Научная статья на тему 'Инновационно-ресурсный потенциал как основа устойчивого развития сельского хозяйства региона'

Инновационно-ресурсный потенциал как основа устойчивого развития сельского хозяйства региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСЫ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIONS / POTENTIAL / RESOURCES / FARMING / MUNICIPAL ENTITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынов Александр Петрович, Кузнецова Елена Ивановна

Дано понятие инновационно-ресурсного потенциала сельского хозяйства, выполнен анализ динамики его составляющих. Проведена сравнительная оценка муниципальных образований Оренбургской области по уровню развития инновационно-ресурсного потенциала сельского хозяйства. Определены общие направления развития сельского хозяйства региона на инновационной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION-RESOURCE POTENTIAL AS THE BASIS OF STABLE FARM DEVELOPMENT IN THE REGION

The innovation-resource potential of farm development is described and the dynamics of its components is analyzed. The comparative evaluation of municipal entities of the Orenburg region by the level of innovation-resource farm potential has been carried out. The general directions of regional farm development on the base of innovations have been determined.

Текст научной работы на тему «Инновационно-ресурсный потенциал как основа устойчивого развития сельского хозяйства региона»

Инновационно-ресурсный потенциал как основа устойчивого развития сельского хозяйства региона

А.П. Мартынов, к.э.н., Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, Е.И. Кузнецова, соискатель, Оренбургский ГАУ

В современных условиях устойчивое развитие сельского хозяйства невозможно без активизации инновационной деятельности, которая является одним из факторов, обеспечивающих развитие и повышение эффективности производства в рыночной экономике. Стратегия формирования и развития инновационной системы в сельском хозяйстве направлена на то, чтобы создавать и осваивать новшества, которые позволят перейти к новой технологической структуре производства и обеспечить конкурентоспособность предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

Повышение конкурентоспособности аграрного сектора — это решение проблемы его выживания и дальнейшего развития. Глобализация экономики, давление импорта ставят проблему адаптации и устойчивого развития отечественных товаропроизводителей в число первоочередных. Очевидно, что устойчивое, стабильное развитие сельского хозяйства достижимо только на основе использования инновационных технологий. Сложность аграрного производства и его особенности предопределяют своеобразие подходов и методов управления инновационным процессом. Однако внедрение и широкое распространение инноваций на практике невозможно без соответствующей подготовки, базовой платформы. Различная степень восприимчивости к инновациям зависит от имеющегося потенциала у субъекта развития. В связи с этим необходимо дать определение понятия инновационно-ресурсного потенциала сельского хозяйства.

Под инновационно-ресурсным потенциалом сельского хозяйства, по нашему мнению, следует понимать имеющиеся на определённый момент времени возможности (ресурсы) по обеспечению достижения конкурентоспособных преимуществ за счёт реализации инновационных проектов.

По мнению В.Г. Матвейкина, С.И. Дворецкого, Л.В. Минько и др., инновационно-ресурсный потенциал сельского хозяйства включает три взаимосвязанные составляющие — ресурсную, внутреннюю и результативную [1].

Ресурсная составляющая инновационноресурсного потенциала является своего рода плацдармом для его формирования. Она объединяет следующие основные компоненты, имею-

щие различное функциональное назначение: информационные, финансовые, материальнотехнические и трудовые ресурсы. Внутренняя составляющая инновационно-ресурсного потенциала отвечает за производство инновационного продукта, его обмен, распределение, потребление и возобновление цикла инновационного процесса. Результативная составляющая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса), своего рода целевой характеристикой инновационно-ресурсного потенциала.

Информационные ресурсы инновационноресурсного потенциала призваны способствовать обеспечению технологической восприимчивости субъектов инновационной сферы и поддерживать её положительную динамику путём периодического обновления продуктов и технологий. Главной целью деятельности в данном направлении является совершенствование научно-информационного обеспечения программ и проектов в инновационной сфере на основе создания системообразующих элементов информационной инфраструктуры и формирование благоприятной экономической и правовой среды для их последующего саморазвития.

Финансовые ресурсы характеризуются совокупностью источников и запасов финансовых возможностей, которые имеются в наличии и могут быть использованы для реализации конкретных целей и заданий. Так, в Оренбургской области объёмы инвестиций в основной капитал, направленные на развитие сельского хозяйства региона, в период с 2002 по 2008 г. имеют положительную динамику (максимальный объём инвестиций составил 4428,6 млн руб. в 2008 г.). Далее наблюдается снижение данного показателя. Фактический объём инвестиций явно не обеспечивает инновационное развитие отрасли, аграрная сфера по-прежнему остаётся малопривлекательной для крупных инвесторов.

