Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9 (147). Экономика. Вып. 20. С. 105-107.
Г. А. Ярин
ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
промышленного предприятия
Показывается, что инновационно-инвестиционная стратегия — это программируемый результат интеллектуального труда.
Ключевые слова: инновационно-инвестиционная стратегия, результат интеллектуального труда, промышленное предприятие.
В общем виде стратегия предприятия — это генеральный план или программа, осуществляемая руководством в какой-либо области деятельности (технической, финансовой, социальной, внешнеэкономической и др.) по достижению важнейших целей. Основные модели стратегий получили дальнейшее развитие в зависимости от целей:
— стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение целей;
— стратегия — совокупность взаимосвязанных решений, определяющих приоритетные направления ресурсов и усилий предприятия по реализации его миссии;
— стратегия — набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности;
— стратегия — общее направление действий, которого руководитель организации намерен придерживаться для достижения целей компании;
— стратегия определяется как долгосрочная программа действий, предполагающая такое распределение ресурсов, которое обеспечивает позиционирование компании в соответствии с сильными ее сторонами, создание конкурентных преимуществ, организационной стабильности и рентабельности;
— стратегия — генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения;
— стратегия — соединение сил и ресурсов предприятия для достижения выбранных целей;
— стратегия — план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей;
— стратегия — детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение целей;
— стратегия — конкретные пути развития предприятия исходя из динамики внешней среды посредством формулирования долгосрочных целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу;
— стратегия — направление или сфера деятельности, которые дают организации преимущества в долгосрочной перспективе, исходя из структуры ресурсов, учитывая изменения в деловой окружающей среде для того, чтобы достичь целей организации и удовлетворить ожидания акционеров;
— стратегия — совокупность пяти определений, пяти «П »: план, направление развития; принцип поведения, следования определенной модели поведения; позиция, расположение определенных товаров на конкретных рынках; перспектива, основной способ действий организации; прием, особый маневр с целью обмануть, запутать, перехитрить конкурентов;
— стратегия — набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы.
В зависимости от уровня управления различают стратегии операционные, функциональные, деловые, корпоративные.
Инновационно-инвестиционная стратегия предприятия — это программируемый и обоснованный результат интеллектуального труда субъекта управления; приоритетом стратегии является формирование конкурентных преимуществ.
Результатом интеллектуального труда являются инновации, которые признаются интеллектуальной собственностью гражданина или юридического лица.
Под интеллектуальной собственностью мы понимаем понятие, используемое для обозначения
прав, относящихся к интеллектуальной деятельности, в данном случае — научной. Под объектами интеллектуальной собственности понимаются охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности:
— ноу-хау — права на технологические, технические, организационные, финансовые, управленческие, коммерческие и другие объекты;
— объекты авторского права — учебники, учебные пособия, научные публикации (монографии, статьи), программы для ЭВМ, базы данных, произведения литературы, искусства;
— объекты промышленной собственности — изобретения, знаки обслуживания, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, наименования мест происхождения товара.
Интеллектуальная собственность характеризует правовой подход и не позволяет в полной мере раскрыть (оценить) экономический аспект инноваций. Объекты интеллектуальной собственности отражены (зафиксированы) в бухгалтерском балансе как нематериальные активы, понимаемые также как интеллектуальные активы. Чтобы использовать объекты интеллектуальной собственности в производстве, нужны знания, умения и навыки персонала предприятия. Сумма знаний всего персонала предприятия формирует интеллектуальный капитал предприятия. Таким образом, интеллектуальный капитал — это более широкое понятие, включающее интеллектуальные активы, а основой интеллектуальных активов является интеллектуальная собственность. Другими словами, интеллектуальный капитал предприятия формирует организационный капитал («гудвилл»), то есть неидентифицированные нематериальные активы, и интеллектуальную собственность, то есть идентифицированные нематериальные активы. Иерархия ценностей от высшего к низшему следующая: интеллектуальный капитал ^ интеллектуальные активы ^ интеллектуальная собственность1 .
