Научная статья на тему 'Инновационное программирование региона как фактор обеспечения инновационного развития'

Инновационное программирование региона как фактор обеспечения инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПРОГРАММЫ / СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЛАНЫ / ГОРОД / ТЕРРИТОРИЯ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гневко Виктор Андреевич

Статья посвящена основным проблемам программирования в экономике, под которым понимается система индикативного планирования, т.е. регулирования экономики на основе разработки комплексных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the main problems of programming in the economy, which is a system of indicative planning, i.e. regulation of the economy through the development of comprehensive programs that reflect the preferred option for the development of social production and the strategic vision of socio-economic policy.

Текст научной работы на тему «Инновационное программирование региона как фактор обеспечения инновационного развития»

и/г

(Шшт$сщитшое регшта

шш фактор, сс/ееяьеъемил

Статья посвящена основным проблемам программирования в экономике, под которым понимается система индикативного планирования, т.е. регулирования экономики на основе разработки комплексных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики.

Инновация, программы, стратегия, концепция, муниципальные образования, планы, город, территория, технологии.

качестве основной формы осуществления научно-инновационной политики муниципального образования может быть предложено инновационное программирование как фактор обеспечения инновационного развития. При этом могут быть комплексные рамочные или целевые программы инновационного развития, прорывные программы формирования высокотехнологичны производственных комплексов, а также стратегические планы с разделом инновационного развития или инновационные планы. Предстоит определить, а точнее обосновать и разработать конкретно для данной формы и данного региона (поскольку общие контуры понятны и набор средств обеспечения известен) необходимый статус указанных программ и планов, его функции, источники и механизмы финансирования и информационного обеспечения, механизм согласования интересов федеральных и региональных властей, науки, власти, бизнеса и общества, формы организации и управления, наделив максимальными полномочиями директоров программ и планов, чтобы они стали по-настоящему главным инструментом реализации научно-инновационной политики региона или города. В нем могли бы найти отражение перечисленные выше другие инструменты формирования научно-инновационной политики.

Программирование носит рекомендательный характер - показатели программ представляют собой общие ориентиры развития.

В свою очередь, реализации конкретизированных решений должен способствовать специальный механизм административного, социально-психологического и экономического воздействия, основой которого может выступать программно-целевой подход. Основная цель применения программно-целевого подхода состоит в установлении соотношений между целями и ресурсами при помощи программ, каждая из которых представляет собой комплекс мероприятий по реализации одной или нескольких целей развития экономики, упорядоченных в виде «дерева целей». Оценка и выбор возможных вариантов программ производятся по разным критериям с помощью специальных приемов, например программных матриц.

Формирование программ инновационного развития возможно только после разработки логических моделей достижения поставленных целей. Логическая модель представляет собой неформализованный алгоритм целенаправленных действий, позволяющих реализовать стратегию развития. Как было сказано выше, для реализации конкретизированных целей существуют специальные методы административного, социально-психологического и экономического воздействия.

Как известно, социально-психологические методы управления обеспечивают наиболее благоприятные условия роста творческой активности, стимулируют инновационную деятельность на основе нематериальной мотивации. К этой группе методов может быть отнесена продуманная кадровая политика, предусматривающая моральное стимулирование новаторов путем присвоения званий, общественного признания заслуг и т.д.

Административные методы управления, как правило, свойственны директивному руководству экономикой и сводятся к тому, что органы государственной власти стремятся определять цели, образ действия, результаты хозяйственной деятельности экономических субъектов. Наиболее сильными средствами вмешательства в экономику являются требования, нормы, лицензирование определенных видов деятельности и ограничения. Административное управление основывается на законодательной базе, способствующей (или ограничивающей) определенным видам деятельности. Большую роль в инновационном процессе играет патентная политика государства и политика стандартизации, которые выступают как составная часть административного вмешательства в рыночную среду посредством сохранения монополии на элементы новизны и регулирования унификации продукции товаропроизводителей.

Более мягкие методы соответствуют, скорее, не административному управлению, а экономическому регулированию. К подобным методам относятся предоставление льгот, льготная амортизационная политика, кредитные гарантии, страхование рисков и т.п. Экономические методы управления основаны на учете мотивационных факторов хозяйствования. Они представляют собой форму прямого или косвенного целенаправленного воздействия управляющей системы на объект управления путем изменения окружающей хозяйственной среды в направлении ориентации мотивов товаропроизводителей на выполнение поставленных хозяйственных задач. Экономические методы, как и административные, имеют в своей основе правовую базу, но отличаются от последних недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.

