Научная статья на тему 'Инновационные возможности российского малого бизнеса'

Инновационные возможности российского малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИИ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE / INNOVATION / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брялина Гульшат Ибрагимовна

В зарубежных странах наиболее восприимчивым к нововведениям является малый бизнес, в России же доля инновационно активных предприятий как среди крупных, так и среди малых фирм очень мала. Реализация инновационного потенциала малого бизнеса является одним из условий достижения конкурентоспособности российской экономики в мире. В связи с этим в статье рассматриваются особенности и динамика развития малого инновационного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Innovative Capabilities of Russian Small Business

In foreign countries the most receptive to innovations is a small business, while in Russia the share of innovative enterprises, among both large and small companies is very small. Implementation of innovative potential of small businesses is one of conditions of competitiveness of the Russian economy in the global economy. The article discusses the features and dynamics of development of small innovation business.

Текст научной работы на тему «Инновационные возможности российского малого бизнеса»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2014. № 1

ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Г.И. Брялина1,

канд. экон. наук, доцент, докторант кафедры политической экономии

экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова

ИННОВАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

РОССИЙСКОГО МАЛОГО БИЗНЕСА

В зарубежных странах наиболее восприимчивым к нововведениям является малый бизнес, в России же доля инновационно активных предприятий как среди крупных, так и среди малых фирм очень мала. Реализация инновационного потенциала малого бизнеса является одним из условий достижения конкурентоспособности российской экономики в мире. В связи с этим в статье рассматриваются особенности и динамика развития малого инновационного бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, инновационное предпринимательство, малое инновационное предприятие, инновации, малое и среднее предпринимательство.

In foreign countries the most receptive to innovations is a small business, while in Russia the share of innovative enterprises, among both large and small companies is very small. Implementation of innovative potential of small businesses is one of conditions of competitiveness of the Russian economy in the global economy. The article discusses the features and dynamics of development of small innovation business.

Key words: small business, innovative entrepreneurship, small innovative enterprise, innovation, small and medium entrepreneurship.

В развитых странах наиболее восприимчивыми к нововведениям и наиболее инновационно активными являются малые и средние предприятия, для поддержки которых применяется система специальных мер. Зарубежный опыт ведения и развития венчурного бизнеса позволяет инновационным компаниям выходить на высокий уровень прибыльности, несмотря на жесткую конкуренцию и тот факт, что до промышленного производства доживает лишь одна десятая часть инновационных разработок. Но наблюдаемый эффект от успешного освоения изобретений существенно превосходит затраты инновационной компании на их создание и, более того, покрывает убытки от тех проектов, которые по каким-то причинам не были внедрены.

1 Брялина Гульшат Ибрагимовна, тел.: +7 (919) 771-71-92; e-mail: bryalina@econ. msu.ru

Хотя некоторые исследователи замечают, что малые предприятия в целом являются технологически менее развитыми и соответственно менее приспособленными к инновациям в продукции и процессах, чем крупные фирмы, мировая практика показывает следующее: малый бизнес является обязательным элементом инновационной среды и выступает как связующее звено между теоретическими разработками и производством новой продукции. Малый бизнес обеспечивает коммерциализацию, трансферт знаний и технологий, выведение на рынок новых товаров, улучшение их свойств, а также доведение новой и традиционной продукции до потребителей на локальных рынках. Именно малый бизнес осуществляет низкокапиталоемкие, узкоспециализированные, высокорисковые, дополняющие, улучшающие и радикальные инновации краткосрочного внедрения, подкрепленные широкой и сильной мотивацией.

Основными причинами успешности малого инновационного бизнеса являются:

1) углубление специализации при проведении научных разработок, что приводит к повышению конкурентоспособности малых инновационных фирм по сравнению с крупными предприятиями;

2) использование тех ниш, которые являются для крупного бизнеса неперспективными и высокорискованными;

3) разработка и освоение оригинальных нововведений;

4) объединение всех этапов инновационного процесса (разработка, внедрение, производство и сбыт новой наукоемкой продукции) под руководством одного лица, что ускоряет получение конечного результата инновационной деятельности;

5) концентрация усилий и средств на заключительных стадиях создания нововведений и на первых этапах его распространения, т.е. фактически малое инновационное предприятие (МИП) начинает научно-производственную деятельность сразу с опытно-конструкторских разработок с целью достичь высокой технологичности изделия и быстро наладить его промышленное изготовление;

6) невозможность привлекать узкоспециализированных специалистов, что часто способствует возникновению новых оригинальных новаторских идей и нового подхода к решению проблем в небольшом творческом коллективе изобретателей.

