Научная статья на тему 'Инновационные технологии в сфере развития туризма в России и за рубежом'

Инновационные технологии в сфере развития туризма в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15958
1282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТУРИЗМ / ТУРОПЕРАТОРСКАЯ И ТУРАГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ВИДЫ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина О. В., Якунина Ю. К.

В статье рассматриваются основные направления развития туризма на современном этапе в России и за рубежом. На основе исследования туристских предпочтений обоснована необходимость развития инновационных технологий в этой сфере. Развитие инновационных видов туризма позволит России привлечь дополнительные денежные потоки, установить прочные международные бизнес-связи и укрепить свое положение на мировой арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в сфере развития туризма в России и за рубежом»

9(312) - 2013

Анализ видов экономической деятельности

УДК 338.48

инновационные технологии

В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ

И ЗА РУБЕжОМ

О. В. НИКУЛИНА,

доктор экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail: olgafinans@mail. ru

Ю. К. ЯКУНИНА,

младший научный сотрудник кафедры мировой экономики и менеджмента E-mail:yulia. yakunina. wur. nl@gmail. com Кубанский государственный университет

В статье рассматриваются основные направления развития туризма на современном этапе в России и за рубежом. На основе исследования туристских предпочтений обоснована необходимость развития инновационных технологий в этой сфере. Развитие инновационных видов туризма позволит России привлечь дополнительные денежные потоки, установить прочные международные бизнес-связи и укрепить свое положение на мировой арене.

Ключевые слова: инновационные технологии, туризм, туроператорская и турагентская деятельность, инновационные виды туризма.

Туризм по праву считается глобальным социально-экономическим явлением современного мира. В практическом плане бурно развивающаяся индустрия туризма, использовав очевидные, лежащие на поверхности резервы развития, нуждается в новом импульсе, в поиске инноваций для обосно-

вания своих позиций в конкурентной борьбе. Особенно большие риски берут на себя организации, реализуя стратегические ориентиры. Российский туризм, формируя собственный путь, нуждается в обобщении накапливаемого опыта.

В теоретическом плане разработка инновационной проблематики развития туризма привлекает особое внимание исследователей по ряду причин. Выделим пять из них, которые, по мнению авторов, являются главными.

Во-первых, концепция инновационного общества, обсуждаемая учеными, коренным образом меняет научное представление об экономическом развитии. С увеличением потоков инноваций, с распространением инноваций на все сферы жизнедеятельности человека, с развитием особого типа мышления менеджера по-новому представляется и объясняется экономическое поведение управленца в сфере туризма.

Во-вторых, инновации, укрепляющие позиции хозяйствующего субъекта, должны стать объектом тщательных расчетов и оценок. Осуществление системного, комплексного, технологического подходов выступает обязательным требованием к инновационной деятельности в туризме.

В-третьих, при усилении инновационной тенденции в туристской сфере исследование особенностей инновационного развития (длительность периода созревания новшеств, низкая отдача в начале внедрения, сложность обратной связи в процессе управления) становится первоочередной задачей.

В-четвертых, к инновационным проблемам обычно примыкают инвестиционные. Не отвергая необходимости исследования инвестиций, большие резервы усиления инновационной направленности туризма видятся в организационных изменениях. Необходимо выполнение комплекса организационных преобразований по установлению соответствия потенциала организации требованиям окружающей среды.

В-пятых, далеко не полностью активизирован человеческий ресурс в туризме. Возрастает роль управленцев как катализаторов ускорения инновационных преобразований. Инновационный потенциал управления реализуется в деятельности, в поведении и его мотивации, в методологии менеджмента, в стиле управления.

В связи с этим целью авторского исследования является обоснование необходимости внедрения инновационных направлений развития современного туризма, что предполагает формирование концепции туризма, ориентированного на запросы потребителей, на основе выработки новых направлений и применения инновационных технологий, позволяющих активно развивать как внутренний, так и международный туризм.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть туризм как вид деятельности и особенности его развития в современных условиях для определения перспектив инновационного развития;

- проанализировать зарубежный опыт специфики организации туроператорской и турагентской деятельности в России и за рубежом;

- обосновать необходимость использования инновационных подходов к развитию новых видов туризма для разработки новых инструментов маркетинга в туризме и применение

новых методов защиты интересов турфирм и

их клиентов.

