Научная статья на тему 'Инфраструктурные аспекты развития перерабатывающих предприятий зернопродуктового комплекса'

Инфраструктурные аспекты развития перерабатывающих предприятий зернопродуктового комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗЕРНОПРОДУКТОВЫЙ КОМПЛЕКС / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ZERNOPRODUKTOVY COMPLEX / PROCESSING INDUSTRY / COMPETITIVENESS / PRODUCTION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еделев Дмитрий Аркадьевич

В данной статье исследуется современное состояние зернопродуктового комплекса как функции от инфраструктурного наполнения внешнего окружения хозяйствующих субъектов перерабатывающих отраслей. Инфраструктура рассматривается как совокупность факторов ближней и дальней окружающей среды, обеспечивающей комплексность производства, распределения и потребления зерновой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE PROCESSING ENTERPRISES OF A ZERNOPRODUKTOVY COMPLEX1«Moscow state university of food productions»

In this article the current state of a zernoproduktovy complex as functions from infrastructure filling of an external environment of managing subjects of processing branches is investigated. The infrastructure is considered as set of factors of the near and far environment providing integrated approach of production, distribution and consumption of grain production.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурные аспекты развития перерабатывающих предприятий зернопродуктового комплекса»

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ЗЕРНОПРОДУКТОВОГО КОМПЛЕКСА

УДК 338.45

Дмитрий Аркадьевич Еделев

докт. экон. наук, докт. мед. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств»

Эл. почта: edelev39@mgupp.ru

В данной статье исследуется современное состояние зернопродуктового комплекса как функции от инфраструктурного наполнения внешнего окружения хозяйствующих субъектов перерабатывающих отраслей. Инфраструктура рассматривается как совокупность факторов ближней и дальней окружающей среды, обеспечивающей комплексность производства, распределения и потребления зерновой продукции.

Ключевые слова: зернопродуктовый комплекс, перерабатывающая промышленность, конкурентоспособность, производственная инфраструктура.

Dmitry A. Edelev

Doctor of Economics, professor, «Moscow state university of food productions» E-mail: edelev39@mgupp.ru

INFRASTRUCTURE ASPECTS OF DEVELOPMENT OF THE PROCESSING ENTERPRISES OF A ZERNOPRODUKTOVY COMPLEX

In this article the current state of a zernoproduktovy complex as functions from infrastructure filling of an external environment of managing subjects of processing branches is investigated. The infrastructure is considered as set of factors of the near and far environment providing integrated approach of production, distribution and consumption of grain production.

Keywords: zernoproduktovy complex, processing industry, competitiveness, production infrastructure.

1. Введение

Действенность мер ценового регулирования зависит от наличия эффективной инфраструктуры зернопродуктового комплекса. Ее развитие сдерживается рядом причин: недостатком финансовых ресурсов, самоустранением государства от структурных преобразований, отсутствием межрегиональной политики формирования интегрированной рыночной инфраструктуры и др.

2. Признаки конкурентоспособности продукции

При этом следует учитывать критерии конкурентоспособности, которые отчасти были рассмотрены в первой главе диссертации. Конкурентоспособность, как и конкурентный потенциал, обладает рядом признаков, в частности базовых и обеспечивающих.

К базовым признакам конкурентоспособности относятся наличие у региона развитой системы производительных сил, включающей в себя природные богатства (разведанные, используемые), научный потенциал, уровень применения достижений технического прогресса на предприятиях региона, что создает общий уровень технико-технологического обеспечения хозяйствования в определенном регионе, степень развитости интеллекта жителей определенной территории и др. Обеспечивающие признаки конкурентоспособности региона — это система хозяйствования в нем; эффективность управления экономикой, скорость и простота протекания экономических процессов, в том числе финансовых, товарных и др. К этим же признакам относится весь процесс формирования и осуществления хозяйственного механизма, который включает в себя не только чисто экономические составляющие, но и политическое оформление и социальные характеристики.

К обеспечивающим признакам конкурентоспособности относят и институциональную ее составляющую - наличие разного вида инфраструктур региона, от производственной до рыночной. Именно полная обеспеченность региона инфраструктурами означает, что потенциальные возможности региона могут превратиться в его реальную конкурентоспособность и затем уже реализоваться в конкурентных преимуществах данного региона перед другими регионами. Институциональная составляющая конкурентоспособности региона необходима для упорядочения взаимоотношений между хозяйствующими субъектами региона и эффективного использования базовых составляющих этой конкурентоспособности.

