Научная статья на тему 'Инновационные технологии в современном образовательном процессе'

Инновационные технологии в современном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / INNOVATIVE LEARNING MODELS / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ACTIVE METHODS / КЕЙС-МЕТОД / CASE-METHOD / СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / SITUATIONAL ANALYSIS / ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ / "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" / DIRECTIVE MODEL OF TEACHING / PROBLEMATIC PRESENTATION / BRAINSTORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротникова Ирина Владимировна

Автор предпринял попытку рассмотреть современные инновационные модели, используемые при обучении в вузе. Основное внимание уделено анализу активных методов, в частности, кейс-методу. В статье рассмотрены проблемы внедрения инновационных методов в процесс обучения студентов. В современный период происходит активный поиск новых форм и методов обучения, что свидетельствует о переходе обучения от директивной к интерактивной модели, являющейся более продуктивной и учитывающей особенности личности. Рассмотрены такие задачи интерактивного обучения, как повышение интереса, обучаемого к дисциплине, приближение учебы к повседневной жизни. Особое внимание уделено кейс-стади или методу конкретных ситуаций. Анализируется его специфика, заключающаяся в принципиальном отсутствии единственного правильного решения, существование набора переменных, при условии, что выбор одной из них решающим образом влияет на конечный результат. Рассмотрены такие достоинства метода, как способность принимать правильные решения в условиях неопределенности, овладение в процессе его применения навыками исследования ситуаций, возможность разработки плана действий и учета точки зрения других специалистов. Автором проанализированы история возникновения метода кейс-стади, опыт его применения в зарубежных странах, а также опыт применения и развития в Российской Федерации. Описаны этапы метода, содержание, требования и техника его реализации, а также основные функции кейс-метода, такие как обучение студентов решению многоуровневых проблем, иллюстративная, объясняющая, аналитическая функции. Рассмотрены основные шаги решения кейсов: исследование предложенной ситуации, сбор недостающей информации, обсуждение возможных вариантов решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воротникова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technologies in the modern educational process

The author made an attempt to consider modern innovative models used in training in higher education. The main attention is paid to the analysis of active methods, in particular, to the case method. In the article the problems of introduction of innovative methods in the process of students' training are considered. In the modern period there is an active search for new forms and methods of teaching, which indicates the transition of instruction from the directive to the interactive model, which is more productive and takes into account the characteristics of the individual. We consider such tasks of interactive learning as increasing interest, being trained for discipline, bringing learning closer to everyday life. Particular attention is paid to the case-study or to the method of concrete situations. Its specificity is analyzed, consisting in the fundamental absence of a single correct solution, the existence of a set of variables, provided that the choice of one of them decisively affects the final result. Considered are such advantages of the method as the ability to make correct decisions in conditions of uncertainty, mastering in the process of its application the skills of the study of situations, the possibility of developing an action plan and taking into account the point of view of other specialists. The author analyzes the history of the occurrence of the case study method, the experience of its application in foreign countries, as well as the experience of application and development in the Russian Federation. The stages of the method, content, requirements and techniques for its implementation, as well as the main functions of the case method, such as teaching students to solve multi-level problems, illustrative, explanatory, analytical functions are described. The main steps of solving the cases are examined: the study of the proposed situation, the collection of missing information, discussion of possible solutions to the problem.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в современном образовательном процессе»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №3, Том 10 / 2018, No 3, Vol 10 https://esj.today/issue-3-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/41ECVN318.pdf Статья поступила в редакцию 09.04.2018; опубликована 01.06.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Воротникова И.В. Инновационные технологии в современном образовательном процессе // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, https://esj.today/PDF/41ECVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Vorotnikova I.V. (2018). Innovative technologies in the modern educational process. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(10). Available at: https://esj.today/PDF/41ECVN318.pdf (in Russian)

УДК 33

Воротникова Ирина Владимировна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия Доцент Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления

