УДК 371:351.851 А.А. Борисова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Изучен феномен дистанционного обучения как инновационный процесс: организационные и технологические аспекты. Инновационные процессы в образовании, фундаментализация образования, конструкционные идеи непрерывного образования, Концепция развития единой системы дистанционного обучения влияют на качество образования.
Ключевые слова: качество образования, дистанционное обучение, инновационный процесс, фундаментализация образования, телекоммуникационные технологии, образовательные услуги, конструкционные идеи непрерывного образования, концепция развития единой системы дистанционного обучения.
щ я ерспективная система образования должна быть спо--Кж. собна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, а также самостоятельный и творческий подход к знаниям в течение всей активной жизни человека. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким слоям населения возможность получения послевузовского и дополнительного образования. По мнению специалистов "Института информатизации образования" ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:
• повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;
• обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;
• обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;
• повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования).
В настоящее время процесс информатизации общества стал одним из наиболее значимых глобальных процессов современности. Информатизация как объективная закономерность неизбежна и для России и является одним из условий успешного решения задач социально-экономического развития в стране, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация образования, которая создает материальную и методологическую основу для возникновения и развития новых форм получения образования.
В современных социально-экономических условиях одной из задач, которая стоит перед российской системой образования, является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. Исследование рынка труда в России показывает, что оформился контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования предоставить не может. Это, например:
• лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах страны, удаленных от вузовских центров;
• лица, желающие приобрести новые знания или получить второе образование;
• обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к поступлению в вузы;
• лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой и других специфических условий (сельские жители, спортсмены, вахтовики, кочевники и т.п.);
• лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;
• лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды; ра-
неные, находящиеся на излечении в госпиталях; лица, нуждающиеся в обучении на дому и т.п.);
• корпус менеджеров различного уровня, преподавателей и других специалистов, нуждающихся в переподготовке и повышении квалификации;
• субъекты и объекты пенитенциарной системы (осужденные и обслуживающий персонал исправительных учреждений);
• лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;
• уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в соответствующих службах занятости;
• иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.
Приведенные факты говорят о том, что необходимо осуществить поиск, апробацию и внедрение некоторой альтернативной, не антагонистической существующим ныне, новой формы получения образования, адекватной нарождающемуся информационному российскому обществу. Она должна в полной мере обеспечивать право на получение образования, обозначенное в Конституции РФ (Ст. 42) и в Законе об «Образовании» (Раздел 1. Ст. 5), и удовлетворять принципу гуманистичности в части того, чтобы никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Эта форма получения образования должна позволить:
• сделать высшее и другие уровни образования доступными для широких слоев населения вне зависимости от места проживания, возрастного ценза, условий жизни и работы на основе полно го равенства и в зависимости от способностей каждого и, тем самым, реализовать потребности населения в образовательных услугах, а страны - в качественно подготовленных специалистах;
• реализовать важные и конструктивные идеи опережающего и непрерывного образования, быть способной реагировать на постоянно меняющиеся запросы рынка труда;
• компенсировать сокращение государственного финансирования, усилить международную интеграцию, снять социальную напряженность, повысить социальную и профессиональную мобильность населения;
• сохранять и приумножать знания, кадровый и материальный потенциал, накопленный отечественной системой образования, полнее использовать педагогический и научный потенциал вузов, эффективно использовать существующие и перспективные средства новых информационных технологий (СНИТ) и решить ряд других социально-экономических задач.
Такой формой получения образования может стать дистанционное обучение (ДО). С начала 90-х годов российское образовательное и научное сообщество России стало обращать внимание на ДО, особенно после принятия в 1995 году Концепции о создании и развитии единой системы ДО в России. Количество образовательных учреждений, в той или иной степени использующих технологию ДО, стремительно растет. Для координации усилий в области ДО, созданы соответствующие структуры в Министерстве общего и профессионального образования РФ, Евразийская Ассоциация ДО, Ассоциация Международного образования, Центр информаци-онно-аналити-ческого обеспечения ДО, Межвузовский центр ДО РФ на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и др.
В области теории и практики ДО работают многие отечественные ученые и специалисты, каждый из которых внес в свое время дифференцированный вклад в пропаганду, организацию научных исследований и внедрение в педагогическую практику идей ДО.
Историко-педагогический анализ проблем становления и развития ДО в России и за рубежом показал, что в настоящее время в мире накоплен положительный опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В России, несмотря на кризисное социально-экономическое положение, возникает и интенсивно развивается система ДО, как в высшей школе, так и корпоративное.
