© Н.М. Сахарова, 2012
Н.М. Сахарова
ИННОВАЦИОННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Освещен опыт практической деятельности в развитии потенциала многоуровневого профессионального образования с использованием ДОТ. Раскрывается роль и значение дистанционного обучения, предоставляющего возможность получения широкими слоями населения всех регионов России качественного и мобильного образования, базирующегося на средствах инфотелекоммуникационных технологий (ИКТ). Ключевые слова: многоуровневое профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии, мобильное образование, инфо-телекоммуникационные технологии (ИКТ).
В последнее время активизируется исследовательский потенциал в использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе вузов.
В 2012 году вышел ряд дополнений и постановлений МО РФ, касающихся регламентации образовательной деятельности в области Л О в вузовской среде, состоялись конференции, круглые столы, семинары, посвященные научно-практическому и методическому аспекту данной проблемы.
Мы понимаем под информационно-образовательной средой в вузе системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей, а под образовательными услугами — обучение в рамках государственных образовательных стандартов и /или/ по дополнительным образовательным программам. Это определение вполне было бы приемлемо с понятийно-правовой точки зрения, если бы неправомочный акцент на технические средства обмена информацией на расстоянии (спутниковое телевидение и т.д.).
В этой связи хотелось бы особо подчеркнуть, что особенность ЛО, в частности, в нашем институте, не в том, что в нем представление и обмен учебной информацией (как думают особенно те, кто первоначально приобщается к этой проблеме) осуществляется исключительно с помощью средств новых ин-
формационных технологий (компьютеров, телекоммуникаций и др.). При ДО, и это важно отметить, меняется содержание всех элементов дидактической системы. ДО — это симбиоз очного и заочного обучения, использующего концепцию проблемного обучения, индивидуального подхода, деловые игры, тренинги и другие методы активного обучения. При ДО обеспечивается высокоэффективное фундаментальное обучение без отрыва от производства при очень высокой доступности и сравнительно небольшой стоимости.
Приведем определение дистанционного образования, отражающего наш взгляд на эту комплексную проблему.
Дистанционное образование — это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.
Конечно, для полного и правильного понимания сущности этого определения его необходимо, на наш взгляд, приводить вместе с определением дистанционного обучения, приведенным выше.
Анализ форм получения образования в нашем институте показывает, что дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования (также как очная, заочная, очно-заочная и экстернат) при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.
ДО, как и другие формы образования, в нашем институте реализуется в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования. В соответствии со ст. 8 (именуемой как «Понятие системы образования») Закона «Об образовании» «система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов
(ГОС, ФГОС) различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых норм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».
Более расширенное и уточненное понятие структуры системы образования приводится в Законе «О высшем послевузовском профессиональном образовании», согласно которому структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:
• ГОС /ФГОС/ и образовательных программ;
• имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;
• научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
• органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственным им предприятий, учреждений и организаций общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).
Мы основываемся на этой трактовке понятия структуры системы образования с добавлением специфических обеспечивающих подсистем, таких, как юридические, маркетинговые, система безопасности. ДО органически и неантагонистически вписывается в систему непрерывного образования и отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами.
Основу образовательного процесса при ЛО составляет самостоятельная работа в удобном месте, темпе и времени. Однако слушателю предоставляется возможность в зависимости от модели обучения (при разных вариантах обучения) общаться как с преподавателем, так и между собой. Это может происходить, как очно, так и посредством средств НИТ (электронной почты, видеоконференцсвязи, телефона).
Обучающиеся при ЛОТ оказываются в совершенно новых условиях не только потому, что могут находиться на большом расстоянии, быть занятыми производственными делами и т.п., а, главное, что им предоставлена «свобода» в обучении. Это и свободный график, гибкий выбор дисциплин и т.д. Этой «свободой» они не всегда могут правильно воспользоваться. К примеру, слушатели испытывают значительные трудности при отборе дисциплин для элективного изучения. Очевидно, что к слушателю ЛО предъявляются высокие требования к личностным качествам: настойчивости, целеустремленности, честности и др.. Они должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивированности. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыками работы со средствами НИТ.
