Научная статья на тему 'Трансформация концептуальных подходов к развитию инфраструктурных отраслей в экономике региона'

Трансформация концептуальных подходов к развитию инфраструктурных отраслей в экономике региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИИ / ТЕХНОПАРКОВЫЕ СТРУКТУРЫ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / INFRASTRUCTURE / INNOVATIONS / TECHNOLOGY PARKS / SCIENTIFIC-EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / INFORMATIONAL INFRASTRUCTURE / PROGRAMS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огородникова Екатерина Сергеевна, Сидоренко Михаил Михайлович

В статье рассмотрена эволюция концептуальных подходов к формированию инфраструктуры, стимулирующей инновационную активность в регионе. На основе анализа программных документов в сфере инновационного развития доказан переход от концепции создания инновационной инфраструктуры на основе обособленных технопарковых структур к концепции развития общеэкономических элементов инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Conceptual Approaches to the Development of Infrastructure Sectorsin Regional Economy

The article deals with the evolution of conceptual approaches to the formation of infrastructure that stimulates innovative activity in a region. The analysis of program documents in the field of innovative development allowed the authors to prove the transition from the concept of establishing innovative infrastructure on the basis of separate technology parks to the concept of developing general economic elements of infrastructure.

Текст научной работы на тему «Трансформация концептуальных подходов к развитию инфраструктурных отраслей в экономике региона»

industrial policy in regions

The Issue Subject 13

Трансформация концептуальных подходов к развитию инфраструктурных отраслей в экономике региона*

Понятие «инфраструктура» включает виды деятельности, создающие условия для развития основных производств. При этом критерием отнесения к составу инфраструктурных отраслей является вспомогательный, обеспечивающий характер деятельности, развитие которой предшествует более быстрооку-паемым производствам. Как правило, к отраслям инфраструктуры относят энергетику, транспорт и связь, строительство, водоснабжение, сферу услуг и др.

Стратегия инновационного развития экономики России содержит задачу формирования особого типа инфраструктуры - инновационного, целью функционирования которого является обеспечение стимулирования и поддержки компаний на различных стадиях инновационного процесса. Проведенный анализ программных документов федерального и регионального уровня в разрезе инновационного развития позволяет проследить эволюцию концепций формирования эффективной инновационной инфраструктуры.

Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. представлен широкий спектр мероприятий по повышению эффективности существующей инновационной инфраструктуры, в частности, особых экономических зон, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д. [2].

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. ставится цель создания полноценных инновационных высокотехнологичных кластеров в регионах - инновационных лидерах [10].

В Стандарте деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанном Агентством стратегических инициатив в 2011 г., подчеркивается необходимость формализованной процедуры рассмотрения вопросов раз-

вития территории, включая создание индустриальных парков и технопарков [9].

В программных документах, сформированных на уровне Свердловской области, трансформация концепции развития инновационной инфраструктуры представлена более четко.

В Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г. подчеркивается необходимость развития инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер технологий из науки в производство и комплексное развитие инновационной системы региона [12].

Законы Свердловской области «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области» и «О технопарках в Свердловской области», а также Целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области» на 2011-2015 гг.» содержат обобщенный перечень мероприятий поддержки, касающихся финансирования и использования государственного имущества соответствующими субъектами инновационной деятельности [5; 6; 8].

Наиболее детализированно концепция формирования инновационной инфраструктуры Свердловской области представлена в программных документах 2013 г.

Программа создания и модернизации на территории Свердловской области к 2020 г. высокопроизводительных рабочих мест в инновационных производствах и Концепция областной целевой программы «Развитие промышленности Свердловской области и повышения ее конкурентоспособности» на период 2014-2018 гг. включают следующий перечень мероприятий:

• создание новых промышленных площадок с подготовленной инфраструктурой;

• формирование до десяти подготовленных промышленных площадок на базе

/ 4

^ ОГОРОдникОВА Екатерина Сергеевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления бизнесом

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 251-96-53 E-mail: cmb 8@mail.ru

С

ЙгД

► Сидоренко Михаил Михайлович

Старший преподаватель кафедры управления бизнесом

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 251-96-53 E-mail: michail tsr@mail.ru

Ключевые слова

инфраструктура инновации

технопарковые структуры научно-образовательная инфраструктура транспортная инфраструктура информационная инфраструктура программы инновационного развития

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ в рамках гранта «Стратегия развития инфраструктурных отраслей как база модернизации экономики Свердловской области» (проект № 13-32-01021).

Аннотация

В статье рассмотрена эволюция концептуальных подходов к формированию инфраструктуры, стимулирующей инновационную активность в регионе. На основе анализа программных документов в сфере инновационного развития доказан переход от концепции создания инновационной инфраструктуры на основе обособленных технопарковых структур к концепции развития общеэкономических элементов инфраструктуры.

