Научная статья на тему 'Информированность студента как показатель его культуры'

Информированность студента как показатель его культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / УРОВЕНЬ ИНФОРМИРОВАННОСТИ СТУДЕНТА / ОТНОШЕНИЕ К ИНФОРМАЦИИ / СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ ИНФОРМИРОВАННОСТИ И УРОВНЕМ КУЛЬТУРЫ / STUDENT’S INFORMEDNESS LEVEL / RELATION TO INFORMATION / INFORMATION CONTENT / INTERRELATION BETWEEN THE INFORMEDNESS LEVEL AND THE CULTURE LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стегний Василий Николаевич

Рассматривается информированность студента как показатель уровня его культуры. Раскрываются средства, каналы, источники получения студентом информации, содержание информированности, взаимосвязь между уровнем информированности и успеваемостью студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student’s informedness as a criterion of culture level

Student’s informedness is considered as an indicator of his culture level. Means, channels, sources of obtaining information by the student are discussed. The interrelation between the student’s informedness level and his progress in studies is traced.

Текст научной работы на тему «Информированность студента как показатель его культуры»

в.н. стегний, профессор Информированность

Пермский ншщоналъный студента как показатель

исследовательский политехниче- ^

ский университет его культурЫ

Рассматривается информированность студента как показатель уровня его культуры. Раскрываются средства, каналы, источники получения студентом информации, содержание информированности, взаимосвязь между уровнем информированности и успеваемостью студента.

Ключевые слова: информированность, уровень информированности студента, отношение к информации, содержание информированности, взаимосвязь между уровнем информированности и уровнем культуры

Все виды деятельности студента связаны с переработкой информации. В этой связи возникла идея провести социологическое исследование состояния информированности студента в современном социальном пространстве и времени \ Замер ее уровня позволяет косвенно определить эффективность и качество учебно-воспитательного процесса в вузе, степень готовности студента к своей профессии.

Информированность студента трактуется нами как: 1) осведомленность студента о социальной среде; характеризуется объемом информации; 2) избирательность студента в отношении информации о социальной среде; характеризуется конкретным содержанием и направленностью; 3) отношение студента к социальной среде; характеризуется его учебной, общественно-политической, духовной активностью; 4) степень влияния полученной студентом информации на его поведение, ценности, мировоззрение.

Студент имеет целую систему средств для получения информации. Основными являются компьютер, телефон, телевизор. Каждый второй имеет в личном пользовании видеоплеер, музыкальный плеер, сканер, ксерокс, а также домашнюю библиотеку. Вместе с тем из средств получения информации постепенно исчезают такие, как газета, журнал, кинотеатр, клуб, дво-

рец культуры, резко сократилась роль книги как источника информации. Видимо, поэтому современный студент стал хуже излагать свои мысли, писать тексты с большим количеством ошибок и т.д.

Среди постоянных источников информации у студентов доминирует их личный опыт (54%), затем следуют друзья (49%), родители (45%), Интернет (41%). Как правило, они основаны на здравом смысле, а не на знаниях, что существенно влияет на качество вузовской подготовки студента. Только каждый пятый респондент в качестве постоянного источника информации указывает на книгу. Обращает на себя внимание тот факт, что лишь для 3-6% опрошенных постоянным источником является информация, полученная от преподавателя вуза или эксперта. Это существенно влияет на уровень профессиональной подготовки будущего специалиста.

Следует обратить внимание на ответы об эпизодическом использовании каналов. Очень странно, что среди них доминируют книга (42%), газета (38%), программные документы государства, партий (20%). Велика роль информации, полученной от преподавателей вуза (27%), специалистов (33%), родственников (39%), из телепрограмм (35%), от друзей (36%).

Почти у каждого второго студента отсутствует интерес к информации, полу-

1 Проводилось среди студентов Пермского государственного технического университета в 2010 г. (опрошено 980 человек).

Социология образования

115

чаемой от политиков, школьных учителей, специалистов, преподавателей вуза, из рекламы, программных официальных документов государства, партий. Весьма интересно и то, что у большинства студентов (69%) отсутствует интерес к ясновидящим и экстрасенсам.

Какое количество книг студент читает в течение месяца? Одну - 44%; регулярно одну-две - 22%; регулярно три и более -8%; обычно читают во время каникул - 19%. Следовательно, 93% студентов в течение месяца регулярно работают с книгой. Это не так уж плохо, учитывая современную ситуацию. Что же читают студенты, какого рода литература их интересует? (табл. 1).