К прямым методам экономического управления, как правило, относят:

- инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций;

- планирование и программирование;

- государственное предпринимательство.

Косвенные экономические методы основаны на том, что органы управления прямо не ограничивают самостоятельности предприятий при принятии хозяйственных решений. Воздействие этих методов успешно, когда они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования. Среди косвенных методов управления наиболее традиционными являются:

- налоговое и амортизационное регулирование;

- кредитная и фондовая политика;

- ценовое регулирование;

- политика протекционизма.

Соотношение между административными и экономическими методами зависит от концепции управления с упором на рыночные отношения или на централизованное воздействие.

Применительно к инновационной сфере экономические методы управления являются более предпочтительными. Экономическое регулирование инновационных процессов выступает составной частью общей системы управления нововведениями в регионе и становится одним из механизмов реализации региональной инновационной политики.

На уровне муниципального образования регулирование макроэкономических показателей, таких как спрос и предложение, является мало возможным и нецелесообразным. Это обусловлено тем, что значительная часть произведенной на данной территории продукции потребляется не на внутрирегиональном, а на внешних рынках, т.е. выходит за пределы муниципального образования. Кроме того, поскольку каждое муниципальное образование в большей или меньшей степени участвует в территориальном разделении труда и специализации, на внутренние рынки поступает продукция внешнего производства, воздействовать на которую муниципальные органы власти не в состоянии. Наиболее целесообразным на муниципальном уровне является регулирование определенных видов деятельности, реализация конкретных программ и проектов, территориальных заказов и контрактов инновационного характера. Речь идет о формировании условий для создания и производства научно-технической продукции и конечных товаров, обладающих потребительской новизной и полезностью, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках; для модернизации и реконструкции действующего производства; для развития венчурного предпринимательства; для привлечения част-

ных и иностранных капиталов в инновационную сферу. Перечисленные направления и становятся объектом регулирования инновационных процессов на муниципальном уровне. Субъектами регулирования на муниципальном уровне выступают участники инновационного процесса, а также исполнители муниципальных инновационных программ, проектов, заказов и контрактов.

Таким образом, муниципальное вмешательство в хозяйственную среду должно быть нацелено на поддержку конкретных мероприятий, а также определенных видов деятельности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности местного производства и выпускаемой продукции, способствующих удовлетворению муниципальных потребностей, росту дохода местных бюджетов, решению социально-экономических проблем территории.

Регулирование инновационных процессов на территории муниципального образования сопряжено с рядом проблем, обусловленных следующими причинами:

- недостаточной готовностью органов управления к регулированию инновационного процесса в связи с неразвитостью информационного обеспечения, диагностики и низким уровнем оценочной базы подобного вмешательства в хозяйственную среду;

- утратой в ходе экономических реформ организационно-управленческих структур межотраслевого развития муниципальной экономики на прогрессивной технологической основе.

Вместе с тем сформулированные приоритеты развития промышленности на общегосударственном уровне создают почву для определения направлений государственного регулирования на региональном уровне и уровне муниципальных образований. Формирование на федеральном уровне механизмов государственной поддержки структурной перестройки экономики, фундаментальных и прикладных исследований, развития конкуренции дает возможность разработки концепции, методологии и экономического механизма регулирования инновационных процессов на муниципальном уровне.

Следует отметить, что проблема поиска удачных решений и экспериментальной отработки технологий функционирования системы местного самоуправления осознана и решается. Одним из таких вариантов стал опыт г. Заречный Свердловской области по использованию программного способа управления развитием муниципального образования. Суть его в том, что в городе организовано партнерское взаимодействие основных участников процесса развития, а базой для такого взаимодействия стала программа комплексного социально-экономического развития. Отметим, что Заречный в прошлом был закрытым городом, на его территории расположены объекты, подчиненные Минатому России, и по своим признакам он может быть отнесен к наукоградам, хотя и не имеет подобного официального статуса.

Непосредственными участниками процесса социально-экономического развития в Заречном являются:

- местное сообщество с представляющей его администрацией города;

- предприятия разных форм собственности;

- доминирующая на территории отрасль (Минатом России), представленная градообразующими предприятиями;

- субъект Федерации, представляемый органами власти Свердловской области.

