционерных обществ содержит более подробные требования к органам управления обществом, регламентацию их прав, состава отчетности, чем действующее до 2015 г. законодательство о НПФ и о некоммерческих организациях. Действующее до 2015 г. законодательство о НПФ и о некоммерческих организациях определяет разные

8 Федеральный закон от 07.05.1998 №> 75-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 20.3.

органы управления и относит их выбор и полномочия к решению учредителей, которые не всегда эти вопросы четко прописывали в уставе и других учредительных документах фондов. Кроме того, при банкротстве учредителя фонда не прописывались права правопреемника.

Акционерная форма предполагает большую прозрачность финансовой отчетности, которой не было предусмотрено для фондовой формы НПФ. Так, многие крупные компании использовали принадлежащие им НПФ для хранения собственных корпоративных активов. Поскольку фонды были некоммерческими организациями, то их бухгалтерские показатели не консолидировались в отчетности материнской компании даже при наличии ее преобладающего участия в совокупном взносе учредителей НПФ. Это позволяло избежать некоторых обязательных корпоративных процедур [2]. Действующее до 2015 г. законодательство об НПФ не содержало запрета на право НПФ учреждать другие юридические лица, что могло использоваться учредителями фондов для вывода средств и активов, в том числе в офшорные зоны. Например, среди частных пенсионных фондов, которые находятся в английской юрисдикции, достаточно большое

количество зарегистрировано в известных офшорах (остров Мэн, Джерси и др.)9.

Таким образом, акционирование фондов направлено на большую прозрачность их деятельности и их учредителей, что предполагает совершенствование управления фондами и повышение эффективности надзора со стороны государства и саморегулируемых организаций.

Необходимость мер по совершенствованию управления частными пенсионными фондами охватила многие страны особенно в кризисный (2008-2009 гг.) и послекризисный периоды. По мнению экспертов ОЭСР, хорошее управление направлено на достижение высокой доходности пенсионного фонда, сохраняя при этом расходы на низком уровне, что важно для всех заинтересованных сторон. Хорошее управление может иметь много положительных побочных эффектов, таких как создание доверия между всеми заинтересованными сторонами, которое уменьшает потребность в предписывающем регулировании и содействует эффективному надзору. Оптимальное управление должно учитывать риски [9].

Вопросам управления частными пенсионными фондами в рамках ОЭСР уделяется большое внимание на протяжении последних лет.

Еще в 2002 г. Секретариатом ОЭСР было разработано Руководство по управлению пенсионными фондами (далее - Руководство) [5], которое дополняет пятнадцать принципов регулирования частных профессиональных пенсионных схем, разработанных в 2000 г. Руководство представлено в обновленном виде в 2009 г. [7]. В нем отмечается, что автономные пенсионные фонды могут создаваться как юридические лица специального назначения, такие как фонды, а также корпоративные юридические лица, которые управляют пенсионным фондом от имени членов пенсионного плана или фонда. Как альтернатива, могут создаваться частные пенсионные фонды без образования юридического лица10, создаваемые и управляемые финансовыми институтами в соответствии с договором.

В соответствии с Руководством структура управления должна соответствовать следующим требованиям:

9 Сайт Министерства по трудовым ресурсам Великобритании. URL: http://www.hmrc.gov.uk/pensionschemes/qrops.pdf.

10 По аналогии с паевыми инвестиционными фондами в Россий-

ской Федерации, которые выступают не юридическим лицом, а имущественным комплексом, управляемым соответствующей управляющей компанией.

- четкое разделение оперативных и надзорных функций. В уставе и других документах должна быть прописана организационно-правовая форма, внутреннее управление, цели фонда;

- определен состав руководящего органа, который наделен полномочиями по администрированию средствами и несет главную ответственность за обеспечение соблюдения условий соглашений с вкладчиками и обязательства перед получателями пенсий. Эти полномочия должны быть связаны с главной целью - обеспечением пенсионного дохода;

- предусмотрено возможное привлечение экспертов;

- обязательные аудиторская и актуарная оценки;

- обязательное привлечение услуг депозитария;

- подотчетность руководящего органа членам пенсионного плана (аналог российских страхователей и вкладчиков) и бенефициара (аналог российских застрахованных лиц и участников);

- профессионализм руководящего органа. Механизмы управления пенсионным фондом

в соответствии с Руководством должны иметь надлежащий контроль, информационный обмен, стимулирование лучших результатов, надлежащее и своевременное исполнение обязательств, прозрачность, регулярный мониторинг и оценку.

