хода медиапредприятия в следующих случаях:
1) наличие в регионе (муниципалитете) крупного медиарынка;
2) роста стоимости активов предприятия;
3) возможности реализации акций/долей предприятия.
Необходимо отметить, что схему, указанную на рис. 2, можно рассматривать и в качестве факторов повышения конкурентоспособности предприятия: в данном случае каждый из пунктов необходимо исследовать в его динамике и изучать влияние его изменения на изменение общего состояния медиапредприятия.
Определение факторов повышения конкурентоспособности медиапредприя-
тия позволяет выделить теоретические и практические шаги по развитию медиапредприятия на медиарынке в условиях конкурентной среды.
Указанные факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону ее снижения. Медиапредприятия осуществляют свою деятельность в различных социальных и экономических условиях, в результате чего уровень использования факторов неодинаков. Неполное использование факторов конкурентоспособности не позволяет реализовать конкурентный потенциал предприятия, что делает необходимым выявление и реализацию резервов повышения конкурентоспособности предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5 -е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
2. Демина И. Н. Экономическая концепция управления системой медиапредприятий // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2007. N 1. С. 45-52.
3. Конкурентоспособность предприяти : учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
УДК 796.035 ББК 75
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ФИТНЕС-УСЛУГ
А.А. Сомкин
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул.Кавалергардская, 7, лит. А
В современном мире все большее число людей, причем из разных социальных групп, осознают необходимость вести здоровый образ жизни. Они стремятся к увеличению продолжительности и повышению качества своей активной жизнедеятельности в политической, экономической или культурной сферах. При этом большинство из них понимает, что это может быть достигнуто только благодаря наличию и поддержанию высокого уровня функциональных возможностей организма. Именно этот уровень позволяет человеку успешно справляться с ежедневными производственными (про-
фессиональными) и бытовыми физическими и психологическими нагрузками; быть менее подверженным различным заболеваниям и легче их переносить; приобрести прекрасный «конкурентоспособный» внешний вид и стойкую уверенность в своих силах в любых возможных, порой критических, жизненных ситуациях.
В настоящее время, при всем многообразии видов и средств оздоровительной физической культуры и массового спорта, значительная часть инновационных технологий появляется, а затем находит свое широкое применение в сфере фитне-
са. Индустрия фитнес-услуг наиболее оперативно и точно реагирует на постоянно изменяющиеся социально-культурные запросы общества в этом сегменте и создает оптимальные условия для развития новых направлений и видов двигательной активности. При этом и сам фитнес вбирает в себя все лучшее, что было разработано ранее в научном, методическом и практическом плане в оздоровительной, лечебной и адаптивной физической культуре; различных видах спорта; рекреации и реабилитации; атлетической, ритмической, восточной и других видах оздоровительной гимнастики.
Немного истории. В 80-е годы ХХ века в мировом оздоровительном движении появился такой термин, как «фитнес», который имеет достаточно много толкований: быть в форме, бодрым, здоровым и так далее. Изначально введенный в США для определения физической пригодности (например, в какой-либо профессиональной или военной сфере деятельности), в настоящее время фитнес
- это уже многомерное, комплексное понятие, включающее в себя широкий спектр признаков помимо просто системы физических упражнений оздоровительной направленности, необходимой для развития и поддержания высокого уровня физической подготовленности. Фитнес можно определить как степень сбалансированности физического, психического и социального состояний человека, располагающего всеми необходимыми резервами для обеспечения своей текущей жизнедеятельности, без предельного напряжения функций организма, и находящегося в гармонии с окружающей средой [1]. Другими словами, фитнес -это образ жизни определенной категории людей, помогающий им сохранить и укрепить свое здоровье как физическое, так и ментальное, уравновешивать эмоциональное состояние, совершенствовать физическую форму, вести активную жизнедеятельность и находиться в разумном балансе с окружающим социумом [2, 3].