Туризм выступает в качестве одного из эффективных катализаторов социально-экономического развития, индустрия туризма оказывает стимулирующее влияние на такие секторы экономики, как торговля, строительство, транспорт, связь, производство товаров народного потребления, сфера услуг и т. д. Он обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, внося позитивный вклад в решение проблемы занятости населения, способствует вливанию дополнительных иностранных инвестиций, расширению международных контактов и оптимизации внешнеторгового баланса. Для многих государств именно туризм, являясь источником значительных валютных поступлений, занимает ведущие позиции в формировании валового внутреннего продукта. Например, доля доходов от туризма в ВВП с учетом мультипликативного эффекта на Мальте составляет 19,3 %, на Кипре - 16, в Греции - 15,5, в Испании - 15,3, в Австрии - 12,5, в Великобритании и Франции - по 9,7, в Италии - 9,3, в России - 6,5 % [2].

В соответствии с результатами исследований Всемирной туристской организации (ЮНВТО), сфера туризма обеспечивает около 10 % оборота производственно-сервисного рынка мирового хозяйства. При этом предполагается, что доходы от туризма к 2020 г. достигнут 2 трлн долл. в год, а ежегодный прирост международного туризма будет составлять около 4 % [3].

Необходимым условием прогресса современного общества и абсолютным национальным приоритетом в долгосрочной перспективе является развитие человека [1]. Туризм как один из важных факторов, формирующих здоровье нации, способствует укреплению здоровья, восстановлению работоспособности людей. Туристская индустрия - динамично развивающийся сектор мировой экономики, оказывающий стимулирующее действие на ключевые сферы (транспорт, связь, строительство, производство товаров народного потребления, сельское хозяйство и др.). В силу значимого мультипликативного эффекта туризм также служит катализатором социально-экономического развития и способствует повышению качества жизни населения.

В современном мире проблема инноваций вышла на первый план научно-технического развития. Особенностью смыслового наполнения данного термина является его многозначность. Инновация происходит от латинского тпоуа1о, что означает обновление или

улучшение. Предполагается, что инновация имеет место тогда, когда экономический субъект использует что-то уже существующее новым образом, что позволяет перейти на качественно новый уровень жизни и развития производителям и потребителям инновации, а также изменить сложившийся образ жизни потребителей инновации в лучшую сторону. На основе анализа дефиниции «инновации в туризме» стоит подчеркнуть, что инновация - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Другими словами, под инновацией в контексте туризма следует понимать результат интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творчества и рационализации в виде чего-то нового или отличного от предшествующих результатов. Это творчество призвано качественно изменить жизнь туриста, привнести новые эмоции и впечатления, которые будут способствовать улучшению социальных и личных вопросов.

Таким образом, инновации в туризме характеризуются введением на рынок усовершенствованных услуг интеллектуальной деятельности человека, обладающих новыми потребительскими качествами, которые со временем станут объектом для нового совершенствования. Целью инновации в туризме является повышение удовлетворенности клиентов как одного из факторов повышения их качества жизни в целом [1].

Туризм в XXI в. вступил в новую стадию развития. По мере того как он занимает все более заметное место в развитии мировой экономики, социально-культурной и других сферах, все значительнее становится его роль в общемировых процессах развития человечества. В соответствии с этим меняются его основные цели. В число основных целей современного туризма входят:

- новые модели развития, управления и хозяйствования;

- эффективное использование людских ресурсов;

- повышение роли человека и местных общин, региональных и территориальных органов и туристских организаций;

- преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей;

- организация новых форм проведения досуга;

- разработка новых моделей экономического управления;

- изучение концепций, касающихся гуманитарных и социальных отношений в туризме, экологических установок;

- осуществление программ технического сотрудничества и др.

По данным доклада о стратегии развитии туризма в России до 2015 г., современное состояния туризма в Российской Федерации в последние годы в целом развивается стабильно и динамично [4]. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны увеличил объемы строительства малых гостиниц в курортных регионах, а также обусловил рост числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-турис-тического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимних Олимпийских игр 2014 г. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обусловливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

В настоящее время в стране насчитывается более 5 тыс. гостиниц, тогда как в 2010 г. их насчитывалось только 4 тыс. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тыс. [2].

Известно, что Россия насчитывает большое количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2 368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадь-

ба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития. Необходимо отметить недостаток объектов туристской инфраструктуры, таких как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт.

Анализ доклада о стратегическом развитии туризма до 2015 г. позволил определить конкурентные преимущества и недостатки России на внутреннем и въездном туристских направлениях (табл. 1).

