Научная статья на тему 'Инновационное совершенствование учебного процесса в вузе'

Инновационное совершенствование учебного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОУРОВНЕВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTI-LEVEL VOCATIONAL EDUCATION / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING / МОБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MOBILE EDUCATION / ИНФОТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / INFOTELECOMMUNICATION TECHNOLOGIES (ITT)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова Н.М.

Освещен опыт практической деятельности в развитии потенциала многоуровневого профессионального образования с использованием ДОТ. Раскрывается роль и значение дистанционного обучения, предоставляющего возможность получения широкими слоями населения всех регионов России качественного и мобильного образования, базирующегося на средствах инфотелекоммуникационных технологий (ИКТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL IMPROVEMENT PROCESS IN HIGH SCHOOL

The article highlights the practical experience in the development potential of multi-level vocational education with the use of DOT. The role and importance of distance learning, providing the possibility of the wider population of all regions of Russia and the quality of mobile education, based on the means infotelecommunication technologies (ITT).

Текст научной работы на тему «Инновационное совершенствование учебного процесса в вузе»

© Н.М. Сахарова, 2012

Н.М. Сахарова

ИННОВАЦИОННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Освещен опыт практической деятельности в развитии потенциала многоуровневого профессионального образования с использованием ДОТ. Раскрывается роль и значение дистанционного обучения, предоставляющего возможность получения широкими слоями населения всех регионов России качественного и мобильного образования, базирующегося на средствах инфотелекоммуникационных технологий (ИКТ). Ключевые слова: многоуровневое профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии, мобильное образование, инфо-телекоммуникационные технологии (ИКТ).

В последнее время активизируется исследовательский потенциал в использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе вузов.

В 2012 году вышел ряд дополнений и постановлений МО РФ, касающихся регламентации образовательной деятельности в области Л О в вузовской среде, состоялись конференции, круглые столы, семинары, посвященные научно-практическому и методическому аспекту данной проблемы.

Мы понимаем под информационно-образовательной средой в вузе системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей, а под образовательными услугами — обучение в рамках государственных образовательных стандартов и /или/ по дополнительным образовательным программам. Это определение вполне было бы приемлемо с понятийно-правовой точки зрения, если бы неправомочный акцент на технические средства обмена информацией на расстоянии (спутниковое телевидение и т.д.).

В этой связи хотелось бы особо подчеркнуть, что особенность ЛО, в частности, в нашем институте, не в том, что в нем представление и обмен учебной информацией (как думают особенно те, кто первоначально приобщается к этой проблеме) осуществляется исключительно с помощью средств новых ин-

формационных технологий (компьютеров, телекоммуникаций и др.). При ДО, и это важно отметить, меняется содержание всех элементов дидактической системы. ДО — это симбиоз очного и заочного обучения, использующего концепцию проблемного обучения, индивидуального подхода, деловые игры, тренинги и другие методы активного обучения. При ДО обеспечивается высокоэффективное фундаментальное обучение без отрыва от производства при очень высокой доступности и сравнительно небольшой стоимости.

Приведем определение дистанционного образования, отражающего наш взгляд на эту комплексную проблему.

Дистанционное образование — это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.

Конечно, для полного и правильного понимания сущности этого определения его необходимо, на наш взгляд, приводить вместе с определением дистанционного обучения, приведенным выше.

Анализ форм получения образования в нашем институте показывает, что дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования (также как очная, заочная, очно-заочная и экстернат) при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.

ДО, как и другие формы образования, в нашем институте реализуется в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования. В соответствии со ст. 8 (именуемой как «Понятие системы образования») Закона «Об образовании» «система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов

(ГОС, ФГОС) различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых норм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций».

Более расширенное и уточненное понятие структуры системы образования приводится в Законе «О высшем послевузовском профессиональном образовании», согласно которому структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

• ГОС /ФГОС/ и образовательных программ;

• имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;

• научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

• органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственным им предприятий, учреждений и организаций общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

Мы основываемся на этой трактовке понятия структуры системы образования с добавлением специфических обеспечивающих подсистем, таких, как юридические, маркетинговые, система безопасности. ДО органически и неантагонистически вписывается в систему непрерывного образования и отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами.

Основу образовательного процесса при ЛО составляет самостоятельная работа в удобном месте, темпе и времени. Однако слушателю предоставляется возможность в зависимости от модели обучения (при разных вариантах обучения) общаться как с преподавателем, так и между собой. Это может происходить, как очно, так и посредством средств НИТ (электронной почты, видеоконференцсвязи, телефона).