Каждый из них имеет свою компетенцию, собственные интересы и амбиции, полная реализация которых в определенной степени ущемляет интересы других участников. При этом исключить кого-либо из процесса управления развитием и из круга взаимоотношений невозможно, поскольку комплексное развитие требует объединения всех ресурсов и всех возможностей. С другой стороны, это противоречие между участниками компенсируется общим интересом, а для государства и муниципальной власти - обязанностями, связанными с развитием территории. Механизмом объединения этих участников является программа социально-экономического развития города. На всех стадиях работы над программой, начиная с ее подготовки, участники реализуют свои противоречивые интересы, разрешая конфликт интересов через компромисс, который достигается постоянно с учетом потенциала влияния каждого участника. По сути, в программе реализуется самонастраивающийся механизм поиска компромиссов, которые обеспечивают объединение усилий и ресурсов, необходимых для комплексного развития.

Текущую деятельность по управлению развитием невозможно осуществить без специально выделенного функционального органа. Таким органом может быть либо администрация

муниципального образования, либо специально созданное предприятие, либо уже действующее предприятие по поручению. Конкретные формы определяются конкретной ситуацией. Опыт Заречного показал, что оптимальным для малого города вариантом является специально созданная городом территориальная компания развития. В Заречном - это Фонд развития Заречного Технополиса.

Таким образом, основными элементами технологии программного управления развитием являются собственно программа и специализированная организация, занимающаяся подготовкой программы и координацией ее выполнения.

Комплексная программа развития муниципального образования должна отвечать, по крайней мере, двум взаимосвязанным требованиям:

- программа должна следовать тенденциям развития, внутренне присущим сложной самоорганизующейся социально-экономической системе, каковой является муниципальное образование;

- программа должна быть реализуемой, т.е. реалистичной.

Главным средством для выполнения этих требований можно считать участие в программе всех основных субъектов социально-экономической деятельности на территории. Структура программы должна обеспечивать это участие. Препятствием является то, что интересы участников и формы их участия в развитии города существенно различаются. Кроме того, у каждого участника имеется своя нормативная база (или традиция) по управлению развитием. Поэтому обычная форма программы социально-экономического развития, широко распространенная в дореформенные времена и применяемая до сих пор, неприемлема в данных условиях. В то же время очевидно, что такой общеупотребительный документ, как программа развития города, должен иметь легко воспринимаемый, а значит, традиционный вид.

Сочетание этих требований привело к формированию компромиссного варианта структуры программы, главное в нем то, что комплексная программа социально-экономического развития является набором связанных и согласованных, но самостоятельных документов, каждый из которых привязан к одному или группе участников и соответствует их формальным требованиям. При этом между документами существует не только чисто формальная связь (объединение в одном пакете под общим названием, перекрестное согласование мероприятий), но и единство общей цели, связанной с развитием города.

Таким образом, состав комплексной программы формируется перечнем документов, образующих программу, и выглядит для Заречного следующим образом:

1) социально-экономическое и экономико-географическое описание территории;

2) концепция комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

3) целевая областная программа развития территории (Программа развития ТНПК «Технополис Заречный»);

4) набор муниципальных программ развития по отраслям.

Из-за различной принадлежности каждый из этих документов имеет собственные требования к процедуре его подготовки и составу. Общим требованием является ежегодное уточнение каждого документа с учетом исполнения программы и изменения ситуации. Различными для каждого документа являются порядок осуществления и принятия, а также порядок мониторинга. Краткое описание этих процедур для каждого документа дается ниже.

Социально-экономическое и экономико-географическое описание территории осуществляется на основе имеющихся статистических и иных данных с проведением анализа тенденций развития территории в целом и по отдельным направлениям. Основное требование к документу в том, чтобы выявить и сформулировать внутренние, присущие именно этому муниципальному образованию тенденции развития и наиболее рыночно привлекательные элементы.

Разработку документа осуществляет временный творческий коллектив по заказу территориальной компании развития (Фонд развития Заречного Технополиса) с использованием данных, представляемых предприятиями города, администрацией, ее органами и службами, а также органами статистики. Научно-методическое сопровождение работы осуществляет привлеченная группа ученых экспертов (специалисты-социологи, экономисты, эконом-географы Института экономики Уральского отделения Российской академии наук), работающие по

обычному контракту с Фондом развития. Выбор исполнителей работы и набор данных, на основе которых готовится документ, определяются критерием участия всех основных действующих лиц процесса развития. Приемку документа осуществляет Фонд развития. Критерием готовности (приемлемости) является достаточность данных для подготовки концепции и целевой программы. Обсуждение документа и при необходимости доработка по отдельным аспектам происходит постоянно по мере разработки этих главных документов комплексной программы, а также при их корректировках.

