Ученики: На лугу паслись 4 белых барашка и 3 серых. Сколько всего барашков паслось на лугу?
Учитель: Ребята, вы согласны, что это задача?
Ученики: Да
Учитель: Докажите.
Ученики, опираясь на схему на доске, дают пояснение: здесь есть условие и вопрос,её можно решить.
Учитель: Молодцы. Следующая картинка с паровозиком. Кто работал над этим математическим рассказом?
Какая задача у вас получилась?
Ученики: По рельсам ехал поезд с четырьмя красными вагончиками и тремя коричневыми. Сколько всего вагончиков было в поезде?
Учитель: Это задача?
Каким действием ребята будем решать эту задачу?
Ученики: Да, это задача. А решать её будем действием сложения.
Учитель: Кто может сказать, сколько всего вагончиков в поезде?
Ученики: 7 вагончиков.
Учитель: Молодцы. Следующая картинка про зайчика.
Какой рассказ получился?
Ученики: На грядке росло 9 морковок. Зайка сорвал 4 морковки. Сколько морковок осталось?
Учитель: Это задача? Скажите, для решения этой задачи, какое действие надо выполнить?
Ученики: Вычитание
Учитель: А почему вычитание?
Ученики: Мы находим сколько осталось.
Учитель: И сколько же осталось?
Ученики: 5 морковок
Учитель: Четвертая картинка. Какой математический рассказ составили?
Ученики: На полянке играли 3 лисички и 8 кабанчиков. Сколько всего играло на полянке зверей?
Учитель: Молодцы. И последняя картинка. Какой математический рассказ составили?
Ученики: В роще росли 3 елки и 6 дубов. Сколько всего росло деревьев?
Учитель: Согласны, что это задача? Молодцы. Ну а теперь я хочу вам прочитать свои задачки. А вы слушайте внимательно, все в них так или нет.
Незнайка сначала съел 4 ягоды земляники, а потом ещё несколько. Сколько всего ягод съел Незнайка? Это задача?
Ученики: Да
Учитель: Решите её.
Ученики:? ? ?
Учитель: Почему не получается?
Ученики: Мы не знаем, сколько Незнайка съел потом.
Учитель: Правильно, значит данных в задаче не достаточно, чтобы вы её решили. Что надо сделать?
Ученики: Добавить ещё одно число.
Учитель: Хорошо. Слушайте другую задачу. Пончик съел 2 пирожка с яблоками и 4 пирожка
с малиной. Сколько Пончик съел пирожков с мясом?
Ученики: Нисколько. Он не ел пирожки с мясом.
Учитель: Молодцы. В этой задачи вопрос не соответствует условию. Измени вопрос так, чтобы мы могли решить задачу.
Ученики: Сколько всего пирожков съел Пончик.
Учитель: И сколько же?
Ученики:6.
Учитель: Замечательно. И последняя задача. В первый вечер домовёнок Кузя рассказал Наташе 4 сказки, а во второй вечер 3 сказки. Наташе очень понравилось!
Ученики: Это не задача. Здесь нет вопроса. Нужно добавить вопрос.
Учитель: Молодцы. Измени мой рассказ так, чтобы он стал задачей.
Ученики: Сколько всего сказок рассказал Кузя Наташе?
Учитель: И сколько же всего Кузя рассказал сказок Наташе?
Ученики: 7 сказок.
7. Рефлексия.
Учитель: Молодцы. Вы сегодня здорово потрудились, очень дружно работали, а над чем мы сегодня с вами работали на уроке?
Ученики: Над задачей.
Учитель: Как ещё её называют?
Ученики: Математический рассказ
Учитель: Какой же рассказ мы будем считать задачей?
Ученики: Рассказ, в котором есть условие и вопрос.
Учитель: Хорошо. Наш урок подходит к концу. И мне, как обычно, очень хочется узнать, все ли вы поняли сегодня на уроке или были у вас какие-то трудности? Приготовьте ваши солнышки и тучки. Если вам все было на уроке понятно, прикрепите на доску своё солнышко, если вы затруднялись на уроке, но справились со своими трудностями, прикрепите на доску солнышко с маленькой тучкой, ну а если вам было очень сложно и многое осталось не понятным, прикрепите на доску тучку.
Дети выполняют задание.
Литература
1. Подгорная С.Н., Петлякова Э.Н. «Как научить ребёнка решать задачи в начальной школе» М. : Издательский центр «МарТ», 2005г., 123с.