Наиболее востребованы учебники и учебные пособия, а также книги по специальности, художественная литература и книги, которые учат жить. Это соответствует содержанию учебной деятельности студента и требованиям к его будущей специальности. Такую литературу читают от половины до трети студентов. Специально подчеркнем отношение студентов к научно-фантастической литературе: ею интересуется каждый третий, и это весьма высокий показатель для студента технического вуза. От 1/ 5 до 1/10 студентов проявляют интерес к книгам о неопознанных явлени-

ях, спорте, искусстве, философии, истории, политике, экономике, бизнесе, менеджменте. К сожалению, только 8% студентов интересуются проблемами права, морали. На наш взгляд, это очень низкий показатель.

Среди средств получения информации у студентов ведущая роль принадлежит телевизору и компьютеру. Как техническое средство и «виртуальный посредник общения» компьютер 1) «позволяет оперативно получать необходимую для учебы информацию» - 69,0%; 2) «сокращает время на получение необходимой информации» -67,0%; 3) «осуществляет связь с миром» -64,0%; 4) «позволяет общаться с друзьями» - 54,0%; 5) «позволяет расширить круг общения людей, имеющих общие интересы» - 53,0%; 6) «превращает человека в своего заложника» - 18,0%; 7) «изменяет психоморфологические качества человека как биологического вида» -8,0%; 8) «способствует стандартизации общественной культуры, морали» - 7,0%. Без компьютера и сотового телефона представить современного студента практически невозможно, что является одним из существенныхпоказателей информационного общества.

По телевизору студенты смотрят самые разнообразные передачи (табл. 2). При этом интерес у большинства студентов почти по всем отмеченным темам весьма высокий.

Одним из важнейших информационных каналов у студентов является общение с друзьями, в ходе которого они обсуждают множество вопросов (табл. 3). Наиболее часто обсуждаемые темы - это

Таблица 1

Характер читаемой литературы (%)

Учебники и учебные пособия 52,0

Литература по специальности 44,0

Романы, повести, рассказы 43,0

По истории, политике, философии 17,0

По искусству 14,0

О спорте 18,0

Об экономике, бизнесе, менеджменте 15,0

О проблемах секса 13,0

Религиозная 4,0

О моде, косметике 33,0

О проблемах права, морали 8,0

О необычных, неопознанных явлениях 16,0

Книги, которые учат жить 35,0

Детективы, приключения, научная фантастика 28,0

Таблица 2

Телепередачи, которые смотрят студенты (%)

Художественные фильмы (зарубежные) 71,0

Музыкальные передачи 70,0

Художественные фильмы (отечественные) 62,0

Информационно-политические и аналитические передачи 54,0

Мультфильмы 47,0

Игровые шоу 35,0

Образовательно-познавательные программы 38,0

Сериалы 32,0

9. Эротические каналы 20,0

10. Религиозные передачи 5,0

текущие проблемы учебы, что является показателем нацеленности основной массы студентов на учебный процесс, который является основным содержанием их деятельности. Вместе с тем следует обратить внимание и на то, что 3/ 4 студентов смотрят фильмы, слушают музыку. Это очень важный показатель культуры студента, существенно влияющий на его ценности, внутренний мир. Вопрос только в

том, какие он смотрит фильмы (в основном зарубежные) и какую он слушает музыку (в основном популярную).

Как видно из таблицы, весьма большую группу студентов волнует качество преподавания, поведение преподавателей, своих знакомых и друзей, организация досуга и отдыха, спортивные события. Каждый третий обсуждает вопросы организации учебного процесса, будущей работы, проблемы

Таблица 3

Вопросы, обсуждаемые с друзьями (%)

Текущие проблемы учебного процесса 73,0

Фильмы, музыка 73,0

Поведение своих знакомых, друзей 54,0

Поведение преподавателей, качество преподавания 46,0

Организация досуга 45,0

Спортивные события 38,0

Организация учебного процесса 31,0

Книги 30,0

Проблемы работы 29,0

Проблемы морали 27,0

Социальные проблемы общества 26,0

Аудиторная нагрузка 26,0

Проблемы профессии 25,0

Самостоятельная работа студентов 25,0

Политические новости 24,0

Экономические проблемы 23,0

Структура учебного плана 22,0

Организация производственной практики 19,0

Проблемы вуза 16,0

Материально-техническая база вуза 14,0

Проблемы факультета 8,0

Организация производственной практики 8,0

Научно-исследовательская работа студентов 8,0

Социология образования

117

морали, содержание прочитанных книг. Каждый четвертый принимает участие в обсуждении социальных проблем общества, экономики, политической жизни, проблем профессии, своей самостоятельной работы и аудиторной нагрузки.

Только каждый пятый студент озабочен такими проблемами, как структура учебного плана, организация производственной практики, материально-техническая база. Значит, эти вопросы в вузе решаются достаточно успешно. Реже всего обсуждаются проблемы факультета, производственной практики, научно-исследовательской работы. Значит, эти проблемы для основной массы студентов решены.