Концепция комплексного социально-экономического развития муниципального образования является основным документом, связывающим социальный и экономический аспекты развития города. Этот документ согласует и объединяет интересы города как социального организма с интересами государства к экономическому (а также промышленному, научному, природному) потенциалу города и его территории. При этом социальные интересы и цели населения, которые выражены в виде различных социальных программ, увязываются с целями государства, реализуемыми на территории города и выражаемыми в виде государственных программ различного статуса (целевая областная, отраслевая, целевая федеральная).

Требования к составу и структуре концепции, процедуре подготовки и утверждения соответствуют целям и задачам документа. Поэтому концепция, с одной стороны, должна быть совместима с областной целевой программой, которая имеет жесткие формальные требования к составу и содержанию, с другой - она должна быть понятна для большинства населения, содержать конкретные и ясно выраженные положения, иметь приемлемый для восприятия объем.

В силу этих требований состав и структура концепции полностью соответствуют составу и структуре целевой программы при сокращенном объеме. Концепция не сопровождается детальными экономическими расчетами. Стиль изложения и язык концепции более просты. Исходным материалом для концепции является социально-экономическое и экономико-географическое описание территории. Анализ представленных в описании данных дает основания для определения направлений экономического и социального развития города, внутренне присущих данной территории в данных условиях. Сопоставление тенденций развития собственно города как социальной системы с государственным интересом по реализации на территории государственно-значимых объектов позволяет определить взаимоприемлемые направления развития и конкретные решения по размещению объектов, объединить усилия и привлечь к работе по развитию города не только внутренние ресурсы, но и ресурсы государства.

Разработка концепции осуществляется специалистами города с привлечением сторонних экспертов. В Заречном эта работа выполняется Фондом развития с привлечением экспертов -ученых из Екатеринбурга и Москвы.

Процедура принятия концепции предусматривает поэтапное ее обсуждение. Вначале проект обсуждается на Наблюдательном совете Фонда развития, где представлен город в лице Администрации, а также государство - в лице представителей Правительства области и представителя Минатома. Именно на этой стадии формируется компромисс интересов при выборе реализации производственных и социальных проектов в условиях дефицита ресурсов. Далее проект концепции рассматривается на заседании Администрации, которая вносит его на рассмотрение Городской думы. Принятие концепции производится специальным решением Городской думы. В этом случае концепция становится основой для формирования целевой программы. Реализация положений концепции осуществляется через подготовку и выполнение целевой программы и муниципальных программ по отраслям. Концепция действует в течение срока действия очередной редакции целевой программы (3 года). При подготовке новой редакции концепция рассматривается и уточняется либо пересматривается с учетом изменений социальной, экономической или политической ситуации внутри города, в регионе или стране.

Целевая областная программа развития территории (Программа развития территориального научно-производственного комплекса «Технополис Заречный») является основным документом, объединяющим интересы участников на экономической основе. Отражая цели комплексного социально-экономического развития территории, целевая программа формально является государственным документом, отражающим планы и интересы государства по реализации конкретного проекта (проект создания и развития Технополиса), реализуемого на терри-

тории муниципального образования с участием самой территории. По сути целевая программа -это выражение государственного (областного) заказа на создание в данном случае регионального инновационного центра. Государственным заказчиком выступает Правительство Свердловской области, а исполнителем - муниципальное образование, представляемое в данном случае территориальной компанией развития (Фонд развития Заречного Технополиса).

В силу двойственности своей формальной принадлежности (являясь целевой областной, программа одновременно становится элементом программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования) целевая программа должна отвечать и тем и другим требованиям. Требования внутренние, накладываемые включением в комплексную программу развития города, в малой степени формализованы и сводятся к двум основным - реализуемости и соответствию внутренним тенденциям развития. Требование реализуемости является одним из главных для целевой областной программы, поэтому эти требования совпадают. Для выполнения второго достаточно соблюдения двух условий. Во-первых, целевая программа должна основываться на объективном анализе данных, обеспечивающих выявление внутренней тенденции развития. Во-вторых, в процессе подготовки и исполнения целевой программы должны принимать участие все основные действующие лица, определяющие процесс развития территории. Таким образом, согласование требований, обусловленных двойной формальной принадлежностью, вполне осуществимо.