2. Велошистая А.В. «Методика решения задач в 1 и 2 классах четырёхлетней начальной школы» М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006г., 157с.
3. Аргинская И.И. Обучаем по системе Л.В. Занкова: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
4. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. - М.: Знание, 1994. - 336с.
Автор знакомит российского читателя с примером организации группового занятия в начальных классах, сплачивающего коллектив, способствующего развитию логического мышления и формирующего у ученика внутреннюю установку не бояться препятствий, а бороться с ними. Автор предлагает несколько упражнений для реализации поставленных целей урока.
Макарова Надежда Сергеевна
Педагог-психолог МОШИ «Токкинская ШИСПОО» Саха (Якутия)
ПО СЛЕДАМ ПРЕДКОВ
Занятие с учениками начальной школы Как организовать групповое занятие в начальных классах?
*
Ключевые слова: развитие групповой сплоченности, чувства принадлежности к группе, уверенности в своих силах, пространственных представлений, логического мышления, сплочение коллектива.
Цель:
• развитие групповой сплоченности;
• развитие чувства принадлежности к группе;
• развитие уверенности в своих силах;
• развитие пространственных представлений;
• развитие логического мышления.
Материалы:
• Слайды с изображением природы Якутии;
• листочки, символизирующие «кочки» для перехода через реку «Чара»;
• музыкальное сопровождение;
• клей, скотч, ножницы.
• гофрированная бумага;
• ватман
Ведущий: в якутской национальной одежде,
Количество участников: занятие проводится со всем классом.
Время проведения: 45 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Разминка.
Дети заходят в класс и встают в круг.
Ведущий. Ребята, давайте подумаем, в чём «сила» вашего класса?
- Сегодня на нашем занятии мы попробуем ответить на этот вопрос. И помогут нам в этом наши герои эпоса Олонхо Нюргун Боотур и Туйаарыма Куо.
Наша гордость это наш Народ Саха. Несмотря на суровую зиму, мы одни из самых дружных, добрых людей на земле. Наша суровая зима научила нас быть мудрыми, уважать друг друга.
Свой секрет наши предки передают из поколения в поколение. А вы хотите его разгадать? Возможно, вам удастся это сделать. Попробуем?!
Упражнение «Магический круг».
Цель: участники должны полностью настроиться друг на друга, сконцентрироваться и в один и тот же момент времени мобилизовать свою энергию,
Ведущий. Сядьте на пол, взявшись за руки. Представьте себе, что вы наши прадедушки и прабабушки, которые ждут восхода солнца. У нас есть обычай дышать в едином ритме. Делая это, мы ощущаем свою связь с природой и друг с другом. Поэтому нам тоже нужно найти единый ритм дыхания. Кроме того, у есть еще один секрет - когда садимся в круг, беремся за руки и начинаем дышать, мы ощущаем, как через наши тела, через руки от одного к другому перетекает поток энергии. Давайте почувствуем этот поток.
А когда, солнце, наконец, покажется над горизонтом, молча встаем, поднимая вверх руки, Но, прежде, чем встать, хором говорим одну магическую фразу, которая звучит так: «Это легко!»
Основная часть
Ведущая вручает детям карту. На карте расположен маршрут нашего пути по следам предков.
Ведущий: Итак, мы отправляемся в путь. У нас есть карта, которая поможет нам пройти через нашу драгоценную тайгу. Ведущая показывает на слайд там картина нашей реки «Чара».
Испытание 1. «Переход через реку».
Детям нужно перейти « по кочкам». Кочек меньше, чем количество детей в команде.
Цель. Эта игра требует тесного взаимодействия участников и способствует их физическому контакту, развивает коммуникативные навыки. Так же игра направлена на развитие творческого мышления,
Ведущий: Для прохождения первого этапа нам нужно разбиться на две команды. Посмотрите на цвета своих «кулончиков» и разделитесь на две команды. Команда зеленых должна строиться слева от меня, а команда оранжевых справа от меня. Вам предстоит перейти реку «Чара». Важно, чтобы реку перешла вся команда, Я жду вас на другом берегу
Дети выполняют задание.
Ведущая: Молодцы, вы справились с первым испытанием. Мы перешли реку!!! И я вручаю вам первый лепесток прекрасного цветка нашей земли Олонхо -лепесток доверия.
Испытание 2. «Животное тайги».
Детям предлагается собрать из материалов несуществующее животное. И охарактеризовать его.