Особое место среди МИП занимают венчурные, т.е. «рисковые», фирмы, представляющие собой небольшие, гибкие и эффективные предприятия, которые создаются для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации «рисковых» инноваций. Такого рода предприятия характеризуются высокой активностью, которая объясняется прямой личной заинтересованностью работников фирмы и партнеров по венчурному бизнесу в успешной

коммерческой реализации разработанных идей, технологий, изобретений. Наибольшее распространение они получили в наукоемких отраслях экономики.

Создание венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов:

— идеи инновации нового изделия, технологии;

— общественной потребности;

— предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;

— рискового капитала для финансирования.

Венчурный капитал может представлять собой вложение средств предприятий, банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый бизнес. Главным стимулом для таких вложений является их высокая доходность.

В России организация МИП происходит, как правило, по следующим сценариям:

— создание новых фирм инициативными предприимчивыми исследователями и разработчиками, которые объединяют свои усилия для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоемкой продукции;

— отпочкование малых инновационных фирм от крупных научно-исследовательских институтов (НИИ), при этом они занимаются в основном модернизацией продукции, разработанной в НИИ;

— создание новых посреднических фирм для продвижения инноваций и технологий, особенно в таких регионах, где научно-технические и маркетинговые связи не так сильны, как в научных центрах страны.

В настоящий момент российская экономика серьезно отстает от стандартов, задаваемых ведущими странами мира, в отношении реализации инновационного потенциала страны. Она демонстрирует низкую восприимчивость к инновациям, низкую скорость их внедрения (зачастую ни о каких реальных сроках внедрения российских инновационных разработок речь не ведется). Зарубежные венчурные фирмы стремятся быть в курсе результатов фундаментальных исследований и использовать их в производственных целях. В этом отношении отечественные предприниматели отстают от западных, что негативно отражается на конкурентных позициях и инновационном потенциале российских производителей.

Несмотря на то что инновационная деятельность еще не стала массовым и постоянным явлением в российской экономике, наблюдается положительная динамика в производстве инновационных товаров, работ, услуг в добывающих, обрабатывающих секторах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды:

— объем инновационных товаров, работ, услуг увеличился в 2,7 раза в 2011 г. по сравнению с 2000 г.,

— объем инновационных товаров, работ, услуг в расчете на рубль затрат на технологические инновации вырос от 3,1 рубля в 2000 г. до 3,9 рубля в 2011 г. (табл. 1).

Федеральное статистическое наблюдение за деятельностью в области наук и инноваций проводится, в частности, по форме № 2-МП «Сведения о технологических инновациях малого предприятия». Информацию предоставляют все субъекты малого предпринимательства (кроме микропредприятий), которые осуществляют экономическую деятельность в сфере добычи полезных ископаемых; обрабатывающих производств; производства и распределения электроэнергии, газа и воды (за исключением торговли электроэнергией); торговли газообразным топливом, подаваемым по распределительным сетям раз в два года. В итоге из поля зрения наблюдателей выпадают малые предприятия, осуществляющие следующие виды экономической деятельности: производство товаров, выполнение работ и услуг в сельском хозяйстве, в сфере строительства, оказание услуг в сфере торговли, транспорта и связи, гостиничного и ресторанного бизнеса, выполнение операций с недвижимым имуществом и др., что представляет собой большую часть российского малого бизнеса.

Малые промышленные предприятия, как правило, анализируются на предмет осуществления исключительно технологических инноваций2, т.е. продуктовых и процессных, при этом организационные, маркетинговые и экологические инновации не рассматриваются. Обследование субъектов среднего бизнеса производится по более широкому набору видов экономической деятельности в рамках статистического наблюдения всей совокупности предприятий, т.е. вместе с крупными предприятиями. Получается, что средний бизнес не выделен в качестве отдельной единицы статистического наблюдения. Это не позволяет учитывать его в приводимом здесь исследовании. Статистическое наблюдение не охватывает также инновационные микропредприятия и индивидуальных предпринимателей.

