Научная статья на тему 'Инновационный фактор муниципального развития: программный подход'

Инновационный фактор муниципального развития: программный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / КЛАСТЕР / ТЕХНОПАРК / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мечикова М. Н.

В данной статье проводится обоснование теоретических подходов к управлению инновационным развитием муниципального образования и выявление факторов, способствующих повышению роли инновационной составляющей в развитии муниципалитета, также, осуществляется разработка инструментария, ориентированного на программный подход к наращиванию инновационной активности на местном уровне. Кроме того, проводится исследование причин недостаточной практической эффективности управления муниципальными инновациями посредством принятия целевых программ и дается ряд рекомендаций по совершенствования программных механизмов воздействия на инновационное развитие муниципалитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный фактор муниципального развития: программный подход»

МЕЧИКОВА М.Н.

ИННОВАЦИОННЫЙ ФАКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:

ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД

Мечикова М.Н., ООО "Русь", экономист, ТТИ ЮФУ, аспирантка, e-mail: mashanovi@yandex.ru

В данной статье проводится обоснование теоретических подходов к управлению инновационным развитием муниципального образования и выявление факторов, способствующих повышению роли инновационной составляющей в развитии муниципалитета, также, осуществляется разработка инструментария, ориентированного на программный подход к наращиванию инновационной активности на местном уровне. Кроме того, проводится исследование причин недостаточной практической эффективности управления муниципальными инновациями посредством принятия целевых программ и дается ряд рекомендаций по совершенствования программных механизмов воздействия на инновационное развитие муниципалитета.

Ключевые слова: инновации; муниципальное образование; развитие; инновационная составляющая; кластер; технопарк; инновационная программа; программные мероприятия; эффективность; управление

Коды классификатора JEL: R 11, R 58

И D

J В современных российских геополитических условиях значимость наращивания инновационнои со-Ь ставляющей в контексте муниципального развития определяется рядом предпосылок: щ • влиянием фактора глобализации как основной детерминанты экономического развития, проявляет ющейся многоаспектно на всех уровнях территориальной стратификации и требующей увеличе-CD ния числа конкурентных преимуществ отечественного производства;

Ь

• общей потребностью в увеличении числа инноваций в связи с невозможностью без учета их влияния реализации процессов развития - как отдельного муниципального образования, так и территориального комплекса в целом, ориентированного на инновационный тип развития; О • необходимостью мероприятий по поддержанию небольших муниципальных образований, реализация которых обеспечивала бы более эффективное раскрытие имеющегося у них инновационно-д го потенциала с целью сглаживания асимметрии развития городов.

□ В этой связи целью настоящего исследования является обоснование теоретических подходов к управой лению инновационным развитием муниципального образования и выявление факторов, способствующих ^ повышению роли инновационной составляющей в развитии муниципалитета, а также обоснование инс-2 трументария, ориентированного на программный подход, обеспечивающего на решение данной задачи. | Формирование инновационной направленности развития как государства в целом, там и отдельных

0 муниципальных образований находятся в центре внимания современной науки и практики, что связано не ф только с выделением инновационного развития на федеральном уровне в качестве приоритетного проекта,

но и с объективной необходимостью развития российских технологий, для повышения конкурентных пре-> имуществ отечественных товаров на внутреннем и мировом рынках.

Что касается современных разработок авторов в данном направлении, то большинство ученых сходятся

1 во мнении, что муниципальный аспект инновационного развития предполагает адекватное отражение все-ф го многообразия социально-экономических и организационных условий для формирования стратегий эф-£ фективного развития локальных экономических систем. В то же время научные подходы к осуществлению О- управления муниципальным инновационным развитием, к реализации программного механизма, к оценке ^ уровня его значимости в контексте муниципальной политики имеют ряд существенных расхождений.

о Их можно классифицировать по трем направлениям. ^ Первое направление - кластерный подход.

2 По мнению ряда авторов, а именно, Н.В. Каменской [4], Б. Н. Жигжитовой [2] и других, развитие инно-^ вационной активности муниципального образования в большей степени зависит от сложившихся в горо-§ дах индустриальных кластеров, чем от реализации программного механизма поддержания инновационной о активности.