Намного более серьезны требования для получения программой статуса областной целевой. Они определяются Положением о порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ развития Свердловской области. Положение определяет порядок разработки целевой областной программы, состав и требования к документам и исходным данным, порядок принятия (утверждения) программы, порядок реализации и контроля исполнения. В частности, программа должна содержать разделы:

- основание для разработки программ;

- анализ актуальности и исходного состояния проблемы;

- цели и задачи программы, сроки и этапы реализации;

- перечень мероприятий и работ по реализации программы;

- механизм осуществления программы;

- предприятия, организации - участники реализации программы;

- финансовое обеспечение программы;

- координация программных мероприятий;

- оценка эффективности осуществления программы;

- организация, формы и методы управления программой.

Каждый раздел целевой областной программы должен содержать необходимые обоснования, расчеты и пояснения. Показатели конечных результатов должны включать оценки экономического, социального, научно-технического, экологического и других эффектов. Положением предусмотрено, что организует и координирует действия разработчиков программы Государственный заказчик. Разработчиками могут являться научно-исследовательские, проект-но-конструкторские предприятия и организации, а также временные творческие коллективы.

Сопоставление требований для получения статуса областной программы с внутренними требованиями (соответствия тенденциям и всеобщего участия) осложняет задачу выбора варианта организации работ по подготовке программы. В случае Заречного был выбран вариант, когда разработчиком программы была назначена специализированная организация (Фонд развития Заречного Технополиса). Сторонние специалисты привлекались в качестве экспертов на договорной основе. При такой организации оказалось возможным привлечение к разработке программы специалистов различного профиля из научных, учебных и консалтинговых предприятий и организаций Екатеринбурга и Москвы. Однако основная работа по подготовке программы выполняется специалистами предприятий и организаций города, и в первую очередь сотрудниками Фонда развития.

Обсуждение программы происходит в два этапа и является элементом процедуры ее принятия. На первом этапе проект программы обсуждается на уровне муниципального образования с позиции заинтересованного исполнителя - пользователя. Организатором обсуждения является Фонд развития. Итоговое обсуждение проводится Наблюдательным советом Фонда

развития, в котором представлены основные участники программы, с привлечением экспертов. Результатом обсуждения становится рекомендация по внесению проекта программы для рассмотрения в Правительство области в качестве целевой областной программы развития, финансируемой из областного бюджета.

Второй этап обсуждения проводится на уровне Правительства области. Организатором его является Министерство экономики Правительства области. К обсуждению программы привлекаются специалисты и эксперты Правительства, заинтересованные представители промышленных, финансовых и управленческих кругов, ученые - специалисты в социально-экономической и управленческой сферах, а также специалисты по научно-техническим и производственным вопросам, связанным с выполнением отдельных, значимых для области проектов программы.

Именно на стадиях рассмотрения проекта программы осуществляется поиск компромисса между участниками, предлагающими свои производственные (инфраструктурные, социальные) проекты для включения в программу при ограниченном объеме ресурсов.

Итогом обсуждения в Министерстве экономики является рекомендация Правительству принять программу и включить ее в перечень целевых областных программ развития, финансируемых из областного бюджета. Принятие программы совершается решением Правительства с выпуском специального постановления. При этом программа включается в проект областного бюджета.

Контроль за выполнением программы в соответствии с областным положением осуществляет Государственный заказчик программы, который обязан направлять в Министерство экономики информацию о ходе работ по реализации программы.

Муниципальные программы развития по отраслям являются документами внутригородского уровня. Соответственно, требования к ним имеют в меньшей степени формальный характер. Основные из этих требований указаны в уставе города (Устав муниципального образования «город Заречный» Свердловской области), в котором предусмотрено, что «Городская дума принимает... программы по отдельным направлениям развития муниципального образования или по группам взаимосвязанных вопросов и направлений», К числу принимаемых в обязательном порядке относятся программы:

- социальной помощи населению;

- охраны общественного порядка;

- улучшения состояния окружающей среды;

- развития народного образования;

- развития здравоохранения.

Разработчиком муниципальных программ, как правило, является соответствующее подразделение администрации или соответствующий территориальный орган государственной власти (например, местное отделение социальной защиты или городская служба занятости) с участием представителей общественных организаций и городской думы. Для подготовки некоторых перспективных программ привлекаются сторонние специалисты (например, для программы развития народного образования - эксперты из Екатеринбурга).

