Научная статья на тему 'Инновационная деятельность образовательных организаций на примере реализации социального партнерства'

Инновационная деятельность образовательных организаций на примере реализации социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Екатерина Сергеевна

Статья направлена на раскрытие проблемы использования механизма социального партнерства в современных социально-экономических условиях в рамках современной системы образования. В статье представлен обзор основных направлений инновационной деятельности образовательных организаций, в том числе использование механизма социального партнерства, определенных в ведущих нормативных документахв сфере образования. Определена сущность понятия социальное партнерство. Определены принципы социального партнерства. Представлен общий обзор вариантов использования социального партнерства в образовании. На основе анализа нормативных документов, делается вывод о возможности использования механизма социального партнерства в образовательных организациях как наиболее эффективного для достижения целей их инновационного развития. Рассмотрен актуальный механизм реализации социального партнерства в рамках модели взаимодействия «Вуз педагогический колледж».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR EXAMPLE, THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL PARTNERSHIP

The article is aimed at revealing the problems of use of the mechanism of social partnership in the modern socio economic conditions within the modern system of education. The article presents an overview of the main directions of innovative activities of educational organizations, including the mechanism of social partnership, as defined in the leading normative documents in the sphere of education. Defined the essence of the concept of social partnership. Principles of social partnership. Presents an overview of the use cases of social partnership in education. Based on the analysis of normative documents, the conclusion about the possibility of using the mechanism of social partnership in educational organizations as the most effective for achieving the goals of their innovative development. The actual mechanism for the implementation of social partnership in the framework of a model of interaction between University pedagogical College".

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность образовательных организаций на примере реализации социального партнерства»

УДК 37.01

КИСЕЛЕВА Е. С., аспирант, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: kiselevaavg@mail.ru

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

E.S. Kiseleva

INNOVATIVE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FOR EXAMPLE, THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL PARTNERSHIP

Статья направлена на раскрытие проблемы использования механизма социального партнерства в современных социально-экономических условиях в рамках современной системы образования. В статье представлен обзор основных направлений инновационной деятельности образовательных организаций, в том числе использование механизма социального партнерства, определенных в ведущих нормативных документахв сфере образования. Определена сущность понятия социальное партнерство. Определены принципы социального партнерства. Представлен общий обзор вариантов использования социального партнерства в образовании. На основе анализа нормативных документов, делается вывод о возможности использования механизма социального партнерства в образовательных организациях как наиболее эффективного для достижения целей их инновационного развития. Рассмотрен актуальный механизм реализации социального партнерства в рамках модели взаимодействия «Вуз - педагогический колледж».

Ключевые слова: инновационная деятельность, социальное партнерство, социально-педагогическое партнерство.

The article is aimed at revealing the problems of use of the mechanism of social partnership in the modern socio - economic conditions within the modern system of education. The article presents an overview of the main directions of innovative activities of educational organizations, including the mechanism of social partnership, as defined in the leading normative documents in the sphere of education. Defined the essence of the concept of social partnership. Principles of social partnership. Presents an overview of the use cases of social partnership in education. Based on the analysis of normative documents, the conclusion about the possibility of using the mechanism of social partnership in educational organizations as the most effective for achieving the goals of their innovative development. The actual mechanism for the implementation of social partnership in the framework of a model of interaction between University - pedagogical College". Keywords: innovation, social partnership, social - educational partnership.

Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, развитие сферы образования является одной из ключевых государственных задач [11]. В рамках развития конкурентных инновационных систем, возникновение которых обусловлено «усилением в мировом масштабе конкурентной борьбы ... за высококвалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии и компетенции»[13, Раздел 2, п. 1] система образования может предложить инновационные решения этой проблемы. В данной Стратегии определены основные направления инновационного развития в сфере образования:

- интеграция системы образования в мировые инновационные процессы;

- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования,

- формирование системы непрерывного образования,

-«формирование у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения» [13];

- ориентация на использование современных инновационных технологий;

- создание условий и стимулов для инновационной деятельности, создание и развитие центров компетенции (наукоемких кластеров);

- «углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальное расширение международной интеграции российских вузов как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усиление академической мобильности и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ»[13, п.5].