Термин «фитнес» достаточно быстро вошел (без перевода) в международную лексику, в том числе и в нашей стране,
благодаря усиленной пропаганде его создателей и широкой рекламной кампании в средствах массовой информации. В России он стал чрезвычайно популярен, так как являлся не только символом прогрессивных изменений в сфере оздоровительных технологий, но и был созвучен стремлению наиболее активных членов нашего общества к новому и благополучному будущему. Таким образом, фитнес уже в XXI веке - это наиболее массовое направление в оздоровительной физической культуре в мире, имеющее свою собственную историю, философию, методические принципы и правила, которое пропагандирует прежде всего здоровье, молодость, красоту и успешность в жизни [4]. Сейчас насчитывается, по подсчетам специалистов, более двухсот видов двигательной активности, объединенных в разные направления фитнеса, с разработанными и внедренными в практику научно обоснованными программами. В самом общем виде они подразделяются на аэробные классы, силовые классы, классы смешанного формата, программы «Body & Mind» («Разумное тело»), танцевальные программы, элементы восточных и западных единоборств [5].
Женщины зрелого возраста (в основном, 30 - 40-летние) в нашей стране являются значительной и одной из наиболее активных демографических групп населения. На них лежат сложные и многообразные социальные функции: производственные, общественные, семейные, а также репродуктивные и воспитательные. Вместе с тем у этих женщин доминирующими являются, пожалуй, две проблемы. Первая - это неизбежность инволюционных процессов, негативно отражающихся на состоянии их морфофункционального статуса. Этот статус, по определению исследователей, входит в состав главных компонентов здоровья человека и включает в себя четыре основных составляющих: сердечно-сосудистая и дыхательная выносливость, сила и выносливость скелетных мышц, гибкость и состав тела [6, 7, 8]. Отсюда вытекает и вторая проблема - необходимость эффективной и своевременной оптимизации
этого статуса, в том числе и с помощью различных физических упражнений.
Наиболее популярными у женщин данного возраста, регулярно посещающих фитнес-клубы, являются аэробные классы, танцевальные программы, а также различные виды стретчинга (от англ. stretching - растягивание). Основными мотивами для женщин при выборе тех или иных видов двигательной деятельности, прежде всего, являются:
- снижение массы тела и оптимизация его состава (главным образом, за счет уменьшения общей доли жира);
- коррекция проблемных зон своей фигуры благодаря формированию так называемого «мышечного корсета»;
- улучшение самочувствия и настроения и, как следствие, повышение физической работоспособности в целом и приобщение к здоровому и активному образу жизни.
Однако любые занятия физическими упражнениями без адекватного развития силы и силовой выносливости могут негативно отразиться на состоянии опорнодвигательного аппарата человека. Поэтому женщинам зрелого возраста необходимо соблюдать разумный баланс, включая в свои оздоровительные тренировки и силовой компонент [9, 10]. Вместе с тем сейчас имеется большое разнообразие вариантов силовых классов, предлагаемое клиентам фитнес-клубов. Поэтому актуальной проблемой является определение оптимальной методики занятий с использованием силовых упражнений для женщин зрелого возраста (в частности, 32 - 37 лет). В нашем исследовании мы сравнили два наиболее популярных на сегодняшний день типа силовых уроков - ABL и Step-Interval.
Прежде чем приступить непосредственно к их анализу, необходимо четко осознать разницу между спортивной силовой тренировкой (ССТ) и оздоровительной (ОСТ). ССТ является важнейшей составной частью учебно-тренировочного процесса в подавляющем большинстве современных видов спорта и преследует цель - увеличение силы определенных мышечных групп, применительно к
конкретным (соревновательным) двигательным действиям, что составляет одно из условий достижения спортсменом положительного результата в своей профессиональной деятельности. Цель ОСТ -это создание так называемого анаболического фона в организме как условия оздоровительного эффекта и улучшения самочувствия занимающихся [11].
Практическая часть представленной работы была выполнена совместно с дипломированным специалистом по физической культуре и спорту, инструктором фитнес-клуба, мастером спорта Юлией Землянской. В ходе исследования проводились педагогические наблюдения на групповых занятиях, а именно уроках ABL и Step-Interval в фитнес-центре «Г*», в котором работала Ю. Землянская. Основной контингент посещавших данные занятия - это женщины 32 - 37 лет.