£ Муниципальный инновационный кластер - это территориально обособленная совокупность науч-^ ных, образовательных и производственных предприятий, способствующая активизации инновационной £ деятельности и повышению конкурентоспособности муниципального образования за счет развития его ^ инновационного потенциала.

™ Муниципальные инновационные кластеры, по мнению Б. Н. Жигжитовой, не ограничиваются только § сферой НИОКР и высоких технологий, они включают также сеть учреждений, поддерживающих промышленные инновационные предприятия, вузы - носители науки. Уровень инновационного развития конкретного муниципалитета напрямую зависит от уровня развития науки и образования на данной территории. Инновационный кластер должен формироваться по местной инициативе, в частности, по инициативе

о ф

т

I муниципальных органов власти, задача которых оказывать стимулирующее воздействие (венчуры, льгот-

ное кредитование и т.д.), которое порождает успешные технологические инновации.

Второе направление - инновационно-инвестиционный подход.

Ряд авторов, в частности, С.А. Филин [8], выделяет инвестиционный фактор муниципального развития в качестве основного. Без механизмов управления инвестиционной деятельностью невозможно социально-экономического развития территории в целом и отдельных отраслей, в частности, так как каждое мероприятие (техническое, экономическое, промышленное, инновационное, социальное, экологическое) требует для своего практического осуществления вложения определенных средств; иначе говоря, инвестиции являются наиболее существенным фактором обеспечения устойчивого развития муниципального образования.

Объектом управления и базой организационной модели инновационной и инвестиционной политики муниципалитета является его инвестиционный портфель. Под инвестиционным портфелем понимается целенаправленно сформированная в соответствии с определенной инвестиционной стратегией совокупность вложений в инвестиционные объекты [3]. Исходя из этого, основная цель формирования инвестиционного портфеля может быть сформулирована как обеспечение реализации разработанной инвестиционной политики путем подбора наиболее эффективных и надежных инвестиционных вложений. Высшим органом по вопросам взаимодействия, ответственным за инновационную, инвестиционную и экономическую политику города, может стать инновационно-инвестиционный экономический совет (ИИЭС), возглавляемый главой администрации города. В условиях дефицита инвестиционных ресурсов важно, чтобы их вложениия осуществлялись с наибольшим эффектом, т.е. в инвестиционные проекты инновационной направленности. Кроме того, следует учитывать, что и сами инновации являются существенным инвестиционным ресурсом.

Третье направление - программно-целевой подход.

Специфика муниципалитетов, задачи формирования инновационного потенциала, а также соответс-

СП

твующего рынка и рыночной инфраструктуры в сфере НИОКР для муниципальных образований неод- ^ нозначны и требуют дифференцированного подхода. Необходимость поддержки инновационной состав- Ь ляющей возрастает в условиях расширения властных полномочий муниципальных органов управления в щ осуществлении инновационной политики на местах, начиная с разработки комплексных программ и завершая решением оперативных вопросов текущей деятельности по реализации научно-технических новшеств ^ в промышленный комплекс муниципалитета. И

Целевая инновационная программа в общем виде представляет комплекс взаимосвязанных по време- Ш

ни и ресурсам мероприятий, направленных на развитие инновационной инфраструктуры и обеспечение ]> государственных и иных мер поддержки реализации приоритетных инновационных проектов [5].

Данного подхода, выделяющего целевые программы в качестве основных мер по поддержке инноваци- щ

онной активности внутри муниципального образования, придерживаются такие авторы как, А.Ф. Габитов [1], □

Д. В. Гуськова, Е.Г. Коваленко, Л.А. Кормишкина [7] и другие. Результатом взаимодействия муниципальных О

органов власти и участников инновационного процесса, по их мнению, должно стать определение последо- .