Цель. Развитие воображения. Развитие наблюдательности. Формирование творческого отношения. Сплочение коллектива
Ведущая: на нашем пути появились прекрасные животные, которые нам очень сильно обрадовались, но они пока еще не знают как они выглядят. Давайте им поможем... они хотят, чтобы их придумали мы сами. Учтите, что животное не должно быть похоже на животных, которые проживают на нашей территории и в других странах, а также на животных из фильмов. В конце, вы должны охарактеризовать и дать ему название (работа по командам).
Ведущая: Молодцы! Вы выполнили и это задание. И я отдаю вам второй лепесток - лепесток мудрости. Можете продолжить свой путь.
Испытание 3. «Непроходимый лес».
Дети делятся на три команды. Две команды при помощи рук изображают непроходимый лес. Третья команда должна пройти этот лес с закрытыми глазами, Когда они проходят через «непроходимый лес» дети, изображающие лес, говорят следующую фразу: «У тебя получится».
Цель: развитие уверенности в своих силах.
Ведущий: Для прохождения леса нам понадобится разбиться на три команды. Посмотрите на свои кулон-чики. Команда «Радость» собирается слева от меня, команда «Счастье» - справа, команда «Успех» - посередине. Команды счастья и радость образуют непроходимый лес. Команда успех первая проходит это испытание.
Затем, команда «Успех» меняется местами с командой «Счастье».
И, наконец, непроходимый лес преодолевают радость.
Ведущая: Молодцы! И это испытание оказалось вам по плечу. Вы заслужили Лепесток смелости, Вы прошли все 3 испытания, и пришли мы к прекрасной поляне, на которой словно лучи восходящего солнца цветут наши прекрасные цветы. Это - сардаана. Давайте сделаем друг другу на память этот прекрасный цветок, олицетворение красоты, силы, мудрости, и всего самого самого прекрасного.
Общий заключительный шеринг.
Ведущий: Какое испытание было наиболее интересным для вас?
Наиболее трудным? Что вы узнали сегодня о «силе» вашего класса? Понравилось ли вам путешествие?
В жизни бывают разные препятствия, мы не должны их бояться, должны стремиться преодолевать трудности,
В конце дети дарят друг другу цветок и все становимся на осуохай.
Ведущая: По традиции давайте все споем Осуохай.
Спасибо всем, до свидания.
Литература
1. Бородина Е.П. «Живой урок» или тысяча и одна мелочь успешной организации групповой работы на уроке // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - № 3.
2. Ермакова С.Д. Психологическое сопровождение групповой работы при вхождении в инновационную деятельность // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 1.
3. Клева кина В. П. Групповая форма обучения как способ совместной педагогической деятельности учителя и обучающихся в процессе обучения математике // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 4.
4. Коростелева И.А., Конакова В.Г. Интегрированное занятие по развитию речи и изобразительной деятельности в старшей логопедической группе // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 3.
Информация
Список опубликованных работ в журнале «Инновационные проекты и программы в образовании»,-2010.-№№ 1-6
Александрова Э.И., Воронцов А.Б. и др. Основные положения образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в свете требований Федерального государственного стандарта начального общего образования, № 3.
Ануфриева С.Р. Создание мультипликационного фильма как средство развития познавательной активности, № 5.
Ахметзянова Г.М. Создание и реализация комплексной модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения», № 1.
Ахметов М.А, Мусенова Э.А. Техники управления учебной деятельностью учащихся, № 2.
Балашова Ю.Д. Формирование профессиональной компетентности учителя на базе образовательного учреждения в условиях реализации Президентского проекта «Наша новая школа», № 5.
Басик Н.Ю., Савина О.О., Смирнова О.М. Интеграция психологии и общесгвознания в основной школе, № 3.
Баянов О.М., Токарева И.В. Школа как центр организации здоровье сберегаю щей деятельности обучающихся, № 4.
Безверхая Е.А. Использование технологий обучения для реализации стандартов третьего поколения, № 1.
Бобылева О.П., Филькина Т.Г. Школьное научное общество как возможность формирования метапредметныхумений школьника, № 6.
Бобылев П.Г., Медова Ю.В. Воспитательные возможности современного сельского социума, № 6.
Болотов В., Ковалёва Г. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников, № 5.
Борисова В.Л. Организация социального партнерства в Смоленском строительном колледже, № 3.
Варламова Ю.В., Корепанова А.А. Технология и содержание Дней качества в школе, № 5.