Обсуждение программ производится поэтапно. Вначале разработанная программа рассматривается в соответствующей службе или подразделении администрации с привлечением заинтересованных кругов общественности. Результатом этого рассмотрения является передача проекта программы в администрацию. Затем на открытом заседании администрации проводится общественная защита программы в составе комплекса муниципальных программ. Защищенная программа выносится на заседание городской думы и после ее одобрения включается в перечень принятых к исполнению, а мероприятия - в план мероприятий администрации. Ежегодно мероприятия программы включаются в проект бюджета. Контроль за исполнением программы осуществляется постоянно - силами соответствующего подразделения администрации, а также периодически (раз в квартал) - при отчете администрации перед общественностью и городской думой.

Набор документов, входящих в состав программы развития, - это необходимое, но недостаточное условие для инициации и управления процессом развития муниципального образования в существующих условиях. Обязательным и главным элементом технологии управления

является определенная последовательность действий, которые совершают участники процесса развития. Эти действия осуществляются в рамках имеющейся законодательной и нормативной базы и включают операции по подготовке документов, входящих в состав программы.

Опыт работы, накопленный в г. Заречный, показал, что обязательными действиями для успешного применения технологии являются следующие:

- принятие в масштабах города решения о подготовке и реализации программы социально-экономического развития;

- создание организации, осуществляющей подготовку и контролирующей исполнение программы (дирекция программы) или возложение этих функций на какую-либо действующую организацию или учреждение;

- осуществление государством (субъект Федерации) патронажа деятельности, связанной с программой;

- организация участия в программе основных действующих лиц социально-экономической жизни территории;

- подготовка документов, входящих в состав программы;

- разработка и реализация механизма запуска программы.

Осуществление каждой из этих операций имеет специфический для каждого муниципального образования характер, связанный с особенностями территории и состава населения. Однако имеются общие, действующие для любого муниципального образования закономерности и соответственно правила, соблюдение которых позволяет избегать ошибок в проведении отдельных мероприятий, экономить ресурсы и время.

Особо следует выделить этап запуска программы. В Заречном этот этап был пройден в результате различных и достаточно случайных воздействий, а также в большой степени в результате самоорганизации. Очевидно, что такой, во многом неопределенный, вариант развития событий не годится в качестве элемента технологии управления развитием. Более того, весь известный нам опыт других малых муниципальных образований позволяет утверждать, что инициация системной деятельности по развитию крайне редко происходит изнутри муниципального образования, через самоорганизацию. Заречный в этом отношении, по-видимому, является исключением. Это означает, что инициация развития в сегодняшних условиях должна осуществляться извне. Очевидно, что наиболее заинтересованной стороной является государство, и в том числе субъект федерации и отрасль, имеющая интерес к данной территории. Менее очевидной, но уже проявившей себя в этом отношении силой является международное сообщество, которое активно выступает в виде различных фондов и достигает результатов иногда не менее значимых, чем государство.

Технология инициации развития извне при дефиците управляющих ресурсов имеет свою специфику. Ее описание - это отдельная задача. Тем не менее некоторые возможности следует обозначить. Их можно условно разделить на две группы: мероприятия общего плана по созданию условий для инициации развития и конкретные мероприятия по определенным регионам, муниципальным образованиям или их группам. К первым можно отнести, например, подготовку нормативной и законодательной базы; подготовку типовых документов и рекомендаций; подготовку кадров, владеющих технологиями управления развитием. Примерами мероприятий из второй группы можно считать изучение инициативы и опыта по управлению развитием, проводившееся в рамках работы по опорным зонам Миннаца; конкурс программ развития и Школа, проведенные МОНФом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все мероприятия, перечисленные выше, относятся к первому этапу работ по организации управления развитием. Фактически они сводятся к инициации процесса развития и созданию инфраструктуры для управления этим процессом. Далее необходима системная работа собственно по управлению различными социально-экономическими процессами, составляющими процесс комплексного развития. Это означает, что одновременно с решением первой задачи (инициации процесса развития) появляются новые проблемы (управления конкретными процессами), для решения каждой из которых нужна своя технология. Из опыта Заречного к числу наиболее острых проблем этого этапа относятся проблемы стратегического уровня:

- проблема управляющего воздействия на предприятия в условиях дефицита управляющих ресурсов;

- проблема регулирования социальных процессов в условиях внешней нестабильности.