Базовые и обеспечивающие характеристики конкурентоспособности постоянно взаимодействуют, создавая синергетический эффект осуществления этих характеристик в реальной действительности. Институциональная же характеристика конкурентоспособности региона оформляет названное выше взаимодействие ее базовых и обеспечивающих признаков. Одновременно чрезмерная развитость институциональной составляющей конкурентоспособности региона несет в себе угрозу самодостаточности функционирования, независимости от того, реализуется конкурентоспособность региона или нет. Иначе говоря, институциональная составляющая вднкурентоспособности региона представляет собой форму взаимодействия названных выше признаков конкурентоспособности.

Содержание конкурентос пособ ности, таким образом, представляет собой совокупность базовых и обеспечивающих признаков и оформление их взаимодействия в виде институциональной характеристики. Иначе говоря, конкурентоспособность региона отражает эффективность взаимодействия системы производительных сил определенной территории, хозяйственных отношений и институциональной формы протекания названных процессов, осуществляющихся как синергетический эффект такого взаимодействия.

Инфраструктура зернопродуктового комплекса включает производственную, торговую, банковскую, страховую, транспортную и др. Рассмотрим подходы к формированию и регулированию производственной и торговой инфраструктур, как наиболее экономически и технологически связанных друг с другом. Производственная состоит из предприятий, производящих сельскохозяйственное сырье,

№3(2), 2012 208

продукты переработки и пищевзто продукцию. Хаотичное развитие производственной инфраструктуры привело в последние годы к возникновению мини-производств, составляющих основу теневого рынка. Наряд}' с этим крупные товаропроизводители снизили объемы выпуска продукции и уступили традиционные рынки сбыта мелким производителям.

Для приведения производственной инфраструктуры в состояние устойчивого раз-вития кроме мер ценового и кредитно-финансового регулирования необходимо провести сертификацию и лицензирование производств, выпускающих продукты питания, а также инвентаризацию производственных мощностей по их выпуску и разработать мероприятия, стимулирующие или ограничивающие инвестиционную активность в производстве различных групп продовольствия; отменить конкурсные торги для поставки продовольствия спецпотребителям, закрепив ее за крупными перерабатывающими предприятиями (госагентами) на постоянной основе, прошедшими квалификационный отбор по показателям, утвержденным правительством; способствовать созданию вертикально-интегрированных структур с участием сельскохозяйственных производителей, пищевых и перерабатывающих организаций, крупных оптовых предприятий торговли, банковских страховых структур.

Торговая инфраструктура состоит из оптового и розничного звеньев. [1] Основные задачи государственного регулирования торговли - формирование конкурентной среды, поддержка отечественного производителя, контроль защиты прав и соблюдение интересов потребителей, стимулирование обновления технологии торгового процесса, развитие нормативно-правовой базы, поддержание товаропогоков для обеспечения государственных нужд.

Важной составляющей инфраструктуры зернопродуктового комплекса является общественное питание. Оно претерпело наиболее существенные изменения в ходе реформирования экономики. Серьезным деформациям подверглась система предоставления горячего питания на производственных предприятиях и в учебных заведениях. Заметна тенденция к свертыванию ле-чебно-профилакгического питания для работающих во вредных условиях труда. Обостряется санитарно-эпидемио-логическая обстановка на данных пред-

приятиях.

Э. Источники финансирования проектов развития перерабатывающих предприятий зернопродуктового комплекса

Регулирование деятельности предприятий общественного питания должно происходить как на федеральном, так и на региональном уровнях. Оно предполагает приоритетное развитие общедоступной отечественной сети предприятий общественного питания, включая так называемое «быстрое питание», ориентированное на различные группы потребителей; восстановление и расширение сети социально-ориентированных предприятий, обеспечивающих питанием рабочих, служащих, студентов, школьников, учащихся профтехучилищ колледжей, детей в дошкольных учреждениях, пациентов лечебных учреждений.

Также следует более активно осуществлять бюджетное финансирование проектов по следующим направлениям.

- Использование определенных бюджетных средств на поддержание высокого уровня расходов населения и государственных организаций на приобретение продуктов питания (и соответствующего увеличения совокупного спроса в этом секторе рынка) при соразмерном сокращении части прямых субвенций и субсидий непосредственным потребителям и производителям.

- Выделение средств на социальное обустройство села посредством предоставления сельскохозяйственным работникам дополнительных средств напрямую для строительства современного жилья собственными силами по нормам строительства социального жилья в городской местности (это позволит как задействовать дополнительные ресур-сы социального развития, так и начать формировать многостороннюю систему стимулов для жизни в сельской местности).

