Научная статья на тему 'Инновационные стратегии международных предприятий'

Инновационные стратегии международных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2542
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATIVE STRATEGIES / INTERNATIONAL ACTIVITY / ENTERPRISE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Имихович А.О., Сурменкова К.Ю.

Представлена классификация инновационных стратегии на примерах международных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE STRATEGIES FOR INTERNATIONAL COMPANIES

Presented types of innovative strategies on examples of international companies.

Текст научной работы на тему «Инновационные стратегии международных предприятий»

Секция ««Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

УДК 338.23

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А. О. Имихович, К. Ю. Сурменкова Научный руководитель - Е. В. Сумина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: enestasi01@mail.ru

Представлена классификация инновационных стратегии на примерах международных предприятий.

Ключевые слова: инновационные стратегии, международная деятельность, развитие предприятия.

INNOVATIVE STRATEGIES FOR INTERNATIONAL COMPANIES

A. O. Imikhovich, K. U. Surmenkova

Scientific Supervisor - E. V. Sumina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: enestasi01@mail.ru

Presented types of innovative strategies on examples of international companies.

Keywords: innovative strategies, international activity, enterprise development.

В настоящее время крупные корпорации стремятся максимально эффективно использовать ресурсы и максимизировать прибыль. Правильно выбранная стратегия развития предприятия помогает двигаться в нужном направлении, чтобы достичь мирового господства. Международные компании разрабатывают и используют инновационные стратегии, так как по мнению авторов статьи, за инновациями скрывается огромный потенциал и зачастую инновационные технологии или продукты выдвигают транснациональную корпорацию на более высокий уровень, а также создает в некоторых случаях «голубой океан». Этим и обусловлена актуальность данной статьи.

Под инновационной стратегией понимаются цели и установки, правила принятия решений и способов перевода предприятия из существующей позиции в «целевое» посредствам введения инноваций - технологических, продуктовых, организационных, управленческих, экономических, социальных - и позиционирования предприятия на конкурентных рынках товаров и услуг [2]. Многообразие стратегий поведения предприятий на рынках инноваций можно разделить на две группы: стратегии активного инновационного поведения создания новых рынков и стратегия пассивного следования за рынком инноваций.

Среди активных инновационных стратегий можно выделить два принципиально различных типа стратегий: лидерства и имитации (включает в себя стратегии «следование за лидером», «копирование», «зависимость» и «усовершенствование») [4].

Стратегия «лидерства». Выбор компанией стратегии «лидерства» предполагает политику постоянного вывода совершенно нового товара на рынок. Исходя из этого, научные исследования, разработки, маркетинг и система производства нацелены на создание продукции, которая не будет иметь аналогов. Это обуславливает необходимость в создании стратегического альянса в области НИОКР с другими научно-техническими организациями, венчурных фондов и венчурных подразделений внутри компании.

Результат выбора стратегии «технологического лидерства» заключается в проведении большого объема маркетинговых исследований, а также в составлении маркетинговой программы по продукту, которые включают в себя анализ оценки состояния рынка, определение товарной, ценовой,

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

сбытовой и коммуникационной политики предприятия на данном рынке, бюджет процесса внедрения нового товара, выбор маркетинговой стратегии выхода на рынок, анализ условий достижения безубыточности и мероприятия по контролю над ходом его выполнения.

Большая часть компании, выбравшие стратегию «технологического лидера», трансформировались в ТНК, известные всему миру: ЗМ, Intel («Интел»), Microsoft, Xerox, Ford, GE, Federal Express, а также инноваторы второго поколения - Sinclair, Osbourne и Apple, Advanced Memory Systems и Genetech [3].

Стратегия «следование за лидером». Сущность стратегии «следование за лидером» заключается в том, что компания дожидается момента выведения конкурентной продукции на рынок, а после приступает к производству и реализации аналогичной продукции. Параллельно осуществляются технологические и маркетинговые корректировки новой продукции за счет изучения возможных ошибок «технологического лидера». Стоит отметить тот факт, что компания «последователь» выпускает не точную копию продукции «лидера», а ее улучшенный вариант.

Компании, которые следуют данной стратегии, активно финансируют свои НИОКР для внесения существенных изменений в концепцию продукции. Компании «последователи» имеют мощную производственную базу, которая позволяет снижать себестоимость новой продукции за счет гибкости и экономии на масштабах. «Последователи» используют уникальный опыт в области маркетинговой деятельности, что позволяет эффективно использовать сбытовые каналы, а также превращать просчеты компании «лидеров» в свои конкурентные преимущества. Избрание данной стратегии связано с желанием минимизировать риски и неопределенность, с которыми могут столкнуться «лидеры».