Кандидат экономических наук E-mail: vorotnikova-59@mail.ru

Инновационные технологии в современном образовательном процессе

Аннотация. Автор предпринял попытку рассмотреть современные инновационные модели, используемые при обучении в вузе. Основное внимание уделено анализу активных методов, в частности, кейс-методу. В статье рассмотрены проблемы внедрения инновационных методов в процесс обучения студентов. В современный период происходит активный поиск новых форм и методов обучения, что свидетельствует о переходе обучения от директивной к интерактивной модели, являющейся более продуктивной и учитывающей особенности личности. Рассмотрены такие задачи интерактивного обучения, как повышение интереса, обучаемого к дисциплине, приближение учебы к повседневной жизни. Особое внимание уделено кейс-стади или методу конкретных ситуаций. Анализируется его специфика, заключающаяся в принципиальном отсутствии единственного правильного решения, существование набора переменных, при условии, что выбор одной из них решающим образом влияет на конечный результат. Рассмотрены такие достоинства метода, как способность принимать правильные решения в условиях неопределенности, овладение в процессе его применения навыками исследования ситуаций, возможность разработки плана действий и учета точки зрения других специалистов. Автором проанализированы история возникновения метода кейс-стади, опыт его применения в зарубежных странах, а также опыт применения и развития в Российской Федерации. Описаны этапы метода, содержание, требования и техника его реализации, а также основные функции кейс-метода, такие как обучение студентов решению многоуровневых проблем, иллюстративная, объясняющая, аналитическая функции. Рассмотрены основные шаги решения кейсов: исследование предложенной ситуации, сбор недостающей информации, обсуждение возможных вариантов решения проблемы.

Ключевые слова: инновационные модели обучения; активные методы; кейс-метод; ситуационный анализ; директивная модель обучения; проблемное изложение; «мозговой штурм»

С переходом России на двухуровневую систему высшего образования и на новые образовательные стандарты возникла потребность в кардинальных изменениях в организации образования в высших учебных заведениях.

Образование играет огромную роль в жизни современного человека и, соответственно, в современной жизни всей нашей цивилизации. В настоящих условиях, когда интеллект, образовательный уровень человека, его культура являются серьезным ресурсом общественно-экономического развития, возникает насущная необходимость в инновационном развитии образования.

Один из основных аспектов современного образования-ориентация на запросы рынка труда. Кардинально поменялись требования к выпускникам со стороны работодателей. Теоретических знаний, полученных в вузе уже недостаточно для того, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям и наиболее востребованными являются специалисты, которые могут использовать не только свои знания на практике, но и обладают методами постановки самих задач, разработки современных подходов при решении нестандартных задач. Современный уровень образования и соответствующий объем знаний дают возможность выпускникам решать типовые задачи. Основные проблемы возникают, когда задачи выходят за рамки типовых и появляется потребность в систематизации знаний и определении причинно-следственных связей.

Государственные образовательные стандарты нового поколения ориентированы на компетентностную модель подготовки специалистов, способствующую формированию выпускников компетенций, востребованных у работодателей [2]. В настоящее время можно сказать, что основой образовательной подготовки кадров для инновационной экономики является взаимосвязь между теоретическим, практикоориентированным обучением и научно -исследовательской подготовкой. Достижению этой цели способствует внедрение в учебный процесс типовых инновационных методов. Таким образом, инновационное образование представляет собой образование, объединяющие процесс обучения, воспитания, творческий и научный поиск.

В структуре инновационного образования большую роль играет использование активных методов обучения студентов, используемых в рамках профессиональной подготовки. К особенностям этих методов можно отнести высокую степень включенности студентов в образовательный процесс, наличие обратных связей, интенсификация процесса обучения, социально значимая мотивация обучения, возможность моделирования будущей профессиональной деятельности.

Наиболее часто встречающаяся классификация активных методов предполагает их деление на неимитационные, к которым относятся эвристические методы, теория решения изобретательных задач (ТРИЗ), дискуссии, метод синектики, «мозговой штурм» и имитационные, представляющие собой моделирование перспективной практической деятельности. Имитационные методы, в свою очередь подразделяются на игровые (деловые, ролевые, имитационные, организационно-деятельностные игры, тренинги в активном режиме и игровые ситуации) и неигровые (анализ конкретных ситуаций, исследовательские задания, действия по инструкции). К одной из модификаций метода анализа конкретных ситуаций относится метод кейсов, который будет более подробно рассмотрен в данной статье.

