Научная статья на тему 'Инновационные технологии социальной работы с семьей в Российской Федерации'

Инновационные технологии социальной работы с семьей в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11481
886
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лазарева З. Н.

В статье представлены инновационные технологии социальной работы с разными типами семей в современной России: организационные; информационные; технологии, направленные на возрождение и укрепление семейных традиций, формирование семейных ценностей, на раннее выявление семейного неблагополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии социальной работы с семьей в Российской Федерации»

органах исполнительной власти выполняют строго определенные функции и нацелены на помощь проблемным семьям. Органы образования и здравоохранения имеют свои специфические функции: у первых это, как уже отмечалось, организация досуга и профилактика отклонений в поведении школьников, у вторых — планирование семьи и патронаж молодых матерей, профилактика венерических заболеваний, ранних беременностей и т. д.

Социально-педагогические комплексы,

которые активно создавались в восьмидесятые годы ХХ в., сегодня встречаются все реже и реже, испытывая трудности с финансированием. К семье же самый короткий путь имеют организации и учреждения по месту жительства. В нашей действительности подобных образований нет, и их создание в ближайшие годы не предвидится.

Между тем учебные заведения активно готовят специалистов именно семейного профиля. Социальное образование в России имеет среди прочих и педагогическое направление. Педагогическая подготовка кадров социальной работы становится неотъемлемым компонентом всей многоуровневой и многоступенчатой системы социальной работы и социального обслуживания населения. Если учесть тот факт, что социальных работников готовят на сегодняшний день более ста уни-

Поступила 02.04.10.

верситетов, десятки академий, институтов, то станет совершенно очевидно, что всей массе специалистов нового профиля будет недоставать рабочих мест, а их информационный и организационный потенциал не сможет реализоваться без перестройки всей системы социальной помощи и социального обслуживания населения.

Функция социального работника как педагога и воспитателя является, судя по опыту социальной работы, одной из самых главных. Ее реализация будет тем эффективнее, чем более конкретной станет система социальной защиты людей, чем более приблизится она к нуждам отдельных людей и их семей.

Вполне можно предположить появление центров обслуживания семьи по примеру разного рода кризисных центров, семейных консультаций, центров семейного воспитания, лечебно-восстановительных центров, центров социальной помощи семье и детям и т. д. Перечисленные структуры появляются все чаще и, безусловно, выполняют свое предназначение, однако, каждая из них имеет свою специфику и отнюдь не рассчитана на работу с семьей по месту ее проживания. Мы же ведем речь о таком учреждении, которое будет служить для жителей города или села. Именно в таком случае социальная помощь, в том числе и педагогическая, придет во все те семьи, которые в ней действительно нуждаются.

Ё^ Г I ААОЁ| Г Г иА ОАО Г I Ё I АЁЁ N I ОЁАЁО Г |Е ВАА 1Ои N ЙА! ОАЁ А В I ЙЙЁЁЙЕ I Ё ОАААВАОЁЁ £. Г. Ёадабааа

А поаоиа УЭаапоааёаТй ёиТааОёТийа оаоТТёТаее пТоёаёиТТё ЭааТой п ЭадТйТё оё-Га1ё паТаё а ПТаЭаТаГГТё ВТппёё: ТаааГёдаоёТГша; ёГоТЭіаоёТГГйа; оаоГТёТаёё, ТаУЭааёаТТйа Та аТдаТжааТёа ё оёааУёаТёа паТаёТио оаааёоёё, бТаТёаТааТёа па-ТаёТйо оаитоаё, Та ааТТаа айуаёаТёа паТаёТТаТ ТааёааТУТёо+ёу.

Являясь требованием времени, инновационные технологии социальной работы активно входят в жизнь общества, используя в решении проблем семьи все самое ценное и необходимое из достигнутого теорией и практикой. Инновационные социальные техноло-

гии — это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному исполь-

© Г. Ёадааааа, 2010

зованию материальных и других ресурсов в обществе [4, с. 96].

