Научная статья на тему 'Инновационная модель организации непрерывной профессиональной подготовки специалистов'

Инновационная модель организации непрерывной профессиональной подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моложавенко Вера Леонидовна, Ларченко Ирина Николаевна, Омелъченко Игорь Николаевич

Одно из направлений современной государственной политики ориентирует профессиональное образование на непрерывность подготовки компетентных специалистов. Включение в состав университета образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы разных уровней обеспечивают качественную подготовку специалистов с начальным и средним образованием, что является востребованным на региональных российских рынках труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моложавенко Вера Леонидовна, Ларченко Ирина Николаевна, Омелъченко Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель организации непрерывной профессиональной подготовки специалистов»

УДК 378.1

В. Л. Моложавенко, И. Н. Ларченко, И. Н. Омельченко

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Включение в состав университета образовательных учереждений, реализующих професиональные образовательные программы разных уровней, требует принятия новых организационно-управленческих и финансовых решений. Для удовлетворения потребностей всех социальных групп населения региона структурно-содержательные изменения в университете позволяют сформировать сеть подразделений, ориентированных на обеспечение нового качества образовательных услуг.

Создание в университете модели непрерывного образования на базе присоединенных федеральных образовательных учреждений позволяет получить социально-экономический эффект за счет: развития в университете и регионе новой интеграционной системы подготовки специалистов всех образовательных уровней; совершенствования, модернизации и эффективного использования материально-технической и учебно-методической базы университета и присоединившихся структурных подразделений.

Экономический эффект достигается за счет реализации территориально-отраслевого принципа — реализации профессиональных образовательных программ всех уровней, эффективной концентрации кафедр и специальностей высшего и среднего профессионального образования.

Создание модели непрерывной подготовки специалистов, как и любая производительная деятельность, требует материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, при этом интеллектуальные ресурсы имеют важнейшее значение. К числу важнейших интеллектуальных ресурсов следует отнести новые знания, новые инновационные образовательные технологии, инновационные приемы и методы организации управления, предпринимательский потенциал, инновационную грамотность и культуру кадров всех уровней.

Общей тенденцией является идея реализации новой «инновационной» идеологии организации образовательного пространства на основе формирования конкурентоспособности как в сфере реализации образовательных услуг, так и во взаимодействии с региональными предприятиями и организациями.

Для функционирования образовательной модели непрерывной подготовки специалистов, необходимо создать ряд условий. В данном случае под условиями следует понимать внешние, четко регулируемые и задаваемые

организационно-управленческие ситуации, в которых непосредственно осуществляется инновационная образовательная деятельность и внутренние (мотивационные) условия, способствующие реализации новой «инновационной идеологии».

Организационно-управленческие условия — посредством реализации функций управления (планирование, организации, руководства, контроля, стимулирования) обеспечивается достижение результата и оказывается мотивирующее воздействие на реализацию новой «инновационной идеологии».

Модернизационно образовательные условия - осуществление непрерывного учебно-методического обеспечения инновационной направленности образовательных программ, модернизации материально-технической базы, повышения квалификации педагогических и инженерно-педагогических кадров.

Мотивационно-стимулирующие условия - создание необходимой для реализации «инновационной идеологии» атмосферы в педагогических коллективах структурных подразделений непрерывного профессионального и средне - профессионального образования (НПО и СПО), обеспечение реальной возможности для позитивного инновационного выхода. Развитие у преподавателей и инженерно-педагогических работников мотивации на «предпринимательскую (инновационную) деятельность».

Задачи функционирования модели непрерывного образования предполагают: 1) модернизацию образовательного пространства, изменение существующего подхода к содержанию подготовки специалистов; 2) формирование кадрового ресурса для обеспечения реализации инновационной образовательной программы; 3) создание объектов инновационной образовательной инфраструктуры; 4) развитие предпринимательского (инновационного) потенциала образовательного процесса структурных подразделений (рис. 1).

Рис. 1. Инновационная модель функционирования структурного подразделения

Создание университетского комплекса включает несколько этапов.

Первый - подготовительный - разработка стратегии инновационного развития в структурных подразделениях университета. Переход к «инновационной» стратегии развития. Реализации основных положений инновационной образовательной программы. Модернизация образовательного пространства. Создание системы кадрового обеспечения реализации инноваций. Создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры. Результаты - готовность преподавателей и администрации структурных подразделений к переходу в экспериментально-инновационный режим деятельности.

Второй - практический - стимулирование инновационной образовательной деятельности. Построение инновационной образовательной инф-

раструктуры. Разработка механизмов коммерциализации результатов образовательной деятельности.