Метод кейсов (Case method) представляет собой технику обучения, использующую описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Предполагается, что обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные методы решения и выбрать лучшие из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или приближены к реальной ситуации. Кейс-метод широко

используется в бизнес-обучении во всем мире. Впервые этот метод был применен в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году, когда преподаватели использовали для обучения по аспирантской программе в бизнесе материал, полученный из интервью с ведущими практиками в сфере бизнеса. На его основе обучающимся давалось описание ситуаций, с которой столкнулась реальная организация, и они должны были ознакомиться с проблемой и в ходе коллективного обсуждения найти оптимальное решение. Кейс-метод широко используется в бизнес обучении во всем мире. Лидирующие бизнес-школы INSEAD, LBS, HEC и пр. участвуют не только в преподавании, но и в создании. С конца 90 -х годов в России использовались переводные кейсы, а со второй половины 2000-х стали появляться вузовские кейс-клубы (кейс-клубы Финуниверситета при Правительстве РФ, МГИМО, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и др.).

Наиболее часто кейсы применяются в преподавании экономических дисциплин. В западных странах бизнес-кейс должен сопровождаться финансовой отчетностью, копиями фотографий, публикаций, характеризующих продукт компании, характеристикой ее производственной и торговой инфраструктуры.

К целям кейс-метода можно отнести: мотивацию к учебному процессу, повышение активности студентов, приобретение студентами навыков анализа ситуации и выбора оптимального решения проблемы, умений поиска нужной информации, грамотного изложения собственной точки зрения, принятия решения на основе группового анализа [2].

На основе изучения зарубежного опыта можно сделать вывод, что основными фазами кейс-метода являются:

• подготовка в письменном виде примеров кейсов из реальной практики;

• самостоятельное изучение кейсов каждым из студентов;

• обсуждение кейса всеми участниками в аудитории в присутствии преподавателя

[4].

Письменный вариант кейса должен содержать:

1. Титульный лист, на котором зафиксированы название ситуации, год написания и фамилии авторов.

2. Введение, содержащее описание истории фирмы с упоминанием героев ситуации.

3. Основную часть, в которой содержится основная информация и описание интриги и проблемы.

4. Заключение, в котором ситуация носит незавершенный характер и требует решения.

5. Приложения, содержащие документы, характеризующие ситуацию (различные публикации, фотографии, документы).

6. Описание возможного решения проблемы.

7. Записку для преподавателя с описанием авторского подхода к решению проблемы [1].

Можно выделить несколько вариантов подбора ситуаций для анализа. Наиболее часто встречающимся вариантом является описание вымышленной ситуации. Помимо этого, при выборе ситуации могут использоваться статьи, содержащиеся в специализированных журналах, презентации, материалы выставок, а также факты из реальной деятельности компании.

Работа обучающихся над ситуацией осуществляется в несколько этапов:

до начала занятий студенты самостоятельно изучают ситуацию и пытаются найти пути ее решения;

преподаватели проверяют знания студентов ситуации и формируют основные проблемы;

студенты разделяются на команды, которые в установленное время должны дать ответы на поставленные вопросы;

озвучивание решения ситуации спикером каждой группы; общая дискуссия и выступление с мест всех желающих; выступление преподавателя, выносящего окончательный вердикт [1]. Любой кейс должен отвечать ряду требований:

кейс должен быть историей конкретного бизнеса или эпизода из бизнеса; должен содержать внутреннюю интригу;

должен являться для студента стимулом для нахождения дополнительной информации;

основа решения задачи должна совпадать с темой обучения;

кейс должен содержать актуальную проблему, которая может разрабатываться в перспективе [4].

Хотя использовать кейс-метод можно при решении задач различного уровня сложности и направленных на решение различных задач, он обладает определенным набором признаков, к которым можно отнести [4]:

• единую цель при выработке решений;

• наличие альтернативных решений;

• совместную выработку решений;

• систему групповой оценки деятельности;

• управляемое эмоциональное напряжение студентов.

Помимо этого, можно выделить и технологические особенности метода, а именно:

• при использовании кейс-метода достижение успеха-одна из основных движущих сил метода;

• кейс выступает одновременно в качестве технического задания и источника информации для разработки вариантов действий;

• метод является своего рода синергетической технологией, предполагающей формирование эффектов умножения знаний;

• кейс-метод совмещает в себе процедуры группового и индивидуального развития.