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

За последние годы составной частью общего процесса интернационализации социально-экономических отношений стали международные туристские связи. К настоящему времени во многих странах сформировалась и довольно стабильно развивается индустрия туризма. Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвует в обслуживании туристов. Среди туристских организаций выделяются туроператоры, занимающиеся производством туристского продукта, а затем реализующие его через туристские агентства, представляющие собой обширную сеть розничной торговли. Возникновение бизнеса туроператоров связано с тем, что при увеличивающихся возможностях предложения гостинич-но-ресторанного обслуживания, а также в связи со строительством новых крупных туристских и курортных центров турист, купив тур, включающий только размещение и питание, не имеет возможности отдохнуть полноценно.

Очевидно, что более значительные суммы денег расходуются туристами на досугово-развлекатель-ные мероприятия. Кроме того, занятия спортом, дополнительные курортные, бытовые и другие услуги являются важной составляющей туристской инфраструктуры. Вовлечение организаций, пред-

Таблица 1

Конкурентные преимущества и недостатки России на внутреннем и въездном туристских направлениях

Преимущества Недостатки

Политическая стабильность Высокая стоимость туристских услуг (проживание в гостиницах, питание, транспорт и др.)

Стабильность национальной валюты Недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиниц туристского класса

Наличие богатейших культурных и природных ресурсов Высокая стоимость и неразвитая сеть авиа- и железнодорожных перевозок внутри страны

Наличие новых туристских продуктов, удовлетворяющих потребность в путешествиях в более отдаленные, менее известные и в малодоступные места Наличие административных барьеров и невыгодных условий земельной аренды для привлечения инвестиций в региональную туристскую инфраструктуру

Рост доходов граждан на душу населения Сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, поддерживаемых отдельными зарубежными СМИ

Внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий Недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных и на внутреннем рынках

Внедрение современных форм организационно-управленческой деятельности Недостаточно высокий уровень личной безопасности туристов

Совершенствование транспортных услуг Несовершенная визовая политика в отношении государств, не представляющих миграционной опасности

Реорганизация, укрупнение, поглощение конкурирующих субъектов на основе новейшей техники и передовых технологий, кадровой политики, рациональной экономической и финансовой деятельности Завышенные тарифы для иностранных туристов на услуги государственных музеев

Источник: составлено авторами на основании [4].

приятий и фирм, предоставляющих такие услуги, в сферу туристского обслуживания, комплектация разнообразных тематических туров со специальным набором услуг - одна из основных задач туристского предпринимательства.

В международном туризме действует множество туроператоров, которые представлены на рынке в виде мелких, средних предприятий, а также в виде крупных корпораций, таких как TUI, «НУР-Турис-тик», CORAL TRAVEL и др. Наблюдается активное проникновение капитала отдельных компаний на зарубежные туристские рынки. А с введением единого рынка Европы, предусматривающего свободное движение капиталов, этот процесс пойдет еще интенсивнее. Особенно высок процент иностранного участия в туристских фирмах Голландии, Бельгии, Австрии, Испании. Напротив, французские, итальянские и английские компании демонстрируют нежелание пускать на свой рынок чужих.

Наиболее широко распространили свое влияние немецкие туроператоры, контролируя ряд крупнейших фирм за пределами своей страны. К примеру, концерн TUI имеет дочерние компании «Терра райзен» в Австрии и «Амбасадор туре» в Испании, совместное предприятие с австрийской национальной авиакомпанией - бюро путешествий «Туропа». Концерну принадлежат 40 % акций в компании «Арке райцеп» (Нидерланды) и 46 % во французской «Хорус туре».

Второй крупнейший концерн Германии - «НУР-Туристик» - владеет одноименными дочерними фирмами в Голландии, Австрии, Бельгии и имеет 25 % акций испанской фирмы «Ибероджет». Среди других известнейших туроператоров можно назвать американские «Америкэн Экспресс», «Карлсон», британские «Томсон туроперейшн», «Оунерсэброад групп», «Айртурс», Туристское агентство Кука, французские «Нувель Фронтьерз», «Клуб Медиттеран», «Вояж», скандинавские компании «Спайс», «Нордиск», швейцарские «Интерхоум», «Куони» и др.

Согласно информации Международной туристской организации можно выделить мировых лидеров по международным туристским прибытиям и туристским поступлениям (табл. 2, 3).

