Научная статья на тему 'Инновационные подходы к формированию системы управления муниципальной собственностью'

Инновационные подходы к формированию системы управления муниципальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
960
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / MUNICIPAL PROPERTY / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM / ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT PRINCIPLE / ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ / INNOVATIVE PROPERTY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пригожин Вячеслав Львович, Огнев Дмитрий Владимирович

Определено, что в условиях постоянного поиска источников пополнения местных бюджетов, учитывая роль и значение муниципальной собственности в развитии муниципалитетов, органам власти в территориях необходимо применять инновационные подходы к управлению муниципальной собственностью. Сделано заключение о том, что в условиях развития инновационной экономики России нужно менять роль административных органов власти в системе управления муниципальной собственностью для решения социально-экономических задач. В предлагаемом инновационном подходе они выступают не только как собственники, но и как регуляторы иных форм собственности. Выделены основные принципы управления, а также цели и задачи необходимые для инновационного развития объектов муниципальной собственности. Рассмотрен процесс управления муниципальной собственностью, основанный на инновационном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT SYSTEM FORMATION

It is determined that local authorities must employ innovative approaches to municipal property management under conditions of constant search for the sources of local budget replenishment and taking into account the role and importance of municipal property in the development of municipalities. It is concluded that under development of innovative economy Russia should change the role of administrative authorities in the system of municipal property management in order to solve social and economic problems. In the proposed innovative approach, they act rather as regulators of other forms of property than as owners. The article considers the basic management principles, as well as the goals and tasks necessary for innovative development of the objects of municipal property. The innovative approach-based process of municipal property management is discussed.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к формированию системы управления муниципальной собственностью»

УДК 658.15

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

© В.Л. Пригожин1, Д.В. Огнев2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Определено, что в условиях постоянного поиска источников пополнения местных бюджетов, учитывая роль и значение муниципальной собственности в развитии муниципалитетов, органам власти в территориях необходимо применять инновационные подходы к управлению муниципальной собственностью. Сделано заключение о том, что в условиях развития инновационной экономики России нужно менять роль административных органов власти в системе управления муниципальной собственностью для решения социально-экономических задач. В предлагаемом инновационном подходе они выступают не только как собственники, но и как регуляторы иных форм собственности. Выделены основные принципы управления, а также цели и задачи необходимые для инновационного развития объектов муниципальной собственности. Рассмотрен процесс управления муниципальной собственностью, основанный на инновационном подходе.

Ключевые слова: муниципальная собственность; система управления; принцип управления; инновационное управление собственностью.

INNOVATIVE APPROACHES TO MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT SYSTEM FORMATION V.l. Prigozhin, D.V. Ognev

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

It is determined that local authorities must employ innovative approaches to municipal property management under conditions of constant search for the sources of local budget replenishment and taking into account the role and importance of municipal property in the development of municipalities. It is concluded that under development of innovative economy Russia should change the role of administrative authorities in the system of municipal property management in order to solve social and economic problems. In the proposed innovative approach, they act rather as regulators of other forms of property than as owners. The article considers the basic management principles, as well as the goals and tasks necessary for innovative development of the objects of municipal property. The innovative approach-based process of municipal property management is discussed.

Keywords: municipal property; management system; management principle; innovative property management.

В современных условиях одной из важнейших и актуальных задач является формирование инновационной экономики России. Однако слабая инновационная компонента сдерживает экономическое развитие страны. На местах это проявляется в несовершенной политике местных органов власти в области внедрения инноваций в экономику муниципалитетов.

Муниципальная собственность является важнейшей составляющей экономической основы местного самоуправления и несет в себе огромный потенциал для решения задач инновационного развития муниципалитета и улучшения уровня и качества жизни населения города. Муниципальная собственность, как специфический объект управления, требует инновационного подхода при построении системы управления. В настоящее время каждым объектом муниципальной собственности местные органы власти управляют отдельно, что, безусловно, сказывается на состоянии

муниципальной экономики.