Основные из перечисленных требований формально действовали и до начала процесса акционирования фондов в Российской Федерации. Однако следует признать, что акционерная форма собственности не является универсальной для НПФ в разных странах. Эксперты ОЭСР выделяют четыре основных типа организации частных пенсионных фондов: корпоративную, фондовую, трастовую и контрактную. В первых двух случаях речь идет о юридических лицах, в последних двух - фонды не являются юридическими лицами [10].

Корпоративная форма11 предполагает создание юридического лица, зарегистрированного в соответствующей организационно-правовой форме, где члены пенсионного плана имеют право собственности на пенсионные активы или капитал. Руководящий орган представлен как правило сове-

11 В европейском законодательстве термин «корпорация» означает юридическое лицо, учредителем которого выступает несколько физических и юридических лиц. Термин относится как к коммерческим, так и некоммерческим организациям, подобная трактовка предусмотрена и вступившей в действие с 01.09.2014 редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации.

-44 (230) - 2014-

том директоров. Примером являются пенсионные кассы в Германии (общества взаимных гарантий), ассоциации взаимных сбережений, которые, как и в России, участвуют в обязательных и добровольных пенсионных системах, общества взаимных гарантий в Бельгии (закрытый пенсионный фонд), специальные ассоциации в Италии, кооперативная форма в Швейцарии, инвестиционные общества в Мексике, акционерные общества в Австрии и Чехии.

Фондовая форма предполагает, что члены пенсионного плана не имеют права собственности на активы фонда, кроме случаев возможного банкротства учредителя, руководящий орган также представлен советом директоров. Такие фонды работают в Бельгии, Италии, Швейцарии, Дании, Финляндии, Нидерландах, Норвегии и Швеции.

Трастовая форма популярна в англосаксонских странах. Здесь не предусмотрено создание юридического лица, и участники не имеют права собственности на активы фонда.

В договорной форме пенсионный фонд не является юридическим лицом, но участники имеют право собственности на его активы. Наиболее популярна такая форма в Польше, Португалии и Испании. Учредителем фонда выступает управляющая компания, которая может быть представлена банком или страховой компанией.

Как видно из этого краткого обзора, в одной и той же стране могут применяться разные организационно-правовые формы пенсионных фондов.

В зарубежных странах также разделяют фонды на закрытые (для ограниченного числа участников) и открытые (для неограниченного числа).

В 2009 г. эксперты ОЭСР обращали внимание на разный временной горизонт участников отношений, связанных с функционированием частных пенсионных фондов. Если участники (застрахованные) простирают свой интерес на 30 лет и более, то рядовой менеджер фонда - только на несколько месяцев [6], и смена организационно-правовой формы не поможет изменить это положение. Одним из путей решения проблемы разного временного горизонта для будущих пенсионеров и менеджеров негосударственных пенсионных фондов является включение будущих пенсионеров или их представителей (например, профсоюзов) в наблюдательный совет или руководящий состав.

Подводя итог, можно выделить следующие основные направления совершенствования практики управления негосударственными пенсионными фондами:

- обеспечение соизмеримых с объемом обязательств, связанных с управлением пенсионными накоплениями и резервами, требований к акционерному капиталу фонда;

- включение застрахованных и участников (представителей их общественных организаций) в совет директоров фонда;

- введение требования к временным горизонтам по владению акций акционерного пенсионного фонда.

Важным условием функционирования пенсионной системы, построенной на долгосрочном характере обязательств, является требование стабильности пенсионного законодательства, включая законодательство о НПФ.

Список литературы

1. Прогноз доходности пенсионных накоплений за 2013 год. URL: http://pensionreform.ru/65550.

2. Туманянц К.А. Государственное регулирование негосударственными пенсионными фондами: работа над ошибками // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 5. С. 31-42.

3. Якушев Е.Л. Управление пенсионными накоплениями - текущие тренды и моделирование результатов: доклад на конференции «Будущее пенсионного рынка -2014». Москва, май 2014. URL: http://raexpert.ru/project/ pension/2014/speach/yakushev_bpr-2014.

4. Global Value Chains: Investment and Trade for Development / UNCTAD. URL: http://unctad.org/en/ publicationslibrary/wir2013_en.pdf.

5. Guidelines for Pension Fund Governance. OECD Secretariat, 2002. URL: http://www.oecd.org/pensions/ private-pensions/2767694.pdf.

6. Johnson K.L., de Graaf F.J. Modernizing Pension Fund Legal Standards for the 21st Century. URL: http:// www.oecd.org/corporate/ca/corporategovernanceprinciple s/42670725.pdf.