Наравне с туроператорами в развитых туристских странах действует множество турагентств, охватывая большой потребительский рынок и составляя при этом друг другу рыночную конкуренцию. В настоящее время среднее соотношение количества турагентств и количества жителей в наиболее развитых туристских странах колеблется в районе 1:10 тыс. Этот показатель характерен для Великобритании и Бельгии, в США он составляет 1:14 тыс., в Нидерландах - 1:13,5 тыс. Такой показатель признан оптимальным, так как, с одной сто-

Таблица 2

Мировые лидеры по международным туристским прибытиямв 2010, 2011 гг. [5]

Страна 2010, тыс. 2011, тыс. 2011 к 2010, %

Франция 75,9 79,1 4,2

Испания 55,9 58,5 4,5

США 49,2 51,1 3,8

Китай 46,8 49,6 6,0

Италия 36,5 41,1 12,4

Великобритания 28,0 30,7 9,3

Германия 21,5 23,6 9,6

Мексика 21,9 21,4 -2,6

Австрия 20,0 20,3 1,5

Российская Федерация 19,9 20,2 1,3

Таблица 3 Мировые лидеры по туристским поступлениям от международного туризма

в 2010, 2011 гг. [5]

Страна 2010, млрд долл. 2011, млрд долл. 2011 к 2010, °%

США 81,8 85,7 4,8

Испания 48,0 51,1 6,6

Франция 42,3 42,9 1,5

Италия 35,4 38,1 7,7

Китай 29,3 33,9 15,9

Великобритания 30,7 33,7 9,8

Германия 29,2 32,8 12,3

Австралия 16,9 17,8 5,8

Турция 18,2 16,9 -7,2

Австрия 16,0 16,7 4,0

роны, достаточно широкая сеть турагентств делает рынок туристских продаж рынком потребителей, а с другой стороны, достаточно жесткая конкуренция все же не принимает слишком сложных форм.

Еще одной характерной особенностью туристского рынка на современном этапе является концентрация производства путем укрупнения отдельных производственных единиц и сосредоточения в рамках монополистического объединения большого числа предприятий. Примером концентрации производства в туризме является возникновение гостиничных цепей. Образование гостиничных цепей позволяет продвигать на мировой рынок гостиничных услуг высокие стандарты обслуживания, а также способствует поддержке гостиничного обслуживания туристов. Большое количество международных гостиничных цепей принадлежит США. Цепи класса люкс представляют Hyatt, Hilton, Westlnn, цепи среднего класса - HolidayInn, Marriott, Sheraton, Ramada.

В Америке мировые гостиничные цепи распространены довольно равномерно. За исключением Кубы, в любом регионе Америки можно встретить сразу несколько мировых лидеров гостиничного бизнеса. Особой концентрацией отличаются региональные и мировые экономические лидеры - США, Канада, Бразилия, а также мировые курортные зоны - Карибский бассейн, Центральная Америка, побережье Бразилии, Аргентина и страны Анд. Характеристика количества национальных гостиничных цепей по странам Америки представлена на рисунке.

Кроме американских гостиничных цепей в мире известны Ассог (Франция), Transthouse Fort (Великобритания), Club Meditrans (Франция), Gionp Sol (Испания).

Концентрация производства в туристской индустрии способствовала применению электронно-вычислительной техники и внедрению автоматизации в управление. В настоящее время автоматизированные системы используются при бронировании гостиничных номеров, авиационных и железнодорожных

80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70

60

50

40

30

20

10

США Канада Куба Мексика Ямайка Бразилия

Количество национальных гостиничных цепей по странам Америки в 2010 г, тыс. [5]

билетов, прокате автомобилей и других услугах, необходимых во время путешествия. Использование автоматизированных систем управления привело к снижению себестоимости за счет сокращения административных и управленческих расходов, а также упрощению процедуры бронирования. За последние десятилетия наблюдались значительные изменения в туристской сфере мира. Так, в 1950 г. было отмечено 25,3 млн прибытий в мире, а в 1995 г. - уже 600 млн прибытий. К настоящему времени туризм получил значительное развитие во всем мире. Поступления от международного туризма по регионам мира представлены в табл. 4.

Несмотря на кризис 2008 г., мировой туризм продолжает устойчиво развиваться. В международном туризме существуют две тенденции: подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке.

По туристским прибытиям самым быстро развивающимся регионом мира стала Африка, где рост числа прибытий составил 7,5 %. Резкое увеличение туристских показателей преимущественно объясняется ростом потоков туристов - любителей природы в Южную Африку и европейских посетителей в Северную Африку. На Ближнем Востоке отмечен самый высокий рост поступлений от туризма - 6,4 %. Туристская индустрия Европы развивается в унисон с общей тенденцией экономического роста в регионе. Здесь отмечен рост прибытий на 3,6 %. Показатели туризма в Северной и Южной Америке увеличились только на 1,4 %. Это объясняется в первую очередь снижением туристского потока в США, на долю которого приходится 3/4 всего объема туризма в регионе.