Непосредственно интеллектуальный труд измерить невозможно, а вот результаты интеллектуального труда можно определить.
Отличительную особенность нашего определения инновационно-инвестиционной стратегии
1 Ярин, Г. А. Экономика фирмы: инновации и инвестиции, прибыль и оплата труда, инновационно-инвестиционная стратегия, оценка финансовой устойчивости : учебник ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. С. 306.
(«программируемый результат интеллектуального труда субъекта управления») от общеизвестных проиллюстрируем на примере. Возьмем предприятие, на котором до внедрения нового оборудования трудилось 100 чел. Годовой выпуск и реализация продукции составляли 60 млн р., из которых амортизация основного капитала — 7,4 млн р., единый социальный налог — 4,6 млн р., оборотный капитал (сырье, материалы, энергия, топливо и др.) — 20 млн р., оборотный капитал на оплату труда (при средней заработной плате 15 тыс. р./мес.) — 18 млн р. Произведенная и реализованная прибыль, являющаяся формой распределения прибавочной стоимости (продукции), составила 10 млн р., то есть норма прибыли 20 %.
В результате внедрения роботизированной технологии в технологическом процессе стали принимать участие 30 чел. Качество продукции не изменилось, цена осталась прежней, объем производства сохранился на уровне 60 млн р., из которых амортизация основного капитала и нематериальных активов — 10,2 млн р., единый социальный налог 1,8 млн р., оборотный капитал (сырье, материалы, энергия, топливо и др.) — 20 млн р., оборотный капитал на оплату труда (при средней заработной плате 20 тыс. р./ мес.) — 7,2 млн р. Произведенная и реализованная прибыль составила 20 млн р., то есть норма прибыли 50 %. Таким образом, масса прибыли возросла в 2 раза, производительность труда — в 3,3 раза, оплата труда — на 33 %. Отсюда следует, что источник прибыли — отнюдь не эксплуатация рабочей силы, а интеллектуальный труд, воплощенный в роботизированной технологии (рисунок).
а) до внедрения инноваций
Материальные затраты 20 ЕСН 4,6 АО 7,4 Фонд оплаты труда 18 Прибыль 10
б) после внедрения инноваций
Материальные затраты 20 ЕСН 1,8 АО 10,2 Фонд оплаты труда 7,2 Прибыль 20
Механизм создания экономической прибыли интеллектуальным трудом (млн р.):
ЕСН — единый социальный налог;
АО — амортизационные отчисления
Обратим внимание на то, что заработная плата до внедрения инновации составляла 15 тыс. р./ мес, а после внедрения высокотехнологич-
ного оборудования, когда труд стал более квалифицированным, заработная плата возросла до 20 тыс. р./мес.
Из примера видно, что инновации являются результатом интеллектуального труда. Прежний взгляд — «интеллектуальный труд создателей новой техники (оборудования), если она (новая техника) по качеству превосходит аналоги, создает экономическую прибыль для создателей оборудования, но никак не для потребителей оборудования. Эта экономическая прибыль создателей машин может заключаться в более высокой цене, обоснованной экономическим эффектом, получаемым потребителем за период использования высококачественного оборудования». Мы отстаиваем иную точку зрения: новое оборудование, в котором воплощена идея (интеллектуальный труд изобретателя), функционируя (работая на предприятии), не только амортизацией восстанавливает свою стоимость,
но и создает часть экономической прибыли для предприятия — потребителя нового оборудования. Причем чем производительнее новое оборудование и чем выше качество создаваемых товаров по отношению к предыдущему уровню, тем больше создаваемая экономическая прибыль. Такая точка зрения логична, иначе зачем предприятию — потребителю нового оборудования покупать это оборудование по такой цене, в которую заложен весь экономический эффект за период его использования? В цену нового оборудования включается только часть экономического эффекта, получаемого предприятием-потребителем этого оборудования.
Данное положение соответствует общему принципу: функционирующий капитал создает прибыль. Мы считаем, что часть экономической прибыли создают также интеллектуальный труд менеджмента предприятия и все виды умственного труда.