Одной из новых организационных технологий социальной работы с семьей является организация социального обслуживания семей по месту их непосредственного проживания. Она предполагает организацию социальной работы по участковому принципу, создание при территориальных социальных службах общественных организаций (социально-консультативных служб, добровольческих центров социальной помощи населению по месту жительства и др.).

Организация социальной работы с семьей по участковому принципу предполагает создание участковых социальных служб. Например, такая служба действует с 2006 г. в комплексном центре социального обслуживания населения «Радуга» Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Цели деятельности участковой социальной службы: 1) выявление проблемных, неблагополучных семей (по результатам обследования подведомственной территории и данным, полученным от учреждений здравоохранения, школьных учителей и социальных педагогов, участковых и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, соседей, представителей общественных организаций и т. д.); 2) организация работы специалистов учреждений системы социальной защиты населения (специалистов по социальной работе, психологов, юристов и т. д.); 3) координация работы специалистов других сфер, привлеченных к разрешению проблемы каждой семьи, клиента.

В каждом населенном пункте Нижневартовского района трудятся специалисты по социальной работе участковой социальной службы, которые способствуют организации социального обслуживания семей по непосредственному месту их жительства. Участковый специалист по социальной работе является в своем населенном пункте «социальным диспетчером», который осуществляет свою работу по организации социального обслуживания и решению социальных проблем семьи. В тесном контакте участковые специалисты работают с администрациями сельских поселений, являются их помощниками в проведении всех социально-значимых мероприятий. Если для выхода из проблемной ситуации необходимы более узкие специалисты, то подключаются другие сотрудники центра, который имеет в своем штате психологов, юристов, социальных педагогов.

Приоритетом работы участковой социальной службы является раннее выявление семей, нуждающихся в поддержке. После рабо-

ты с конкретной семьей осуществляется социальное сопровождение семьи (контрольные патронажи), чтобы избежать ухудшения ситуации в семье [2].

В Свердловской области для повышения эффективности социального обслуживания семей по участковому принципу вся территория действия центров социального обслуживания разделена на участки — микрорайоны компактного проживания населения, нуждающегося в получении социальных услуг (в зависимости от численности, плотности проживания, демографического состава, особенностей географического положения, развития инфраструктуры территории и др.). Выполняя функцию посредника между семьей и различными предприятиями и организациями, участковый специалист оказывает эффективное содействие в разрешении трудных жизненных ситуаций, обеспечивает доступность социальной помощи, в том числе для проживающих в небольших и удаленных от районных центров населенных пунктах (с этой целью в области созданы выездные междисциплинарные бригады).

Участковыми социальными работниками составляются социальные карты участков, в которых содержится информация о действующих на территории участка учреждениях и организациях, предоставляющих населению различные виды услуг, в том числе экстренную помощь. Приведенные данные помогают специалисту оперативно решать вопросы, связанные с оказанием социальной поддержки гражданам, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Кроме того, социальная карта содержит сведения о семьях (лицах), находящихся в социально опасном положении. Выявление таких сведений осуществляется методом поквартирного опроса, а также в ходе изучения поступающих от населения заявлений и информации, предоставленной руководителями различных ведомств.

Социальное обслуживание семей по участковому принципу показывает, что для поддержания достойного уровня жизни социально незащищенного населения необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон по месту жительства — представителей законодательной власти, исполнительных органов, общественных объединений, средств массовой информации, учреждений социального обслуживания населения, с тем чтобы последовательно реализовывать меры по укреплению семьи, по обеспечению гарантированного государством уровня социальной защиты. Кроме того, внедрение в повседневную практику участкового принципа организации социального обслуживания позволяет:

а) перейти от преодоления уже имеющихся социальных проблем к предупреждению возникновения социальных рисков, созданию условий для профилактики семейного неблагополучия; б) повысить качество, расширить перечень и увеличить объем социальных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации; в) обеспечить равный доступ к социальным услугам, снизить риск возникновения и развития трудных жизненных ситуаций; г) создать условия для продления семейного долголетия [5].