JEL classification

O18

14 Тема номера

|>

промышленная политика в регионах

^ Yekaterina s. oGoRoDNiKoVA

Cand. Sc. (Ec.) of Business Management Dept.

Urals state University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, ul. 8 Marta/narodnoy Voli, 62/45 Phone: (343) 251-96-53 E-mail: cmb 8@mail.ru

^ Mikhail M. síDoRENKo

Sr. Lecturer of Business Management Dept.

Urals state University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, ul. 8 Marta/narodnoy Voli, 62/45 Phone: (343) 251-96-53 E-mail: michail tsr@mail.ru

Key words

infrastructure innovations technology parks

scientific-educational infrastructure transport infrastructure informational infrastructure programs of innovative development

Transformation of Conceptual Approaches to the Development of Infrastructure Sectors in Regional Economy

Summary

The article deals with the evolution of conceptual approaches to the formation of infrastructure that stimulates innovative activity in a region. The analysis of program documents in the field of innovative development allowed the authors to prove the transition from the concept of establishing innovative infrastructure on the basis of separate technology parks to the concept of developing general economic elements of infrastructure.

JEL classification

O18

действующей промышленной инфраструктуры;

• проект «Уральский технополис»;

• формирование в Свердловской области территории инновационного центра, на которой в период до 2020 г. будут достигнуты показатели лучших мировых научно-технологических и образовательных центров национального масштаба [3].

Стратегия инновационного развития Свердловской области до 2020 г., принятая в мае 2013 г., содержит мероприятия по развитию институциональной инфраструктуры, в том числе научной, аналитической, испытательной, и созданию регионального научно-исследовательского центра, ответственного за сбор, систематизацию, анализ информации о появляющихся передовых технологиях и координацию деятельности по подготовке рекомендаций к формированию технологических коридоров в различных сегментах экономики [11].

Анализ программных документов позволяет сделать вывод, что первоначально концепция развития инфраструктуры, поддерживающей инновационную активность в Свердловской области, предполагала создание обособленных инновационных центров на основе технопарковых структур различного типа. Такая концепция развития инфраструктуры соответствует стратегии «инновационного прорыва», а именно развития технологий, по которым Свердловская область сохраняет мировое лидерство.

Данный подход позволил за последние пять лет сформировать определенную структуру очагов инновационной активности в Свердловской области. Объекты инновационной инфраструктуры в отраслевом и территориальном разрезах представлены в таблице.

В настоящий момент в Свердловской области работают восемь бизнес-инкубаторов, десять технопарков, четыре центра трансфера технологий, инновационно-технологический центр «Академический» и центр коллективного пользования «Современные нанотехнологии». Помимо

технопарковых структур в состав инновационной инфраструктуры Свердловской области входят подразделения вузов и Уральского отделения Российской академии наук. Как видно из таблицы, объекты инновационной инфраструктуры носят преимущественно межотраслевой характер и сосредоточены в областном центре. По управленческим округам Свердловской области представлены в основном бизнес-инкубаторы, деятельность которых направлена на оказание сопутствующих услуг для предприятий малого и среднего бизнеса, для которых инновационная деятельность не является основной.

Исключение представляет территория особой экономической зоны про-мышленно-производственного типа «Титановая долина» (г. Верхняя Салда), где широко представлена инновационная инфраструктура, сформированная на базе Уральского федерального университета: бизнес-инкубатор, технопарк, научно-исследовательские лаборатории и научно-образовательные центры [7].

Отраслевой анализ объектов инновационной инфраструктуры свидетельствует о том, что специализированные технопарки присутствуют в горно-металлургическом, машиностроительном и лесном комплексах Свердловской области. Большинство заявленных в инновационной стратегии приоритетных направлений научно-технологического развития не имеют в настоящее время объектов инновационной инфраструктуры на базе технопарковых структур регионального уровня.

На данный момент наблюдается отказ от модели инновационного прорыва, поскольку в технологически отсталой экономике инновационный прорыв невозможен - новые технологии индуцируются с помощью промышленно освоенных [1].