2 Согласно методологии Росстата, под технологическими инновациями понимается деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением:

— технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах;

— технологических усовершенствований в продуктах и процессах;

— технологически новых или значительно усовершенствованных услуг;

— новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.

Таблица 1

Объем инновационных товаров, работ, услуг в РФ (млн рублей) (добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды)

Показатели Годы

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

В постоянных ценах 1995 г. 22 999,8 24 576,8 32 626,7 33 037,1 32 455,5 43 225,3 49 756,2 52 546,2 59700,1 67 309,7 65 188,1 53 576,8 63 764,4 87 260,7

На рубль затрат на технологические инновации, руб. 3,3 3,5 3,1 3,0 2,4 3,0 3,5 4,3 3,8 4,4 3,8 2,4 3,3 3,9

Источник: [Индикаторы инновационной деятельности..., 2013, с. 24].

Для оценки инновационной активности российского малого бизнеса в данной статье используются данные Росстата, отражающие долю числа малых предприятий (МП), осуществлявших технологические инновации в общей численности МП, долю инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров МП, объем затрат малого предпринимательства на технологические инновации (табл. 2).

Таблица 2

Основные показатели инновационной деятельности предприятий в РФ

Показатели инновационной деятельности: добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды Годы

2000 2001 2003 2005 2007 2009 2011

Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе предприятий, %

Крупные и средние предприятия 10,6 9,6 10,3 9,3 9,4 9,4 9,6

Малые предприятия 1,3 1,5 1,6 1,6 4,3 4,1 5,1

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, %

Крупные и средние предприятия 4,4 4,2 4,7 5,0 5,5 4,6 6,1

Малые предприятия 0,6 0,6 0,3 0,3 2,0 1,4 1,5

Затраты на технологические инновации в постоянных ценах 1995 г. (млн руб.)

Крупные и средние предприятия 10462,7 11140,3 14576,3 12105,3 15 245,3 21 906,1 22 174,1

Малые предприятия 183,7 181,3 179,2 186,2 779,4 414,7 447,8

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг, %

Крупные и средние предприятия 1,4 1,4 1,6 1,2 1,2 1,9 1,5

Малые предприятия 0,6 0,5 0,4 0,2 1,7 0,9 0,9

Источник: [Там же, с. 11—14].

В целом доля инновационно активных предприятий как среди крупных и средних, так и среди малых фирм очень мала и не отвечает требованиям инновационной экономики. Как показывают данные табл. 2, удельный вес крупных и средних предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе данной группы предприятий колебался около 10% на протяжении 2000—2011 гг. Доля инновационно активных малых предприятий выросла от 1,3% в 2000 г. до 5,1% в 2011 г.

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг в малом бизнесе составлял всего лишь 1,5% в 2011 г. (максимальное значение 2,0% было достигнуто в предкризисном 2007 г.). Аналогичными параметрами характеризовалась и динамика затрат на технологические инновации. Также хотелось бы отметить невысокий удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг и для малых предприятий (максимальное значение 1,7 в 2007 г.), и для крупного и среднего бизнеса (максимальное значение 1,9 в 2009 г.).

Итак, очевидно, что в России инновационной деятельностью в промышленности активно занимаются крупные и средние предприятия. Это не коррелирует с мнением об особой предрасположенности к инновациям субъектов малого бизнеса. Преимущества крупных предприятий, как правило, заключаются в более высоком научно-техническом потенциале, в наличии собственной исследовательской базы и высококвалифицированного персонала. Иными словами, предпринимательская среда в нашей стране такова, что большая часть российских инновационно активных предприятий относится к крупным и средним предприятиям.

