Научная статья на тему 'Инновационный подход к системе управления муниципальной собственностью'

Инновационный подход к системе управления муниципальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ / MUNICIPAL PROPERTY / MANAGEMENT SYSTEM / MANAGEMENT PRINCIPLE / INNOVATIVE PROPERTY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — .Пригожин Вячеслав Львович, Буньковский Владимир Иосифович

Рассматривается совершенствование системы управления муниципальной собственностью в процессе иннова-ционной деятельности. Выделены основные принципы управления муниципальной собственностью и определе-ны инновационные направления совершенствования системы управления муниципальной собственностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INNOVATIVE APPROACH TO THE SYSTEM OF MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT

The article considers the improving of the municipal property management system in the innovation process. It distin-guishes the main principles of municipal property management and identifies innovative courses to improve the municipal property management system.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к системе управления муниципальной собственностью»

Вторая сложность, с которой предстоит столкнуться самостоятельным покупателям, - сроки, в которые надо оформить бумаги, чтобы они сохранили свою действительность. Например, справка об отсутствии задолженности или наложения ареста на имущество, оценка БТИ или Земельного комитета действительны максимум месяц. Поэтому может случиться так, что к моменту рассмотрения дела в Регистрационной палате некоторые бумаги могут просто устареть.

Помимо вышеназванных, существует множество других сложностей. Их системное решение должно осуществляться в основных направлениях совершенствования земельной политики. В то же время реализация основных этапов технологической линейки предполагает осуществление системных и совершенно обязательных для исполнения действий. Таким

образом, сформирован алгоритм действий девелопе-ра при выборе земельного участка (рисунок).

Девелопер также должен учесть состояние внешней среды вокруг участка. Оценить общую политическую обстановку. Будет ли население возражать против нового девелопмента или оно поддерживает рост населенного пункта? Вписывается ли планируемый объект недвижимости в окрестности? Есть ли поблизости магазины, школы и парки? Если школы играют важную роль, то какова их репутация, и многое другое [6].

В зависимости от вида объекта состав действий может меняться, но указанные действия обязательно должны быть выполнены, в том числе для разработки концепции развития земельного участка под застройку.

Библиографический список

1. Preiser R.B. Can development be taught in the classroom? / Richard B.Preiser // Urban Land. 1999. № 7.

2. Яськова Н.Ю. Очерки экономической науки. Актуальные проблемы. Ч. I и II. М: МАГМУ, 2005-2006.

3. Яськова Н.Ю., Бакрунов Ю.О. Моделирование девелоперского бизнеса в современных условиях. М: МАИЭС, 2008.

4. Яськова Н.Ю., Бакрунов Ю.О. Идентификация особенно-

стей инвестиционно-строительной деятельности в современных условиях// Вестник ГУУ. 2001.

5. Пейзер Р., Фрей А. Профессиональный девелопмент недвижимости / перевод с англ.; общ. ред. Карыхалин В.Г. М.: Первая Образцовая типография, 2003.

6. Грабовый П.Г. Экономика и управление недвижимостью. М.: АСВ, 2006.

УДК 658.15

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

1 9

В.Л.Пригожин1, В.И.Буньковский2

1Ангарская государственная техническая академия, 665835, Иркутская обл., г. Ангарск, ул. Чайковского, 60.

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается совершенствование системы управления муниципальной собственностью в процессе инновационной деятельности. Выделены основные принципы управления муниципальной собственностью и определены инновационные направления совершенствования системы управления муниципальной собственностью. Ил. 3. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: муниципальная собственность; система управления; принцип управления; инновационное управление собственностью.

AN INNOVATIVE APPROACH TO THE SYSTEM OF MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT V.L. Prigozhin, V.I. Bunkovsky

Angarsk State Technical Academy, 60 Chaikovsky St., Angarsk, Irkutsk region, 665835. National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article considers the improving of the municipal property management system in the innovation process. It distinguishes the main principles of municipal property management and identifies innovative courses to improve the municipal property management system. 3 figures. 2 sources.

Key words: municipal property; management system; management principle; innovative property management.

1Пригожин Вячеслав Львович, доцент кафедры экономики, маркетинга и психологии управления. Prigozhin Vyacheslav, Associate Professor of the Department of Economics, Marketing and Management Psychology.

2Буньковский Владимир Иосифович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями.

Bunkovsky Vladimir, Doctor of Economics, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises.

Муниципальная собственность является одной из составляющих экономической основы местного самоуправления и представляет собой важный фактор устойчивого социально-экономического развития муниципалитета. Необходимо эффективно использовать этот огромный потенциал для решения задач развития муниципального образования и улучшения уровня и качества жизни населения.

Муниципальные образования используют этот потенциал часто крайне неэффективно. В современных условиях повысить эффективность управления можно за счет разработки и совершенствования инновационных методов и форм управления муниципальной собственностью.

Стратегия развития государства до 2020 года предусматривает повышение инновационной активности экономики России. Основоположником теории инноваций является австрийский экономист Й. Шумпе-тер [1], который подразумевает под понятием «инновация» любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах внедрения новых видов продукции и услуг.

В исследованиях инноваций и инновационной деятельности учеными выделяются пять подходов, определяющих инновации: как результат, как процесс, как средство, как изменение и как систему.

В нашем понимании инновационная деятельность в системе управления муниципальной собственностью - это деятельность муниципальных органов власти, направленная на реализацию комплекса мероприятий по внедрению инноваций в механизмы управления, как муниципальной собственностью, так и иными формами собственности (рис.1).