7. OECD guidelines for pension fund governance. URL: http://www.oecd.org/daf/fin/private-pensions/34799965.pdf.

8. Pension Markets in Focus / OECD, 2013. URL: http://www.oecd.org/finance/private-pensions/ pensionmarketsinfocus.htm.

9. Stewart F., Yermo J. Pension Fund Governance Challenges And Potential Solutions / OECD. France, 2008. URL: http://www.oecd.org/pensions/private-pensions/41013956.pdf.

10. Yermo J., Marossy A. Insurance and Private Pensions Compendium for Emerging Economies / OECD, 2001. URL: http://www.oecd.org/pensions/private-pensions/2084639.pdf

11. 2014 Pension Sustainability Index. International Pension Papers 1/2014. URL: http://pensionreform.ru/ files/69424/2014_PSI_ES_final.pdf.

Financial analytics: science and experience Government regulation of financial sector

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

IMPROVING MANAGEMENT OF NON-STATE PENSION FUNDS IN CONDITIONS OF CORPORATIZATION

Marina L. SEDOVA

Abstract

Importance Corporatization of non-State pension funds (NPF) is one of the elements of the current stage of pension reform in the Russian Federation.

Objectives The study aims to assess the feasibility of a change in the organizational and legal form of NPF, the connection of funds corporatization with other elements of the new phase of pension reform, the organizational and legal bases adequacy of the NPF functioning to improve the management of pension accumulation and pension reserves. Methods The paper provides an analysis of the statistical data on the NPF activities, which enabled to arrive at a conclusion about the legal form of limited funds to ensure the NPF financial sustainability in terms of growth of pension savings and pension reserves, and also analyzed the experience of private pension funds, reflecting the organizational forms diversity. I identified the positive effects of NPF incorporation and the risks, as well as guidelines for improving the management of funds. Results The first results of the NPF corporatization do not permit to conclude on their financial sustainability enhancement. The incorporated form of private pension funds is not a special rule in the practice of foreign countries. The main areas of improving funds management include extending the rights of participants and insured persons, as well as setting requirements to the time-frame of ownership of the NPF shares.

Conclusions and Relevance An essential condition for the pension system functioning is stable pension legislation based on long-term nature of liabilities.

Keywords: non-State pension fund, equities, pension accumulation, governance, pension reserves, pension system

References

1. Prognoz dokhodnosti pensionnykh nakoplenii za 2013 god [Forecast of pension savings yields for 2013]. Available at: http://pensionreform.ru/65550. (In Russ.)

2. Tumanyants K.A. Gosudarstvennoe regulirovanie negosudarstvennymi pensionnymi fondami: rabota nad oshibkami [The State regulation of non-State pension funds: correction of errors]. Finansovaia analitika: problemy i resheniia - Financial analytics: science and experience, 2014, no. 5, pp. 31-42.

3. Yakushev E.L. [Management of pension accumulations: current trends and modeling results]. Doklad na konferentsii "Budushchee pensionnogo rynka - 2014" [Conf. Report "The future of the pension market - 2014"]. Moscow, May 2014. Available at: http://raexpert.ru/project/ pension/2014/speach/yakushev_bpr-2014. (In Russ.)

4. Global Value Chains: Investment and Trade for Development. UNCTAD. Available at: http://unctad.org/ en/publicationslibrary/wir2013_en.pdf.

5. Guidelines for Pension Fund Governance. OECD Secretariat, 2002. Available at: http://www.oecd.org/pen-sions/private-pensions/2767694.pdf.

6. Johnson K.L., de Graaf F.J. Modernizing Pension Fund Legal Standards for the 21st Century. Available at: http://www.oecd.org/corporate/ca/corporategovernanceprin-ciples/42670725.pdf.

7. OECD guidelines for pension fund governance. Available at: http://www.oecd.org/daf/fin/private-pen-sions/34799965.pdf.

8. Pension Markets in Focus. OECD, 2013. Available at: http://www.oecd.org/finance/private-pensions/pension-marketsinfocus.htm.

9. Stewart F., Yermo J. Pension Fund Governance. Challenges and Potential Solutions. OECD, France, 2008. Available at: http://www.oecd.org/pensions/private-pen-sions/41013956.pdf.

10. Yermo J., Marossy A. Insurance and Private Pensions. Compendium for Emerging Economies. OECD, 2001. Available at: http://www.oecd.org/pensions/private-pen-sions/2084639.pdf.

11. 2014 Pension Sustainability Index. International Pension Papers, 1/2014. Available at: http://pensionreform. ru/files/69424/2014_PSI_ES_final.pdf.

Marina L. SEDOVA

Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation sedfin@mail.ru

Acknowledgments

The study was conducted within the framework of the "Improving legal regulation of forms of incorporation of non-State pension funds" research work under a State job.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.