Научная статья на тему 'Развивающие возможности искусства в адаптации детей к обучению в начальной школе'

Развивающие возможности искусства в адаптации детей к обучению в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ART / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEARNING ACTIVITIES / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА / THE INTEGRATIVE FORM OF CHILDREN'S CREATIVITY / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / AN ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвина Анна Сергеевна

В статье рассматривается роль искусства в адаптации детей к обучению в начальной школе. Анализируются типичные затруднения ребенка в учебной деятельности. Раскрываются развивающие возможности творческой интегративной деятельности в период адаптации младших школьников к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING POSSIBILITIES OF ART IN ADAPTATION OF CHILDREN TO TRAINING AT ELEMENTARY SCHOOL

The article examines the role of art in the adaptation of children's learning in elementary school. Analyzes the typical difficulties of the child in learning activities. Disclosed the possibility of developing creative integrative activity in the period of adaptation to the younger students at school.

Текст научной работы на тему «Развивающие возможности искусства в адаптации детей к обучению в начальной школе»

РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСКУССТВА В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

DEVELOPING POSSIBILITIES OF ART IN ADAPTATION OF CHILDREN TO TRAINING AT ELEMENTARY SCHOOL

А. С. Москвина

В статье рассматривается роль искусства в адаптации детей к обучению в начальной школе. Анализируются типичные затруднения ребенка в учебной деятельности. Раскрываются развивающие возможности творческой интегративной деятельности в период адаптации младших школьников к школе.

Ключевые слова: искусство, адаптация, учебная деятельность, интегративные формы детского творчества, начальная школа.

A. S. Moskvina

The article examines the role of art in the adaptation of children's learning in elementary school. Analyzes the typical difficulties of the child in learning activities. Disclosed the possibility of developing creative integra-tive activity in the period of adaptation to the younger students at school.

Keywords: art, adaptation, learning activities, the integrative form of children's creativity, an elementary school.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

В современных условиях адаптация к учебной деятельности в школе является очень сложным периодом для первоклассников. Многие учащиеся адаптируются к начальной школе достаточно легко и быстро, но есть школьники, у которых процесс адаптации сильно затягивается, и именно эти дети составляют группу риска и требуют особого внимания и понимания со стороны педагога, родителей и специалистов.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте становится ведущей. В процессе обучения в начальной школе у детей формируются такие важные для их будущей учебы компоненты учебной деятельности, как мотивация учебной деятельности, умения и навыки учебной работы. Раскрываются индивидуальные особенности и способности в учебе, умения и навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, возникают и развиваются рефлексия, анализ, внутренний план действий.

Типичными затруднениями для ребенка, начинающего свою школьную жизнь, на наш взгляд, являются:

1. Организационно-психологические аспекты школьного пространства, как новой и незнакомой среды жизнедеятельности школьника, вызывающей у него серьезные затруднения в ее освоении.

Такая личностно-социальная ситуация младшего школьника обусловлена следующими обстоятельствами:

а) он попадает в незнакомое для него место, где он физически должен тратить свое время и силы на ориентирование в нем;

б) ребенок недостаточно хорошо понимает школьные правила, свои права, возможности и обязанности в социально-образовательном пространстве школы;

в) чувство неловкости перед родителями, основанное на ложном чувстве собственной взрослости, часто не позволяет ему обратиться к родителям с простым вопросом о том, как ему действовать в той или иной школьной ситуации.

2. Учебная нагрузка как таковая:

а) необходимость выполнять различные учебные действия на уроке строго по образцу;

б) обязанность практически каждый день выполнять домашние задания;

в) обязательная проверка этих заданий учителем;

г) публичность этой проверки.

3. Сложности привыкания младшего школьника к учителю, в частности:

а) в его методике работы на уроке;

б) в манере подачи материала;

в) к его стилю педагогического общения с учениками;

г) к индивидуально-личностным особенностям педагога.

4. Сложности привыкания к коллективу класса и школы:

а) необходимость в адаптации в коллективе класса, в установлении конструктивных отношений с одноклассниками;

б) необходимость нахождения в классе вначале приятелей, а затем друзей (друга);

в) необходимость поддерживать взаимоуважительные отношения со старшеклассниками.

Адаптация младших школьников в начальной школе - это процесс активного овладения ими учебными и коммуникативными ценностями, отношениями, мотива-

ми, умениями и навыками, формами поведения и деятельности, обеспечивающими учебную и социальную самореализацию в школьной среде.

Для адаптации детей в начальной школе необходимо создавать вокруг них пространство, воздействующее как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу деятельности ребенка. Методом и средством, способным решить данную проблему, является искусство.

Искусство помогает ребенку в процессе самосовершенствования, самореализации, повышает самооценку, коммуникативные навыки, служит установлением межличностных отношений со сверстниками и педагогом, воспитывает у учащихся эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию и развивает когнитивные способности и умения, а это является решением важной проблемы - успешной адаптации ребенка к начальной школе.