Основой концептуальной непрерывной профессионализации выступает диверсификация образования, как разнообразие, вариативность профессиональной подготовки. Актуальной становиться модель, наиболее полно обеспечивающая интеграцию образовательных уровней внутри учебного заведения, способствующая превращению образовательной организации в многопрофильный, многоуровневый образовательный центр.

Диверсификационная инновационная образовательная модель «системной интеграции» представляет собой локально объединенные в единую образовательную систему, иерархично взаимосвязанные между собой и взаимодополняющие друг друга образовательные элементы (образовательные уровни).

Основу такого объединения составляет максимальная, содержательно-организационная интеграция профессиональных образовательных программ, предполагающих создание в рамках структурного подразделения: предпро-фильных, профильных классов по направлениям профессиональной подготовки учебного заведения; отделений, реализующего профессиональные образовательные программы начального профессионального образования; отделений, реализующего профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования; кафедр, ориентированные на реализацию профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования; городских центров профессиональной подготовки, профессионального мастерства, повышения профессиональной квалификации выпускников образовательной организации.

Реализация диверсификационной компетентностно-концентрической образовательной модели структурного подразделения НПО и СПО предполагает: расширение «образовательного поля» структурного подразделения; создание подструктур, обеспечивающих реализации инновационно-образовательной деятельности структурного подразделения; содержательное (учебно-методическое) и организационное согласование и «стыковку» профессиональных образовательных программ, их преемственность.

Обеспечение естественного «выхода» из одной профессиональной образовательной программы и естественный «вход» в другую, системное методологическое сопровождение и рефлексию процесса локальной диверсификации профессорско-преподавательским корпусом университета и инженерно-пе-дагогического состава структурного подразделения.

На рис. 2 показаны «относительно» замкнутые и интеграционно взаимосвязанные между собой образовательные элементы модели - образовательные уровни НПО, СПО, высшее профессиональное образование (ВПО), дополнительное профессиональное образование (ПДО). Каждый образовательный уровень составляет основу для освоения следующего.

Модель расположена в системе региональных координат, где ось у - конкретные потребители образовательных услуг структурного подразделения (родители, региональные промышленные предприятия и организации и т. д.), ось х - представляет собой диверсификационный образовательный процесс структурного подразделения. В схеме модели пунктирными двухсторонними стрелками показаны вариативные траектории входа в систему образовательных уровней подразделения и возможность выхода.

Локальная, диверсификационная инновационная образовательная модель «системной интеграции» - обеспечивает пересечение «интересов», на каждом образовательном уровне, конкретных потребителей образовательных услуг и тех, кто их предоставляет. Диверсификационная инновационная образовательная модель «системной интеграции» представлена на рис. 2. Вектор (Ж в системе региональных координат - представляет собой «идеальный путь» восхождения учащегося и студента к профессиональному мастерству. Вектор (Ж показывает последовательное формирование активной позиции личности в структурном подразделении от жизненного и профессионального самоопределения - к осуществлению профессионального выбора (абитуриент) - к становлению в качестве субъекта профессиональной подготовки (учащийся, студент) - к самовоспитанию, самореализации и успешности в профессии (профессионал).

Методологическое поле сопровождения системной внутренней интеграции

Образовательный процесс

Рис. 2. Диверсификационная инновационная образовательная модель структурного подразделения НПО и СПО

Координатное развертывание модели, обеспечение пересечения «интересов» в методологическом поле, основными субъектами которого являются

профессорско - преподавательским корпус университета и инженерно-пе-дагогический состав структурного подразделения.

Организационная структура управления инновационно - образовательной деятельностью в структурных подразделениях НПО и СПО должна быть основана на планировании и организации взаимосвязей между вновь созданными инновационными подструктурными объектами и инновационно -активными рабочими творческими группами, коллегиальными органами управления учебной и инновационной деятельностью в подразделении.

Формирование инновационных подструктурных объектов в структурных подразделениях НПО и СПО предполагает следующие изменения.

На уровне всех структурных подразделений НПО и СПО.

Первое направление — создание коллегиального органа управления развитием всех подразделений НПО и СПО университета - «Совета директоров».

Содержание деятельности совета реализуется через следующие направления работы: выработка рекомендаций для определения общих подходов и стратегии инновационного развития начального и среднего профессионального образования в университете; разработка предложений, касающихся развития предпринимательского (инновационного) потенциала образовательного процесса структурных подразделений с учетом социально-экономической особенности региона; развитие «вертикальной» и «горизонтальной» интеграции в системе «ПП-НПО-СПО-ВПО» для обеспечения функционирования и развития системы многоуровневого профессионального образования; развития воспитательного потенциала структурных подразделений за счет внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс структурных подразделений; создание системы стимулирования деятельности структурных подразделений, вносящих наибольший вклад в инновационное развитие университета; содействии развития международных связей; координация деятельности в развитии материально-технической базы структурных подразделений; взаимодействие с НИИ университета, фондами, Советом директоров Тюменской области.

