Научная статья на тему 'Инновации и традиции в отечественном и швейцарском гостиничном профессиональном образовании'

Инновации и традиции в отечественном и швейцарском гостиничном профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЕ ЦЕПОЧКИ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ГОСТИНИЧНЫЕ КОРПОРАЦИИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЦ / HOTEL CHAINS / TRANSNATIONAL HOTEL CORPORATIONS / HOTEL DEVELOPMENT STRATEGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арифуллин Марат Венерович, Морозова Любовь Семеновна

Авторы рассматривают серьезные положительные изменения (качественные и количественные), которые за последние годы произошли в гостиничном хозяйстве и профессиональном гостиничном образовании. Статья будет интересна практическим работникам туристской и гостиничной отраслей, смежных сфер бизнеса, связанных с предоставлением услуг населению. Материал ста- тьи подготовлен в рамках работы над проводимым диссертационным исследованием по тематике функционирования транснациональных гостиничных цепей в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors intend to emphasize cardinal positive changes (both qualitative and quantitative) that have taken place recently in hotel business and professional hotel education. The offered results can interest practicians in tourist and hotel industries and adjoining businesses involved in providing services to customers. The article is written within a dissertation research of the theme of transnational hotel chains functioning in contemporary conditions

Текст научной работы на тему «Инновации и традиции в отечественном и швейцарском гостиничном профессиональном образовании»

ТУРИЗМ, ГОСТИНИЧНЫЙ И РЕСТОРАННЫЙ БИЗНЕС

УДК 334.726, 339.92, 338.4, 338.48

ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ШВЕЙЦАРСКОМ ГОСТИНИЧНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Арифуллин Марат Венерович, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета «Туризм и гостеприимство», marifullin@yandex.ru,

Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А.Сенкевича,

Морозова Любовь Семеновна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика труда и управление персоналом», morozovals@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The authors intend to emphasize cardinal positive changes (both qualitative and quantitative) that have taken place recently in hotel business and professional hotel education. The offered results can interest practicians in tourist and hotel industries and adjoining businesses involved in providing services to customers. The article is written within a dissertation research of the theme of transnational hotel chains’ functioning in contemporary conditions.

Авторы рассматривают серьезные положительные изменения (качественные и количественные), которые за последние годы произошли в гостиничном хозяйстве и профессиональном гостиничном образовании. Статья будет интересна практическим работникам туристской и гостиничной отраслей, смежных сфер бизнеса, связанных с предоставлением услуг населению. Материал статьи подготовлен в рамкахработы над проводимым диссертационным исследованием по тематике функционирования транснациональных гостиничных цепей в современных условиях.

Keywords: hotel chains, transnational hotel corporations, hotel development strategies

Ключевые слова: гостиничные цепочки, транснациональные гостиничные корпорации, стратегии развития гостиниц

Проблемы управления предприятиями туризма (и гостиницами, в частности) занимают важное место в системе развития общественных и воспроизводственных отношений. Становление рынка гостиничных услуг в России в 90-е годы выявило комплекс проблем и противоречий, связанных с трудностями перехода гостиничных предприятий к новым условиям хозяйствования. С 1989 года, с момента зарождения «нового» отечественного гостиничного хозяйства, основанного на современных методах управления, число элитных средств размещения в Москве и Санкт-Петербурге выросло до 40—50 единиц, большая часть из них входит в Транснациональные гостиничные цепи (ТГЦ/ТГС). В регионах построены средства размещения, работающие под известными мировыми гостиничными марками.

В России гостиничные предприятия сталкиваются с проблемами повышения кон-

курентоспособности на международном и национальном рынках, доходности гостиничного бизнеса, адаптации к условиям развивающихся рынков и перехода к освоению рыночных возможностей. Решение этих проблем требует комплексного подхода к корректировке проводимых в стране реформ (изменения в системе управления гостиничного хозяйства, подготовки персонала разного уровня, обладающего профессиональными компетенциями, как для существующих гостиниц, так и для вновь открываемых гостиниц в вузах и колледжах, применение в области подготовки новых методик обучения).

Образование ТГЦ позволяет продвигать на мировой рынок гостиничных услуг высокие стандарты обслуживания.

Топ-менеджерами подавляющего большинства высококлассных сетевых гостиниц, функционирующих в Москве и Санкт-

3

ТУРИЗМ, ГОСТИНИЧНЫМ И ресторанный бизнес

Петербурге и принадлежащих западным транснациональным гостиничным корпорациям (ТГС/ТГЦ — «сетям»/«цепям»), являются иностранные специалисты.