ABL (Abdominal - buttocks - legs) -эта аббревиатура в переводе с английского означает - «силовой класс для тренировки мышц брюшного пресса, нижней части спины и ног». Продолжительность урока ABL составляла 60 минут и включала в себя три стандартных (традиционных) для подобных занятий части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть, в свою очередь, состояла из разминки и пред-стретчинга (в соотношении 1:3 во временном выражении). Разминка содержала ряд несложных в координационном плане соединений, включающих в себя базовые аэробные шаги и их «связки». Она была направлена, по большей части, на постепенное повышение частоты сердечных сокращений и подготовку опорнодвигательного аппарата занимающихся к предстоящим в уроке нагрузкам. За достаточно короткий промежуток времени необходимо было сконцентрировать внимание, добиться появления легкого пота и усилить кровоток к рабочим мышцам. Затем, для подготовки сухожилий, связок и мышц, выполнялись упражнения для улучшения их подвижности с оптимальной амплитудой, но без появления болевых ощущений - так называемый
предстретчинг (или предварительное растягивание).
Основная часть урока ABL представляет собой серии упражнений («силовые блоки»), направленные, в основном, на развитие либо поддержание на определенном уровне силовой выносливости различных мышечных групп. Сначала «прорабатывались» мышцы ног и спины. Затем женщины опускались в партер и выполняли упражнения на мышцы внутренней поверхности бедра, брюшного пресса, ягодиц и снова спины. В заключение основной части включались комбинированные силовые упражнения, воздействовавшие на несколько мышечных групп. Для увеличения нагрузки часть заданий занимающиеся здесь выполняли с гантелями, бодибарами (утяжеленными гимнастическими палками) и резиновыми амортизаторами. Интервалы отдыха между «силовыми блоками» заполнялись целенаправленным стретчингом утомленных мышечных групп.
Заключительная часть урока (или заминка) также представляла собой стрет-чинг (точнее, постстретч) - комплекс упражнений, в большинстве своем в положении сидя и лежа. Основное внимание в заминке было направлено на тщательное растягивание всех мышц, участвовавших в предыдущей работе.
Step-Interval - это тип урока (продолжительностью также 60 минут), направленный на развитие основных мышечных групп тела. В отличие от урока ABL, он имеет смешанный (аэробносиловой) формат, так как здесь происходит чередование фрагментов (или интервалов) аэробной и силовой нагрузки. Урок Step-Interval также состоит из трех стандартных частей (подготовительной, основной и заключительной) и требует для проведения аналогичного с уроком ABL оборудования - гантелей, бодиба-ров, резиновых амортизаторов. Основным отличием здесь является использование такого приспособления, как степ-платформа.
Коротко остановимся на этом одном из самых популярных виде оборудования для оздоровительных занятий, предла-
гаемых в фитнес-клубах. Появление степ-платформы в конце 1980-х - начале 1990-х годов и ее широкое распространение произошло благодаря технологическим разработкам специалистов известной международной корпорации по производству спортивной одежды, оборудования и инвентаря «Reebok». Это дало толчок новому массовому направлению оздоровительной аэробики - степ-аэробике, которая остается чрезвычайно популярной среди клиентов фитнес-клубов и сегодня. Ее основные преимущества:
- движения человека здесь естественны, как при ходьбе по лестнице, и в то же время очень разнообразны благодаря наличию шести возможных подходов к степ-платформе;
- возможность использования в уроках всех движений классической аэробики в сочетании с так называемой «степ-хореографией» позволяет разнообразить занятия и сделать их эмоционально более насыщенными;
- регулируя высоту степ-платформы (а следовательно, и величины физической нагрузки), можно проводить «ярусные» или «многоуровневые» уроки, когда на занятиях присутствуют люди с разным уровнем физической подготовленности [12, 13].