Таблица 4

Поступления от международного туризма по регионам мира [5]

Регион Поступления от международного туризма в 2011 г., млрд долл. 2011 г. к 2010 г., % 2011 г. к 2009 г., °% Доля рынка, % Средние поступления в расчете на одну туристскую поездку, долл.

Африка 24,3 10,5 10,2 3,3 600

Америка 154,0 4,3 1,8 21,0 1 130

Азиатско-Тихоокеанский 152,6 4,0 8,9 20,8 910

регион

Европа 374,5 2,5 3,7 51,1 810

Ближний Восток 27,3 -1,8 -1,4 3,7 650

Всего в мире 733 4,0 5,0 100 870

Таким образом, можно сделать выводы, что в современных условиях развития туриндустрии отмечается рост показателей туристской деятельности по ряду традиционных направлений (Европа и Америка), а также активно происходит освоение новых перспективных видов туризма в Африке и в странах Ближнего Востока (деловой туризм, эко-туризм, оздоровительный туризм). Наблюдается высокий уровень конкуренции среди туроператоров и турагентов в традиционных регионах. Активно развиваются процессы концентрации капиталов и интеграции туристских компаний на перспективных сегментах рынка туруслуг, что сопровождается мультипликативным эффектом развития ряда производств, обслуживающих туриндустрию. В связи с этим можно отметить следующие основные черты развития туризма на современном этапе:

- дальнейший рост показателей международной туристской деятельности;

- усиливающееся влияние экономической и политической ситуации в мире на туризм;

- определяющими факторами туризма становятся социо-демографические изменения;

- быстрые темпы развития электронной информации и коммуникационных систем;

- поляризация деятельности туроператоров, занятых как глобальным, так и средним и малым бизнесом.

В рамках этих направлений развития роль международного туристского сектора России может усиливаться в качестве центра транзитного обслуживания туристов из Западной Европы, а также сегмента выездного туризма из России в указанные регионы. Но сложное социально-экономическое положение, низкий уровень доходов, невысокий уровень управленческой структуры российского туризма делают необходимыми не только структурную перестройку социально-политического и экономического характера, но и поиск новых, более эффективных форм работы.

Одним из наиболее перспективных направлений в развитии туризма и всех связанных с ним сфер деятельности является создание центров на базе памятников природы, истории и культуры. Особенно интересны в этом плане музеефицированные памятники, расположенные в природных национальных парках, заповедниках и заказниках. В зарубежных странах накоплен богатый опыт создания таких объектов (музеев под открытым небом). В последние годы такие комплексы, как центры культурной, науч-

ной, просветительской, туристической деятельности, начали создаваться и в России. В их состав могут входить как подлинные, так и реконструированные археологические, исторические и этнографические группы объектов. К ним относятся разнообразные жилища, хозяйственные и производственные постройки, святилища и культовые места, торговые площади, фортификационные сооружения, пристани и т. п. Рассмотрим более подробно конкретные примеры и образцы идей или воплощенных в реальной жизни проектов на основе выявления факторов развития различных видов туризма.

Такие природно-историко-культурные центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов региона, в котором они расположены. Данная модель позволит модернизировать существующую в регионе инфраструктуру туризма и культуры.

Одним из главных направлений инновационных изменений является развитие устойчивого туризма. Дестинации (туристские местности) начинают создавать системы управления туристскими ресурсами и использовать их при планировании территориального развития.

Экологические факторы инновационных изменений в туризме - это изменения климата, сокращение территорий с нетронутой природой. Негативные тенденции в этой области делают чистую окружающую среду большой ценностью в общественном мнении, что влияет на туристский выбор. Главным трендом инноваций в этой области является внедрение экологического менеджмента как на уровне предприятий, так и на муниципальном уровне.

Технологические факторы, влияющие на инновационные изменения в туризме, - это прежде всего развитие информационных и коммуникационных технологий и новые возможности транспортировки. Электронный туризм - другое магистральное направление инновационных изменений. С развитием информационных и коммуникационных технологий будет меняться весь туристский бизнес -от функций и процессов до форм предприятий и продуктов (опИпе-турагентства, Е-предложение услуг, Е-бронирование и продажи, продвижение через Интернет, виртуальные туры, предпринимательские сети и сети туристского опыта). Интернет трансформирует функции национальных и региональных правительственных организаций по туризму, туристических профессиональных ассоциаций. Они все шире участвуют в электронном маркетинге

страны, ее туристских ресурсов, дестинаций, событий, а также принимают участие в интегрированных системах управления отношениями с потребителем (Customer Relation Management, CRM).