Отечественное отраслевое гостиничное образование: «новые» потребности, «старые» проблемы

Нехватка квалифицированного персонала — один из наиболее острых вопросов отечественной гостиничной отрасли. Начав работу на российском рынке, западные ТГЦ (транснациональные гостиничные цепи), ощутили резкую нехватку профессионального руководящего и обслуживающего персонала. Повышением квалификации кадров на сегодня большинство высококлассных отелей занимается самостоятельно. Основными требованиями, предъявляемыми руководством гостиниц к персоналу всех уровней, являются: хорошее знание иностранного языка и наличие высшего образования. Известно, что ни в США, ни в Центральной Европе работа обслуживающего персонала гостиниц не считается высокоинтеллектуальной и престижной.

Сегодня только в одной Москве насчитывается свыше ста государственных и негосударственных вузов и ссузов, в которых можно получить специальное туристское, гостиничное или ресторанное образование, в том числе профильные и непрофильные учебные заведения, «старые» колледжи сферы быта и услуг и общественного питания.

Управлению гостиничным бизнесом, по нашему мнению, лучше всего обучают в вузах, которые в первую очередь специализируются в области менеджмента. В перечне специальностей Министерства образования и науки РФ рассматриваемые в нашей статье специальности именуются: «Туризм», «Социально-культурный сервис и туризм», «Менеджмент организации».

Авторский коллектив РГУТиС под руководством А.А. Федулина в работе, посвященной отечественному профессиональному туристскому образованию отмечает: «... профессиональное образование в современной России еще чрезвычайно молодо. в СССР специалисты для работы в туристской сфере подготавливались в рамках системы повышения квалификации, в частности через хорошо известную в Советском Союзе систему ВАО «Интурист» (прим. авторов: в МИПК ГлавИнтуриста СССР — ныне преобразован

в МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича). Эти люди, в основном, составляли костяк работающих по приему иностранных туристов в СССР и обслуживающих официальные делегации.» [6], их молодые коллеги были заняты по приему в системе БММТ «Спутник», внутренний туризм организовывали советские профсоюзы и многочисленные бюро экскурсий и путешествий, функционировавшие по всей стране.

Российские гостиничные высшие учебные заведения можно условно разделить на пять категорий:

— вузы, появившиеся на базе вузов или курсов по подготовке специалистов при «Интуристе», ВЦСПС и БММТ «Спутник» при ЦК ВЛКСМ: Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю. А. Сенкевича (до 2009 года — Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (Институт) при Правительстве Москвы, бывший Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Главинтуриста (ИПК)), Российская международная академия туризма (бывший Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (ИПК РТЭО)), Академия труда и социальных отношений (бывш. Высшая школа профсоюзного движения ВЦСПС имени Н. М. Шверника), Московский гуманитарный университет (бывшая Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ);

— профильные вузы, готовящие кадры только для сферы гостеприимства, например, Международный институт гостиничного менеджмента и туризма;

— экономические и гуманитарные вузы: ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»; РЭУ им. Г. В. Плеханова, где на факультете «Высшая школа спортивной и туристической индустрии» имеется соответствующая выпускающая кафедра «Гостиничного и туристического бизнеса»; Российский государственный торгово - экономический университет; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов («ФинЭк») и Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет («Ин-жЭкон»), имеющий филиал в ОАЭ;

— вновь образованные институты туризма в крупных университетах. Это Институт

4 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 2

Инновации и традиции в отечественном и швейцарском туристско-гостиничном ...

гостиничного бизнеса и туризма в РУДН, Институт туризма и развития рынка в ГОУ ВПО «Государственный университет управления»;

— открыты профильные факультеты в лингвистических вузах (напр. Московский государственный лингвистический университет (бывш. МПИИЯ им. М. Тореза), Московский институт лингвистики), транспортных вузах (Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) (бывший Московский институт инженеров транспорта) и Московская государственная академия водного транспорта).

Подготовка на факультетах названных вузов ведется либо целиком на коммерческой основе, либо на бюджетной основе с очень малым количеством внебюджетных мест для поступающих. Стоимость обучения по очной форме варьируется: 90—235 тыс. руб. в год, что значительно ниже, чем в зарубежных вузах гостиничного профиля.

Сравним отечественную систему подготовки кадров для туристско-гостиничной отрасли с тем, как подобное обучение организовано в странах Центральной Европы и США. Согласно ст. 9. «Принципов Глобального этического кодекса туризма», принятых Генеральной ассамблеей ВТО (Сантьяго) 1 октября 1999 года, наемные работники сферы туризма имеют право и обязаны проходить надлежащее начальное обучение и постоянно повышать свою квалификацию; они должны иметь достойное социальное обеспечение; следует максимально повышать надежность их занятости.

Современные тенденции в российском туристско-гостиничном образовании

Возможности учебных заведений, готовящих специалистов для гостиничных предприятий, уже сегодня с трудом обеспечивают потребности отрасли в кадрах надлежащей квалификации.