Перспективами развития социального партнерства как формы инновационного развития образовательных организаций, согласно основным нормативным документам в сфере образования выступают: его новые формы, усиление гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций; как следствие этих процессов должно ускориться формирование новых отраслей экономики знаний, расширение участия социальных партнеров на всех этапах образовательного процесса, использование образовательного потенциала семей, ориентация на индивидуализацию, непрерывность образования, освоение практических навыков и фундаментальных умений, развитие фундаментальной науки.

В настоящее время социальное партнерство приобретает новые смыслы, становится «условием и целью общественного развития»[10, с. 89]. Понятие «социальное партнерство» авторами понимается по-разному: Е. М. Осипов понимает данное понятие как специфический вид общественных отношений между различными социальными группами и как вид социально-трудовых отношений между органами государственной власти, работодателем и трудовым коллективом [10, с. 89], А. В. Тиховодова видит данное понятие как механизм, который обеспечивает развитие демократического общества в целом и его отдельных сфер [14, с. 298], И. М.Модель, Б. С. Модель рассматривают данное понятие как способ сотрудничества в сфере федеративных отношений, форму органичного взаимодействия многообразных субъектов этих отношений[9, с. 174], С.М.Захарова анализирует данное понятие с позицийинструментального формирования рынка труда и рынка профессиональных образовательных услуг [6, с. 120], И.Б. Игнатова, Н.В. Посохова рассматривают данное понятие как элемент интегрального стратегического достижения согласия в обществе [7, 167], Б. В. Авво понимает данный термин как партнерство внутри системы образования..., которая инициирует сама система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества [1], С. Ваддок включает в данное понятие ресурсные обязательства партнеров [21, с. 17].

В настоящее время в научной литературе [1,5] авторами определены принципы социального партнерства: равноправие, уважение и учет интересов сторон, реальность и добровольность принятия на себя обязательств, заинтересованность и ответственность в участии в договорных отношениях и пр. Используя принципы «социального партнерства» в образовательных организациях различного уровня, возможно, создать условия для повышения качества образования, активизации инновационных проектов, формирования качеств личности, характерных для инновационного предпринимательства, развития компетенций в сфере исследований и разработок.

Для развития социального партнерства в сфере образования предусмотрено несколько механизмов, одним из которых является реализация сетевой формы реализации образовательных программ как инновационный, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие социальных партнеров. Сетевая форма реализации основных образовательных программ дает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В качестве субъектов, использующих сетевую форму

реализации образовательных программ, в соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», могут выступать образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой[16, с.19].

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» социально-педагогическое партнерство выступает как необходимое условие развития человеческого потенциала, обеспечения качества образования, повышения уровня доступности образовательных услуг в сфере образования, а значит и высокого уровня конкурентоспособности инновационной экономики России. В настоящей Концепции отмечается, что система образования сегодня является важнейшим источником накопления и развития человеческого капитала. Социально-ориентированный тип развития Российской экономики, способствующий развитию системы социально-педагогического партнерства, позволит решить задачи создания инновационной системы координации науки, образования, бизнеса, социальных институтов, которые способствуют стабильно высокому социальному, экономическому развитию страны, обеспечению безопасности и реализации конституционных прав граждан. «Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния» [8].

К 2020 году, согласно данной Концепции, социальное партнерство должно стать платформой социального взаимодействия в обществе для развития ведущего сектораэкономики знаний «в России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизитсясоциальная поляризация через обеспечение равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества»[8].

Идея развития социального партнерства в сфере образования является одной из ведущих в Государственной программе развития образования в Российской Федерации на 2013 - 2020 г.[3]. Основной целью государственной Программы является: обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Реализация социального партнерства в сфере образования предполагает укрепление единства образовательного пространства России, использование данного механизма как условия повышения эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.Одна из задач Программы направлена на реализацию идей социального партнерства «создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно профессионального участия»[3].

В «Концепции духовно - нравственного развития гражданина России» идеи социального партнерства выступают в качестве условия обеспечения полноценного духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Сетевое взаимодействие как форма социального партнерства, в рамках социально-педагогического партнерства может выступать в качестве инструмента регулирования духовно-нравственного развития личности в образовательной организации. Интеграция деятельности социальных партнеров по активизации педагогической поддержки, развитию компетенций для успешной социализации, духовно-нравственного развития личности становится необходимым условием устойчивого развития системы образования. Для достижения данной цели необходимо выстраивать

партнерские отношения с семьей, субъектами образовательной деятельности, образовательными организациями, общественными организациями, традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ.

