3) приобретение практических умений и навыков будущего учителя-дефектолога к диагностике и коррекции средствами дизайна.
После анализа полученных результатов видно, что показатели развития и коррекции способностей детей намного улучшились, и эти результаты свидетельствуют об эффективности коррекционной работы. Использование системы методов, приемов, средств организации деятельности детей с использованием основ детского дизайна позволяют значительно повысить уровень развития познавательных процессов, навыков и умений в изодеятельности.
Сравнивая средний показатель уровня развития, можно констатировать положительную динамику развития и коррекции детей с психофизическими нарушениями. Мы полагаем, что наша дальнейшая работа в системе поможет нам в перспективе достичь полноценного формирования профессиональной компетентности будущего учителя-дефектолога средствами дизайна, помочь обеспечить детям успешную социальную интеграцию.
М. Ю. Виноградова, Г. Г. Мамедова, М. В. Баскова, С. Н. Медведкова
Инновационные формы работы по социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Современный этап развития общества предполагает новый подход к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и адаптации к жизни, который должен способствовать формированию их компетентности, т. е. - потенциальной готовности решать поставленные задачи со знанием дела.
Категория учащихся в нашей школе - это дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата средней и тяжёлой степени тяжести, в сочетании с разным уровнем развития интеллекта, тяжелыми нарушениями речи. Как известно, при детском церебральном параличе вследствие двигательных нарушений, слабости мышц, непроизвольных движений, будет нарушена ориентировка в пространстве (не только в городе и привычном пространстве, но и в собственном теле). Кроме этого, вследствие двигательных нарушений, у таких детей крайне низкая внутренняя мотивация абсолютно к любой деятельности, низкий уровень самостоятельности и активности, ограниченные представлений об окружающем, низкая способность, а порой и отсутствие возможности накапливать жизненный опыт. У них отмечаются дефекты зрения, речи, а порой и полное отсутствие экспрессивной речи, страдает эмоционально-волевая сфе-
93
ра, невозможность использовать те или иные каналы получения и обработки информации (например, кинестетический), в той или иной мере страдает познавательная сфера.
В обучении детей с нарушением интеллекта целесообразно делать акцент не столько на академических знаниях, сколько на возможностях детей применять их в жизни, следовательно, использование традиционных методов работы будет недостаточно эффективным, а внеурочные формы работы позволят выработать практические навыки.
Ребятам необходимо помочь избавиться от стереотипов и научить полноценно познавать мир, принимать решения, не бояться совершать ошибки и самому решать возникающие проблемы. Только так ребенок сможет приспособиться к самостоятельной жизни. Ученики, конечно, получают много информации, но не всегда она будет нужной и полезной для них. Что делать конкретно - учащиеся не знают. Дети с ДЦП в сочетании с нарушением интеллекта должны иметь алгоритм действий и стереотипы поведения, например:
в магазине - не бояться обратиться к продавцу за помощью; в аптеке - понять, что овощи и фрукты тут не купишь, сказать фармацевту название необходимого лекарства.
Цель проекта является формирование практических навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью, необходимых для жизни в обществе. Для повышения мотивации и интереса, борьбы со страхами «взрослой» жизни учащихся, учитывая стадию развития современного общества и информационных технологий, в работе необходимо использовать инновационные формы работы как что-то непривычное, интригующее для ребят.
В классной и внеклассной работе с детьми отдается предпочтение игровым (в современном мире играют и взрослые и дети), здоровьесберегающим (при большом количестве соблазнов очень важна привычка вести здоровый образ жизни) технологиям, активному использованию технических средств, методу проектов.
Выбирая формы работы, приёмы и методы, необходимо опираться на интересы ребят, возраст, на возможности и потенциал каждого, учитывать индивидуальные особенности, важность результата, также современные тенденции жизни общества, новые технологии обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Так появилось направление работы «Мегаполис. Преодолеваем границы», деятельность которого идет 2-й год.
Чтобы расширить круг общения ребят в рамках этой работы, мы объединили классы (с разным уровнем развития) и подключили учителей разных дисциплин. Таким образом, мы осуществляем мета-
94
предметную связь, ребята могут взглянуть на бытовую ситуацию с разных позиций и непосредственно на практике ее разрешить.
В этом направлении работы выделяются следующие этапы:
1. Подготовительный. Дети получают большое количество информации о жизни общества из СМИ, но эти знания разрозненны, фрагментарны. Так, необходимо показать ребятам, как устроен город, выделить самые важные практические умения, которые необходимы им, формировать мотивационный компонент деятельности. На этом этапе реализуем проект «Я сам», «Город без границ». Результатом работы стало непреодолимое желание постигать умения самостоятельной жизни в обществе.
2. Основной. Этот этап практический и направлен на непосредственное формирование жизненно важных умений с учётом индивидуальных возможностей каждого. Интегрированный урок «Социальные сети - средство победить одиночество», «Круглый стол “Санкт-Петербург - город без границ?”» - формирование коммуникативной компетентности, мастер-класс «Оберег своими руками» - формирование творческой компетентности, поездка в магазин «Лента» - формирование бытовой компетентности.
Перейдем к более подробному описанию этапов работы:
• «Я сам» (проект).
Игровая ситуация «День рождения друга».