Можно выделить следующие тенденции в развитии отечественного туристско-гостиничного образования:

— переход вузов на новые модульные уров-невые программы высшего профессионального образования и программы дополнительного профессионального образования, предполагающие: мобильность студентов и преподавателей, привлечение специалистов из реального сектора экономики,

работодателей гостиничной сферы;

— активное использование в учебном процессе современных средств обучения (тренажеров, компьютерных симуляторов, игровых методов, проектных форматов обучения);

— включение в состав органов управления и экспертных структур вузов представителей предприятий и организаций;

— прохождение вузами процедур независимой оценки качества образования;

— преемственность образования и развитие в вузах непрерывного профессионального образования (школа—колледж—вуз);

— паритетность обучения и воспитания;

— интеграция образования и отраслевой науки;

— транспарентность (открытость) образования. В отечественном высшем профессиональном образовании (и в туристско-гостиничном образовании, в частности) проявляются новые реалии:

— активно на всех уровнях проходит реформа системы высшего образования;

— формируется система профессиональных стандартов;

— формируется независимая система оценки качества профобразования (сертификация квалификаций);

— реальная интеграция в международные образовательные процессы.

Проводя анализ потребностей в квалифицированных кадрах для туристско-гостиничной индустрии, М. А. Жукова приходит к парадоксальным выводам: в индустрии туризма спрос на высококвалифицированных (международного уровня) работников относительно невелик [5]. Гостиничная деятельность во многих регионах мира носит циклический сезонный характер. Вследствие этого, кроме постоянных работников, в ней занято много сезонных рабочих, труд которых в основном малоквалифицирован. Автор приводит данные, согласно которым до 80% в туризме составляет неквалифицированная рабочая сила. По нашему мнению, приведенная цифра явно завышена. Вместе с тем, нужно согласиться, что особенностями рынка труда в туристско-гостиничном секторе является невысокая заработная плата, часто ненормированный рабочий день, невысокая роль профсоюзов в организациях индустрии туризма и гостеприимства. В ряде стран, например в Израиле, деятельность в гостинично-туристском бизнесе является низкооплачиваемой и, следовательно, малопрестижной.

5

ТУРИЗМ, ГОСТИНИЧНЫМ И ресторанный бизнес

Ни в Америке, ни в Центральной Европе, даже если работодателем является сетевое гостиничное предприятие, входящее в известную ТГЦ, труд горничных и официантов не является очень интеллектуальным и престижным в глазах окружающих. Косвенно это подтверждает тот факт, что в США и Европе во многих гостиницах на рядовых должностях многие позиции занимают эмигранты, недавно приехавшие в страну, и выходцы из стран «третьего» мира. Работа в гостинице — это тяжелый физически, отнимающий здоровье, изматывающий труд, помноженный на потогонную, сменную систему организации труда.

Говоря о кадровых элементах стратегии ТГЦ, необходимо отдельно остановиться на системе подготовки кадров, действующей на Западе, обеспечивающей приток обученного персонала в гостиничную индустрию, позволяющую работникам отрасли эффективно трудиться и добиваться успехов в бизнесе. Отдельного внимания заслуживает швейцарская модель гостиничного образования.

Зарубежный опыт подготовки специалистов гостиничного бизнеса

«Швейцарцы возводят премилые пейзажи вокруг своих отелей».

(Джордж Майке, писатель)

В Швейцарии первая школа по подготовке специалистов для индустрии гостеприимства открылась в конце XIX века. Учебные программы не ограничиваются подготовкой лишь гостиничных менеджеров. Имеется специализация «Путешествия и туризм». До сих пор эти программы (гостиничный и туристический менеджмент) остаются базовыми и предлагаются школами или порознь, или совместно.

Самая сильная сторона швейцарской модели (как и любой другой, существующей на Западе) — формирование устойчивых практических навыков в процессе обучения. Учебный год делится на два семестра: первый — теория, второй — оплачиваемая практика в гостинице. При этом родителям, отправляющим ребенка учиться в Швейцарию, стоит задуматься, захочет ли тот по полгода мыть посуду на кухне, или убирать гостиничные номера, не отвратит ли его подобная «практика» от желания учиться на гостиничного работника.

Студенты изучают два иностранных языка, что, по нашему мнению, для среднестатистического европейца не очень сложно. Мно-

гие европейцы (особенно швейцарцы) живут с врожденным или приобретенным билингвизмом, с детства много путешествуют по миру.

Суть швейцарской модели — получение профессиональных практических навыков и знаний, с которыми выпускник может без дополнительной подготовки начать выполнять свои должностные обязанности. Гостиничная отрасль меньше всего нуждается в ученых-те-оретиках, ей нужны специалисты, свободно владеющие устойчивыми практическими навыками! Часто программа Hotel Management включает специализацию «Туризм», а программа по туризму может идти со специализацией Hospitality Management.

