Научная статья на тему 'Инновационный подход к формированию творческих способностей младших школьников'

Инновационный подход к формированию творческих способностей младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ПРИРОДА / INNOVATIVE TECHNOLOGY / FORMATION / CREATIVE ABILITIES / YOUNGER PUPILS / PEDAGOGICAL PROBLEMS / THE NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Школьницкая Татьяна Юрьевна

Цель показать возможности применения инновационной педагогической технологии развития творческих способностей младших школьников на основе разработанной автором программы «Флористика общение с природой языком искусства». Анализируется процесс профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы в вузе, а также содержательные и методические основы формирования творческих способностей младших школьников. Задачи: пробуждение в ребенке творческой личности; расширение кругозора знаний о природе; воспитание уважительного отношения к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the paper is to show possibilities of application of innovative pedagogical technology for development of creative abilities at younger pupils on the basis of the authors program Floristics as a dialogue with the nature in the art language. The object of research is the process of professional training of the future teacher of elementary school in higher school. The object of research includes substantial and methodical bases of formation of creative abilities of younger pupils. The tasks of research are as follows: (1) awakening in the child of the creative person; (2) expansion of his outlook of knowledge of the nature; and (3) education of the valid relation to the nature.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к формированию творческих способностей младших школьников»

УДК 378.147 ББК 74.584(2)738.1 Ш 67

Т.Ю. Школьницкая

Старший преподаватель Сочинского института (филиала) Российского университета дружбы народов; E-mail:florata60@yandex.ru

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(Рецензирована)

Аннотация. Цель - показать возможности применения инновационной педагогической технологии развития творческих способностей младших школьников на основе разработанной автором программы «Флористика - общение с природой языком искусства». Анализируется процесс профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы в вузе, а также содержательные и методические основы формирования творческих способностей младших школьников. Задачи: пробуждение в ребенке творческой личности; расширение кругозора знаний о природе; воспитание уважительного отношения к природе.

Ключевые слова: инновационная технология, формирование, творческие способности, младшие школьники, педагогические задачи, природа.

T.Yu. Shkolnitskaya

Senior Lecturer of the Sochi Institute (Branch) of the Russian University of Friendship of the People; E-mail: florata60@yandex. ru

THE INNOVATIVE APPROACH TO FORMATION OF CREATIVE ABILITIES AT

YOUNGER PUPILS

Abstract. The purpose of the paper is to show possibilities of application of innovative pedagogical technology for development of creative abilities at younger pupils on the basis of the author’s program “Floristics as a dialogue with the nature in the art language”. The object of research is the process of professional training of the future teacher of elementary school in higher school. The object of research includes substantial and methodical bases of formation of creative abilities of younger pupils. The tasks of research are as follows: (1) awakening in the child of the creative person; (2) expansion of his outlook of knowledge of the nature; and (3) education of the valid relation to the nature.

Keywords: innovative technology, formation, creative abilities, younger pupils, pedagogical problems, the nature.

Совершенствование учебного процесса в современной школе нацелено на поиск возможностей развития творческих способностей учащихся путём применения активных методов обучения. Потребность в творческой деятельности у школьников эффективно развивается в процессе целесообразно организованной деятельности под руководством учителя.

Автором разработана программа «Флористика - общение с природой языком искусства» в качестве инновационной педагогической технологии, помогающей высвобождению творческого потенциала личности. Профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов в любой стране является важнейшей задачей государства [1]. Для повышения качества профессиональной подготовки учителя в условиях современных запросов общества, предполагающей полномасштабное использование средств эстетики и искусства, необходимо наличие соответствующих пособий [2].

Цель статьи - показать возможность применения этой технологии как для школьников, так и для студентов педвузов, а также учителей начальных классов в рамках курсов

повышения квалификации и дать некоторые методические рекомендации и пояснения. Виды изобразительного, и особенно прикладного искусства, таят в себе особые возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества. К сожалению, до сих пор в школе как раз эти возможности искусства не всегда осознаются и используются [3].

Природный материал, который предлагает использовать автор, давно используется в педагогической практике начальной школы. Однако нетрадиционный подход к подаче практики и теории, на котором основана предлагаемая нами программа, позволяет одновременно решать целый ряд разноплановых педагогических задач, что дает нам право называть эту технологию инновационной.