вательной инновационной политики, формирование эффективных программных механизмов, повышающих ^

уровень заинтересованности предприятий, включенных в инновационный процесс в создании конечного ин- £

новационного продукта. В данном контексте необходимо формирование кооперативных связей между мес- ^ тными органами власти и предприятиями, направленных на активизацию инновационной активности, при

этом основным инструментом ее поддержания и развития, по мнению А.Ф. Габитова [1], выступает является $

механизм муниципального программирования. Поддержка инновационной составляющей муниципального х

развития путем разработки и реализация целевых программ, по мнению сторонников данного подхода, явля- ф

ется базовым инструментом муниципального управления в сфере инноваций и дает максимальный социаль- о но-экономические эффект при рациональной реализации программного механизма.

Систематизация теоретических подходов российских авторов к управлению инновационным развити- $

ем муниципального образования позволяет сделать следящие выводы. о

1. Кластерный подход способствует активизации инновационной деятельности и повышению кон- о курентоспособности муниципального образования за счет интеграции науки, образования и бизнеса, по- ^ вышения заинтересованности представителей бизнес-структур в инновационных разработках. Однако, ^ несмотря на повышенный интерес к кластерному подходу со стороны современный исследователей, его ¡5 использование в качестве основного инструмента муниципального управления инновационными процес- о сами не до конца обосновано, т.к. роль муниципальных органов власти и принимаемых ими инновацион- о ных программ в данном подходе явно недооценивается. о

2. Инвестиционно-инновационный подход, обладая рядом несомненных преимуществ (в частности, о усиленным вниманием со стороны управляющих структур к процессу отбора и анализа наиболее эффек- оь тивных и надежных инвестиционных вложений), то же время, не в полной мере учитывает влияние инфра- Ц структурных, социальных, экологических, культурных и прочих факторов на уровень инновационного раз- Е вития муниципалитета, концентрируясь преимущественно на исследовании инвестиционных процессов. ф

3. Программно-целевой подход, позволяет учесть тенденции развития конкретного муниципального образования с целью поддержания со стороны местных органов власти тех инновационно-ориентирован- § ных предприятий, которые наиболее нуждаются в финансировании и научно-технические разработки ф которых, принесут наибольший социально-экономический эффект для муниципалитета в целом. Авторы, ^

придерживающиеся данного подхода, утверждают, что при адаптивной и рациональной реализации про- § граммно-целевой подход полностью соответствует основным инновационным императивам развития му- §

ниципального образования в современных российских условиях.

0)

п и

Следует отметить, что несмотря на дифференцированность управленческих воздействий, исследованные нами подходы к муниципальной инновационной политике не являются диаметрально противоположными, более того, они дополняют друг друга. Первый подход доминирует на стадии формирования инновационного сектора экономики муниципалитета, другие два преобладают на стадии функционирования. Тем не менее, согласно трактовкам вышеперечисленных авторов наиболее полно требованиям исследования проблем наращивания инновационного развития муниципального образования отвечает программно-целевой подход, открывающий возможность его дополнения другими.

Осознание целесообразности использования программного подхода способствует выявлению следующих факторов, активизирующих рост инновационной составляющей муниципального развития.

1. Реально отмечающийся переход от кризисного состояния к восстановительному росту, что способствует расширению возможности внедрения программно-целевого программирования и поддержанию через реализацию соответствующих программ точек инновационного роста муниципалитета.

2. Увеличение финансовых потоков из коммерческого сектора на цели инвестирования, а также целевое финансирование муниципальных инновационных проектов.

3. Рост заинтересованности бизнеса, осуществляющего свою деятельность на территории муниципального образования, в осуществлении инновационных бизнес-проектов путем развития предпринимательской среды в отраслях и сферах, являющихся доминантными растущими в данном муниципалитете.

4. Развитие профессионализма работников муниципального образования, способных осуществлять свою деятельность в режиме обеспечения программных мероприятий.

Выявленные нами факторы являются основой для разработки инструментария инновационно-ориен-Ь тированного управления муниципальным образованием и формирования модели программирования ин-^ новационного развития муниципалитета. К инструментам управления инновационным развитием муни-X ципального образования в рамках программного подхода можно отнести:

• прямое финансирование инновационных бизнес-проектов посредством реализации программных мероприятий;

• венчурное инвестирование;

• льготы и гарантии инновационно-ориентированным предприятиям;

• предоставление кредитов на реализацию инновационных разработок;

Ь • создание инновационных консалтинговых служб за счет государственных, региональных и собс-00 твенно муниципальных ресурсов.