Формирование инновационного подхода к управлению муниципальной собственностью должно в своей основе опираться на систему взаимоувязанных научных принципов управления [4]. Проведенное исследование позволило нам выделить следующие основные принципы управления (см. табл.).

Данные принципы в равной степени могут быть использованы в системе как муниципального, так и государственного управления.

Логика построения инновационного подхода к системе управления муниципальной собственностью основана на следующем принципе: сначала формируются главенствующие цели развития муниципалитета, а затем - цели и задачи управления муниципальной собственностью как стратегическим ресурсом необходимым для решения социально-экономических задач.

1 Пригожин Вячеслав Львович, кандидат экономических наук, докторант кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025125194, e-mail: prigozhins@mail.ru

Prigozhin Vyacheslav, Candidate of Economics, Doctoral Candidate of the Economy and Management Department, tel.: 89025125194, e-mail: prigozhins@mail.ru

2Огнев Дмитрий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025790838, e-mail: odv1974@rambler.ru

Ognev Dmitry, Doctor of Economics, Professor of the Economy and Management Department, tel.: 890257908S8, e-mail: odv1974@rambler.ru

Принципы принятия решений по управлению муниципальной собственностью

Принципы управления Решения

Принцип инновационного подхода Данный принцип предполагает, что управление муниципальной собственностью должно регулироваться с использованием научно-обоснованных инновационных методик, которые базируются на детальном исследовании объекта управления

Принцип наилучшего использования Под наилучшим использованием муниципальной собственности понимается такое использование, которое обеспечивает устойчивость доходной части бюджета города, комфортную социальную среду и повышение ценности от объектов муниципальной собственности с учетом социальных, градостроительных, административных и экологических ограничений, накладываемых на их использование

Принцип платности Платность пользования рассматривается как необходимое условие доступа к муниципальной собственности для всех категорий пользователей (приобретателей собственности) и инструмент регулирования форм управления муниципальной собственностью

Принцип ответственности Данный принцип предполагает равенство всех субъектов управления муниципальной собственностью перед законом в случае его нарушения, в том числе и органов муниципальной власти

Принцип сбалансированности прав В процессе принятия управленческо-распорядительных решений, определения условий передачи объектов муниципальной собственности в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду или на основании иных правовых форм как муниципальным, так и немуниципальным организациям необходимо обеспечить сбалансированность между объемом и составом передаваемых прав

Принцип ранжирования объектов управления по их важности Данный принцип заключается в том, что ресурсы, которыми обладает муниципалитет, всегда ограничены, поэтому они должны в первую очередь вкладываться в решение наиболее важных социально-экономических проблем

Принцип открытости информации Принцип открытости информации предполагает широкое информирование всех заинтересованных субъектов рынка о принципах проводимой политики в сфере управления муниципальной собственностью

Принцип обоснованности управленческих решений Управленческие решения должны приниматься в соответствии с четко определенными критериями, на основе достоверной информации о состоянии объектов муниципальной собственности, рынка недвижимости в целом, тенденций развития экономики

Принцип учета интересов всех сторон при использовании муниципальной собственности В соответствии с этим принципом использование объектов муниципальной собственности должно осуществляться в интересах всех субъектов управления муниципальной собственностью

Принцип рационального сочетания форм управления Данный принцип предполагает, что для объекта муниципальной собственности должна быть выбрана оптимальная форма управления в зависимости от его структуры и целей управления

Инновационный подход предполагает наличие эффективной системы местного самоуправления, которая отвечает требованиям и нуждам людей, бизнеса, муниципалитета, позволяет населению самостоятельно и эффективно решать непосредственно на местах многие жизненно важные вопросы. Такая система позволит субъектам экономики муниципалитета, находящихся во внешней среде, активно воздействовать на объекты внутренней среды, задействованные в процессе управления муниципальной собственностью.

К внешней среде относятся:

- социальная среда: воспроизводство населения, жизненный уклад, традиции населения, занятость;

- градостроительная среда: генеральный план

развития муниципалитета, архитектурно-планировочная структура, местоположение, производственная и социальная инфраструктура и т.д.;

- правовая среда: законодательная и нормативно-правовая базы;

- бизнес-среда: экономическая, рыночная, инвестиционная, инновационная.