Одним из вариантов инновационного социального обслуживания семей по месту жительства является опыт, существующий в г. Благовещенске Амурской области. Здесь основополагающим является территориальный принцип структурирования социальных служб (в микрорайоне, максимально приближенный к населению, сфере взаимоотношения и общения людей разного возраста, профессии, поколений, взрослых и детей). Семья, дом, семейно-соседская общность рассматриваются в качестве той сферы, где осуществляются социальная защита, социальная помощь и поддержка. Методом картографирования Муниципальным центром социальной помощи семье и детям определены районы, где живут семьи с низким доходом, семьи «социального риска», неполные, многодетные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, выявлены места концентрации несовершеннолетних, склонных к правонарушениям. Также данным учреждением разработана серия картосхем, отражающих территориально-пространственные аспекты практики социальной работы с различными типами семей и выполняющих по своему функциональному назначению справочно-информационные и оперативные (в качестве мониторинга) функции. На картосхемах обозначены учреждения социальной сферы (культуры, образования, здравоохранения и др.), предоставляющие образовательные, медицинские и иные услуги, где также отображено пространственное расположение на территории города «семей риска». По этим картосхемам выявлены наиболее неблагополучные территории (районы) города, в которых открыто несколько социальноконсультативных пунктов (агентств) как одна из форм организации социальной работы с семьей по месту жительства. В основу создания территориальной системы социальной поддержки семей и детей группы «риска» положен межведомственный принцип взаимодействия по разрешению социальных проблем семьи и детей, раннее выявление и упреждение социальных недугов, а также тесное взаимодействие с органами обществен-

ной самодеятельности по месту жительства и другими некоммерческими организациями [3].

В г. Кирове с целью повышения эффективности взаимосвязи и взаимодействия всех социальных учреждений микрорайона созданы на каждом участке участковые социальные комиссии, являющиеся координационными органами взаимодействия специалистов ведомственных структур. При работе по участковому принципу в г. Кирове решается и задача наиболее раннего выявления социально-неблагополучных семей. Для реализации творческих, интеллектуальных, духовных и личностных ресурсов семьи на участках в городе созданы и функционируют клубы по месту жительства: «Семья — это 7 я» — для многодетных семей, «Счастливый понедельник» — для одиноких матерей.

В связи с вышеизложенным можно констатировать тот факт, что участковая система работы с семьями имеет ряд преимуществ: 1) максимальное приближение к месту жительства; 2) возможность проведения ранней коррекции и реабилитации семьи; 3) координация усилий специалистов различных ведомств в работе с семьей; 4) возможность оперативной адресной социальной помощи населению; 5) процесс оказания социальной помощи семьям находится в постоянном развитии, обновлении, накоплении опыта, знаний и умений.

Среди инновационных технологий социальной работы с семьей особое место занимает технология «Сеть социальных контактов». Она направлена на развитие социальной работы с семьями, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, и заключается в работе с сетью социальных контактов людей, которые обращаются за помощью в социальные службы. Эта технология носит универсальный характер. Ее с успехом можно применять как для достижения терапевтических целей (адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, выпускников детских государственных учреждений, пожилых людей), так и в целях профилактики нарушений взаимоотношений семьи с ближайшим окружением. Общим для всех случаев является нарушение взаимоотношений между людьми и восприятие ими своей жизненной ситуации как тупиковой. Благодаря обсуждению проблем со всеми заинтересованными лицами удается найти новое понимание трудностей семьи и новые пути выхода из сложившейся ситуации. Работа с сетью социальных контактов клиента включает в себя сетевую диагностику, составление сетевой карты, проведение сетевой терапии. Сетевая диагностика является первоначальным звеном в сетевой те-