Система управления туризмом меняется от индустриальной к постиндустриальной, а туризм -от массового к индивидуализированному. С этим связаны более дробная сегментация рынка и появление множества нишевых специализированных услуг и турпродуктов. Происходит приспособление туристской инфраструктуры, зданий и оборудования к потребностям таких новых, растущих групп туристов, как дети, пожилые люди и инвалиды.

К экономическим факторам инновационных изменений в туризме относят повышение уровня жизни населения. Все больше людей с ростом благосостояния могут позволить себе путешествовать. Это приводит к росту численности опытных туристов. В Интернете нарастает количество сайтов и блогов, на которых туристы делятся своими впечатлениями, размещают фотографии и видеоролики (сети туристского опыта), и к ним обращается все большее количество людей на стадии потребительского выбора. Экономические факторы влияют на рост требований к качеству туристского продукта, поэтому на предприятиях сектора туризма все шире внедряются комплексные системы управления качеством.

Конкурентоспособность российского туризма во многом будет зависеть от внедрения комплексных систем управления качеством как на уровне предприятий, так и отдельных городов, курортов. Инновационной является новая мировая тенденция объединения систем управления качеством с территориальными системами управления туристскими ресурсами.

Интересно отметить, что современное развитие туризма привело к созданию различных нетрадиционных видов туризма, которые являются инновационными тенденциями в туристской сфере:

- экологический туризм;

- религиозный туризм;

- экстремальный туризм;

- ностальгический туризм;

- стоматологический туризм;

- экзотический туризм;

- деловой туризм;

- корпоративный туризм;

- бизнес-туризм;

- конгресс-туризм;

- шопинг-туризм.

В связи с появлением большого разнообразия видов туризма возникает необходимость определить потребительские предпочтения и уровень осведомленности туристов Краснодарского края о новых перспективных направлениях развития туризма, которые в настоящее время рассматриваются как инновационные и в будущем могут получить широкое признание со стороны потребителей туристских услуг.

В соответствии с задачей исследования определена проблема, которая заключается в отсутствии информации о способах и методах развития инновационного туризма для повышения конкурентоспособности страны и совершенствования туристского рынка. В ходе исследования была составлена анкета, включающая вопросы, посвященные оценке качества отдыха, предпочтений и возможностей туристов в контексте инновационного развития туриндустрии. Исследованием охвачено 850 туристов, которые согласились заполнить анкеты. Респондентами стали туристы как России, так и зарубежья. Репрезентативность данной выборки доказывается применением метода случайного отбора элементов генеральной совокупности, такого отбора, когда каждый элемент генеральной совокупности имеет равный с другими элементами шанс попасть в выборку. Для оценки степени согласованности респондентов использован коэффициент конкордации W. При определении коэффициента конкордации был использован расчет в программе SPSS для каждого отдельного вопроса и получен средний результат W = 0,91, что свидетельствует о высокой степени согласованности всех опрашиваемых в вопросах, связанных с предпочтениями и возможностями в контексте инновационного развития туриндустрии.

Распределение туристов по регионам проживания, которые прибыли на отдых в Краснодарский край, выглядит следующим образом: туристы из России - 52 %, туристы из стран СНГ - 31 %, туристы из Европы - 17 %.

В ходе исследования респондентами были выставлены оценки туристских услуг с точки зрения цены и качества (табл. 5).

Также у респондентов спрашивали, посетят ли они курорты Краснодарского края еще раз. Было получено 91,8 % (780 чел.) положительных ответов и 8,2 % (70 чел.) - отрицательных.

Также были проанализированы затраты туристов в среднем в день по разным критериям (табл. 6).

Таким образом, основную долю расходов составляют затраты на питание, посещение баров и

Таблица 5

Оценка туристских услуг потребителями с точки зрения цены и качества

(из 850 опрошенных)

Вид услуг Оценка услуг

Отлично Хорошо Плохо

Чел. % Чел. °% Чел. °%

Условия проживания 412 48,5 405 47,7 31 3,6

Обслуживание в службе приема 333 39,2 399 46,9 68 8

Обслуживание размещения 313 36,8 388 45,7 44 5,2

Качество питания 309 36,4 405 47,7 68 8

Обслуживание в сфере питания 282 33,2 344 40,5 86 10,1

Качество лечения 313 36,8 324 38,1 31 3,6

Обслуживание медперсоналом 275 32,4 358 42,1 59 6,9

Количество дополнительных услуг 207 24,3 313 36,8 76 8,9

Организация развлечений в городе 330 38,8 337 39,6 65 7,7

Организация развлечений в гостинице, санатории, на турбазе или в других местах проживания 179 21 340 40 148 17,4

Таблица 6 Средние ежедневные затраты от общих расходов одного туриста

Респондентам были заданы вопросы по поводу оценки уровня интереса к тем или иным инновационным видам туризма, а также готовности оплатить данный вид отдыха в определенной стране (табл. 7).