О В частности, примером реализации первого из вышеперечисленных инструментов может служить при-СУ нятие "Инновационной научно-технической программы на 2008-2010 годы" в г. Таганроге [6], в рамках ко-«а, торой финансируются следующие мероприятия: создание автоматизированной системы управления улич-

0 ным освещением, запуск муниципальной автоматизированной системы управления «Здравоохранение», а ф также изготовление и поставка распределенной системы ЭКГ-мониторирования.

ё Относительно первого инструмента (реализации целевых инновационных программ) правомерным о. представляется использование алгоритмизации процесса муниципального программирования, модель ко-$ торого представлена на рис. 1.

1 Несмотря на то, что данный алгоритм является унифицированным, механизмы и инструменты реали-о зации конкретной инновационной программы, используемые отдельными муниципальными образования-о ми, могут иметь существенные расхождения. Между тем, многие муниципалитеты не в полной мере следуют данному алгоритму, тем не менее, его применение позволяет существенно повысить эффективность

® программного подхода к управлению инновациями на местном уровне. Однако для реализации данного о модельного алгоритма, представленного на рис. 1, необходим соответствующий контроль за осуществле-з нием программного подхода к развитию муниципальных инноваций на всех этапах его реализации. Про-^ цесс поэтапного контроля проведения программ инновационного развития муниципального образования о представлен на рис. 2.

^ В результате анализа информации, представленной на рис. 2 можно прийти к выводу, что деятельность ^ по контролю при реализации целевых программ инновационного развития локальной территории занима-^ ет особое место в системе управления муниципальными инновациями. Контроль позволяет выявлять сте-§ пень соответствия текущих показателей установленным заданиям, выступая при этом как процесс обеспе-

0 чения достижения намеченных целей. Контроль реализации программных мероприятий, в соответствии с £ рис. 2, состоит из трех основных этапов: формирование и реализация программы; сравнение результатов с ^ целевыми нормативами и требованиями; непосредственная реализация цели.

1 На первом этапе определяются требования, целевые нормативы, показатели результативности. На втором этапе результаты реализации программы сравниваются с нормативами и требованиями. На третьем этапе осуществляется проверка результатов на достижимость цели и, в том случае, когда цель не достигнута, проводится проверка цели и, при необходимости, ее корректировка.

о На каждом из этапов разработки и реализации программы инновационного развития муниципалитета, ■т уровень компетенции сотрудников городской администрации играет немаловажную роль, в тот время как Ц квалификация кадров, особенно в малых городам (например, в г.Таганроге) довольно невысока, кроме того § зачастую отсутствует адаптированность персонала к современным инструментам и технологиям состав-9 ления программ. СО

г Ш

О

ф

Анализ инновационного потенциала МО

Разработка стратегии инновационного развития МО

Составление программ инновационного и научна технического развития МО

Формирование ресурсного обеспечения программы

Разработка механизмов и инструментария реализации программы

Отбор обьекгов(проектов) для финансирования

Реализация программных мероприятий

Формирование системы програмных мероприятий

$ 1Н

I §■« 5

° й! = 1 8. ц П ф ф

? .5 о- Е

а ю

5 х

Л СО

г з

г &

Э то ьй

9- Ш о

рГ

81 ® ж

о. ®

I1

Рис 1. Модельный алгоритм муниципального инновационного программирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение требований к управлению инновационным развитием муниципалитета

Этап 1

Этап 2

Формирование и

реализация инновационной

программы муниципалитета

определение показателей

результативности программного управления

Сравнение результатов с целевыми нормативами и требованиями к управлению муниципалитетом в новых условиях

Выполнены прграммные мероприятия

Не выполнены программные мероприятия

Коррю-ировка

целевых нормативов

Этап 3 Непосредственная реализация цепи муниципальной инновационной прграммы I

Достигнута цель Не достигнута цепь анализ Корректировка цели

Риь 2. Поэтапный контроль муниципального программирования инновационного развития