рапии. Она позволяет упорядочить и обозреть вместе с клиентом его жизненную ситуацию и социальное окружение с помощью сетевой карты. Сетевая карта помогает увидеть будущее, она является хорошим исходным пунктом для продолжения работы по изменению ситуации. Например, эта технология с успехом используется в работе по возвращению детей в кровную семью, с семьями алкоголиков, с конфликтными, замещающими семьями и др. Реализация в 15 регионах страны данной технологии доказала, что сетевая работа — это технология анализа, мобилизации и восстановления социального сетевого окружения клиента и семьи группы риска, эффективный способ восстановления внутрисемейных отношений, надежный инструмент предотвращения распада семьи.

Использование новейших информационных технологий — еще одно из направлений инновационного технологического обеспечения социальной работы с семьей. Рассмотрим использование новейших информационных технологий на примере Тюменской области. Во-первых, здесь сформирован информационный ресурс «Электронный паспорт семьи». Его внедрение позволяет на основе данных о семьях создавать адресные программы, направленные на решение их проблем, учитывать потребности конкретной семьи при оказании различных видов помощи, разрабатывать и реализовывать эффективные алгоритмы работы с семьями с участием всех заинтересованных структур и ведомств. Во-вторых, здесь создана служба по оказанию экстренной психологической и правовой помощи несовершеннолетним и членам их семей через Интернет (www.teldoverie.ru) [1]. В-третьих, в области действует сайт www.tvoyrebenok.ru, на котором предоставляются информационные материалы о мерах социальной поддержки семей с детьми в Тюменской области, теоретические и практические советы о всестороннем развитии детей, об установлении гармоничных отношений в семье и др. Впервые в области в режиме реального времени были организованы консультации представителей органов государственной власти Тюменской области, а также профессиональных спортсменов, врачей, детских косметологов, музыкантов, искусствоведов. В-четвертых, в целях информирования молодых семей о возможностях получения государственной поддержки, оказания консультативной on-line помощи педагогом, юристом, психологом действует информационно-развлекательный портал «Молодая семья» (www.ms72.ru) [1]. Целенаправленная информационная работа с семьями позволяет добиться положительной дина-

мики сокращения числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении, способствует профилактике семейного неблагополучия.

Одними из инновационных технологий социальной работы с семьей являются технологии, направленные на возрождение и укрепление семейных традиций, формирование семейных ценностей. Например, организация спортивных семейных фестивалей и состязаний; освещение в СМИ материалов об успешных многодетных, приемных семьях; проведение региональных и городских праздников, посвященных Дню семьи, Дню матери, Дню защите детей; чествование многодетных семей, супругов, отмечающих золотые и бриллиантовые свадьбы, а также молодых пар во время бракосочетания; реализация медико-социально-педагогических проектов типа «Школа молодых родителей», «Школа счастливой семьи»; проведение в некоторых субъектах РФ конкурса молодых семей «Успешная семья» и др.

Таким образом, вышеозначенные инновационные технологии социальной работы с семьей, реализуемые в разных регионах РФ, способствуют сохранению и укреплению семьи, увеличению численности успешных семей и уменьшению числа детей, поступающих на попечение государства, оказанию более эффективной социальной помощи и поддержки семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Дальнейшее развитие инновационных технологий социальной работы с семьей напрямую зависит от выполнения таких условий, как: 1) концептуальное обоснование инноваций на федеральном, региональном, муниципальном, локальном уровнях и уровне отдельной семьи; 2) их научно-исследовательское, нормативно-правовое, программное, финансовое, кадровое, управленческое, информационное обеспечение; 3) совершенствование процесса управления межсекторной и межуровневой социальной работой, повышение межведомственного сотрудничества, разграничение обязательств и функций государственных и негосударственных институтов социальной поддержки; 4) децентрализация социальной работы, то есть перенос основного объема мероприятий, в ходе которых используются инновационные технологии социальной работы с семьей, на муниципальный уровень, по месту жительства семей; 5) приоритет превентивных технологий; 6) подготовка, переподготовка, повышение квалификации специальных кадров судей, социальных работников, педагогов, психологов, медицинских работников, специализирующихся на технологиях социальной работы с семь-