- Финансирование развития промышленной и транспортной инфраструктур агропромышленного комплекса, особенно в части сельского и зернового хозяйства, выделяя бюджетные средства непосредственным производителям под строгое целевое использование. Если зачесть, что основные потери зерна, достигающие 30 млн. тонн, происходят при вывозке урожая с полей и при его перевалке на обработку, то сами зернопроизводигели более рационально построят дороги и перера-

батывающие мощности, чем сторонние специализированные организации. Эффект от предотвращения потерь зерна сравним с полуторакратным увеличением его производства.

- Создание новой системы финансовой инфраструктуры на селе, гарантийную систему которой должны составить договора поручительства сельхозтоваропроизводителей. В эту систем)' целесообразно включить кредитные и страховые институты с государственным участием, что не только будет способствовать финансовой самодостаточности сельских товаропроизводителей, но и может существенно диверсифицировать занятость на селе.

- Разработка и создание единой общегосударственной информационной системы о ценах по сделкам на сельхозпродукты, продукты питания и товары, предназначенные для сельского хозяйства, с обеспечением бесплатного доступа к ней всех состоящих на налоговом учете сельхозтоваропроизводителей. Это будет весомый вклад государства в непосредственное создание условий для принятия более рациональных управленческих решений на всех уровнях.

Важные шаги по формированию информационной инфраструктуры для села предусмотрены статьей 17 Федерального закона от 29 декабря 2006г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», - Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства

В этой статье говорится, что, во-пер-вых, создание системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства и обеспечение ее функционирования осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во-вторых, основой системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства является информация о состоянии и тенденциях его развития, размещаемая в информационных системах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нор-мативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса

Экономика, Статистика и Информатика 209 №3(2), 2012

и рыболовства, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В-третьих, в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в обязательном порядке включается следующая информация;

1) о реализации федеральных и отраслевых целевых программ;

2) о состоянии развития отраслей растениеводства и животноводства;

3) о количестве и состоянии сельс-юхозяйственной техники, поступлении топлива и об энергопотреблении;

4) о химизации и мелиорации земель в сельском хозяйстве;

5) о мониторинге земель сельскохозяйственного назначения;

6) о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных организаций;

7) о фитосанитарном и эпизоотическом состоянии территории Российской Федерации и проводимых мероприятиях по выявлению, ликвидации и предупреждению распространения болезней животных и растений, возбудителей заразных болезней животных, вредителей растений;

8) о численности и штате работников сельсшхозяйственных организаций;

9) о состоянии пищевой и перерабатывающей промышленности;

10) о состоянии ресурсов охотничьих угодий и об их использовании;

11) о результатах проведения на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия мониторинга цен на основные продовольственные товары и материально-технические ресурсы, приобретаемые сельскохозяйственными организациями. Регламент предоставления информации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-право-вому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства

В-четвертых, к информации, подлежащей обязательному размещению и обновлению не реже чем один раз в квартал на официальном сайте феде-

рального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, в сети «Интернет» и на официальных сайгах уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети «Интернет», относится информация:

1) о решениях, принятых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нор-мативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;

2) об издании федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления государственной поддержки развития сельского хозяйства;

3) об уровне таможенных пошлин, объеме тарифных квот и их применении, объеме импорта и экспорта основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

4) о прогнозных и фактических показателях производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целом в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (ежемесячные отчеты о посевах сельскохозяйственных культур, об их уборке, о поголовье скота, об объеме производства молока и другой сельскохозяйственной продукции);

5) о средней цене на реализованные сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, на приобретенную ими промышленную продукцию и о цене на отдельные продовольственные товары;

6) об обобщении результатов Всероссийской сельскохозяйственной переписи на региональном уровне;

7) о состоянии федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции на конец года (ежегодно) и по результатам проведения государственных закупочных интервенций, товарных интервенций;

8) об объеме запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на конец года ежегодно) в целом по Российской Федерации;

9) о проведении тендеров на поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

10) об иной установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, информации.

В-пятых, указанная в части 4 рассматриваемой статьи информация предоставляется бесплатно. Всем заинтересованным лицам гарантируются равные условия доступа к ней.

Важной является и так называемая социальная структура на селе. Примечательно, что на селе практически нет среднего класса (это в современном мире основная масса управленцев, вырабатывающих и принимающих большинство управленческих решений). По данным института социологии РАН основная часть российского среднего класса, составляющая более его половины, занята в госсекторе, что само по себе очень специфично. Немногим более 20% занято в электроэнергетике, на транспорте и в строительстве, около шестнадцати процентов - в образовании, в армии и правоохранительных органах - около тринадцати процентов, около одиннадцати процентов в торговле. А вот в сельском хозяйстве всего только 1%. С учетом доли занятых в сельском хозяйстве, налицо явное смещение в стороны более низких доходных и социальных групп населения.