Второе направление — организационно-методическая деятельность — организация конференций, семинаров, конкурсов и других мероприятий по проблемам развития начального и среднего профессионального образования в университете; проведение экспертизы учебных планов, программ, учебно-методической продукции, разработанных преподавателями структурных подразделений; участие в формировании контрольных цифр приема, координация деятельности по профессиональной ориентации выпускников; организация и проведение конкурсов «Преподаватель года», «Лучший по профессии»; возбуждение ходатайств о представлении в установленном порядке к награждению государственными или отраслевыми наградами сотрудников, руководителей структурных подразделений.

Третье направление работы - формирование кадрового ресурса в структурных подразделених: формирование системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников структурных подразделений; формирование в структурных подразделениях региональной системы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда, предприятий и организаций региона, образовательными запросами населения.

Третье направление на уровне структурного подразделения включает создание:

1. постоянно-действующих инновационно - активных творческих групп, как на уровне заместителей директоров образовательной организации, так и на уровне функциональных служб, методических объединений преподавателей и инженерно-технических работников, студентов подразделения и работодателей. Содержание работы таких групп направлено на совместное обсуждение и принятие идей инновационного развития структурного подразделения;

2. инновационно-экспертного совета, имеющего статус постоянного, коллегиального, инновационного органа, деятельность которого предполагает оценку качества профессиональных образовательных программ (ПП, НПО, СПО), анализ актуальности внедрения инновационных технологий в образовательный процесс структурного подразделения, качества учебно-методических разработок преподавателей и инженерно-педагогических работников. В состав совета могут входить представители творческих групп всех уровней управления.

В организационной структуре управления инновационно - образовательной деятельностью следует выделить уровни стратегического, тактического управления и уровень взаимодействия с региональными предприятиями и организациями.

Каждый обозначенный уровень организационной структуры имеет инновационный потенциал, инновационные подструктурные объекты.

Первый уровень - стратегического управления - предполагает появление инновационных подструктурных объектов: «инновационно-экспертного совета структурного подразделения» и инновационно-творческой группы. Подструктурные объекты разрабатывают основные направления инновационно - образовательной деятельности структурного подразделения. Осуществляют свои функции на основе Положения «Об иновационно-экспертном совете подразделения». В состав совета входят представители инновационно-творческих групп всех уровней управления.

Результатом деятельности стратегического 1-го уровня управления будет выступать: стратегический план развития инновационно - образовательной деятельности структурного подразделения - как результат деятельности творческой группы; педагогические советы, совещания при директоре

по инновационно - образовательным проблемам развития учебного заведения; рабочие программы по дисциплинам СПО, учебно-методические пособия преподавателей, программы производственного обучения и производственной практики; должностные инструкции заместителей директора, включение в содержание деятельности инновационно - образовательного направления по профилю.

Второй уровень - тактический - представлен функциональными службами и методическими объединениями преподавателей и инженерно-педагогических работников структурного подразделения, студенческими группами, осуществляющими непосредственную разработку и внедрение инновационно - образовательной политики структурного подразделения. Предполагается создание на данном уровне инновационно - творческих групп по внедрению инновационно - образовательных разработок в образовательный процесс образовательной организации.

Результатом деятельности тактического уровня управления будут выступать новые подструктурные объекты: предметно-цикловые комиссии (ПЦК) по реализуемым направлениям СПО (вместо методических объединений преподавателей). Предметно цикловые комиссии позволят расширить границы методической компетентности преподавателей, включить в нее научные и инновационные аспекты деятельности; кафедры на базе структурных подразделений. Сотрудничество с существующими кафедрами университета по новым специальностям: 150203 «Сварочное производство», 260502 «Технология продукции общественного питания»; 130503 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», 130504 «Бурение нефтяных и газовых скважин», 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», 140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»; 080302 «Коммерция (по отраслям)», 080402 «Товароведение (по группам однородных товаров)», 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»; творческие группы по разработке методического обеспечения новых специальностей.

Третий уровень - уровень взаимодействия с региональными предприятиями и организациями. Предполагается разработка и апробация моделей интеграции учебной и инновационной деятельности с профильными предприятиями и организациями.

Результат деятельности 3-го уровня управления организация : совместные образовательные центры по подготовке специалистов по реализуемым образовательным программам НПО и СПО на базе региональных предприятий и организаций для совместного проведения производственного обучения учащихся на базе торговых мегацентров, акционерных обществ.