Основные государственные документы, регламентирующие социальную, экономическую сферы развития России на ближайшее десятилетие, проводят идеи о необходимости использования социально-педагогического партнерства как механизма эффективного взаимодействия государства, общества, бизнеса, направленного на достижение целей развития экономики, социальной сферы. Основными принципами эффективного взаимодействия в современных условиях становятся: принципы договороспособности, совместного учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса по выработке взаимовыгодных решений, создания благоприятных условий для развития доступности образования, социальной сферы и развития человеческого капитала. Распространение механизмов социального партнерства является приоритетом социальной и экономической политики в области развития человеческого потенциала на втором этапе инновационного развития России (2013 - 2020 гг.).

Особое место развитие социального партнерства занимает в сфере развития профессионального образования, а именно в системе подготовки педагогических кадров. Целью развития профессионального образования, согласно нормативным документам, является существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации, в повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося [4]. В настоящее времяреализация механизма социального партнерства становится «условием успешной деятельности учреждения профессионального образования» [2, с.50] и способствует развитию образовательных организаций как открытых образовательных систем [12]. Опыт реализации социального партнерства в образовательных организациях различного уровня [12, 15, 17, 18, 19, 20] показывает его эффективность.

Создание на базе Мининского университета учебно-методического объединения по педагогическому образованию Нижегородской области ориентировано на достижение этой глобальной цели. В рамках объединения реализуются ключевые мероприятия, направленные на опережающее развитие образовательного кластера в регионе, на формирование сетевой структуры взаимодействия образовательных организаций, на усиление взаимодействия профессионального образования с социальными партнерами, на повышение кадрового потенциала работников образовательных организаций, на повышение качества образования в регионе. Мининский университет является региональным опорным вузом по педагогическому, психолого-педагогическому, гуманитарному и спортивному образованию в городе Нижнем Новгороде, реализует дополнительную образовательную программу в сетевой форме, совместно с Нижегородским педагогическим колледжем имени К. Д. Ушинского. Сетевое взаимодействие в образовательном комплексе вуз - педагогический колледж выступает как инновационная форма реализации социального партнерства в образовании.

В рамках реализации данной модели социально-педагогического партнерства создается педагогическое сетевое сообщество с устойчивым распространением вертикальных и горизонтальных связей в различных плоскостях: плоскости взаимодействия преподавательского состава вуза и преподавателей колледжа по вопросам разработки, апробации, внедрения интегративных учебных планов, развитие профессиональных компетенций педагогов вуза и педагогов педагогического колледжа, создание нового образовательного пространства для студентов педагогического колледжа, разработка и создание нового образовательного продукта, который позволяет интегрировать студентов колледжа в образовательную среду вуза, тем самым получить новые образовательные эффекты. Достигаются качественно новые образовательные результаты для всех субъектов образования: меняются инновационные

процессы внутри колледжа, так и внутри вуза. Педагогические системы образовательных организаций интегрируются и влияют на изменение всех систем.

Модель социального партнерства в рамках сетевого сообщества в образовательном комплексе «Вуз - Педагогический колледж» по реализации образовательного модуля в сетевой форме представлена в виде нескольких структур:

• Субъектной; • Генезиса инновации,

• Содержательной; • Организационной,

• Деятельностной; • Структурой жизненного цикла,

• Уровневой, • Управления.

Субъектами сетевого сообщества в рамках образовательного комплекса Вуз -педагогический колледж выступают студенты, преподаватели, администрация педагогического колледжа, преподаватели, руководство Мининского университета, работодатели.

Содержательная структура данной модели отражает разработку адаптированных учебных программ, содержания курсов, модуля «Педагогика и психология» для студентов педагогического колледжа. Деятельностная структура отражает деятельность преподавателей Вуза и колледжа, деятельность студентов для достижения поставленных целей, освоения содержания интегрированного модуля, использование сетевой формы реализации образовательной программы, получение эффективных образовательных результатов. Уровневая структура внедрения учебного модуля отражает вертикальную взаимосвязь регионального уровня образования с федеральным, с одной стороны, и горизонтальную структуру сотрудничества преподавателей различного уровня - с другой. Реализация образовательных программ в сетевой форме как инновация, в рамках педагогического комплекса Вуз -педагогический колледж, находится в настоящее время на стадии освоения. Структура генезиса инновации отражает этап освоения на практике нововведений в рамках социального партнерства образовательных организаций. Организационная структура отражает цикл совместной реализации инновации, который включает в себя несколько этапов: диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщения, внедрения. Структура жизненного цикла отражает этап освоения инновации. Управление инновацией осуществляется совместно руководством образовательных организаций.