В настоящее время степ-платформы различных производителей могут иметь уже не одинаковые размеры. Классический вариант «Reebok Step» - это платформа с верхней поверхностью прямоугольной формы: длиной 90 см и шириной 35 см. Высота может изменяться от 15 см и выше. Для внесения еще большего разнообразия в уроки степ-аэробики стали специально разрабатывать платформы с другими конфигурациями их верхних поверхностей: квадратные,
овальные и даже шестигранные [14].
В уроке Step-Interval платформа (классическая) используется по своему прямому назначению в аэробных фрагментах занятия. Также она находит применение и в силовых фрагментах для увеличения нагрузки, например, при опоре на нее различными частями тела. Под-
готовительная часть урока Біер-Іпіегуаі (также как и ЛВЬ) состояла из аэробной разминки (уже с восхождением на степ-платформу) и предстретчинга, но, в отличие от первого, в обратном временном соотношении (3:1).
Основная же часть занятия была четко разделена на «блоки» (интервалы) силовой и аэробной нагрузки, причем на долю каждой здесь приходилось приблизительно по 50% времени. В «силовых блоках» (так же, как и в уроке ЛВЬ) проводилась «серийная работа», направленная на «проработку» мышц ног, спины, брюшного пресса и ягодиц. Кроме того, в урок Біер-Іпіегуаі включался отдельный «силовой блок» для мышц рук и плечевого пояса. Два «аэробных блока» основной части занятия были достаточно продолжительными (примерно по 12 минут каждый) и во время их занимающиеся разучивали координационно довольно сложные упражнения на степ-платформе. Заключительная часть урока (заминка) была непродолжительной (всего около трех минут) и, так же, как в уроке ЛВЬ, представляла собой постстретчинг (или постстретч).
Сравнивая два урока, необходимо еще раз выделить их основные различия. Урок ЛВЬ можно полностью отнести к силовому классу, направленному на развитие мышц брюшного пресса, нижней части спины, ягодиц и мышц нижних конечностей, при практически полном отсутствии нагрузки на верхнюю часть туловища и руки. Интервалы отдыха между отдельными «силовыми блоками» здесь заполнялись стретчингом. Поэтому и стретчинг в заключительной части урока (постстретч) занимающимся было выполнять намного легче, чем в уроке Біер-Іпіегуаі, в котором отсутствуют упражнения на растягивание в основной части занятия. Біер-Іпіегуаі - это уже класс смешанного (аэробно-силового) формата. Причем в отличие от урока ЛВЬ здесь добавлен «силовой блок», направленный на развитие мышц рук и плечевого пояса (то есть верхней части тела). Однако общее время, затрачиваемое на силовые упражнения в уроке ЛВЬ, намного больше,
чем в уроке Step-Interval. (Рис. 2). Это связано с тем, что в последнем они чередуются с достаточно продолжительными аэробными фрагментами (с использованием степ-платформы).
Помимо педагогического наблюдения за групповыми занятиями было проведено анкетирование женщин (в основном, возраста 32 - 37 лет), посещавших уроки ABL и Step-Interval в данном фитнес-клубе. В ходе анкетирования выяснилось, что большинство опрошенных женщин уже имело стаж оздоровительных занятий фитнесом от полугода до двух лет. К положительным сторонам урока Step-Interval ими были, в первую очередь, отнесены интересное содержание занятия и его постоянный динамизм, а также приятное чувство усталости по его окончании. Вместе с тем некоторыми женщинами, участвовавшими в анкетировании, было отмечено:
- иногда нагрузки на уроке превышают уровень их физической подготовленности;
- высокий темп музыки и резкие переходы от «:силовых блоков» к «аэробным» и обратно вызывали неприятные ощущения в области сердца (легкое покалывание) и пульсацию в висках;
- большие нагрузки на ноги (благодаря наличию степ-платформы) в течение урока затрудняют постстретчинг и вызывают иногда болевые ощущения в коленных суставах;
- не всегда происходит полное функциональное восстановление организма до следующего занятия, которое проходит на фоне небольшой усталости.