К элементам внешней среды, воздействующим на процесс управления муниципальной собственностью, относятся и органы управления [1].

На первом уровне системы органов управления муниципальной собственностью г. Иркутска находятся органы местного самоуправления: администрация города, мэр города, городская дума. На втором уровне располагаются структурные подразделения, осу-

ществляющие управление и распоряжение муниципальной собственностью. В качестве основных можно выделить комитет по градостроительной политике, комитет по городскому обустройству, комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ, ДУМИ), а также администрации территориальных округов. Данные структурные подразделения в совокупности составляют систему органов муниципального управления.

Как показало исследование, в большинстве муниципальных образований РФ в работе органов власти по управлению муниципальной собственностью присутствуют элементы неэффективного муниципального менеджмента. В результате применения в основном административных методов управления сложилась ситуация:

- когда неизвестно, сколько и какой собственности имеется в муниципалитете;

- в каком она состоянии, в чьем пользовании или распоряжении находится;

- достаточно ли ее для жизнеобеспечения местного населения в соответствии с социальными нормами;

- сколько и каких объектов функционального назначения требуется;

- в каких функциональных зонах, что необходимо строить в первую очередь;

- не решены вопросы о том, кто должен осуществлять и контролировать строительство таких объектов;

- экономически не обосновано, сколько нужно финансовых ресурсов для решения этих проблем.

Важным фактором, влияющим на управление муниципальной собственностью, является правовая и нормотворческая деятельность органов управления.

Повышение эффективности управления предполагает разработку ряда нормативно-правовых актов и методических материалов. Последовательность разработки нормативно-правовых актов о создании и внедрении инноваций в управление муниципальной собственностью должна находить отражение в ежегодном плане мероприятий по их реализации.

Муниципальным органам власти необходимо постоянно улучшать существующие и разрабатывать новые инновационные подходы к управлению муниципальной собственностью как значимым факторам социально-экономического развития в интересах населения муниципального образования.

Это подтверждается проведенным исследованием опыта применения местными органами власти новых инновационных методов управления муниципальной собственностью. Примерами такой современной деятельности по использованию влияния на хозяйствующие субъекты через местную политику землепользования, правил благоустройства, санитарного содержания территорий, местную налоговую политику и т.д. являются сегодня Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Татарстан, где созданы наилучшие условия для инновационного развития муниципалитетов.

Внутренняя среда системы управления муниципальной собственностью включает следующие стадии управленческой деятельности.

1. Цели системы управления

Поскольку муниципалитет как специфический собственник призван отражать в своей деятельности интересы всех заинтересованных субъектов, то можно выделить следующие цели управления муниципальной собственностью: финансовые, экономические, политические, градостроительные, развития, правовые и административные, инновационные, экологические, социальные. Стратегическая цель при управлении муниципальной собственностью заключается в повышении благосостояния и жизненного уровня населения, создании благоприятной среды проживания.

2. Задачи системы управления муниципальной собственностью

В соответствии с указанными целями инновационный подход рассматривается нами не как управление единичными объектами муниципальной собственности, а как система, функционирование которой подчинено задачам организации современной системы жизнеобеспечения населения, соответствующей требованиям инновационного рыночного хозяйства.

Такой инновационный подход к системе управления муниципальной собственностью должен обеспечить в совокупности решение следующих задач:

- привлечение частных инвестиций и инноваций в сферу муниципальной собственности;

- оптимизация затрат по содержанию системы управления муниципальной собственностью;

- обеспечение устойчивого потока доходов от муниципальной собственности в бюджет муниципалитета;

- формирование эффективной системы контроля над использованием и развитием объектов муниципальной собственности;

- доступность, достоверность, необходимая полнота и оперативность информации о муниципальной собственности для всех субъектов экономики муниципалитета;

- обеспечение улучшения состояния муниципальной собственности;

- повышение качества социально-экономического развития муниципалитета;

- внедрение инноваций в систему управления муниципальной собственностью.