Обучающиеся при ЛОТ оказываются в совершенно новых условиях не только потому, что могут находиться на большом расстоянии, быть занятыми производственными делами и т.п., а, главное, что им предоставлена «свобода» в обучении. Это и свободный график, гибкий выбор дисциплин и т.д. Этой «свободой» они не всегда могут правильно воспользоваться. К примеру, слушатели испытывают значительные трудности при отборе дисциплин для элективного изучения. Очевидно, что к слушателю ЛО предъявляются высокие требования к личностным качествам: настойчивости, целеустремленности, честности и др.. Они должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивированности. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыками работы со средствами НИТ.

Таким образом, обучение в системе ЛО требует определенной готовности к обучению, т.е. стартового уровня образования (определенного начального набора знаний, умений, навыков) и, кроме того, технического обеспечения рабочего места. Очевидно, что должно быть и соответствующее материально-техническое обеспечение рабочего места обучающегося. Противники ЛО часто указывают на этот факт, как на возможность создания дополнительного «имущественного» неравенства в получении образования. Поэтому для недопущения этого мы рекомендуем использовать адекватные модели обучения (например, корреспондентского), для регионов разрабатывать комплект учебных и учебно-методических и организационно-методических материалов в расчете на контингент обучаемых, который не имеет доступа к СНИТ.

С другой стороны, прогресс инфотелекоммуникационных технологий позволяет уже в обозримом будущем решить проблему доступности СНИТ. В целом, можно констатировать

тот факт, что широкое применение СНИТ при их доступности позволяет студенту перейти из объекта педагогического воздействия в субъект обучения, стать активным участником процесса ДО.

Мы полагаем, что дистанционное обучение для региональных структур по использованию ДОТ существенно расширяет образовательный потенциал:

• предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и в процессе производственной деятельности;

• обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;

• предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;

• предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения;

• предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;

• значительно расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений;

• снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;

• позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;

• позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования;

• удовлетворяет потребности страны в качественно подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих;

• повышает социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня самосознания;

• способствует сохранению приумножению знаний, кадрового и материального потенциала, накопленного отечественной образовательной системой;

• сохраняет и развивает единое образовательное пространство на территории РФ и зарубежных стран, где проживает русскоязычное население.

Основываясь на материалах многочисленных исследований в России и за рубежом, собственной практической деятельности и маркетинговых исследованиях, мы составили список потребителей СДО, которыми являются:

• лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от вузовских центров;

• специалисты уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;

• обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы;

• лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой (сельские жители, вахтовики, и т.п.),

• лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;

• лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (нуждающиеся в обучении на дому);

• субъекты и объекты пенитенционарной системы (заключенные и обслуживающий персонал);

• лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;

• иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам;

• лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;

• специалисты уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания или получить второе образование;

• талантливые и продвинутые индивиды, стремящиеся получить дополнительные знания, второе параллельное образование, пройти образовательную программу в сжатые сроки;

• различные категории специалистов, которым требуется переподготовка и повышение квалификации, в частности, преподаватели различных образовательных учреждений;

• лица, желающие выполнить специальные образовательные программы, состоящие из курсов, предоставляемых различными учебными заведениями, в том числе учебными заведениями разных стран;

• безработные и беженцы, зарегистрированные в федеральной службе и муниципальных центрах занятости.

Тот факт, что ЛО не прописано достаточно чётко, официально в законодательных документах сопряжено, по нашему мнению, в значительной мере с формальными процедурами. Поскольку элементы технологий ЛО и собственно ЛО активно используются в педагогической практике в системе образования в целом, то в данном случае можем констатировать, что практика опережает теорию и законодательно-правовую базу.

ЛО находится наиболее близко по характеристикам и некоторым организационным моментам к заочному обучению (ЗО), но имеет существенные, даже внешне заметные отличия. Например, свободный график во времени при поступлении и в процессе учебы; расширенные возможности общения с преподавателем с использованием средств новых информационных технологий НИТ, специализированные комплекты средств обучения для эффективной самостоятельной работы и др. Опыт ЗО может быть очень полезным для формирования системы ЛО, т.к. Россия имеет уникальный и содержательный опыт в этой области, гачш

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Сахарова Н.М. — аспирант, Институт управления и права, pedagogikanet@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.