Инновационное развитие Российского образования становится важным инструментом государственной политики. Основным направлением модернизации высшего профессионального образования является «углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, кардинальное расширение международной интеграции российских вузов как в сфере образовательных программ, так и в сфере исследований и разработок, усиление академической мобильности и развитие сетевой организации образовательных и исследовательских программ» [4]. Это свидетельствует о необходимости научной разработки теории социального партнерства как эффективной формы управления качеством образования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Авво, Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / А. П. Тряпицина.- СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.

2. Бушкова, Н. К. Опыт развития социального партнерства / Н. К. Бушкова, Л. В. Свечникова //Среднее профессиональное образование. -2012.- № 3, - С. 50-52

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. -URL:http:/^dmmg.rg.щ/pril/95/79/95/295.pdf (дата обращения 01.03.2015)

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг./ Подпрограмма № 1 «Развитие профессионального образования» [Электронный ресурс]. -URL:http://window.edu.ru/resource/823/76823 (дата обращения 01.03.2015)

5. Зайцева, Г.А. Рождественская, Особенности сетевого взаимодействия в форме социального партнерства / Г. А Зайцева, М. Г. Рождественская // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3 - С. 91-93

6. Захарова, С. М. Социальное партнерство и качество образования /С. М. Захарова //Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С. 119-122

7. Игнатова, И. Б. Социальное партнерство как постоянный диалог / И. Б Игнатова,

H.В. Посохова// Наука. Искусство. Культура. - 2014. - № 3. - С. 161-168.

8. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс].- URL:http://ipk74.m/files/projects/fgos/fgos4.pdf (дата обращения 26.02.2015)

9. Модель, И. М. Социальное партнерство при федерализме: в порядке обсуждения проблемы/ И М. Модель, Б. С. Модель// Полис. -2000. -№ 2. - С. 174

10. Осипов, Е.М. Методология социологического анализа социального партнерства как социального института/ Е. М. Осипов //Теория и практика общественного развития. -2011. - №

I. - С. 89-92

11. Распоряжение правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р «Об утверждении стратегии инновационного развития российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. - URL:http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=685 (дата обращения 26.02.2015)

12. Сморгунова, В. Ю. РГПУ им. А. И. Герцена в системе координат социального партнерства/ В. Ю. Сморгунова// Universum: вестник РГПУ им. А. И. Герцена. - 2012. - № 1. - С. 113-120.

13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. - URL:

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210_04 (дата обращения 26.02.2015).

14. Тиховодова, А. В. Социальное партнерство: сущность, функции, особенности развития в России/А. В. Тиховодова// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - Выпуск 58. - С. 297-301.

15. Фадеев, С. А. Социальное партнерство колледжа с работодателями как условие повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов/С. А. Фадеев//Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 3. - С. 62-65.

16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Издательство «Омега-Л», 2014. - С. 19

17. Чванова, М. С. Социальное партнерство - один из механизмов совершенствования социально - инновационной деятельности вуза/ М. С. Чванова, М. В.Хванова, А. А. Молчанов //Образовательные технологии и общество. - 2012. - Т. 15, № 2. - С. 581-601.

18. Чванова, М.С. Социальное партнерство в сфере профессионального образования/М. С. Чванова// Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2006.- Т. 2, № 10. - С. 47-56.

19. Чванова, М.С. Применение механизмов социального партнерства для реализации кластерного подхода в проектнойдеятельности студентов и школьников / М. С. Чванова, Н. В. Малышева, И. А. Киселева// Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 1-2. - С. 374-376.

20. Multi-Stakeholder Partnerships. [Электронный ресурс] URL: http://www.globalknowledgepartnership.org (дата обращения 26.02.2015)

21. Building Successful Social Partnership / S.Waddock // Sloan Management Review. -1988. - № 4. -Vol. 29

© Киселева Е. С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.