Таким образом, обучение в системе ЛО требует определенной готовности к обучению, т.е. стартового уровня образования (определенного начального набора знаний, умений, навыков) и, кроме того, технического обеспечения рабочего места. Очевидно, что должно быть и соответствующее материально-техническое обеспечение рабочего места обучающегося. Противники ЛО часто указывают на этот факт, как на возможность создания дополнительного «имущественного» неравенства в получении образования. Поэтому для недопущения этого мы рекомендуем использовать адекватные модели обучения (например, корреспондентского), для регионов разрабатывать комплект учебных и учебно-методических и организационно-методических материалов в расчете на контингент обучаемых, который не имеет доступа к СНИТ.
С другой стороны, прогресс инфотелекоммуникационных технологий позволяет уже в обозримом будущем решить проблему доступности СНИТ. В целом, можно констатировать
тот факт, что широкое применение СНИТ при их доступности позволяет студенту перейти из объекта педагогического воздействия в субъект обучения, стать активным участником процесса ДО.
Мы полагаем, что дистанционное обучение для региональных структур по использованию ДОТ существенно расширяет образовательный потенциал:
• предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и в процессе производственной деятельности;
• обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;
• предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;
• предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения;
• предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;
• значительно расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений;
• снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;
• позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;
• позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования;
• удовлетворяет потребности страны в качественно подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих;
• повышает социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня самосознания;
• способствует сохранению приумножению знаний, кадрового и материального потенциала, накопленного отечественной образовательной системой;
• сохраняет и развивает единое образовательное пространство на территории РФ и зарубежных стран, где проживает русскоязычное население.
Основываясь на материалах многочисленных исследований в России и за рубежом, собственной практической деятельности и маркетинговых исследованиях, мы составили список потребителей СДО, которыми являются:
• лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от вузовских центров;
• специалисты уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;
• обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы;
• лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой (сельские жители, вахтовики, и т.п.),
• лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;
• лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (нуждающиеся в обучении на дому);
• субъекты и объекты пенитенционарной системы (заключенные и обслуживающий персонал);
• лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;
• иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам;
• лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;
• специалисты уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания или получить второе образование;
• талантливые и продвинутые индивиды, стремящиеся получить дополнительные знания, второе параллельное образование, пройти образовательную программу в сжатые сроки;
• различные категории специалистов, которым требуется переподготовка и повышение квалификации, в частности, преподаватели различных образовательных учреждений;
• лица, желающие выполнить специальные образовательные программы, состоящие из курсов, предоставляемых различными учебными заведениями, в том числе учебными заведениями разных стран;
• безработные и беженцы, зарегистрированные в федеральной службе и муниципальных центрах занятости.
Тот факт, что ЛО не прописано достаточно чётко, официально в законодательных документах сопряжено, по нашему мнению, в значительной мере с формальными процедурами. Поскольку элементы технологий ЛО и собственно ЛО активно используются в педагогической практике в системе образования в целом, то в данном случае можем констатировать, что практика опережает теорию и законодательно-правовую базу.
ЛО находится наиболее близко по характеристикам и некоторым организационным моментам к заочному обучению (ЗО), но имеет существенные, даже внешне заметные отличия. Например, свободный график во времени при поступлении и в процессе учебы; расширенные возможности общения с преподавателем с использованием средств новых информационных технологий НИТ, специализированные комплекты средств обучения для эффективной самостоятельной работы и др. Опыт ЗО может быть очень полезным для формирования системы ЛО, т.к. Россия имеет уникальный и содержательный опыт в этой области, гачш
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ
Сахарова Н.М. — аспирант, Институт управления и права, pedagogikanet@yandex.ru.