Цель программы - помочь учителю в формировании творческой активности через непосредственный контакт с объектами природы. Эти занятия вводят ребенка в мир творчества. Они позволяют решать задачи творческого, умственного, эстетического, экологического и трудового воспитания.

Школьная программа может быть использована во 2-ом и 3-ем классе на усмотрение учителя. Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю). К программе прилагается календарный план и поурочное планирование занятий. Практика показала, что использование программы с первого класса несколько затруднительно для учителя, так как дети еще не очень хорошо работают с ножницами и линейкой, что сказывается на аккуратности и тщательности выполнения работ.

Практические занятия по изготовлению поделок из природных материалов чередуются с теоретическими и познавательными темами по изобразительному искусству и природоведению. Это расширяет кругозор учащихся и повышает их интерес к работе. В результате у ребенка формируется представление о непрерывной связи человека с природой [4].

Программа предусматривает, что художественные представления о форме, цвете, линии, пропорциях, фактуре материла, композиции и т.д., наложенные на понимание природы, на радость общения с ней, развивают у детей способность увидеть что-то необычное в том, что их окружает повседневно. Маленький ребенок не всегда сам способен увидеть красоту в обыкновенной ромашке или еловой шишке, поэтому на занятиях с любым объектом, взятым у природы, учитель помогает ребенку научиться не только любоваться им, но и видеть в обычном необычное. Именно так начинает проявляться в детях творчество, которое в самом общем виде есть изменение привычного взгляда на известные предметы и явления.

Уже в процессе подготовки к занятию учитель всегда должен знать, в какой последовательности он соединит воедино то, от чего зависит отношение ребенка к природе, которое в конечном результате сформирует у будущего гражданина способность воспринимать природу как эстетическую и нравственную ценность. Для достижения поставленной цели программа предоставляет учителю возможность превратить урок труда по складыванию и склеиванию засушенных листочков или семян в источник, раскрывающий тайны природы и творчества. Для детей, одаренных художественным восприятием, - это возможность открыть свой талант для ребенка, лишенного такого дара, занятия по предлагаемой программе станут источником новых знаний и эмоций, формирующих умение чувствовать и замечать красоту окружающего мира [5].

Исходя из изложенной целевой установки в педагогические задачи школьной программы входит:

- пробуждение в ребенке творческой личности;

- обучение владению образным языком декоративно-прикладного искусства посредством формирования знаний, навыков и умений;

- расширение кругозора знаний о природе;

- воспитание уважительного отношения к природе.

Истинно флористическая работа никогда не выполняется по образцу. Творчество

ученика начинается с того, что он пробует сам что-то открыть [2]. Учитель в начале урока демонстрирует детям несколько очень красиво и правильно выполненных флористических работ на определенную тему, обращая при этом внимание на то, как обычные листья, цветы и травки превращаются в нечто совершенно новое, необычное и очень красивое. Такие работы играют роль творческого стимулятора, поскольку всегда вызывают восторг детей своей необычностью. Затем учитель предлагает детям сделать свои работы на эту же тему. Далее поэтапно объяснят ход работы, акцентируя внимание детей на то, что очень важно не нарушать очередность этапов, потому что это плохо сказывается на получении хорошего результата.

В ходе урока флористики, особенно в первый год работы по программе, учителю приходится много работать с каждым учеником индивидуально, так как сначала дети не видят возможностей своего материала. Показать что-то всем сразу редко удается, потому что растительный материал у всех разный, дети заготавливают его сами. Иногда первые работы почти целиком выполнены учителем. Тогда ребенок выполняет роль помощника, потому что еще не видит возможностей материала, его глаза и ум еще не могут воспринять нечто абстрактное в конкретном объекте. В этот момент важно не давать сразу готовых решений, а подтолкнуть ребенка вопросами к самостоятельному выбору, расспросить подробнее о его замысле, объяснить, почему лучше сделать так, а не иначе. Обязательно похвалить за самое маленькое удачное собственное решение.