ей; 7) содействие развитию сети социальных, медико-социальных, социально-правовых, пси-холого-педагогических служб, использующих в своей работе технологии социальной работы с семьей; 8) качественное разнообразие применяемых технологий социальной работы с семьей; 9) адаптация зарубежных подобных технологий с учетом политических, социально-экономических, социокультурных,

национальных, конфессиональных и других особенностей России в целом и регионов, в частности; 11) поддержка добровольческих инициатив; 12) поощрение развития само- и взаимопомощи; 13) создание единого информационного поля, освещающего деятельность государственных и общественных органов по пропаганде передовых инновационных технологий социальной работы с семьей и т. д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Итоги проведения года семьи в Тюменской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative/social_department/interview/more.htm?id= 10447809@сшз ЛгИс1е&_рг1п1=1гие. — Загл. с экрана.

2. Маракуша И. Н. Формирование и становление участковой социальной службы на селе / И. Н. Маракуша // Работник социальной службы. — 2009. — № 3. — С. 13—47.

3. Создание инновационных технологий по месту жительства по социальной поддержке семей и

детей группы «риска» на территории муниципального образования г. Благовещенска [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.admb1ag.ru/press/pub1ishing/innovation_for_socia1_support/. —

Загл. с экрана.

4. Технологии социальной работы : учеб. / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. — М. : ИНФРА-М, 2001. — 400 с.

5. Туринский В. Практика внедрения участковой формы социального обслуживания населения в Свердловской области / В. Туринский // Вопр. соц. обеспечения. — 2009. — № 9. — С. 11—13.

Поступила 19.11.09.

ЁN ї I Ёид I AAJ ЁА NO Ї АDАЁQЁ Ё А N IOЁAЁU Г IЁDAAIОААDINNЁЁ Ё. А. ОтееГ

А aaтт?ё noaoua ЭanмaoЭёaa|эony nommou ёm'тёuдтaa^ёy ё^noёoooa noїaэaёgтэnoaa a nтoёaёu^тё Эaaтoa, oao^тётaё+anёёa mmTaQ їтaaaЭffiёё noїaэaёgтэт^ aaёnoaa^-

ТТё 1'Тдёоёё паТааТ |'Та0а6ПаТ 1 аоЭёйа ПбУаЭаёдёё, УЭааПоааёа Т ТТаа! ПбУаЭаёдёё.

Институт супервизии появился в социальной работе в России совсем недавно. Понятие «супервизия» (supervision) переводится с английского языка как «надзор, наблюдение, заведование, руководство». Использование этого понятия в социальной работе предполагает, что в ней действует профессионал-супервизор, который, наблюдая «сверху» за тем, как специалист работает с клиентом, зная и понимая об этом гораздо больше и глубже социального работника, оказывает ему помощь в профессиональной деятельности. В реальной практике социальной работы супер-

Вапёаааааопу ё оаааёоааёдоаопу б і ёоп т і -а і ёааау аёаТаёо! ТаааТёдаоёё Тао+аТёу пгаоёаёёпоТа Тп-

визия — это взаимодействие супервизора с су-первизируемым (начинающим специалистом-социальным работником, студентом), в ходе которого последний рассказывает о процессе работы с клиентом, делится своими планами, задает вопросы, а другой участник (супервизор) помогает найти ответы, поддерживает коллегу, делится своими знаниями и умениями. Супервизор — специально обученный сотрудник социальной службы, который выполняет в нем роль «психотерапевта» для начинающих специалистов или студентов. Главное в деятельности супервизора — уме© Ё. А. ОТёёТ, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.