Таким образом, можно сказать, что основная функция кейс-метода заключается в обучении студентов решению многоуровневых проблем, не поддающихся решению аналитическим путем. Он включает в себя моделирование, системный анализ, проблемный

метод, мысленный эксперимент, игровые и прочие методы [2]. Помимо этого, кейсы выполняют иллюстративную, объясняющую и аналитическую функции. Метод моделирования может использоваться при построении модели ситуации, «мозговая атака» - при генерировании идей при оценке ситуаций, метод классификации - при упорядочении различных аспектов ситуации, метод дискуссии - при обмене мнениями по поводу проблемы, игровые методы-при представлении различных вариантов участников ситуации [2].

В заключении можно сказать, что использование метода case-study в процессе обучения дает возможность повысить интерес к изучаемым дисциплинам, способствует пониманию экономических процессов, развитию научных, коммуникативных и творческих навыков. Большую роль в повышении эффективности использования кейс-метода играют его качество и методика использования в образовательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Измайлова Е.В. Современные технологии личностно-ориентированного образования в вузе: Учебное пособие-Киров: Изд-во Вят ГГУ, 2012 - 175 с.

2. Инновации в профессиональном образовании и научных исследованиях вуза: тезисы докладов международной научно-практической конференции / под ред. В.И. Аверченкова - Брянск: БГТУ, 2014 - 199 с.

3. Е.Н. Сулима Инновационные модели обучения в современном образовании // Педагогика - 2017 - №5 - С. 11-17.

4. О.Р. Чепьюк, А.И. Горылев Реализация метода кейс-стади в дистанционном обучении студентов основам предпринимательства // образование и наука - 2016 - №2/137 - С. 103-111.

5. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении // Специалист. - 2010. - № 4 - С. 22-23.

6. Маслаков И.К., Семина М.В. Стратегия кейс-стади. Методология исследования и преподавания: Учебник для вузов М.; Академический проект, 2011 - 443 с.

7. Mustafa A. Case Study Method: Theory and Practice (Research and Management Approaches), Atlantic, 2008.

8. Козина И. Case-Study: некоторые методические проблемы // Рубеж, 2004 - С. 177189.

9. Фливберг, Б. О недоразумениях связанных с кейс-стади // Социологические исследования. - 2005. - № 4. - С. 110-120 с.

10. Луи Х., Росс Л., Уэнсли Р. Динамика ориентации бизнеса: кейс корпорации Volvo Cars // Маркетинг дайджест - 2004 - №2 - С. 49-66.

Vorotnikova Irina Vladimirovna

Financial university under the government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: vorotnikova-59@mail.ru

Innovative technologies in the modern educational process

Abstract. The author made an attempt to consider modern innovative models used in training in higher education. The main attention is paid to the analysis of active methods, in particular, to the case method. In the article the problems of introduction of innovative methods in the process of students' training are considered. In the modern period there is an active search for new forms and methods of teaching, which indicates the transition of instruction from the directive to the interactive model, which is more productive and takes into account the characteristics of the individual. We consider such tasks of interactive learning as increasing interest, being trained for discipline, bringing learning closer to everyday life. Particular attention is paid to the case-study or to the method of concrete situations. Its specificity is analyzed, consisting in the fundamental absence of a single correct solution, the existence of a set of variables, provided that the choice of one of them decisively affects the final result. Considered are such advantages of the method as the ability to make correct decisions in conditions of uncertainty, mastering in the process of its application the skills of the study of situations, the possibility of developing an action plan and taking into account the point of view of other specialists. The author analyzes the history of the occurrence of the case study method, the experience of its application in foreign countries, as well as the experience of application and development in the Russian Federation. The stages of the method, content, requirements and techniques for its implementation, as well as the main functions of the case method, such as teaching students to solve multi-level problems, illustrative, explanatory, analytical functions are described. The main steps of solving the cases are examined: the study of the proposed situation, the collection of missing information, discussion of possible solutions to the problem.

Keywords: innovative learning models; active methods; case-method; situational analysis; directive model of teaching; problematic presentation; brainstorming

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.