4. Направления развития перерабатывающих предприятий зернопродук-тового комплекса России

Для завершения институциональных преобразований в зернопродукто-вом комплексе России необходимо осуществление следующих мер:

- приведение организационно-пра-вовых форм сельскохозяйственных предприятий в соответствие с гражданским законодательством Российской Федерации, создание условий для концентрации сельскохозяйственных земель и капитала у наиболее эффективных пользователей, развитие законодательства по холдингам в аграрном секторе;

- решение проблемы финансирования сельской социальной инфраструктуры и освобождение сельскохозяйственных предприятий от такого рода затрат;

- обеспечение прав собственников

№3(2), 2012 210

земельных участков и долей, развитие прав аренды и залога сельскохозяйственной земли, принятие законодательства, регулирующего эффективный земельный оборот;

- государственная поддержка развития информационной системы в АПК, позволяющей эффективно собирать, обрабатывать и распространять данные о состоянии сектора, агропродоволь-ственных рынков, положении сельского населения и т.д.;

-разработка нормативно-правовых документов, определяющих особенности банкротства сельскохозяйственных предприятий и ферм, передачи их сельскохозяйственных угодий и других ресурсов более эффективным пользователям;

- формирование единой аграрной политики по отношению ко всем производителям сельхозпродукции; поддержка сельскохозяйственных производителей на основе формирования государственных программ, ориентированных не на отдельные организа-ционно-правовые формы, а на производителей определенных размеров, специализации или территориального размещения;

- разработка федеральных и региональных программ развития сельской местности, нацеленных на формирование альтернативной занятости; введение упрощенных процедур регистрации малого предпринимательства и получения мелкого кредита;

- государственная поддержка кооперации семейных хозяйств в области сбыта, снабжения, переработки и т. п.

Таким образом, действенная политика в области ценообразования при параллельном формировании перспективной инфраструктуры представ-

ляет собой наиболее эффективное приоритетное регулирование зернопро-дукгового комплекса в условиях усиления региональной составляющей экономической политики государства. Эти два направления государственной поддержки и регулирования зернопро-ду ктового комплекса становятся, с одной стороны, важнейшими факторами реформирования отечественного аг-ропрома на современном этапе, с другой - единственно возможными формами государственных гарантий эффективности этого реформирования.

На этих основаниях становится возможным решение экономических и организационно-управленческих проблем зернопроизводящих и зернопере-рабатывающих предприятий Юга России, что положительным образом скажется на формировании прогрессивных тенденций развития российского агропромышленного комплекса. Эти тенденции, прежде всего, найдут свое отражение в новых структурах формирования продовольственного спроса и предложения при определяющем значении ценообразования в функционировании зернопроду ктового комплекса.

Благодаря повышению эффективности функционирования зернопроду ктового комплекса как сложной воспроизводственной системы, сложатся условия для укрепления зерновой независимости и продовольственной безопасности страны и ее регионов. Соответственно, начнут формироваться основы устойчивости и социально-экономической сбалансированности региональной экономики в современных российских условиях.

5. Заключение

Такая направленность государ-

ственного воздействия становится принципиальной с позиций положения дел в зернопродуктовом комплексе Южного федерального округа, поскольку в ней содержатся реальные предпосылки для преодоления финансовой недостаточности сельхозтоваропроизводителей. Выправление финансового компонента зернопродук-тового воспроизводства, в свою очередь, становится фактором дальнейшего развития отношений собственности и соответствующего формирования новой системы принятия и реализации управленческих решений, основанных на рыночных приоритетах.

Литература

1. Нуралиев С.У Состояние и перспективы развития системы оптовой торговли продовольственными товарами и задачи предприятий отрасли // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. -№1.

2. Бабков А.Г. Индикативное управление воспроизводственным развитием региональных экономических систем (на материалах Южного федерального округа): дис.... доктора экон. наук. -Нальчик, 2004.

References

1. Nuraliyev S. U. A condition and prospects of development of system of wholesale trade in foodstuff and tasks of the enterprises of branch//Economy of the agricultural and processing enterprises. -2007. -№. 1.

2. Babkov AG Indicative management of reproduction development of regional economic systems (for example of the Southern Federal District); Thesis. Dr.... economical. Sciences. - Nalchik, 2004.

Экономика, Статистика и Информатика

211

№3(2), 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.