Материально-технические ресурсы, как вещественная основа развития, определяют технико-технологическую базу потенциала, которая впоследствии оказывает влияние на масштабы и темпы инновационной деятельности. Особенность инновационно-ресурсного потенциала сельского хозяйства заключается в том, что одним из основных факторов, влияющих на развитие сельскохозяйственного производства, являются

земельные ресурсы, воздействие на которые требует значительных материальных, трудовых затрат, постоянного совершенствования технологий, специальной техники, трудовых навыков работников.

В 2011 г. по сравнению с 2000 г. в Оренбургской области наблюдается существенное сокращение парка основных видов техники сельскохозяйственных организаций: тракторов — на 57,8%, плугов — на 68,0%, культиваторов — на 53,6%, сеялок — на 52,2%, зерноуборочных комбайнов — на 61,2%, кормоуборочных комбайнов — на 70,6%. Однако этот процесс нельзя оценивать только отрицательно. С одной стороны, сложная финансовая ситуация во многих сельскохозяйственных организациях не позволяет им приобретать новую технику, но, с другой стороны, современные виды сельскохозяйственных машин объединяют в себе функции нескольких устаревших агрегатов, что приводит к естественному сокращению их количества с течением времени.

Коэффициенты обновления основных средств увеличились в 2011 г. по сравнению с 2000 г. по тракторам с 1,9 до 2,2%, культиваторам — с 2,3 до 4,1%, кормоуборочным комбайнам — с 3,0 до 6,1%; сократились — по жаткам валковым с 6,2 до 3,7%, сеялкам — с 2,6 до 1,6%, зерноуборочным комбайнам — с 4,3 до 3,7%.

Трудовые ресурсы не просто выполняют обеспечивающую функцию, а выступают главной креативной силой. Рассматривая численность исследователей в области сельскохозяйственных наук, отметим, что их количество в 2011 г. по сравнению с 2000 г. сократилось на 1,2%, при этом численность исследователей, имеющих учёные степени, возросла на 23,8%, что говорит о качественном улучшении кадрового состава (табл. 1).

В 2011 г. в аспирантуру на научные специальности по сельскохозяйственным наукам принят 41 человек; к уровню 2000 г. приём в аспирантуру в целом по области составил 124,2%. В 2011 г. общая численность выпускников аспирантуры составила 31 человек, выпуск аспирантов по сравнению с 2000 г. увеличился на 10,7%.

Немаловажное значение имеет обеспеченность сельскохозяйственных предприятий трудовыми

ресурсами, их рациональное использование. Кадровые ресурсы инновационно-ресурсного потенциала характеризуются в Оренбургской области увеличением в 2011 г. по сравнению с 2000 г. среднегодовой численности занятых по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» на 3,6%.

Для определения степени внутрирегиональной дифференциации состояния и развития составляющих инновационно-ресурсного потенциала нами проведена сравнительная оценка муниципальных образований Оренбургской области с использованием многомерных статистических методов. Для того чтобы определить резервы роста показателей инновационно-ресурсного потенциала, необходимо выявить факторы, влияющие на эффективность данного процесса. Для проведения кластеризации отобраны следующие показатели, характеризующие ресурсную составляющую инновационно-ресурсного потенциала: х! — инвестиции в основной капитал, направленные в сельское хозяйство, тыс. руб.; х2 — посевная площадь всех сельскохозяйственных культур, га; х3 — посевы, приходящиеся на один зерноуборочный комбайн, га; х4 — нагрузка пашни на один трактор, га; х5 — среднесписочная численность работников, занятых в сельском хозяйстве, чел.; х6 — наличие основных фондов коммерческих и некоммерческих организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (по полной учётной стоимости на конец года), тыс. руб.; х7 — урожайность зерновых культур, ц с 1 га убранной площади.

Наилучшие результаты классификации в содержательном аспекте получены методом ^-средних при разбиении статистической совокупности муниципалитетов на три кластера. Характеристика и название элементов кластеров приведены в таблице 2.

Первый кластер содержит 17 муниципальных районов области, второй — 13, третий — 5. Наиболее представительные первый и второй кластеры, содержащие 86% единиц наблюдений исследуемой совокупности.

Критерием качества разбиения на группы (кластеры) служит соотношение внутригрупповой и межгрупповой дисперсии [3]. Согласно

1. Численность исследователей Оренбургской области в области сельскохозяйственных наук, чел. [2]

Показатель 2000 г. 2005 г. 2010 г 2011 г.

Исследователи 161 168 163 159

из них: имеют учёные степени 80 79 102 99

в т.ч.: доктора наук 16 18 29 29

кандидата наук 64 61 73 70

Численность аспирантов 87 79 115 116

Приём в аспирантуру 33 28 40 41

Выпуск из аспирантуры 28 42 24 31

Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации 12 15 15 15

2. Состав кластеров муниципальных районов Оренбургской области по уровню развития инновационно-ресурсного потенциала сельского хозяйства в 2011 г.