Каждая из указанных задач управления связана со своим, присущим именно этой задаче, объектным составом муниципальной собственности, однако для отдельных задач объекты управления могут быть общими.

3. Система управления муниципальной собственностью

Система управления муниципальной собственностью предполагает, что внутри нее существуют две взаимосвязанные подсистемы: обеспечения управления и функциональная подсистема.

Подсистема обеспечения управления муници-

Рис. 1. Подсистема обеспечения управ

пальной собственностью представлена на рис. 1 и состоит из следующих блоков [3].

Блок нормативно-правового обеспечения включает в себя все нормативные акты, регламентирующие деятельность местных органов по управлению муниципальной собственностью.

Блок финансового обеспечения определяет принципы и условия финансирования деятельности орга-

ия муниципальной собственностью

стации работников системы управления муниципальной собственностью, а также лицензирование отдельных видов деятельности по управлению муниципальной собственностью.

Функциональная подсистема (рис. 2) позволяет местным органам власти в процессе управления муниципальной собственностью реализовывать функции управления.

Рис. 2. Функциональная подсистема уп[

нов управления муниципальной собственностью.

Блок организационного обеспечения состоит из совокупности организационных структур, целью функционирования которых является повышение эффективности использования муниципальной собственности.

Блок информационный содержит информационные базы данных, функционирование которых направлено на информационную поддержку работы органов по управлению муниципальной собственностью.

Блок учетный содержит информацию об объектах муниципальной собственности, об изменении структуры собственности муниципалитета.

Блок кадрового обеспечения включает в себя систему отбора, подготовки и обучения, порядок атте-

ения муниципальной собственностью

Планирование и программирование использования муниципальной собственности. Посредством долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования и программирования органами управления решаются задачи в сфере управления муниципальной собственностью и определяются направления эффективного использования объектов собственности.

Маркетинг муниципальной собственности позволяет органам управления выявить потребности потенциальных пользователей и покупателей муниципальной собственности и удовлетворить эти потребности при обеспечении соответствующей выгоды в интересах населения [5].

Мониторинг муниципальной собственности позволяет определить набор параметров и критериев достаточных для принятия мер и профилактических ра-

бот, обеспечивающих стабильное функционирование объектов муниципальной собственности и системы управления в целом.

Анализ и аудит использования муниципальной собственности позволяет установить достоверность отчетности об использовании собственности муниципальными предприятиями и учреждениями, а также соответствие совершенных ими действий в отношении муниципальной собственности нормативно-правовым актам.

Учет муниципальной собственности необходим для составления реестра, в котором объединена вся информация о недвижимой собственности, принадлежащей муниципалитету. Данные реестра являются основой муниципальной информационной системы.

Контроль использования муниципальной собственности осуществляют органы управления, которые проверяют технические, экономические и правовые параметры использования объектов муниципальной собственности.

Оценка инвестиционно-инновационной стоимости объектов муниципальной собственности является необходимым элементом управления и проводится при совершении любой операции с объектами муниципальной собственности. Следует обратить внимание на обоснованность алгоритма выбора варианта наилучшего и эффективного использования (НЭИ) объекта муниципальной собственности. При выборе такого варианта надлежит варьировать и находить оптимальные (из разрешенных) объемы и планировочные решения для новых или модернизируемых улучшений, стремясь к максимизации стоимости объектов муниципальной собственности. Для реализации

принципа экономического размера необходимо среди прочих рассматривать возможность присоединения соседнего земельного участка к оцениваемому. Критерии выбора варианта НЭИ должны опираться на инструменты принятия решений в условиях неопределенности и риска.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. [2] и Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 г. [1] одним из главных направлений перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан РФ, в том числе за счет развития инновационных подходов к управлению муниципальной собственностью. Муниципальная собственность является одним из инструментов создания таких условий. Поэтому разработка и внедрение инноваций непосредственно в управлении собственностью должны осуществляться путем развития новых технических и организационно-технологических решений, совершенствованием основных принципов управления. Это придаст дополнительный импульс для экономического развития муниципалитета.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что в современных условиях нужен инновационный подход, позволяющий более эффективно функционировать процессу управления муниципальной собственностью.