И проблемы тактического уровня:

- проблема привлечения и подготовки кадров;

- проблемы управления финансовыми потоками на территории.

Текущие задачи, в том числе задачи ресурсного обеспечения, решаются в процессе подготовки и выполнения программы. Привлечение ресурсов для комплексного развития обеспечивается через выполнение специальных муниципальных проектов и программ, входящих в общую программу развития.

Работа по созданию новых социальных технологий, обеспечивающих управление конкретными процессами в рамках процесса развития, с разной степенью успеха ведется в каждом муниципальном образовании России. В Заречном эта работа встроена в системную деятельность в рамках комплексной программы. Часть технологий при этом уже реализуется в отраслевых муниципальных программах. При этом отдельные технологии могут быть созданы только на основе мирового опыта. Так, проблема управления финансовыми потоками в городе, неразрешимая при классическом понимании местного сообщества только как социального объекта, может вполне быть решена в рамках появившегося в последнее время квазифирменного подхода, когда город рассматривается как корпорация с использованием современного аппарата теории менеджмента и маркетинга. Детальное описание всех этих операций и технологий - это наша общая задача. В результате должна появиться технология, которая может составить предмет ноу-хау в специфической сфере управления социально-экономическими процессами на муниципальном уровне.

Еще одним примером применения программно-целевого подхода для управления социально экономическим развитием города является программа развития Ижевска. В отличие от Заречного Ижевск не является наукоградом, это город с развитой промышленностью, и потому к нему может быть применен подход, связанный с созданием инфраструктуры.

В настоящее время в Ижевске разработаны и реализуются следующие программы.

Генеральный план развития города Ижевска является основным градостроительным документом города Ижевска, определяющим территориальную и градостроительную концепцию развития города. Действующий генеральный план Ижевска, разработанный в 1978 г., с изменением социально-экономических условий развития утратил свою актуальность. В настоящее время научно-производственной и проектной фирмой «ЭНКО» (Санкт-Петербург) завершаются работы по созданию Градостроительной информационной системы «Генеральный план города Ижевска».

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства предусматривает мероприятия, направленные на снижение стоимости и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, обеспечение социальной защиты малообеспеченных слоев населения, совершенствование системы управления и механизма финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Целью реформы является перевод жилищно-коммунального хозяйства на рыночные, социально ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами необходимого качества и количества.

Программа поддержки и развития малого предпринимательства направлена на создание организационных и экономических условий для развития малого предпринимательства, формирование конкурентной среды. Реализация мероприятий программы способствует созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет города и насыщению потребительского рынка товарами и услугами.

Программа приватизации объектов муниципальной собственности определяла порядок приватизации муниципальных предприятий и объектов муниципальной собственности, способы приватизации, предусматривалась защита интересов работников приватизируемых предприятий.

Программа содействия занятости населения предусматривает мероприятия, направленные на трудоустройство и содействие занятости безработных граждан и незанятого населения, профессиональное обучение, поддержку предпринимательской деятельности, создание дополнительных рабочих мест, организацию временных и оплачиваемых общественных работ, психологическую поддержку безработных граждан и незанятого населения. Реализация мероприятий программы позволила значительно сократить численность официально зарегистрированных безработных.

Проект Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения «Здоровые города» реализуется в Ижевске с 1995 г. Проект, разработанный Администрацией города Ижевска, получил высокую экспертную оценку на международном конкурсе. По итогам конкурса Агентством международного развития США было выделено 100 тыс. дол. на реализацию проекта. В рамках проекта «Здоровые города» проведен городской форум по выработке Плана развития Ижевска как здорового города; подготовлен и опубликован «Профиль здоровья города»; реализуются программы: «Семейная педагогика», Программа обучения семей, Программа воспитания школьников.

Целевая программа «Развитие эндокринологической службы города» направлена на профилактику заболеваний щитовидной железы, являющейся острой медико-социальной проблемой региона. В рамках программы организован и продолжает совершенствовать свою работу специализированный эндокринологический центр.

Городская программа «Дети Ижевска» включает в себя подпрограммы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Здоровье женщины и планирование семьи», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей». Мероприятия программы направлены на снижение социальной напряженности в детской среде, улучшение физического и социального здоровья матерей и детей. В Ижевске создана сеть учреждений, через которые реализуются мероприятия программы, - это территориальные центры «Семья», клиники и кабинеты планирования семьи, Городской центр экстренной социально-психологической помощи семье и детям, Городской социальный приют для детей, Муниципальное учреждение «Кризисная семья».