Швейцарские школы проходят общественную аккредитацию, а не государственную, со стороны федеральных или кантональных комиссий по образованию, государственных университетов и профессиональных ассоциаций, швейцарских или международных. Часто именно профессиональные ассоциации открывают гостиничные школы в стране. Подчеркнем — «школы», а не вузы! Обучение в швейцарских школах строится по трехступенчатой системе, где каждая ступень — соответствующая позиция в гостиничном бизнесе.

Пройдя обучение в гостиничной школе, студент со временем может продолжить обучение и получить степень бакалавра — Bachelor of Arts. Швейцарские школы не имеют собственных программ обучения на степень бакалавра, в этом их слабость. Большинство из них заключают договоры с зарубежными университетами (в основном, с британскими и американскими) для получения степени бакалавра или магистра. В этом случае учебный план включает двухлетнее обучение по швейцарской программе, преимущество которой, как говорилось выше, ориентация на практику. В последний год студенты учатся по британской программе business administration. Считается, что такой вариант построения системы обучения наиболее оптимален для гостиничного бизнеса, который в понимании европейцев не ассоциируется с «высокими материями».

Резюмируя сказанное выше, в швейцарском, как и в любом «западном», гостиничном образовании можно выделить две важные составляющие:

— получение и закрепление практических навыков, изучение языков, информационных

технологий (надо признать, что не очень

6 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2012 / № 2

Инновации и традиции в отечественном и швейцарском туристско-гостиничном ...

сложных), освоение коммуникаций в процессе повседневного общения с гостями;

— получение практических управленческих навыков в работе менеджера гостиницы и знаний по функциональным областям: управление персоналом, финансы, маркетинг и т. д.

Как показывает анализ гостиничного рынка труда зарубежных стран, на долю менеджеров начального уровня и среднего звена, имеющих степень бакалавра, приходится примерно 60— 70% всех работающих в отрасли, и лишь 10— 20% продолжают учебу, чтобы получить степень магистра. Эти статистические данные почему-то не упоминаются в отечественных СМИ.

При этом программа подготовки европейского бакалавра сильно отличается от образовательных стандартов Российской Федерации. Кроме европейских стран, профессиональную подготовку в области гостиничного менеджмента можно получить в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии.

Представители ведущих зарубежных школ гостиничного и ресторанного бизнеса заинтересованы в состоятельных российских студентах и регулярно приезжают в Москву, где проводят презентации своих программ. Зарубежные образовательные программы рассчитаны только на очень обеспеченную аудиторию и, в силу этого, не могут серьезно приниматься в расчет, когда речь заходит о массовой подготовке кадров. Существуют три серьезные проблемы, которые, на наш взгляд, обязательно встанут перед выпускником западного гостиничного вуза, пожелавшим вернуться на Ро-

дину: признание/непризнание иностранного диплома при приеме на работу, неоправданно высокие зарплатные ожидания выпускника, невысокая по сравнению с Западом заработная плата в российских гостиницах, незнание специфических российских гостиничных реалий.

Многие выпускники российских гостиничных вузов не могут найти работу по специальности. Это объясняется их недостаточной подготовкой. Проблема удачного трудоустройства неактуальна для целевой аудитории, состоящей из руководителей гостиничной отрасли, обучающихся без отрыва от работы, и уже работающих линейных сотрудников, повышающих свой образовательный уровень.

Опыт по подготовке кадров, накопленный в «советский» период, заслуживает изучения, но его нельзя считать идеальным.

К сожалению, отечественные образовательные программы вузов по туризму и гостиничному хозяйству не всегда в полной мере адаптированы к современным потребностям индустрии. Самой слабой стороной отечественного гостиничного образования является недостаточная практическая подготовка выпускников. Столичным вузам в Москве организовать производственную практику проще, чем вузам, расположенным в регионах, где для этого нет соответствующей материальной базы, и гостиничная инфраструктура не развита. При этом, несмотря на декларируемую готовность принимать участие в подготовке молодых специалистов, сетевые иностранные гостиницы, работающие в Москве, неохотно берут студентов на производственную практику.

Литература

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2002. 470 с.

2. Арифуллин М.В. Пути повышения эффективности гостиничных услуг: Монография. М.: Изд-во МАТГР, 2010. 180 с.

3. АрифуллинМ.В., МорозоваЛ.С. Стратегии создания и развития транснациональных гостиничных цепей: Монография. М.: Изд-во МГИИТ, 2012. 263 с.

4. БраймерР.А. Основы управления в индустрии гостеприимства: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1995. 382 с.

5. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе. М.: КНОРУС, 2006.

6. Профессиональное туристское образование в контексте формирования образовательных стандартов / Под ред. А.А. Федулина. М.: КНОРУС, 2008.

7. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 416 с.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.