Учебные занятия и задания, предполагающие и развивающие творческую деятельность ученика, помогают ему соединить мир игры и мир работы, освоить требования учебной дисциплины, в пока еще облегченной игровой, творческой форме, одновременно формируя у него самостоятельность поступков и мышления как качество личности и развивая его творческие способности.

В настоящее время предложен широкий выбор видов возможностей детского творчества, развивающих художественное и музыкальное восприятие, эстетические чувства, любовь к прекрасному, а также детскую фантазию, творческое воображение и др. На наш взгляд, важную роль в адаптации младших школьников играет именно взаимодействие искусств. В преодолении детской дезадаптации к обучению в начальной школе интеграция искусств как единый комплекс приведет к устойчивому позитивному изменению и формированию определенных свойств и качеств личности учащихся.

Интеграция - это основа, фундамент современного образования, позволяющая включать как учителя, так и учащихся в активный совместный творческий процесс. Однако это вовсе не связано с созданием каких-то отдельных курсов, объединяющих два, три и более предметов, в один учебный курс (хотя возможен и такой вариант). «Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовки учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации (с позиции науки, истории развития культуры, особенностей разных искусств, окружающей природы), формированию у школьников понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом» [1, с. 307].

Видный советский и российский педагог Б. П. Юсов справедливо отмечал наличие «способности каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества, что опирается на природную полихудожественность (многоязычие) ребенка... Ребенок рисует, поет, танцует, сочиняет стихи и сказки, смотрит картинки, кино, любит игры и театрализацию жизни» [2, с. 8].

«В процессе взаимодействия видов искусств интегрированное обучение младших школьников решается ряд задач:

- дополнение и обогащение эстетических впечатлений учащихся, усиление их эстетических переживаний;

- преобразование граней личности, наиболее подверженных влиянию воздействия видов искусств;

- развитие нравственно-этических и интеллектуальных чувств; диалектико-материалистического мировоззрения и творческой деятельности младших школьников;

- активизация психических процессов» [3, с. 212].

Ведущими направлениями применения интегративных

форм детского творчества в целях адаптации учащихся начальных классов являются: стимулирование творческих способностей учащихся; формирование у них работоспособности, дисциплинированности и самостоятельности; развитие умений и навыков самопрезентации (термин предложен В. А. Петровским), то есть предъявления окружающим своих ценностей, интересов, интересов и способностей вместе с адекватной возрасту перцепцией их ответной реакции; развитие коммуникативных умений и навыков в ходе совместной творчески-игровой деятельности школьников; снятия психологического напряжения в процессе школьной адаптации.

Реализация указанных направлений использования развивающих и интегративных форм детского искусства в целях школьной адаптации учащихся младших классов будет успешной в случае опоры на следующие педагогические принципы:

- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся, применительно к их способности освоить те или иные виды искусства, а также степени эффективности воздействия на них того или иного рода искусства;

- стимулирование развития творческой индивидуальности учащихся и их умений и навыков самопрезентации в ходе развивающих занятий;

- поощрение развития совместной творческой активности учащихся и гуманизация отношений в детском коллективе с помощью интегративного детского творчества;

- широкое использование в ходе творческих, адаптационно-развивающих занятий отечественного и зарубежного народного творчества: сказок, басен, пословиц и поговорок, музыкальных произведений;

- активное использование в работе с учащимися игровых театральных технологий;

- возможность организации применения интегративных форм детского творчества в целях адаптации младших школьников осуществляется двумя основными путями: либо с помощью программ классического полихудожественного типа, интегрирующих все виды искусства, либо путем использования программ монохудожественного типа, делающих основной упор на занятия каким-либо отдельным видом искусства «первым среди равных», интегрированными с другими направлениями художественного творчества.

Родители ребенка также могут помочь ему с началом гармоничного вступления в школьную жизнь, дать возможность развить творческие способности, стать творческой личностью.

Необходимо активно вводить ребенка в чудесный мир искусства и творчества: посещать с ним детский театр, музеи, картинные галереи, учить видеть красоту природы. Обязательно заниматься вместе с ребенком какой-либо художественно-творческой деятельностью: вместе рисовать, слушать и сочинять музыку, сказки, придумывать и играть мини-спектакли.

Такие занятия родителей с ребенком дают как художественно-развивающий, так и психологически-сближающий, эмоционально-поддерживающий эффект.

Таким образом, развивающие возможности искусства представляют собой многообразную, комплексную психолого-педагогическую деятельность, комбинирующую в себе познавательные, развивающие и эмоциональные стороны личности ребенка, которые необходимы для успешной адаптации детей к обучению в начальной школе.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Савенкова Л. Г. Интегрированное полихудожественное развитие школьников // История художественного образования в России - проблема культуры ХХ века. - М.: Изд. дом РАО. - 2003. - С.301-315.

2. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе // Виды искусства и их взаимодействие. - М., 2001.

3. Овчинникова А. Ж. Взаимодействие видов искусств в интегративном обучении младших школьников // Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством (опыт региональных исследований): Сб. науч. статей / Под общ. ред. Л. Г. Савенковой. - М.: ИХО РАО, 2006 - С. 211-215.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.