ш

о

Несмотря на то, что развитие инноваций является одним их приоритетных федеральных проектов, многое вопросы в области поддержания инновационной активности на местном уровне остаются не решенными, причинами этого, на наш взгляд являются:

недооценка местными органами власти степени влияния инновационной составляющей на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; отсутствие четкой муниципальной инновационной политики, эффективных программ развития инновационной деятельности;

несогласованность и нескоординированность мер по поддержке инноваций внутри муниципальных образований,

недостаточное финансирование инновационных проектов и разработок;

отсутствие четко структурированных механизмов взаимодействия между муниципальными органами власти и инновационно-ориентированными предприятиями и т.д. Многие города, в частности, город Таганрог сегодня интенсивно осваивают технологии нового программно-целевого метода в управлении инновационными процессами, совершенствуют механизмы создания и выполнения программ. Однако в процессе анализа механизма их реализации были выявлены различные недоработки, основными из которых, на наш взгляд, являются следующие:

• инновационные программы не содержат четких целевых критериев и индикаторов оценки их эффективности, которые являются необходимым условием результативного управления их реализацией;

• распределение бюджетных ресурсов осуществляется преимущественно на основе сметного плани-П рования, при этом многие объекты инновационной деятельности остаются недофинансированными. л Таким образом, инновационные программы не воспринимаются как инструменты управления раз-0 витием города, при этом эффективность их выполнения минимальна. В данном контексте необходимо ® ужесточение контроля реализации программных мероприятий путем создания отдельной административной единицы (например, отдел контроля программ), разработка методики распределения средств

а на развитие инновационной сферы, исходя из наиболее приоритетных и потенциально результативных Й проектов.

Ш Резюмируя вышеизложенное, представляется возможным сделать следующие выводы: 2 1. В современных российских условиях инновационная составляющая развития как государства в це-° лом, так и отдельного муниципального образования является доминантной, в данной связи ее нара-

□ щивание способствует укреплению позиций отечественных товаропроизводителей на территории

□ мирового экономического пространства.

2. Существует объективная необходимость проведения мероприятий по поддержке небольших муниципальных образований, реализация которых обеспечивала бы более эффективное раскры-

0 тие имеющегося у них инновационного потенциала с целью сглаживания асимметрии развития Ей городов.

ё 3. Анализ существующих подходов к управлению муниципальными инновациями позволяет сде-а лать вывод, что целесообразней всего использовать программный подход, осуществляя путем

® реализации отдельных программных мероприятий непосредственное финансирование приори-

1 тетных разработок или предоставляя инновационно-ориетированным предприятиям опреде-о ленные льготы.

о 4. Для более эффективной реализации программного подхода к наращиванию инновационной составляющей муниципального развития необходима мобилизация и интеграция всех структур, участву-

ем ющих в инновационных процессах, включая административные, научно-исследовательские, финансы совые и бизнес-структуры. о

^ ЛИТЕРАТУРА

о

о 1. Габитов А.Ф. Инновационный процесс в современной России: региональный аспект. СПб.: Береста,

о 2003.

о 2. Жигжитова Б.Н. Совершенствование организационно-экономического механизма управления иннова-

о ционным развитием региона на основе кластерного подхода. Автореферат на соискание ученой степени

0 кандидата экономических наук. Улан-Удэ 2006.

^ 3. Игонина Л.Л. Порядок формирования и оценки инвестиционного портфеля. М.2007.

1 4. Каленская Н.В. Особенности инфраструктуры инноваций на уровне региона// Вестник ТИСБИ. № 1. | 2005.

ю 5. Концепция инновационной политики Ростовской области на 2003 - 2006 годы / http://www.donland.ru 6. Официальный текст "Городской инновационной научно-технической программы на 2008-2010 годы".

^ Источник: taganrog.ru .

си 7. Программно-целевое регулирование социально-экономического развития муниципалитетов. Д. Гусько-

| ва, Е.Г. Коваленко, Л.А. Кормишкина и др. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1999.

о 8. филин С.А.Механизм реализации инновационной политики. М.: ИНИЦ Роспатента, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.