Многие дети довольно быстро включаются в творческий процесс, их нужно только немного контролировать и следить за аккуратностью выполнения. А с другими приходится повозиться, но и они постепенно обретают вкус творчества. Трудовые навыки приобретаются в процессе творчества постепенно и ненавязчиво. Флористические работы никогда не бывают одинаковыми, потому что исходный материал у всех разный и потому что каждый воплощает только одному ему известный образ, хоть и на заданную тему. Язык искусства - язык своего «я» [2]. Это истинное творчество в чистом виде.

Такой урок - это праздник, отдохновение души, полет творчества и утверждение собственного «я» через возможность реализовать какие-то свои ощущения и эмоции. А еще это урок скрытой от ребенка психотерапии, потому что, создавая свою работу без каких-либо шаблонов, не похожую ни на чью другую, ребенок имеет возможность выплеснуть на бумагу все свои скрытые эмоции и переживания и избавиться от них таким образом, сам того не подозревая. А если негативные эмоции и переживания очень глубоко укоренились в подсознании ребенка, то опытный учитель всегда это сможет заметить по работам ребенка, и это послужит ему сигналом к тому, что этому ребенку требуется психологическая помощь [6]. В практике автора встречались случаи, когда благодаря флористическим работам учителя помогали избавиться ребенку от его комплексов и выявляли проблемы взаимоотношения детей и родителей. Помимо формирования способности к творчеству это еще одно, и немаловажное, достоинство флористики.

Такой урок требует от учителя много душевных сил и собственного творческого настроя: надо помочь каждому ребенку воплотить его замысел, не навязывая своих готовых решений; научить его находить эти решения самостоятельно; научить его восхищаться многообразием и неповторимостью природы; уважать ее; и верить в себя. Для успеха программы, как уже упоминалось, принципиальное значение имеет творческий настрой учителя. Следуя общей концепции программы, ребенок должен видеть и воспринимать красоту природы, педагог должен на каждом уроке сознательно развивать творческие и эстетические потребности детей. Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению [7]. Рекомендуется систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на уроках. Они станут основой при организации выставок, их можно использовать в качестве демонстрационного материала.

При подведении итогов предоставляется возможность сопоставить работы, объединенные одной темой, позволить учащимся сравнить свои работы с творчеством

друзей. Обсуждение работ активизирует внимание детей, ребята с готовностью участвуют в нем, если разбор достоинств и недостатков проходит в доброжелательной обстановке. Это рождает у детей здоровое самолюбие, направленное на желание улучшить свои результаты. Дети сами находят слова для выражения своих эмоций. Учителю остается тактично направлять обсуждение в нужное русло. Важно, чтобы каждый ученик сумел объяснить, что он хотел выразить, если это была работа, выполняемая по собственному замыслу.

Время, предназначенное на познавательную и созидательную часть урока, может распределяться по-разному. Это зависит от условий проведения занятия, темы, наличия пособий, задачи урока. На вводных и итоговых уроках больше времени отводится восприятию. Серьезное внимание следует уделять подбору наглядного материала. Использование правильно подобранных наглядных пособий способствует пополнению зрительного ряда ребенка. Это важно также для эмоционального насыщения, побуждающего к осмыслению и собственному творчеству. Лучшие работы рекомендуется выставлять до следующего занятия. Они создают в классе свою эстетическую среду, дают детям радость и ощущение своей значимости, усиливают желание ребенка работать. Если учитель задумал воплотить свою идею оформления кабинета или классной комнаты, то рекомендуется также использовать для этой цели детские поделки. Эти работы могут выполняться коллективно и стать интересным украшением создаваемого интерьера. Таким образом, представленная инновация успешно формирует творческие способности личности.