Кстати, круг тем, обсуждаемых студентами в своей среде, сильно изменился в сравнении с аналогичными показателями 1970-80-х гг. Объясняется это прежде всего существенными изменениями в социальном составе студентов [1, с. 81-91].

Почти у каждого второго респондента фиксируется постоянный интерес к разным аспектам общественной жизни. Наибольший интерес вызывает информация об образовании, о межличностных отношениях, семье и браке, психологии. От 1/ 3 до 1/5 студентов постоянно следят за информацией о культуре, морали, политике, экономике, науке, здравоохранении, технике, праве, истории. Весьма слабый интерес студенты проявляют к экологии, уфологии, космосу, религии, астрологии, межнациональным отношениям. К этим областям постоянный интерес фиксируется только у каждого десятого студента.

Следует отметить устойчивый интерес студентов к современному обществу, его социальному будущему. Судя по содержанию высказываний, у них доминирует установка на инновационную модель развития России [2, с. 3-6].

Студенты обеспокоены такими проблемами, как криминальная обстановка, наркомания, безработица, нищета, экономическая нестабильность, неблагоприятная экология, падение нравов, морали, политическая напряженность (табл. 4). Это са-

мые острые проблемы современного российского общества, и студенческая молодежь более чувствительно реагирует на них, чем другие социальные группы.Какова в целом удовлетворенность студентов той информацией, которую они получают из СМИ? 1/ 5 вполне удовлетворены информацией, 1/ 3 частично удовлетворены ею, 1/ 4 не удовлетворены и 1/10 студентов этот вопрос не интересует. Отмечая достаточно низкий показатель удовлетворенности студентов получаемой информацией, следует обратить внимание на то, каких знаний, по их мнению, им будет не хватать в будущей деятельности (табл. 5).

Поскольку в нашей выборке доминируют студенты инженерных специальностей, то по понятным причинам им будет не хватать юридических, экономических знаний,

Таблица 4

Социальные проблемы современного общества, выделенные студентами (%)

Криминальная обстановка 63,0

Наркомания 62,0

Безработица 59,0

Нищета 56,0

Экономическая нестабильность 55,0

Неблагоприятная экология 49,0

Падение нравов и морали 43,0

Политическая нестабильность 39,0

Проституция 37,0

Проявление девиантных форм поведения 31,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разобщенность людей 26,0

Последствия распада СССР 14,0

Таблица 5

Отношение студентов к дефициту своих будущих знаний

Каких знаний студенту будет не хватать в будущем %

Практических знаний и навыков 49,0

Юридических знаний 40,0

Гуманитарных знаний, иностранного языка 31,0

Экономических знаний 25,0

Знаний по управлению 23,0

Знаний компьютерной техники 21,0

Специальных знаний 12,0

Фундаментальных общетеоретических знаний 6,0

Надо хорошо учиться самим студентам 13,0

иностранного языка, гуманитарных знаний. Между тем при переходе на ФГОС удельный вес этих знаний в подготовке инженера сократился на 20%, а многие учебные дисциплины вообще не попали в учебный план. Эту особенность отмечают от 25 до 40% студентов по разным группам.

Недостаток специальных знаний отмечают только 12% студентов. Этот показатель достаточно низок с той точки зрения, что подавляющее большинство этого дефицита не чувствуют. Вместе с тем студенты недооценивают роль фундаментальных общетеоретических знаний. Только 6% выразили сомнение в их дефиците.

Мы попытались проанализировать взаимосвязь между уровнем информированности студента и его успеваемостью, участием в самоуправлении, общественно-политической жизни, свободным времяпрепровождением. Оказалось, что чем выше уровень информированности студента, тем лучше его успеваемость, активнее участие в студенческом самоуправлении, обще-

ственно-политической жизни, тем содержательнее формы проведения свободного времени и более реалистична нравственная позиция. Эта взаимосвязь интересует нас в том плане, что указывает направление социализации, воспитания студентов в информационном обществе. Очевидно, что роль информации в жизни студента будет возрастать, и очень важно научить его ориентироваться в ее потоке. Главное - это содержание информации, её качество, достоверность.

Литература

1. Стегний В.Н. Изменения в социальном составе студентов постсоветского общества // Вестник Пермского гос. техн. унта. Сер. «Социально-экономические науки». 2009. № 4 (22). С. 81-91.

2. Стегний В.Н. Выбор студентами иннова-

ционной модели развития России // Вестник Пермского гос. техн. ун-та. Сер. «Социально-экономические науки». 2010. № 7 (26). С. 3-6.

STEGNIY V.N. STUDENT’S INFORMEDNESS AS A CRITERION OF CULTURE LEVEL

Student’s informedness is considered as an indicator of his culture level. Means, channels, sources of obtaining information by the student are discussed. The interrelation between the student’s informedness level and his progress in studies is traced.

Keywords: student’s informedness level, relation to information, information content, interrelation between the informedness level and the culture level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.