В нашем понимании такой процесс управления муниципальной собственностью состоит из следующих блоков (рис. 3).

Главенствующую роль выполняет блок целей и

Планирование и прогнозирование вариантов наилучшего и эффективного использования муниципальной собственности

Рис. 3. Процесс управления муниципальной собственностью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

задач управления муниципальной собственностью (входы процесса управления муниципальной собственностью), которые вытекают из целей и задач развития муниципального образования.

Следующим структурным блоком, на который поступают эти цели и задачи, является блок формирования объектов управления, который создается на основе блока единого банка данных (реестра муниципальной собственности).

Оценка инновационно-инвестиционной стоимости объектов муниципальной собственности является необходимым элементом управления и проводится при совершении любой операции с объектами муниципальной собственности.

Выходы из блока «контроль» являются обратной связью основного контура процесса управления муниципальной собственностью и служат для информирования субъектов управления о достижении или не достижении результатов управления муниципальной собственностью.

Принципиальным моментом для процесса управления муниципальной собственностью является то,

что выходы блока «реализация» имеют внутреннюю обратную связь.

Информацию обратной связи в процессе управления систематизирует блок «нормативного оформления результатов управления». Данный блок позволяет субъектам управления, по мере решения поставленных задач, соотнести полученные результаты с запланированными, скорректировать планы управления муниципальной собственностью и направить информацию на дополнение и пополнение базы данных.

С учетом вышесказанного можно констатировать, что грамотная и четкая реализация всех этапов процесса управления муниципальной собственностью с учетом инновационного подхода позволит: использовать инновации в управлении муниципальной собственностью; создать благоприятную среду для инвестиционно-инновационной деятельности; повысить благосостояние и жизненный уровень населения; обеспечить устойчивое развитие муниципального образования.

Статья поступила 31.03.2015 г.

Библиографический список

1. Об утверждении стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р [Электронный ресурс]. URL: http : // www.government.ru. (16 марта 2015).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1бб2-р (ред. от 08.08.2009 № 1121-р) [Электронный ресурс]. URL: http: // www.consultant.ru (12 марта 2015).

3. Григорьев В.В., Острина И.А., Руднев А.В. Управление муниципальной недвижимостью: учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2001. 704 с.

4. Управление коммерческой недвижимостью: учебник / под ред. М.Л. Разу. М.: КНОРУС, 2007. 248 с.

5. Юнацкевич П.И. Маркетинг недвижимости: учеб. пособие / под ред. А.Н. Мошнова. СПб.: Изд-во «Сентябрь», 2002. 264 с.

УДК 658.588.1

ОТ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ К БЕРЕЖЛИВОМУ ПРОИЗВОДСТВУ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Л

Р.М. Разумилов1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Проведено аналитическое сопоставление систем современных технологий Лин с другими известными системами производственного менеджмента по фактору ресурсосберегающих технологий на машиностроительных предприятиях. Уточнен термин Lean production. Изучен зарубежный опыт научного управления производством как совокупность общей идеологии ресурсосберегающих технологий. Рассмотрены современные методологии оптимизации производства на машиностроительных предприятиях. Проанализированы основные направления развития зарубежных школ управления производством.

Ключевые слова: ресурсосберегающие технологии; бережливое производство; управление производством; Lean production.

FROM RESOURCE-SAVING TECHNOLOGIES TO LEAN PRODUCTION AT MACHINE-BUILDING ENTERPRISES R.M. Razumilov

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.

The systems of modern Lin technologies are analytically compared with other known systems of production management by the factor of resource-saving technologies at machine-building enterprises. The term Lean production is specified. The paper examines foreign experience of scientific production management as a set of general ideology of resource-saving technologies. Consideration is given to modern methodologies of production optimization at machine-building enterpris-

1Разумилов Роман Михайлович, аспирант, тел.: 89642888606, e-mail: Razumilov.roman@mail.ru Razumilov Roman, Postgraduate, tel.: 89642888606, e-mail: Razumilov.roman@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.