Велиева И.В. Гендерная диагностика в условиях детского сада, № 2.
Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции, № 1.
Выпускники, друзья, коллеги о Михаиле Михайловиче Балашове, № 2.
Габдрахманов Н.Г., Султанова Г.М. Управление процессами обеспечения качества подготовки выпускников, № 6.
Гвоздикова Е.И. Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка, № 5.
Гоглова М.Н. Профессиональный рост педагога в муниципальной образовательной системе: управленческий аспект, № 1.
Гол од нова Л. В. Инновационная и творческая деятельность учителя, № 5.
Горланова С.В. Комфортная социокультурная среда класса как средство формирования личностных и социальных умений младших школьников, № 6.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Организация внеучебной деятельности учащихся начальной и школы, № 5.
Грищенко В.Н. Современная практика воспитания в образовательном учреждении, № 3.
Давыдова Н.Н., Решетняк Л.В. Временное творческое содружество как основа деятельности кафедры начальных классов образовательного учреждения повышенного статуса, № 1.
Давыдова Н.Н., Токарева Е.В. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутри гимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000, № 1.
Деденко Н.И., Эргардт О.И. Профессиональное самоопределение учащихся как фактор качества образования в условиях профильного обучения, № 2.
Дунилова РА. Развитие осознанности чтения как средство интеллектуального развития учащихся, № 3.
Дюков В.М., Стенникова Л.С., Труш Е.В. Этапы и фазы в развитии ДОУ инновационного типа, № 6.
Ершова Г.И. Внеклассные занятия по русскому языку в третьем классе, № 4.
Железнова С.В. Что мы знаем о девочках и мальчиках?, № 2.
Заварзина Н.Н. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках географии, №4.
Зайцев В.Е., Нестерова Т.А., Чукаров В.Ф., Казакова Н.В., Лагутина Н.Т. Проектные подходы к решению проблем образовательного процесса в Смоленском строительном колледже, № 3.
Зарипова М.С., Барон С.А. Создание здоровьесберегающего пространства школы, № 4.
Зинина Т.Е. Подготовка к сочинению по личным впечатлениям. Путешествие по «Временам года, № 1.
Кайса Хууско, Корепанова А.А. Образование в Финляндии (в форме доклада), № 5.
Каманина С.В. Особенности организации учебно-воспита-тельного процесса в рамках экспериментальной модели «Шестилетняя начальная школа», № 1.
Клепиков В.Н. «Круг чтения» Л.Н. Толстого и этическая культура школьников, № 6.
Клепиков В.Н. Психол о го-педагоги чески й механизм приобщения к общечеловеческим ценностям в этическом воспитании, № 3.
Кольцова О.С. Управление качеством образовательного процесса в педагогическом колледже в условиях реализации компетентностного подхода, № 1.
Конаныхина О.М. Развитие двигательной активности младших школьников через подвижные игры, № 2.
Корепанова А.А. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по биологии и химии, № 5.
Краснощеченко И.П. Особенности образовательного пространства вуза, влияющие на профессиональное становление будущих психологов, № 3.
Кузнецов А.А. Школы обяжут заниматься внеурочной работой, № 2.
Кузьмина М.П. Урок-сомнение. Как быть?, № 2.
Куницкая С.В. Технология модульного обучения в системе здоровьесбережения и формирования образованности учащихся, № 4.
Куркова С.В. Проектная технология на уроке английского языка, № 4.
Курносенко В.И. Технология изучения природного краеведения с основами экологии, № 4.
Лазарев В.С. Модель и алгоритм деятельности школ в условиях введения новых ФГОС общего образования, № 3.
Лазарев В.С. Проекты локальных актов по введению Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, № 4.
Лере-Планд А.Н. Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду, № 6.
Лисина Г.А. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды для воспитания интеллектуальной и творческой личности в начальной школе, № 5.
Магомедов Р.М. Проектная деятельность как инновационная составляющая одной из организационных форм обучения, №3.
Макарова Н.С. «По следам предков»: занятие с учениками начальной школы, № 6.
Макарова С.И. «Все о ...числах»: урок математики в 5 классе, № 6.
Мамонтова М.Ю. Мониторинг качества учебных достижений учащихся начальной школы на основе технологии массового тестирования и статистических методов контроля и управления качеством, № 6.
Мекаева Е.А. В чём сила музыки?, № 4.
Митюхина М.Д. Создание и развитие информационно-образовательной среды для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся и педагогов, №6.