Таким образом, степень приоритетности инновационного туризма перед традиционным значительно высока, по мнению респондентов, но в то же время они определяют для себя отдельные виды, отличающиеся особой безопасностью. Исследуя круг стран, специализирующихся на инновационных видах туризма, необходимо отметить Индию, Австралию в сфере экотуризма, Италию, Францию -в сфере шопинг-туризма, США и Бразилию - в сфере экстремального туризма, Россию, Францию и Италию - в сфере ностальгического туризма. Большинство туристов Европы в отличие от туристов из России и стран СНГ не готовы заплатить большую сумму денег за получение качественных медицинских зарубежных услуг, чем за российские услуги. Большая часть респондентов из европейских стран предпочитает посещать страны, предоставляющие возможность экотуристической поездки, тем временем как туристы стран СНГ и России предпочитают

Количество От общих

Вид затрат респондентов расходов, %

Приобретение продуктов 179 21

питания

Посещение баров, ресторанов, кафе 213 25

Транспортные услуги в городе 24 2,8

Экскурсии 63 7,4

Другие развлечения (аквапарки, прокат и т. д.) 155 18,2

Посещение концертов, театров 36 4,2

и др.

Приобретение подарков, 157 18,5

одежды и других товаров

Бытовые услуги 10 1,2

Другие 14 1,7

ресторанов - 21 и 25 %. На втором месте затраты на аквапарки, прокат и приобретение подарков, одежды - 18,2 и 18,5 %. Доля остальных расходов незначительна.

Таблица 7

Уровень интереса к различным видам инновационного туризма

Вид туризма Степень интереса, °% Готовность оплатить, °% Страна

Экотуризм 70 65 Индия, Автралия

Религиозный 12 10 Саудовская Аравия

Шопинг-туризм 85 85 Италия, Франция

Экстремальный 35 32 США, Бразилия

Медицинский 25 18 Индия, Китай, Германия, Израиль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ностальгический 5 5 Россия, Франция, Италия

Экзотический 65 49 Египет, Таиланд

Бизнес-туризм 75 75 Бразилия, Россия, Индия, Китай

экзотические, экстремальные виды туризма, а также уделяют больше внимания деловому туризму.

По данным исследования, большинство туристов из европейских стран считают бизнес-туризм эффективным средством для установления международного сотрудничества и деловых взаимоотношений. Это неслучайно, так как на индустрию делового туризма приходится 60 % всего мирового туризма, 55-60 % мест в отелях заполняются за счет деловых поездок. Этот сектор туризма активно развивается в 150 странах, и крупные бизнес-мероприятия проходят не в столицах, а в регионах [5].

По прогнозам, совокупный годовой рост расходов на деловой туризм в Бразилии, России, Индии и Китае будет идти в два - три раза быстрее, чем в развитых странах, таких как США, Франция, Германия и Великобритания. Быстрый рост делового туризма в развивающихся странах спровоцирован трудностями в области долговых обязательств, секторе недвижимости и сокращением потребительского спроса в развитых странах. Поэтому произошли

Таблица 8

Прогнозируемый общий годовой рост делового туризма на 2011-2015 гг.

Страна Рост, %

Китай 11,2

Индия 10,8

Россия 7,1

Бразилия 7,0

Великобритания 5,4

США 3,8

Франция 3,3

Германия 2,9

относительные изменения в формировании новых маршрутов, и инновации в области индустрии начали формировать новый мировой заказ в плане форм, объемов и регионального распределения мирового делового туризма (табл. 8) [5].

На основе собранных данных составлена таблица, в которой отражены основные инновационные виды туризма, а также факторы, влияющие на них и определяющие принадлежность к разным группам (табл. 9).