Целевая программа «Развитие производства детского питания в городе Ижевске» предусматривает мероприятия, направленные на улучшение ассортимента и качества детского питания.

Городская программа «Молодежь города» предусматривает мероприятия, направленные на физическое, духовное и культурное развитие молодежи; содействие занятости; поддержку молодежных и детских организаций и объединений; воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа «Развитие муниципальных библиотек города Ижевска» предусматривает мероприятия, направленные на сохранение и развитие библиотечно-информационной инфраструктуры города, внедрение новых информационных технологий в практическую деятельность библиотек, партнерство и сотрудничество с российскими и зарубежными библиотеками.

Программа «Защита города Ижевска от наводнений» включена в Единую целевую федеральную программу «Защита городов России от наводнений». Программой предусмотрены мероприятия по строительству ограждающей дамбы и защитных сооружений на реке Иж.

Информация является необходимым инструментом управления социально-экономической ситуацией в городе, поэтому значительное внимание при разработке программ развития Ижевска уделяется процессу сбора и обработки информации.

На сегодняшний день основным источником получения информации, необходимой для анализа состояния экономики города и разработки прогноза, является система статистической отчетности. Статистическая информация, предоставляемая Государственным комитетом по статистике Удмуртской Республики, не соответствует предъявляемым к ней требованиям. Поэтому администрация Ижевска обратилась в Правительство Удмуртской Республики с предложением о создании на территории республики интегрированной информационной системы. Ее основой может стать информация Государственного комитета по статистике Удмуртской Республики, Государственной налоговой инспекции, государственных внебюджетных фондов, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Создание интегрированной информационной системы позволит наладить эффективное взаимодействие между ее участниками и создать единое информационное пространство на территории республики.

Кроме статистической информации администрация Ижевска при разработке программ развития города использует информацию структурных подразделений администрации Ижевска, Государственной налоговой инспекции по Ижевску, государственных внебюджетных фондов, Комитета по труду при Правительстве Удмуртской Республики и других организаций.

Требования к информации от структурных подразделений определяются выбранным подходом к разработке программы. При подготовке информации к Программе социально-экономического развития города структурные подразделения администрации Ижевска удели-

ли особое внимание эффективному использованию ресурсов, участию населения в реализации мероприятий программы, а также взаимодействию с органами государственной власти, с предприятиями и организациями города при реализации мероприятий Программы.

Кроме того, при разработке программ развития города используются результаты социологических исследований и опросов общественного мнения. Проводимые администрацией Ижевска совместно с высшими учебными заведениями города социологические исследования «Молодежь города», «Отношение жителей города Ижевска к здоровью», «Правовой и экономический статус женщин» предоставили необходимую информацию для формирования программных мероприятий. Регулярно Администрацией Ижевска проводятся опросы общественного мнения, которые позволяют узнать мнение населения по вопросам городского развития и оценить степень удовлетворения основных потребностей населения.

Необходимым условием реализации мероприятий программы является создание системы организационных структур, обеспечивающих контроль за реализацией и корректировкой программы. На политическом уровне это может быть исполнительный комитет программы, объединяющий представителей органов местного самоуправления, предприятий и организаций города, общественных деятелей, участвующих в реализации мероприятий программы; на рабочем уровне - система рабочих групп.

Действенным является общественный контроль: отчет о ходе реализации мероприятий программы перед населением, привлечение населения к реализации мероприятий программы, организация социально-психологической поддержки населением программы с помощью средств массовой информации.

Таким образом, инновационная программа является инструментом реализации программы становления инновационной экономики региона, в том числе федерального округа в виде рамочной программы на очередную пятилетку с комплексными приоритетами научно-инновационного процесса (базисными технологиями для нового технологического уклада), этапами становления инновационной экономики, преодоления порогов на пути инновационного развития. Тем самым произойдет смена приоритетов с отдельных критических технологий на систему преобразования технологического уклада, включая разработку комплексной государственной программы создания потенциала инновационного развития экономики и общества, программы формирования нового технологического уклада. Для разработки программы требуется проведение конкретного анализа технологического уровня отраслей и предприятий, включая строящиеся новые, потенциала инноваций во всех сферах деятельности. В основу программы должна быть положена разработка концепции и сценария перспективного экономического развития округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.