Доля инновационно активных крупных и средних предприятий в России с 2001 по 2011 г. осталась практически неизменной: в 2001 г. — 9,6%, в 2005 г. — 9,3%, а в 2011 г. — 9,6% (табл. 2). Это свидетельствует о незначительном интересе предприятий к инновациям и инновационному развитию. В развитых странах Запада доля инновационно активных предприятий составляет 40—60%. Существующие тенденции развития инновационных компаний объясняются спецификой внешней и внутренней среды функционирования российских фирм. В 2009—2011 гг. рейтинг факторов, препятствующих технологическим инновациям в добывающих, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в РФ, был следующим [Индикаторы инновационной деятеьности..., 2013, с. 51]:

— недостаток собственных денежных средств (2,3);

— высокая стоимость нововведений (2,2);

— недостаток финансовой поддержки со стороны государства (2,1);

— высокий экономический риск (2,0);

— низкий инновационный потенциал организации (1,8);

— неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности (1,7);

— недостаток квалифицированного персонала (1,6);

— низкий спрос на новые товары, работы, услуги (1,6);

— недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность (1,6);

— неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги) (1,5);

— недостаток информации о новых технологиях (1,4);

— недостаток информации о рынках сбыта (1,4);

— неразвитость кооперационных связей (1,4).

Помимо экономических к числу факторов сдерживания инновационной активности российских фирм относится нехватка квалифицированного персонала. На основе рис. 1—2, демонстрирующих динамику показателей рынка труда в инновационной сфере в 2000— 2011 гг., можно провести небольшой анализ данной проблемы. Доля персонала, занятого исследованиями и разработками, в процентах к 1990 г. упала с 45,7 в 2000 г. до 37,8 в 2011 г., а численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в расчете на 10 000 занятых в экономике постепенно снизилась со 138 человек

в 2000 г. до 109 человек в 2011 г. %

50

40

2000 2005 2007 2009 2010 2011 Годы

Рис. 1. Персонал, занятый исследованиями и разработками, в процентах к 1990 г. Источник: [Статистические сборники. Наука России..., 2012].

Чел. 150 г-

120 90 60 30 0

2000 2005 2007 2009 2010 2011 Годы

Рис. 2. Персонал, занятый исследованиями и разработками, в расчете на 10 000 занятых в экономике Источник: [Статистические сборники. Наука России..., 2012].

Если попытаться соотнести эти тенденции с ранее выявленным ростом показателей объема инновационной продукции (табл. 1), то возникают следующие вопросы: на самом ли деле существует дефицит кадров? какова динамика производительности труда в данной сфере? каковы капиталоемкость труда и коэффициенты замещения труда капиталом? какова динамика объема инновационной продукции за 1990—2011 гг.? К сожалению, существующая эмпирическая база не позволяет дать ответы на эти вопросы применительно к малому инновационному бизнесу3. По мнению автора статьи, ответы будут различными для малого и крупного инновационного бизнеса.

В целях создания кадровых резервов для МИП целесообразна организация при вузах учебно-научных центров и лабораторий для вовлечения студентов в научную деятельность, развития их творческих способностей и предпринимательской инициативы.

Еще одной причиной низкой инновационной активности в РФ является то, что материально-технические ресурсы в промышленности устарели, а обновление активной части основного капитала производственной сферы идет медленными темпами. Динамика среднего возраста техники всех организаций в 2001—2011 гг. последовательно сокращалась с 21,1 до 13,3 года, а крупных и средних организаций — с 21,8 до 13,5 года, что, по мнению А. Корнева [Корнев, 2013, с. 52], характеризует воспроизводство активной части основного капитала как негативное. Средний возраст техники в малом бизнесе в 2000—2011 гг. увеличился с 6,2 до 9,4 года. Удельный вес техники в возрасте до 10 лет сократился с 85 до 50%,

3 Поиск ответов на указанные вопросы может стать предметом специального исследования в будущем.

138

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

118

110

109

109

2000

2005

2007

2009

2010

201

в возрасте 11—20 лет увеличился с 8 до 22%, в возрасте старше 20 лет — с 7 до 27% [Там же, с. 53]. На фоне существующей инновационной динамики ведущих стран мира приведенные показатели говорят о сдерживании инновационной активности малого бизнеса.

Особенностью инновационной деятельности в РФ является приобретение овеществленных технологий, прежде всего нового оборудования. Это не очень благоприятный процесс с точки зрения влияния видовой структуры инновационной деятельности на НТП, где приоритет отдается НИОКР, а также созданию, приобретению и правовой защите объектов интеллектуальной собственности. Треть промышленных предприятий, внедряющих инновации, от 30 до 50% своих средств тратит на приобретение оборудования. Каждое пятое предприятие тратит на данные цели более 50% суммы затрат на инновации. Около половины предприятий направляет на НИОКР менее 10% затрат на инновации, и лишь 7% тратят на эти цели свыше 50% [Наука и инновации..., Федеральная служба госстатистики: сайт, 1999—2013].