Как видно из рис. 1, управление муниципальной собственностью заключается в целенаправленной деятельности муниципальных органов власти по организации эффективного использования не только муниципальной собственности, но и иных форм собственности с учетом инновационных методов решения социально-экономических задач, по созданию благоприятной среды для инвестиционно-инновационной деятельности на территории муниципального образования, а также по повышению благосостояния и жизненного уровня населения.

В современных условиях хозяйствования необходим новый инновационный подход, при котором управление муниципальной собственностью должно рассматриваться не как управление единичными объектами, а как единая система управления муниципальной собственностью на территории города, функционирование которой подчинено задачам организации развития современной системы жизнеобеспечения населения, соответствующей требованиям инновационного рыночного хозяйства.

Данный инновационный подход представлен на рис. 2, из которого видно, что такая система характеризуется частым и интенсивным взаимодействием с элементами внешней среды.

При этом необходимо отметить, что внешняя среда и ее постоянно меняющиеся условия влияют на все элементы системы управления муниципальной собственностью, направленно воздействуя как на достижение намеченных результатов управления, так и на достижение целей развития муниципального образования в целом.

Именно такая логика представления инновационного подхода позволяет наглядно увидеть, что эта система с обратной связью построена по следующему принципу: сначала формируются главенствующие цели развития муниципального образования, а затем цели и задачи управления муниципальной собственностью как стратегическим ресурсом, необходимым для решения социально-экономических задач.

Механизм управления муниципальной собственностью должен опираться на систему взаимоувязанных научных принципов управления [2]. Проведенное исследование позволило нам выделить следующие основные принципы управления собственностью: научного подхода; пообъектного управления; наилучшего и эффективного использования; платности; сбалансированности прав; открытости информации; учета интересов местного сообщества при использовании муниципальной собственности; ответственности; обоснованности управленческих решений; ранжирования объектов управления по их важности; рационального сочетания форм управления.

Данные принципы в равной степени могут быть использованы для инновационного совершенствования любой системы управления собственностью.

В связи с особой ролью муниципальной собственности нами предлагается инновационный подход к процессу управления муниципальной собственностью (рис.3).

Главенствующую роль в данном подходе выполняет блок целей и задач управления муниципальной собственностью (входы процесса управления муниципальной собственностью), которые вытекают из целей и задач развития муниципального образования.

Следующим структурным блоком, на который поступают эти цели и задачи, является блок формирования объектов управления, который формируется на основе блока единого банка данных (реестра недвижимого имущества).

Оценка инновационно-инвестиционной стоимости объектов муниципальной собственности является необходимым элементом управления и проводится при совершении любой операции с объектами муниципальной собственности.

Представленная логическая цепочка «оценка эффективности - планирование и прогнозирование -реализация - контроль» соответствует традиционному построению функциональных систем управления. Выходы из блока «контроль» являются обратной связью основного контура процесса управления муниципальной собственностью и служат для информирования субъектов управления о достижении или не достижении результатов управления, целей и задач управления муниципальной собственностью.

Муниципальные органы власти

Иные формы собственности

Рис. 1. Инновационная деятельность муниципальных органов власти

Внешняя среда

Органы управления муниципальной собственностью

Правовая среда

Достижение целей развития муниципалитета

Рис.2. Инновационный подход к системе у

Принципиальным моментом для процесса управления муниципальной собственностью является то, что выходы блока «реализация» имеют внутреннюю обратную связь.

Информацию обратной связи в процессе управления систематизирует блок «нормативного оформления результатов управления». Данный блок позволяет субъектам управления, по мере решения поставленных задач, соотнести полученные результаты с запланированными, скорректировать планы управления муниципальной собственностью и направить информацию на дополнение и пополнение состава базы данных недвижимого имущества муниципалитета.

явления муниципальной собственностью

С учетом вышесказанного можно констатировать, что предложенный подход к процессу управления муниципальной собственностью является инновационным способом реализации функций муниципального образования как собственника. Грамотная и четкая реализация всех этапов позволит совершенствовать управление муниципальной собственностью с учетом удовлетворения интересов всех субъектов экономики, создать благоприятную среду для инвестиционно-инновационной деятельности, повысить благосостояние и жизненный уровень населения и, тем самым, обеспечить устойчивое развитие муниципального образования.

Цели и задачи управления муниципальной собственностью

Контроль использования и полный учет всех доходов

Реализация запланированных мероприятий

Оценка инновационно-инвестиционной стоимости

Формирование единого банка данных (реестра), регистрация прав на имущество, страхование

Т

Нормативное оформление результатов управления

Оценка эффективности использования муниципальной собственности

Планирование и прогнозирование вариантов наилучшего и эффективного использования муниципальной собственности

Рис.3. Инновационный подход к процессу управления муниципальной собственностью

Инновационные направления совершенствования системы управления муниципальной собственностью должны осуществляться на основе:

- совершенствования системы учета муниципальной собственности;

- внедрения инновационных подходов в содержание, эксплуатацию и страхование муниципальной собственности;

- повышения качества информационно-аналитического обеспечения системы управления муниципальной собственностью;

- разработки инновационных методик подготовки и повышения уровня квалификации кадров в системе управления муниципальной собственностью;- развития форм управления муниципальной собственностью различного функционального назначения в процессе инновационной деятельности;

- правового обеспечения системы управления муниципальной собственностью;

- оценки инновационно-инвестиционной стоимости муниципальной собственности.

Библиографический список

1. Шумпетер, Й. Теория экономического развития: Исследо- 2. Управление коммерческой недвижимостью: учебник / ред. вание предпринимательской прибыли, капитала, кредита, д.э.н., проф. М.Л. Разу. М.: КНОРУС, 2007. процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.