Научная статья на тему 'Инновационные возможности российского малого бизнеса'

Инновационные возможности российского малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / МИП / ИННОВАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Готовцева А.Ж., Томская В.А., Федотова Е.Н.

В данной статье дается оценка действующей системы государственной поддержки малого инновационного бизнеса. Рассмотрели особенности и динамику развития малого инновационного бизнеса в России. Определены направления деятельности государства в разработке механизма и реализации мер поддержки. Выявили основные причины успешности и препятствующие факторы малого инновационного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные возможности российского малого бизнеса»

ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА

© Готовцева А.Ж.*, Томская В.А.*, Федотова Е.Н.*

Арктический государственный институт культуры и искусства, г. Якутск

В данной статье дается оценка действующей системы государственной поддержки малого инновационного бизнеса. Рассмотрели особенности и динамику развития малого инновационного бизнеса в России. Определены направления деятельности государства в разработке механизма и реализации мер поддержки. Выявили основные причины успешности и препятствующие факторы малого инновационного бизнеса.

Ключевые слова экономика: малый инновационный бизнес, МИП, инновация, модернизация.

В развитых странах наиболее восприимчивыми к нововведениям и наиболее инновационно активными малые и средние предприятия. В зарубежных странах наиболее восприимчивым к нововведениям является малые бизнесы, в России же доля инновационно активных предприятий как среди крупных, так и среди малых фирм очень мала. Реализация инновационного потенциала малого бизнеса является одним из условий достижения конкурента способности Российской экономики в мире.

Малый бизнес обеспечивает трансферт знаний и технологий, выведение на рынок новых товаров, улучшение их свойств, а так же доведение новой традиционной продукции до потребителей на локальных рынках. Именно, может быть, осуществляет низкокапитолоемкие, узкоспециализированные, высокорисковые, дополняющие, улучшающие радикальные инновации краткосрочного внедрения, подкрепленные широкой и сильной мотивацией.

Основными причинами успешности малого инновационного бизнеса являются:

1. Углубление специализации при проведении научных разработок, что приводит к повышению конкурентоспособности малых инновационных фирм по сравнению с крупными предприятиями.

2. Использования тех ниш, которые являются для крупного бизнеса неперспективными и высокорискованными.

3. Разработка и освоение оригинальных нововведений.

4. Объединение всех этапов инновационного процесса под руководством одного лица, что ускоряет получение конечного результата инновационной деятельности.

* Студент кафедры Менеджмента. Научный руководитель: Сибилева Е.В.

54

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

5. Концентрация усилий и средств на заключительных стадиях создания нововведений и на первых этапах его распространения.

6. Невозможность привлекать узкоспециализированных специалистов, что часто способствует возникновению новых оригинальных новаторских идей и нового подхода к решению проблем в небольшом творческом коллективе изобретателей.

В России организация МИП (малое инновационное предприятия) происходит по следующим сценариям:

- создание новых фирм инициативными предприимчивыми исследователями и разработчиками, которые объединяют свои усилия для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции;

- отпочкование малых инновационных фирм от крупных научно-исследовательских институтов, при этом они занимаются в основном модернизацией продукции разработанной в институте.

В настоящий момент рыночная экономика серьезно отстает от стандартов, задаваемых ведущими странами мира, в отношении реализации инновационного потенциала страны. Она демонстрирует низкую восприимчивость к инновациям, низкую скорость их внедрения. Зарубежные венчурные фирмы стремятся быть в курсе результатов фундаментальных исследований и использовать их в производственных целях. В этом отношении отечественные предприниматели отстают от западных, что негативно отражается на конкурентных позициях и инновационном потенциале российских производителей.

Несмотря на то, что инновационная деятельность еще не стала массовым и постоянным явлением в российской экономике, наблюдается положительная динамика, обрабатывающих секторах, производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

Мы рассмотрели федеральные статистические наблюдения за деятельностью в области наук и инноваций № 2 2-МП «Сведения о технологических инновациях малого предприятия ». Рассматриваются все субъекты малого предпринимательства.

Для оценки инноваций активности российского малого бизнеса в данной статье использовались данные Росстата, отражающие долю числа малых предприятий.

Факторы, препятствующие технологическим инновациям в добывающих, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа, и виды РФ были следующими:

- недостаток собственных денежных средств;

- высокая стоимость нововведений;

- недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

Управление инновациями и инновационной деятельностью

55

- низкий инновационный потенциал организации;

- неопределенность экономической выгоды;

- недостаток квалификационного персонала;

- низкий спрос на товары и услуги;

- недостаточность документов;

- неразвитость инновационной инфраструктуры;

- неразвитость кооперационных связей.

Отсюда следует вывод, что особенностью инновационной деятельности в РФ является приобретение овещественных технологий, прежде всего нового образования. Треть промышленных предприятий, внедряющих инновацию, от 30 до 50 % своих средств тратит на приобретение оборудования. Каждое пятое предприятие на данные более 50 % суммы затрат на инновации. Около половины предприятий направляет на НИОКР менее 10 % затрат на инновации, и лишь 7 % тратят на эти цели менее 50 %.

Такая недостаточная результативность инноваций активности предприятий сказывается и на показателях экспорта. Доля РФ в объеме торговли потребителей наукоемкой продукции составляет 1,0 %.

Таким образом, ограниченный внутренний спрос на инновации вызван нехваткой конъюнктуры, слабой конкуренцией, а ограниченный внешний спрос на российские инновации обусловлен сырьевой специализацией России в современной экономике. Крупный бизнес интегрирован в мировую экономику и удовлетворяет свои потребности в инновациях, а малый бизнес не в состоянии этого сделать.

Российская практика показывает что, торговля является основный видом деятельности предпринимателей на всех стадиях становления бизнеса, Доля малых предприятий в тех сферах экономики, которые относятся к инновационным, в том числе не требующим крупных стартовых вложений незначительна.

Список литературы:

1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник / под ред. М.И. Баканова. - 5-е изд., перераб и доп. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 536 с.

2. Вахрушина М.А. Управленческий анализ: учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2012. - 399 с.

3. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. - 6-е изд. - Изд-во. Юрайт, 2010. - 704 с.

4. Гусева Т.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ 2011. - 130 с.

5. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2009. - 388 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.