Таблица 9

Классификация инновационных видов туризма в условиях трансформации мотивов турповедения индивидуальных и групповых туристов

Фактор влияния Вид туризма Инновационные технологии

Бережное отношение Экотуризм. Религиозный туризм Комбинированные туры, специальное обслуживание (специальные продукты, специальные средства размещения, специальные мероприятия в сфере экотуризма). Имитационные технологии, позволяющие воспроизвести религиозные обряды, традиции

Высокий уровень затрат Шопинг-туризм. Экстремальный туризм. Медицинский туризм Применение инновационных маркетинговых методов обслуживания шопинг-туристов (проведение специальных маркетинговых исследований, развитие маркетинга отношений и итерационного маркетинга). Разработка новых методов организации экстремального туризма, медицинское сопровождение данного вида туризма, персонифицированный подход к каждому туристу. Организация операционного и послеоперационного медицинского обслуживания до начала тура, проведение комплексного обследования, обеспечение реабилитационных мероприятий, подбор медицинских учреждений для решения проблем туристов

Эмоциональная составляющая Экстремальный туризм. Но стальгиче ский туризм. Шопинг-туризм. Экзотический туризм Формирование новых экстремальных туруслуг, разработка новых методов организации экстремальных мероприятий с элементами фантастики. Привнесение в обслуживание туриста старых добрых традиций из исторического прошлого, формирование индивидуальных туров по запросу туристов согласно их желанию воссоздать картины прошлого своей жизни. Сопровождение шопинг-туристов для обеспечения высокого эмоционального уровня и обеспечения безопасности, разработка специальных мероприятий в сезоны скидок и праздников. Применение нетрадиционных подходов к развитию туристских направлений, создание атмосферы праздника с применением новых методов организации отдыха, разработка экзотических развлечений, использование экзотических блюд в организации питания туристов

Окончание табл. 9

Фактор влияния Вид туризма Инновационные технологии

Официальный контекст Деловой туризм. Конгресс-туризм. Бизнес-туризм Организация деловых мероприятий с использованием современных информационных технологий, предоставление полного пакета деловых услуг. Соорганизация конгрессов, выставок, симпозиумов, конференций, предоставление возможности сотрудничества с местными СМИ. Организация бизнес-мероприятий и бизнес-процессов в рамках тура с применением современных технологий

Познавательный эффект Экзотический туризм. Экотуризм Организация знакомства туристов с новыми экзотическими местами пребывания, обеспечение личного участия туриста в освоении новых способов приготовления пищи, обустройства жилища и прочих мероприятиях. Привлечение туристов к воссозданию флоры и фауны, проведение обучающих мероприятий в сфере экотуризма

По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов.

Во-первых, выявлена необходимость интенсивного развития инновационных видов туризма в России, так как большинство туристов заинтересованы в альтернативных традиционному видах отдыха и готовы быть их участниками. Развитие инновационного туризма позволит России привлечь дополнительные денежные потоки, установить прочные международные бизнес-связи и укрепить свое положение на мировой арене, что в свою очередь будет способствовать повышению конкурентоспособности российскоготурбизнеса.

Во-вторых, перед российскими туристскими регионами встает проблема поиска таких инновационных методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции региональной индустрии туризма и способствовали бы тем самым дальнейшему развитию туристской территории в целом. Анализ развития потребностей и мнений туристов подтверждает необходимость разработки единой государственной стратегии развития сферы туризма, основанной на сочетании инновационного, институционального и проектного подходов, развития сотрудничества между государственными структурами всех уровней, бизнес-сообществом и общественными организациями, направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений.

И, в-третьих, рассмотрев туризм как вид деятельности и особенности его развития в современных условиях с точки зрения предпочтений и возможностей потребителей, можно установить, что существуют перспективы развития туризма в Рос-

сии на основе применения инновационного подхода. Опыт организации туроператорской и турагентской деятельности в России и за рубежом показывает, что необходима разработка концептуальной модели эффективного развития туристской индустрии на основе инновационного подхода, которая будет основываться на стратегии анализа туристского ресурсного потенциала, инфраструктуры туризма, потребностей местного населения и туристов, анализе внешней среды функционирования туризма и статистических показателей развития.

Российская Федерация обладает большим туристским ресурсным потенциалом, грамотное и рациональное использование которого на основе применения инновационных технологий способно значительно повысить привлекательность страны среди иностранных граждан за счет формирования новых, интересных, разнообразных туристских видов отдыха.

Список литературы

1. ПахолковН. А., Орлова В. С. Инновационная модель активизации и регулирования регионального рынка туристских услуг // Инновации. Специальный выпуск. Январь, 2009.

2. РБК. Рейтинг - http://rating. rbc. ru.

3. Севастьянова С. А., Ганценбиллер Н. Ю. Проблемы формирования концепции устойчивого развития туризма в регионе // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». 2010.

4. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. URL: www. dagtourism. com/... /Strategya_razvitya_turizma_v_ RF. doc.

5. World Tourism Organization - http://unwto.

org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.