Чтобы развивать творческие способности детей при помощи флористики, учителю необходимо самому хорошо владеть методическими приемами данной технологии. При подготовке специалистов для начальной школы в педагогических ВУЗах студентов учат проводить уроки труда, которые в большей степени направлены на работу с бумагой, картоном, тканями или с бытовыми предметами. Работа с природным материалом чаще всего выполняется по образцу или шаблону, не предусматривает активных творческих поисков учащихся и направлена на отработку определенных трудовых умений и навыков. Учителя не интегрируют такие уроки, как труд, рисование и природоведение. Для них урок труда - это один урок, рисования - другой, а природоведение - третий. Алгоритм построения этих занятий не предполагает их совмещения. Часто от учителя требуют успеваемости, и многие учителя заменяют уроки труда и рисования на чтение и математику, особенно когда не чувствуют в себе тяги к творчеству. Такие признания приходилось слышать автору от учителей на курсах повышения квалификации и в частных беседах со многими студентами ЗФО, которые работают в школе. Все они сожалели, что не учились этому раньше, и очень заинтересованно изучали спецкурс «Основы флористической культуры», разработанный нами и успешно применяемый для студентов педвузов специальности «Начальное образование». Многие из них сразу же применяли полученные знания в работе и были довольны результатами. Это подтверждает, что требуется воспитывать творческое начало будущих педагогов со студенческой скамьи.

Программа спецкурса для студентов строится на основе практических занятий, очень похожих на школьные уроки этой программы. Студентам необходимо приобрести собственные навыки работы с природным материалом. Им нужно развить в себе эстетическое чувство формы, цвета, научиться видеть красоту линии, прежде чем учить этому детей. Насколько занимательнее и интереснее станет наша жизнь, когда все люди разовьют в себе чутье красоты форм, линий, когда глаза и уши будут видеть красоту там, где теперь видят ее только гениальные художники. Сначала мы учим будущих педагогов «развивать в себе чутье красоты форм и линий, а помогает нам в этом природа» [2]. Именно она является отправной точкой творчества, гениальным художником и гениальным учителем человечества во всей его жизни. Помимо практики работы с природным материалом студенты приобретают ботанические и экологические знания о растениях, с которыми они работают. В теоретической части программы предусматривается знакомство с историческими предпосылками появления и развития флористической культуры, с её философскими основами, изучение этнических особенностей, обычаев и традиций разных времен и народов,

рассматриваются различные стили и художественные направления, современные тенденции ее развития, связь флористической культуры с экологической культурой. Эти знания необходимы будущим учителям, чтобы выполнить те задачи, которые ставит перед ними программа «Флористика - общение с природой языком искусства».

Примечания:

1. Иванова З.З. Методика формирования конструктивных умений у будущих учителей начальных классов // Вестник Адыгейского университета. Сер. Педагогика и психология. 2010. № 3. С. 94-98.

2. Искусство и педагогика. Из культурного наследия России Х1Х-ХХ вв. / сост. М.А. Верб. СПб.: Образование, 1995. С. 267.

3. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Современник, 1981. С. 24.

4. Школьницкая Т.Ю. Флористика - общение с природой языком искусства // Программа учебного курса для начальной школы. Сочи: РИО СГУТ и КД, 2004. С. 5-8.

5. Школьницкая Т.Ю. Занятия флористикой как путь формирования творческой личности // Личность в образовательных системах (сборник научных трудов). Краснодар, 2001. С. 102-108.

6. Школьницкая Т.Ю. Анализ флористических работ с точки зрения психологических проблем личности // Успехи современного естествознания. 2006. № 9. С. 56-57.

7. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1987. С. 45.

References:

1. Ivanova Z.Z. Methods of formation of future primary school teachers’ constructive skills // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2010. № 3. P. 94-98.

2. Art and pedagogy. From the cultural heritage of Russia of X1X-XX centuries / copm. by M.A.Verb. SPb.: Education, 1995. P. 267.

3. Nemensky B.M. Wisdom of beauty. M.: Sovremennik, 1981. P. 24.

4. Shkolnitskaya T.Yu. Floristics as dialogue with nature in art language // Teaching programme for elementary school. Sochi: RIO SGUT and KD, 2004. P. 5-8.

5. Shkolnitskaya T.Yu. Floristics as a way of formation of the creative person // Person in educational systems (collection of scientific works). Krasnodar, 2001. P. 102-108.

6. Shkolnitskaya T.Yu. Analysis of floristic works from the point of view of person’s psychological problems // The achievements of modern natural sciences. 2006. № 9. P. 56-57.

7. Vakhterov V.P. Selected pedagogical works. M.: Pedagogy, 1987. P. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.