Научное обеспечение процессов ДО в России подтверждается следующими фактами. Начиная с 1991 года открываются бюджетные и хоздоговорные НИР по проблемам ДО. Так, в 1993 году Госкомвуз РФ открыл несколько бюджетных НИР по темам: международный электронный университет, телекоммуникации в образова-
нии, информационные технологии в ДО, ДО с использованием средств массовой информации.
Много плодотворных идей по организации и практическому обучению с использованием технологии ДО высказано в проектах электронного университета МИЭМ, электронного ФПК, электронного факультета Центра «ИСТИНА».
Опыт зарубежной педагогической мысли, нашедший отражение в работах Д. Кигана, Холмберга, Р. Деллинга, Ф. Ведемеера, М. Мура, О. Петерса, Дж. Боата, Дж. Даниеля, К. Смита [69,70,71, 318], а также других авторов (основная зарубежная библиография по проблемам ДО содержит свыше 2000 работ) содержит обширный материал для размышлений, обобщений, поиска закономерностей и путей использования технологий ДО в российской педагогической практике, например, в части определения сущности и особенностей ДО (Р. Деллинги, А. Ведемеер), в части организации ДО как «индустриализированного и технологизированного обучения», при котором цели, содержание, средства, формы и другие элементы педагогической системы отличаются от традиционных (О. Петере) в части формирования требований к средствам обучения и характеру взаимодействия (коммуникациям) участников учебного процесса (Б. Холмберг).
Изучение материалов конференций и семинаров по проблемам ДО (в том числе постоянно действующей российской телеконференции), участником большей части которых был автор, дает наиболее оперативную информацию в области теории и практики ДО. Содержание материалов конференций позволяет отметить тот факт, что на данном этапе инициаторами и исполнителями исследований и разработок являются в своем большинстве специалисты с техническим, а не с педагогическим образованием. Это объясняется тем, что технической и информационной основой ДО являются средства новых информационных технологий, оценить возможности которых и использовать в системе образования на данном этапе может в достаточной степени специалист с инженерным образованием. Этим объясняется незначительное число чисто психо-лого-педагогических исследований в сфере ДО, эффективно проводить которые могут представители научно-педагогической общественности.
Отдавая должное выбранным направлениям исследований, объему и качеству теоретического и практического задела в обла-194
сти ДО у отечественных и зарубежных ученых и педагогов, необходимо отметить, что в них недостаточно разработаны понятийнотерминологический аппарат, классификация образовательных учреждений и моделей ДО, используемых в них, принципы и специфические элементы дидактической системы ДО. Эти вопросы попытался решить автор в предлагаемом исследовании.
Таким образом, анализ состояния вопроса в данной области показал, что в настоящее время существует потребность конкретного контингента лиц в образовательных услугах. Эта потребность на рынке образовательных услуг порождает предложение, которое проявляется в спонтанном возникновении и развитии образовательных учреждений ДО (ОУДО), в которых ведется дистанционное обучение, руководствуясь, в основном, эмпирическим опытом, при, отсутствии достаточно научно-обоснованных моделей и технологии ДО. Кроме того, становится очевидным фактом, что успешное развитие системы ДО может быть только при дидактически обоснованном использовании СНИТ (компьютеров, телекоммуникаций, систем мультимедиа и др.), являющихся материальной основой системы дистанционного обучения (СДО). Парк этих средств количественно и качественно постоянно растет и совершенствуется, предоставляя богатый набор потенциальных возможностей для обучения. Таким образом, актуальность исследования определяется потребностью научного, дидактически обоснованного предоставления многочисленным слоям населения доступных и качественных образовательных услуг, требующих научного дидактического обоснования организации образовательного процесса дистанционного обучения и использования в нем средств новых информационных технологий.
Проведенное многолетнее исследование в области дистанционного обучения автор оформил как пособие. Оно адресовано преподавателям, научным и административным работникам системы образования, аспирантам и студентам, которые интересуются инновациями в образовании. Пособие может быть применено: при разработке и реализации концепций и программ развития современного образования; при создании и совершенствовании новых организационных форм и структур в сфере образования; служить теоретическим и практическим руководством при реализации и совершенствовании технологий дистанционного обучения, а также может использоваться в качестве учебно-методического пособия по
курсам «Информационные технологии в образовании» и «Менеджмент в образовании», штеге
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ ---------------------------------------------
Борисова А.А. - зав. учебной частью РГИУ, г. Москва, соискатель кафедры экономики НОУ ВПО «Институт управления и права», anna@vusnet.ru