В качестве примера, можно примести компанию IBM, которая имела разработки PS, но, не смотря на это, позволила фирмам Altair и Apple первыми выйти на рынок персональных компьютеров. Эта стратегия позволила IBM верно оценить потенциал и емкость рынка, а также, позволила избежать маркетинговых просчетов конкурентов и вывести на рынок свою версию PC для корпоративных пользователей [6].

Следующая стратегия - стратегия «копирования». К основным условиям выбора данной стратегии относятся слабая база НИОКР, наличие возможности массового внедрения продукции в производство и значительного потенциала в области продвижения продукции и маркетинговой деятельности в целом. Компании, выбравшие данную стратегию, имеют лицензию на право производства и коммерциализации точной копии нового продукта либо «лидера», либо «последователя». Данные компании активно используют ценовые факторы, с целью повышения рентабельности производства. Зачастую, это возможно за счет более дешевого сырья, материалов, рабочей силы и наличию мощной адаптированной производственной базы.

Согласно аналитике, больше половины (60 %) запатентованных инноваций имитируются в течение 4 лет. Наиболее действенной системой патентов является производство лекарственных препаратов, где имитация будет на 30 % дороже; в области производства химикатов имитация будет обходиться на 10 % дороже; в сфере бытовой электроники - на 2 % [5].

В качестве примеров, можно привести компании, которые успешно реализовали данную стратегию: компании AST, Dell Computer и Packard Bell значительно усилили свои позиции на рынке и стали приближаться к технологическим лидерам - Compaq, Tandy и IBM [5].

Стратегии «зависимости» и «усовершенствования». Не смотря на то, что данные стратегии относятся к технологическим, степень инновационной активности у компании, выбравших их, очень низкая. Выбирая эти стратегии, компания признает свою второстепенную роль по отношению к «лидеру», и занимается внедрением инновации только в случаи требования компании «лидера» или потребителей. В случае требования «лидера», компания вынуждена имитировать инновации других предприятий, так как появляются новые соответствующие уровню технологий стандарты, и кроме того, сам рынок полностью перестраивается на продукцию нового уровня. Зачастую компании, выбравшие данные стратегии, относятся к отраслям с низким уровнем наукоемкости, которые находятся на государственном субсидировании, или малым (семейным) компаниям в сфере услуг.

Стратегия усовершенствования относится к традиционному варианту инновационного поведения компаний до начала 1980 х гг. Суть этой стратегии заключается в принятии необходимости усовершенствования продукции с целью снижения ее себестоимости.

Следующий вид инновационных стратегий это пассивные стратегии или постоянные инновации в области маркетинга. Основываясь на конкурентных преимуществах продукта или услуги, организация выбирает инновационную стратегию в области дифференциации товара или сегментации [1].

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

Выбор данной пассивной стратегии предполагает такой способ реагирования на внешние условия, как постоянные инновации в дистрибуции и коммуникационной политики.

Проанализировав все инновационные стратегии развития международной организации, следует сделать вывод, что любая стратегия имеет преимущества и недостатки. Перед использованием стратегии необходимо оценить уровень развития компании и выбрать наиболее подходящую, так как не все стратегии подходят каждой организации. По мнению авторов, наиболее популярной стратегией является «следование за лидером», так как намного проще ввести обновленный продукт на базе уже существующего товара или услуги. Также данная стратегия позволяет не допускать ошибок, которые уже допустил конкурент, а, следовательно, может уберечь от незапланированных затрат.

Библиографические ссылки

1. Имихович А. О., Сурменкова К. Ю. Оценка эффективности маркетинговой стратегии фирмы [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки : сб. ст. по мат. XXVII Междунар. студ. науч.-практ. конф. 2014. № 12(27). С. 12-19. URL: http://sibac.info/ archive/economy/12(27).pdf (дата обращения: 20.02.2016).

2. Сумина Е. В., Зябликов Д. В. Innovative Régional Development: Needs of Diversified Economic Growth of Siberia under the Conditions of Reindustrialization [Электронный ресурс] // Вестник СибГАУ. 2015. Т. 16, № 2. С. 515-523. http://elibrary.ru/item.asp?id=23710544 (дата обращения: 20.02.2016).

3. Инновационная стратегия развития предприятия // Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]. URL: http://studme.org/15941024/investirovanie/innovatsionnaya_strategiya_razvitiya_ pred-priyatiya#172 (дата обращения: 25.04.2016).

4. Основные виды инновационных стратегий организации // Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]. URL: http://estudying.sifbd.ru/mat/t_in_str.html (дата обращения: 24.04.2016).

5. Процветающие имитаторы // Имитаторы [Электронный ресурс]. URL: http://prochtenie.ru/ passage/25451 (дата обращения: 25.04.2016).

6. Стратегия следования за лидером // Студопедия [Электронный ресурс]. URL: http:// studopedia.org/8-141210.html (дата обращения: 24.04.2016).

© Имихович А. О., Сурменкова К. Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.