В Стратегии инновационного развития Свердловской области до 2020 г. данная концепция заложена в модерни-зационном сценарии развития. Основной задачей является создание современной

industrial policy in regions

The Issue Subject 15

Элементы инновационной инфраструктуры Свердловской области

место нахождения тип инфраструктуры межотраслевой Горнометаллургический комплекс Машиностроительный комплекс Лесной комплекс военно-промышленный комплекс

Екатеринбург Бизнес-инкубатор фонд поддержки малого предпринимательства «бизнес-инкубатор». свердловский областной бизнес-инкубатор г. Екатеринбурга. бизнес-инкубатор инновационных проектов урфу. бизнес-инкубатор екатеринбургской палаты товаропроизводителей. бизнес-инкубатор «СТАртлп»

технопарк региональный научно-технологический парк «уральский» международный технопарк Екатеринбурга технопарк нтпби «уральские технологии» Технопарк «Приборостроение». Технопарк-Автоматизация. Технопарк «уралмаш». Технопарк «урал-2000» уральский лесной технопарк

центр трансфера технологий цтт при уральском государственном техническом университете - упи цтт «свердловский областной центр производственной кооперации малого и крупного бизнеса». Ано уральский региональный ЩТТ, екатеринбург инновационно-трансферная компания «интелнедра»

центр коллективного пользования уральский центр коллективного пользования «Современные нано-технологии»

инновационно- технологический центр инновационно-технологический центр «Академический»

венчурный фонд уральский венчурный фонд. региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области финансово-промышленный венчурный фонд впк

нижний тагил технопарк Ассоциация инновационной деятельности технопарк «Высокогорский»

верхняя салда Бизнес-инкубатор бизнес-инкубатор муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Верхнесал-динского района

реж Бизнес-инкубатор бизнес-инкубатор «режевского фонда поддержки малого предпринимательства»

карпинск Бизнес-инкубатор бизнес-инкубатор фонда поддержки малого предпринимательства муниципального образования «город карпинск»

заречный технопарк Технопарк «Заречный»

материально-технической базы путем обновления основных фондов экономики на основе заимствований передовых технологий за рубежом. Соответственно изменилась концепция развития инновационной инфраструктуры - предполагается активная работа с отдельными отраслями общеэкономической инфраструктуры, оказывающей стимулирующее воздействие на инновационную деятельность в

регионе. Проведя группировку мероприятий, можно выделить основные отрасли общеэкономической инфраструктуры, создающие условия для инновационной активности в регионе, - научно-образовательную, транспортную и информационную инфраструктуру.

Мероприятия по формированию научно-образовательной инновационной инфраструктуры:

• поддержка политики, проводимой организациями научно-исследовательского сектора (в частности, УрО РАН и УрФУ), привлечения зарубежных исследователей в научно-образовательный сектор, привлечения высококвалифицированных специалистов предприятиями через механизмы поддержки социальной адаптации как высококвалифицированных специалистов, так и членов их семей,

16 Тема номера

Источники

1. Инновационное развитие России: стратегии, ресурсы, законодательные решения: аналит. докл. VII Байкальский экономический форум.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

3. Концепция областной целевой программы «Развитие промышленности Свердловской области и повышения ее конкурентоспособности» на период 2014-2018 гг., утв. постановлением Правительства Свердловской области 2 июля 2013 г. № 816-ПП.

4. Национальный центр по мониторингу научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. http://www.miiris.ru.

5. О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области: Закон Свердловской области от 15 июля 2010 г. № 60-0З.

6. О технопарках в Свердловской области: Закон Свердловской области от 20 октября 2011 г. № 95-ОЗ.

7. Программа развития инновационного территориального кластера на территории Свердловской области «Титановый кластер Свердловской области». http://cdrom01.economy.gov.ru/

8. Развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций в Свердловской области: Целевая программа на 2011-2015 гг., утв. постановлением Правительства Свердловской области от 11 октября 2010 г. № 1485-ПП.

9. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. http://www.asi.ru/asi_in_regions/

10. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

11. Стратегия инновационного развития Свердловской области до 2020 г., утв. постановлением Правительства Свердловской области от 22 мая 2013 г. № 646-ПП.

12. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 г., утв. постановлением Правительства Свердловской области от 27 августа 2008 г. № 873-ПП.

References

1. Russia's Innovative Development: Strategies, Resources, Legislative Solutions. Analytical Report of VII Baikal Economic Forum. [Analiticheskiy doklad VII Baykal'skiy ekonomicheskiy forum].

2. The Concept of long-term economic development of the Russian Federation for the period until 2020, approved by Government Degree of the RF of November 17, 2008 No. 1662-r. [Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomich-eskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g.].

3. The Concept of oblast goal-oriented program "Development of Industry of Sverdlovsk oblast and improvement of its competitiveness" for the period 20142018, approved by Sverdlovsk oblast Government Decree of July 2, 2013 No. 815-PP. [Kontseptsiya oblastnoy tselevoy programmy «Razvitie promyshlennosti Sverd-lovskoy oblasti ipovysheniya ee konkurentosposobnosti» na period2014-2018 gg.].

4. National centre for monitoring of scientific-technological activity and regional innovative systems. Available at: www.miiris.ru.