Такая недостаточная результативность инновационной активности предприятий сказывается и на показателях экспорта. Доля РФ в объеме торговли потребительской наукоемкой продукцией составляет менее 1,0% (для сравнения: доля Китая — 8%). В то же время в общемировом объеме ресурсной информации потенциал научно-технических сведений РФ, измеренный по количеству отчетов и публикаций, составляет около 7%. Отсюда можно сделать вывод, что данный потенциал реализован не полностью и существуют большие возможности инновационного роста.

Таким образом, ограниченный внутренний спрос на инновации вызван нехваткой конъюнктуры, слабой конкуренцией, а ограниченный внешний спрос на российские инновации обусловлен сырьевой специализацией России в современной экономике. Крупный бизнес интегрирован в мировую экономику и удовлетворяет свои потребности в инновациях, а малый бизнес не в состоянии этого сделать.

Российская практика показывает, что торговля является основным видом деятельности предпринимателей на всех стадиях становления бизнеса. Доля малых предприятий в тех сферах экономики, которые относятся к инновационным, в том числе не требующим крупных стартовых вложений (информационные технологии и прикладные научные исследования), незначительна. Техническая и технологическая составляющие малого предпринимательства не отличаются новизной. На всех стадиях более 70% предпринимателей используют технику и технологии, существующие свыше 5 лет. Технику и технологии возраста от 1 до 5 лет используют преимущественно владельцы нового бизнеса (порядка 60%). Технику и технологии

возраста до 1 года планируют использовать в незначительном масштабе (не более 10%) нарождающиеся предприниматели.

Согласно результатам исследования условий и проблем развития малого инновационного предпринимательства, которое провела «Опора России» совместно со ВЦИОМ, из всех МИП страны не более 15% можно назвать по-настоящему инновационными, т.е. ориентированными на рынок (имеется в виду, что эти 15% проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке) [Опора России: сайт, 2010—2013].

Малый инновационный бизнес — наиболее уязвимая часть российского бизнеса из-за непроработанности правовой основы, крайне низкой востребованности инноваций, кадровой проблемы, слабых финансовых механизмов стимулирования инновационной деятельности, неблагоприятной социально-экономической ситуации, отсутствия точной статистической информации по инновационным предприятиям, низкой мотивации исследователей.

Так как в России отсутствует структура инновационной экономики, последняя представляет собой «точечную застройку», т.е. на сегодня это не система, а множество. Необходимо формирование инновационной конъюнктуры, т.е. ценности, привлекательности, престижности инновационной деятельности для основных контрагентов (разработчиков, заказчиков, инвесторов и др.). Зачастую предприниматели просто не ориентированы на нововведения, не связывают ценность своего бизнеса с инновациями. Для формирования конъюнктуры надо создавать информационное и коммуникационное пространства инновационной экономики.

Задача повышения инновационной активности российских малых предприятий может показаться несвоевременной, противоречащей каждодневным проблемам предпринимателей. Но опыт развития мировых хозяйственных систем показывает, что без включения инновационной деятельности в процесс расширенного воспроизводства невозможно достичь конкурентоспособности и приобщить национальную экономику к устойчиво развивающейся мировой экономике.

По мнению автора статьи, основным условием функционирования малого инновационного бизнеса как важного фактора инновационного развития России должно стать установление и активное развитие тесного взаимодействия этого сектора с крупным бизнесом при экономической и институциональной поддержке государства, что в итоге создаст мощную национальную инновационную систему.

Список литературы

Индикаторы инновационной деятельности: 2013: Стат. сб. М., 2013.

Корнев А. Об обновлении активной части основного капитала производственной сферы // Экономист. 2013. № 1.

Наука и инновации // Федеральная служба государственной статистики: сайт. 1999—2013. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения: 12.09.2013).

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России»: сайт. 2010—2013. URL: www.opora.ru (дата обращения: 12.09.2013).

Статистические сборники. Наука России в цифрах 2012 // Информационная система Центра исследований и статистики науки: сайт. URL: http://cisnrf.nichost.ru/catalog/2394 (дата обращения: 15.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.