По поводу урока ABL занимающимися было отмечено:
- нагрузка на уроке практически всегда соответствует уровню их физической подготовленности и направлена равномерно на различные группы мышц, однако руки, плечевой пояс и верхняя часть спины оказываются почти не задействованными (хотя это и объясняется типом данного урока);
- темп музыки оптимальный, в том числе и при выполнении силовых упражнений, и более медленный по сравне-
нию с уроком Step-Interval, что позво- женщин этого возраста как хороший и
ляет самостоятельно дозировать на- рациональный путь по «приведению в
грузку; порядок» своей фигуры. Правильно вы-
постстретчинг на этом уроке дается полняя все задания на уроке, а также
легко и вызывает чувство приятного придерживаясь определенной диеты,
растягивания и расслабления; большинство женщин, как правило, до-
- не испытывается дискомфорт либо биваются желаемых результатов.
болевые ощущения в каких-либо час- Силовой урок низкой интенсивности
тях тела как во время самого занятия, (в частности, ABL) носит более щадя-
так и после его окончания; щий, с точки зрения физической нагрузки
- происходит полное функциональное на занимающихся, характер, чем урок
восстановление организма между за- смешанн°г° тага (в нашем случае - Step-
нятиями. Interval). Вместе с тем урок ABL очень
Как показали проведенные нами ис- эффективен для развития силовой вынос-
следования, женщинам зрелого возраста ливости мышц брюшного пресса, нижней
(в частности, 32 - 37 лет) не следует ре- части спины, ягодиц и ног. Он улучшает
комендовать останавливать свой выбор функциональное состояние организма и
на программах высокой интенсивности и повышает физическую работоспособ-
при этом испытывать на подобных уро- тостъ женщин зрелого возраста.
ках предельные физические нагрузки.
Вместе с тем силовые и смешанные (аэробно-силовые) классы привлекают
ЛИТЕРАТУРА
1. Борилкевич В.Е. Фитнес - современное понятие в мировом оздоровительном движении // Термины и понятия в сфере физической культуры: матер. Первого междунар. конгресса (20-22 декабря 2006 года) / СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2006. С. 33-35.
2. Лаврухина Г.М. Фитнес: учеб.-метод.пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2002.
3. Сомкин А.А. Фитнес-туризм как актуальный вид туристского сервиса // Мир человека. 2009. Том 9. № 1. С. 104-109.
4. Сайкина Е.Г. Фитнес в физкультурном образовании детей дошкольного и школьного возраста в современных социокультурных условиях: монография / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2008.
5. Григорьев В.И. Динамика развития рынка фитнес-услуг в России // Актуальные проблемы развития фитнеса в России: сб. матер. Всероссийской науч.-практ. конф. / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.,
2009. С. 7-15.
6. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997.
7. Сапожникова О.В, Бароненко В.А. Инновационная технология комплексных оздоровительных упражнений с отягощениями для совершенствования физических кондиций: учебное пособие / Уральский гос. технич. ун-т - УПИ им. Б.Н. Ельцина. Екатеринбург, 2009.
8. Беляев Н.С. Индивидуально-типологический подход в применении базовых шагов на занятиях оздоровительной классической аэробикой с женщинами зрелого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. СПб., 2009.
9. Сапожникова О.В. Оздоровительная технология применения физических упражнений с отягощениями для женщин второго зрелого возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. СПб., 2010.
10. Савин С.В., Степанова О.Н. Целевые установки женщин 35 - 45 лет с излишней массой тела как базовый фактор проектирования занятий фитнесом // Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сб. матер. Всероссийской науч.-практ. конф. / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2008. С. 77-82.
11. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика.Ростов н/Д: Феникс, 2002.
12. Ростова В.А., Ступкина М.О. Оздоровительная аэробика: учебное пособие / Высшая административная школа. СПб., 2003.
13. Люйк Л.В., Айзятуллова Г.Р. Методические основы базовой аэробики: учебное пособие / Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. СПб.,
2010.