Ребятам предлагается применить полученные на уроках знания в игре «Магазин» (купить продукты для приготовления салата в импровизированном магазине, познакомиться с сайтом интернетмагазина «Юлмарт», чтобы выбрать подарок другу или члену семьи, так как двигательные возможности не позволяют ходить по магазинам), найти рецепт салата в Интернете, самостоятельно приготовить салат, соблюдая все правила (под наблюдением учителей, с минимальной помощью при необходимости), организовать чаепитие.
• Город без границ (доступная среда города) (проект).
Игровая ситуация «Построй район города».
Ребята, работая в группе, создают коллаж района (используют вырезки из газет «Метро», «Петербургский дневник»), комфортного для проживания людей разных социальных групп, в том числе и инвалидов. Защищают свою работу (игровая ситуация: убедить посетительницу агентства недвижимости купить квартиру в их районе).
• Поездка в магазин.
Группа «исследователей» едет в магазин «Лента» с целью изучить доступность среды нашего города для людей с ограниченными возможностями здоровья (двигательными нарушениями).
• «Круглый стол “Санкт-Петербург - город без границ?”»
Здесь ребята делятся своими наблюдениями, обсуждают свои
возможности, доступность среды города, трудности, которые прихо-
95
дится преодолевать каждый день, возможные решения, изменения в среде города, отношение к инвалидам, многие другие вопросы, касающиеся доступной среды.
Ярким примером стали ситуации, о которых рассказали ребята с тяжелыми двигательными нарушениями, когда они не могут попасть в собственную квартиру по причине частых поломок лифта, отсутствия пандусов. В процессе обсуждения выяснилось, куда можно обратиться для решения этих проблем.
• Социальные сети - средство победить одиночество (интегрированный урок).
Ребята знакомятся с социальными сетями, правилами безопасного общения, применяют полученные на уроках знания при написании сообщения, говорят о культуре общения. Частая смена видов деятельности, чередование педагогов способствовали сохранению внимания ребят и поддержанию интереса в течение урока и, следовательно, лучшему усвоению знаний.
• Творческая мастерская (мастер-класс).
Ребята в школьном музее соприкасаются с преданиями старины глубокой. Изготавливают оберег. Для некоторых это является отправной точкой саморазвития, совершенствования творческих способностей, несмотря на ограниченные возможности, а в будущем возможность зарабатывать (например: продавая изделия через Интернет).
Благодаря тому что в подготовке и проведении мероприятий и проектов принимают участие целая группа учителей разных дисциплин и ученики с разной степенью двигательных и интеллектуальных нарушений, эти мероприятия и проекты очень динамичны, многогранны, познавательны и интересны. Они способствуют формированию активной жизненной позиции, несмотря на тяжёлые двигательные нарушения, вызывают положительный эмоциональный отклик у ребят, побуждают действовать самостоятельно. Учащиеся, задействованные в проекте, позитивно оценивают свои результаты и стремятся улучшить их. Постепенно пропадает страх перед самостоятельным походом в магазин, что является доказательством успеха выбранной формы работы.
Были проведены и другие мероприятия. Это лишь несколько примеров работы как мы учимся преодолевать границы. Запланированы классные часы, экскурсии, мероприятия, творческие мастерклассы совместно с родителями, изучение полезных сайтов, которые могут облегчить ряд бытовых трудностей в данном направлении. Так, ученики получают знания и по информатике, и по русскому языку, и по биологии в нетрадиционной форме и сразу учатся их применять на практике.
96
Уже давно доказано, что дети добиваются большей успеваемости, социального успеха, становятся уравновешенными и эмоционально устойчивыми, когда родители принимают активное участие в школьной жизни своей детей. Участие родителей показывает ребенку, что родители искренне заинтересованы в их развитии и что внеклассная работа является ценным занятием. Привлечение родителей позволяет не только посмотреть на ребенка с разных позиций, но и помочь в понимании его индивидуальных особенностей, в формировании ценных жизненных ориентаций.
Ребята уже привыкли преодолевать границы (своего дома, или, выезжая на экскурсию), границы школы не кажутся такими закрытыми, тем более, что Санкт-Петербург - город ресурсный, предоставляет возможности для людей с ОВЗ. Мы учим, несмотря на ограничение подвижности, проявлять настойчивость в решении жизненно важных вопросов и не бояться коммуникации с незнакомыми им людьми.
Работая в такой последовательности, удалось достичь положительного результата. Ребята стали более самостоятельны, появилась потребность узнавать новое, стали ещё более активными пользователями интернета.
В процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо искать инновационные методы и приёмы обучения и воспитания, которые повысят эффективность обучения и воспитания и сразу облегчат жизнь ребят в современном обществе.
А. А. Возжаева, Ю. Г. Корженевская, Ю. В. Ульянова,
С. В. Борисова, М. В. Волощук, Р. Ф. Богданова
Использование проектной деятельности в работе по профилактике курения в школе-интернате VIII вида
Современное общество предъявляет требования к повышению качества образования, что делает необходимым поиск новых педагогических подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. От образовательного учреждения требуется не только дать обучающимся знания по конкретным дисциплинам, но и научить применять их в повседневной жизни. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций, что делает актуальным внедрение в практику работы ком-петентностного подхода [3].
Метод проектов - один из способов реализации компетентност-ного подхода в образовании. В настоящей статье мы представим
97