5. On state support of subjects of innovative activity in Sverdlovsk oblast: Law of Sverdlovsk oblast of July 15, 2010 No. 60-0Z. [0 gosudarstvennoy podderzhke subektov innovatsionnoy deyatel'nosti v Sverdlovskoy oblasti].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. On technology parks in Sverdlovsk oblast: Law of Sverdlovsk oblast of October 20, 2011 No. 95-OZ. [0 tekhnoparkakh v Sverdlovskoy oblasti].

7. Development program of innovative territorial cluster in Sverdlovsk oblast "Titanium Cluster of Sverdlovsk oblast". [Titanovyy klaster Sverdlovskoy oblasti]. Available at: http://cdrom01.economy.gov.ru/

8. Developing nanotechnology and innovations in Sverdlovskoy oblasti: goal-oriented program for 2011-2015, approved by Sverdlovsk oblast Government Decree of October 2010 No. 1485-PP. [Razvitie infrastruktury nanoindustrii i innovatsiy v Sverdlovskoy oblasti].

9. The standard of activity of executive authorities of the RF subject to ensure favourable investment climate in the region. Available at: www.asi.ru/asi_in_re-gions/

10. Strategies of innovative development of the RF until 2020, approved by Decree of the RF Government of December 8, 2011 No. 2227-r. [Strategii innovat-sionnogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g.].

11. Strategy of innovative development of Sverdlovsk oblast until 2020, approved by Sverdlovsk oblast Government Decree of May 22, 2013 No. 646-PP. [Strategiya innovatsionnogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti do 2020 g.].

12. Strategy of social-economic development od Sverdlovsk oblast until 2020, approved by Sverdlovsk oblast Government Decree of August 27, 2008 No. 873-PP. [Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti na period do 2020 g.].

промышленная политика в регионах

с учетом существенного разрыва в качестве социальных услуг в РФ и развитых странах;

• создание ведущего международного научно-образовательного и инновационного центра в Екатеринбурге;

• привлечение лучших студентов из регионов страны и других стран за счет репутации вуза и развития образовательной и социальной инфраструктуры (строительство кампуса, научно-исследовательских лабораторий и др.);

• привлечение лучших исследователей, в том числе из других стран, способных обеспечить высокий уровень проводимых фундаментальных и прикладных исследований;

• прогнозирование перспективной потребности в подготовке специалистов в разрезе направлений и специальностей подготовки по уровням образования и видам экономической деятельности, в том числе в территориальном разрезе;

• планирование подготовки молодых квалифицированных кадров по перспективным направлениям, потребности в открытии новых специальностей бакалавриата, магистратуры, аспирантуры в вузах Свердловской области;

• участие государства в разработке программ дополнительного профессионального образования, включающих получение знаний о методологии технологических коридоров, о действующих и готовящихся коридорах для конкретной отрасли, о передовых технологиях и бизнес-моделях, обеспечивающих достижение требований, установленных технологическим коридором.

Мероприятия по формированию транспортной инновационной инфраструктуры:

• сокращение экономического расстояния и повышение мобильности населения путем улучшения транспортного сообщения по направлениям Екатеринбург - Богданович, Ревда - Екатеринбург, Сы-серть - Арамиль - Екатеринбург, Асбест - Сухой Лог - Богданович, Староуткинск - Первоуральск, Верхнее Дуброво - Белоярский, Нижняя Тура - Лесной - Качканар, Серов - Краснотурьинск - Карпинск -Волчанск - Североуральск - Ивдель, а также улучшения качества дорог по направлениям Староуткинск - Первоуральск, Кушва - Верхняя Тура, Горноуральск - Нижний Тагил, Краснотурьинск - Ивдель - ХМАО, Серов - Краснотурьинск - Карпинск - Волчанск - Североуральск -Ивдель;

• перевод дорожного строительства и содержания дорог на контракты жизненного цикла;

• разработка мер по поэтапному ужесточению требований к качеству нового строительства и содержанию дорог.

Мероприятия по формированию информационной инновационной инфраструктуры:

• разработка единого информационного банка данных объектов инновационной инфраструктуры Свердловской области, доступных для привлечения резидентов;

• организация системы мониторинга и прогнозирования научно-технологического развития;

• разработка программы мониторинга научно-технологического развития области с формированием направлений мониторинга, системы показателей и методологии сбора информации.

Переход от концепции создания инновационной инфраструктуры на основе обособленных технопарковых структрур к концепции развития общеэкономических элементов инфраструктуры позволит не только стимулировать инновационную деятельность высокотехнологичных предприятий, но и успешно транслировать опыт инноваций на всю экономику региона.

Для дальнейшей реализации концепции развития инновационной инфраструктуры целесообразно в первую очередь создавать программы развития указанных отраслей инфраструктуры на региональном уровне и углублять интеграцию региональной инновационной системы и экономики региона в целом. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.