№ кластера Количество субъектов Состав кластера, районы

I 17 Александровский, Асекеевский, Бугурусланский, Бузулукский, Гайский, Кваркенский, Красногвардейский, Кувандыкский, Курманаевский, Матвеевский, Октябрьский, Переволоцкий, Сакмарский, Северный, Соль-Илецкий, Сорочинский, Тюльганский

II 13 Абдулинский, Акбулакский, Беляевский, Грачёвский, Домбаровский, Илекский, Новоорский, Первомайский, Пономарёвский, Светлинский, Тоцкий, Шарлыкский, Ясненский

III 5 Адамовский, Новосергиевский, Оренбургский, Саракташский, Ташлинский

Рис. - График средних значений для каждого кластера

выполненному в программе $1аЙ811са дисперсионному анализу, включённые в исследование показатели позволяют оптимально распределить муниципальные районы области по кластерам. Распределение средних значений экономических показателей для кластеров отображено на рисунке.

Типичным значением (центром) первого кластера является Красногвардейский район, наиболее удалён от его центра Сакмарский район. Субъекты, входящие в этот кластер, характеризуются средним уровнем показателей, исключение составляет низкий показатель нагрузки пашни, приходящейся на один трактор (х4), и высокий показатель урожайности зерновых культур (х7).

У муниципальных районов второго кластера наблюдаются низкие значения инвестиций в основной капитал, посевной площади всех сельскохозяйственных культур, среднесписочной численности работников, занятых в сельском хозяйстве, основных фондов и урожайности зерновых культур. Кроме того, территории, вошедшие во второй кластер, характеризуются высокими значениями посевов, приходящихся на один зерноуборочный комбайн, и нагрузки пашни на один трактор. Типичным значением

(центром) второго кластера является Шарлык-ский район, наиболее удалён от его центра Грачёвский район.

Третий кластер характеризуется высокими значениями инвестиций в основной капитал, посевной площади всех сельскохозяйственных культур, среднесписочной численности работников, занятых в сельском хозяйстве, основных фондов, урожайности зерновых культур и низкими значениями посевов, приходящихся на один зерноуборочный комбайн. Центром третьего кластера является Ташлинский район, наиболее удалён от его центра Саракташский район.

Таким образом, среди муниципальных районов Оренбургской области, на территории которых осуществляется сельскохозяйственное производство, наблюдаются существенные различия в развитии инновационно-ресурсного потенциала, что предопределяет различные подходы к формированию инвестиционной и социально-экономической политики, финансовой поддержки в каждом из выделенных кластеров.

В заключение отметим, что аграрная наука располагает достаточным потенциалом, способным обеспечить реализацию активной

инновационной политики в отрасли. Однако необходимо существенное, целенаправленное, системное содействие государства в становлении современной инновационной основы развития сельскохозяйственного производства. Особую важность приобретают меры государственной поддержки, способствующие совместным международным исследовательским проектам, распространению технологий и мобильности персонала, обеспечивающие формирование технологических возможностей в долгосрочной перспективе, осуществление адекватной поддержки фундаментальных исследований.

На сегодняшний день централизованная политика государства посредством формирования нормативно-правовой базы определяет достаточно чёткую логику ведения аграрного бизнеса. Понимание сущности инновационного процесса в аграрной сфере имеет принципиально важное научно-практическое значение в связи с определением в Федеральном законе от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» развития науки и инновационной деятельности в АПК одним из основных направлений государственной аграрной политики. Помимо этого принята государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы». Анало-

гичная программа утверждена на 2013—2020 гг., созданы инвестиционный и венчурный фонды, осуществляется развитие кредитной системы, принимаются меры по совершенствованию отраслевых лизинга и страхования, снижается налоговая нагрузка на сельскохозяйственные организации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.12.2011 г. № 2227-р утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., на реализацию которой направлена соответствующая госпрограмма. В ней на финансирование технической и технологической модернизации из средств федерального бюджета предусмотрено почти 24 млрд руб.

Развитие инновационно-ресурсного потенциала, структурно и функционально объединяющего научные, кадровые, производственные, а также финансовые ресурсы, позволит обеспечить эффективное, конкурентоспособное развитие сельского хозяйства на инновационной основе.

Литература

1. МатвейюшВ.Г., Дворецкий С.И., МинькоЛ.В.идр. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. М.: Издательство «Машиностроение-1», 2007.

2. Научный и инновационный потенциал Оренбургской области: аналитический материал / Оренбургстат. Оренбург, 2011. 40 с.

3. Симчера В. М. Методы многомерного анализа статистических данных: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2008. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.