Программы целевой подготовки специалистов по профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования как

базового, так и повышенного уровня (при наличии стандарта СПО по данному уровню) внедряют: Технологическом колледж ТюмГНГУ- 150203 «Сварочное производство», 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 260502 «Технология продукции общественного питания»; Политехническом колледж ТюмГНГУ - 130503 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», 130504 «Бурение нефтяных и газовых скважин», 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», 140613 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»; Торгово-экономический колледж ТюмГНГУ - 080302 «Коммерция (по отраслям)», 080402 «Товароведение (по группам однородных товаров)», 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Сеть стратегического партнерства включает формирование пакета долгосрочных договоров с предприятиями и организациями по предоставлению базы для производственной практики студентов по вновь реализуемым специальностям СПО; отработка подходов опережающего планирования специалистов для конкретного предприятия и организации; отработка компетенций, необходимых работодателям; коммерчески выгодное использование результатов образовательной деятельности производственного обучения и производственной практики учащихся и студентов профильными предприятиями и организациями - партнерами структурных подразделений НПО и СПО.

Созданный в рамках деятельности заместителя директора по производственному обучению и производственной практики подструктурного объекта «Центр взаимодействия с рынком труда» ориентирован на осуществление стратегического анализа востребованности выпускников НПО и СПО, разработку предложений по развитию их конкурентоспособности, независимой оценки качества подготовки специалистов (рис. 3).

Содержание организационно-управленческих способов деятельности определяется системой управления, построением организационной структуры подразделения. Организационно-управленческие способы деятельности направлены на развитие инновационного потенциала структурного подразделения и реализуются через основные функции управления - планирование, организацию, руководство и контроль.

На уровне планирования предполагается: разработка и реализация плана инновационно - образовательной деятельности структурного подразделения, включение в план раздела, ориентированного на разработку и внедрение инновационных идей; включение в план работы структурного подразделения критериев, ориентирующих педагогический коллектив на разработку и внедрение инновационно - образовательных разработок в учебный процесс организации. На уровне организации необходимо: осуществить корректировку функциональных обязанностей, включить в содержание

направлений деятельности субъекта управления инновационно - образовательного направления.

На уровне руководства предполагается: ориентация на внедрение инноваций при реализации функции руководства; ориентация на самостоятельное принятие решения, привлечение инженерно-педагогических работников к выполнению управленческих функций, актуализация позиции «попробуйте»; принятие коллективных решений; актуализация отношения сотрудничества в структурном подразделении; внедре ние информационно - кол-сандинговой системы, ранжирование информации.

Политсэшичекий

колледж

Торгово-

экономический

Технологический

колледж

Технологический колледж,'Технический лицея » Ялуторовск Филиале г.Злаодоуговсх

Машиностроительный техникум

Стратегическая цель реализации инновационной образовательной программы программы

Задачи реализации программы инновационной деятельности

1. Совместные образовательные центры.

2. Программы целевой подготовки специалистов на комнетешностной основе.

3. Развитие сети стратегического партнерства.

4. Коммерчески выгодное использование результатов образовательной деятельности производственного обучения и производственной прэсгакн. ръ*<Центр взаимодействия с

нком труда». Маркетинговые исследования в области подготовки специалистов.

Комплекс

мдптфутпсгтипиятга.дт.пс

организаций и предприятий города

Производственные

региональные

структуры

Профильные региональные организации и предприятия

Центры занятости таселення

Лизинговые компании

1

Рис. 3. Организационно-управленческие способы деятельности

На уровне контроля возможно: осуществление перехода в режим самоанализа деятельности; обобщение данных результатов инновационно -образовательной деятельности инженерно-педагогических работников и преподавателей, студентов в разных формах; коллегиальное обсуждение результативности разработки и внедрения инновационных идей; освоение маркетингового принципа управления.

В системе рыночных отношений деятельность субъектов строиться на маркетинговой концепции, основной идеей является ориентация на потребителя, на рынок. Маркетинговая деятельность в структурных подразделениях предполагает организацию и управление исследовательской и инновационной инфраструктурой, основанной на изучении состояния и перспектив развития рынков товарной и научно-технической продукции.

Организация университетского комплекса позволило получить «систему эффектов»: повысилось качество подготовки специалистов социальным, экономическим и культурным запросам региона к конкретным требованиям работодателей; вовлечение инженерно-педагогический состав в инновационный процесс структурного подразделения повысило их профессиональную компетентность; повысилась эффективность использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов подразделений, созданы предпосылки для развития материально-технических ресурсов; повысились условия и возможности для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, имеющие федеральный, региональный, межрегиональный и отраслевой уровень; повысилась роль университетского комплекса в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии города и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.