Научная статья на тему 'Информационное общество: отношение личности к информации'

Информационное общество: отношение личности к информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION SPACE / INFORMATION / KNOWLEDGE / PERSONALITY AWARENESS IN MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стегний Василий Николаевич

Рассматриваются основные подходы к определению информационного общества, его особенности, место в нем информации и знаний, формирование современной информационной среды, роль в ней Интернета. Информация и знания становятся главными ценностями. Личность живет в новом информационном пространстве. На примере студентов анализируется отношение человека к информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SOCIETY: PERSON’S ATTITUDE TOWARDS INFORMATION

The paper reveals the main approaches to the definition of information society, its features, place of information and knowledge in it, formation of the modern information environment, and the role of the Internet. Information and knowledge are positioned as the main values. A person lives in the new information space. On the students example the attitude of a person towards information is analyzed.

Текст научной работы на тему «Информационное общество: отношение личности к информации»

социология

УДК 316. 012

В.Н. Стегний

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ИНФОРМАЦИИ

Рассматриваются основные подходы к определению информационного общества, его особенности, место в нем информации и знаний, формирование современной информационной среды, роль в ней Интернета. Информация и знания становятся главными ценностями. Личность живет в новом информационном пространстве. На примере студентов анализируется отношение человека к информации.

Ключевые слова: информационное общество, информационное пространство, информация, знания, информированность личности в современном обществе.

В концепции информационного общества выделяют следующие аспекты [1, с. 33-34]:

1. Информационное общество как информационная экономика. Рассматривается в двух аспектах - производственном и профессиональном. Производственный подход - это переход от сельскохозяйственного к промышленному, затем к информационной экономике, где используется два индикатора - информационная скорость и информационный индекс. Профессиональный подход основан на анализе профессиональной структуры общества. Здесь к традиционным секторам экономики (промышленность, сельское хозяйство, сервис и т.д.) добавляется информация.

2. Информационное общество как постиндустриальное (Д. Белл). Оно связано с производством и использованием информации с помощью интеллектуальных технологий, базирующихся на компьютерной обработке информации, что приводит к росту теоретического знания и науки.

3. Информационное общество как общество знаний. Делает акцент на производство не только теоретического, но и ненаучного знания (литература, искусство, религия и т.д.). В этой связи следует провести различие между знанием и информацией. «Знание создает способность действия (знание

© Стегний В.Н., 2013

Стегний Василий Николаевич - д-р социол. наук, проф., декан гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: gf@pstu.ru.

предпосылка действия), в то время как информация представляет собой знание, обработанное для целей использования. Поэтому знание отражает статистический структурный аспект, а информация - процессуальный аспект коммуникации» [1, с. 108].

4. Информационное общество иногда рассматривается как конец общества массового производства. Изменяется организационная структура предприятия. С одной стороны, возникают транснациональные корпорации, свободно действующие в международном масштабе, с другой стороны, под давлением потребителя и международной конкуренции они переходят на рельсы индивидуализированного производства.

Следовательно, современное информационное общество рассматривают в следующих аспектах: как информационную экономику; как постиндустриальное общество; как общество знаний; как конец общества массового производства.

Информационное общество - это более политическая программа, чем теоретическое понятие. Его связывают с развитием современных технологий, т.е. его развитие определяется технологически следующими четырьмя основными взаимосвязанными инновационными факторами:

1) переходом от отдельных механических, электрических, электромеханических к электронным системам;

2) микроминиатюризацией всех электронных элементов;

3) дигитализация коммуникации и информации;

4) взрывным развитием в обществе программного обеспечения [1, с. 106].

Информационное общество должно рассматриваться одновременно как

результат его естественной эволюции и как следствие политической воли, выраженной самим этим обществом.

Особенность информационного общества - создание виртуального предприятия, не привязанного к определенному месту или даже национальному государству. Оно за счет своевременно получаемой информации и быстро перерабатываемой информации может гибко реагировать на любые запросы потребителя, колебания рынка, самоперестраиваясь в соответствии с этими запросами и колебаниями, становясь саморефлексивной системой. Таким образом, современную стадию развития информационного общества следует понимать как общество знаний и информации. Труд и капитал, характерные для индустриального общества, дополняют на этой стадии еще информацией и знаниями. Причем информация и знания становятся главными ценностями современного общества. Хотя в системе рыночного общества знания и информация рассматриваются как товар.

Знания и информация пронизывают все сферы общественной жизни: производственную, техническую, экономическую, экологическую, социальную, политическую, управленческую, сервисную и т.д. Они являются верти-

кальным срезом в обществе. Особую роль в этом обществе играет не только знание и информация, а их недостаток.

Цель производства знаний и информации - сделать их полезными обществу, доступными его всем членам, а не только узкому кругу носителей власти или производителей их.

Качественный сдвиг и новый этап в развитии современного информационного общества связывают с появлением Интернета. Компьютеризация и коммуникации сливаются сегодня. В 2007 году в мире Интернетом пользовалось 2 млрд чел. Это 1/3 всего человечества. В развитых странах 75-80 % населения пользуются им [1, с. 127]. Кроме того, около половины населения планеты пользуются сотовым телефоном. 20 лет назад это трудно было представить, но сегодня это факт. В данном случае мы имеем дело с новым этапом информационно-технологической революции на основе развития новых информационных и коммуникативных технологий, которые внесли изменения в современную науку, культуру, общество в целом.

Само развитие общества все больше зависит от новой социальной роли знаний. Они не являются сегодня прерогативой только науки, а становятся основой практического использования. В обществе меняется статус науки, знания, информации. Потребность в них растет. Для их функционирования требуется другая организация информационной инфраструктуры страны. Для решения этой проблемы необходимо конкретное знание положения дел с информированностью личности в современном обществе.

Сравнивая информированность личности в 1970-1980 годы [2, с. 18-78] и в 10-е годы XXI века, фиксируем качественные изменения в этом процессе и появление совершенно новых тенденций, иного отношения к ней.

Информированность личности в современном обществе изучим на примере студентов одного вуза*. Теоретическое определение информированности студента при проведении конкретно-социологического исследования необходимо свести к операциональной характеристике его содержания и структуры [3, с. 15-16].

Взяв за основу исследования эмпирическими методами информированность студента - то, как он трактует ее содержание и направленность, фиксируем в анализе:

1) осведомленность студента о социальной среде, характеризуемую объемом информации о ней;

2) избирательность студента в отношении информации о социальной среде, характеризуемую конкретным содержанием и направленностью о ней;

3) степень активного отношения к социальной среде, характеризуемую учебной, общественно-политической, духовной активностью студента;

* Социологическое исследование проводилось среди студентов Пермского государственного технического университета в 2010 году (было опрошено 980 чел.).

4) степень влияния информированности студента на его поведение, ценности, мировоззрение.

В личном домашнем пользовании студент имеет не одно средство получения информации, а целую систему (табл. 1).

Таблица 1

Средства получения информации, имеющиеся в личном домашнем пользовании студента

№ п/п Средства для получения информации Доля ответивших, %

1 Телевизор (два и более) 67,0

Телевизор (один) 30,0

2 Компьютер 91,0

3 Телефон сотовый 84,0

4 Телефон стационарный 82,0

5 Радио 70,0

6 Принтер 67,0

7 Домашняя библиотека (5000 книг) 53,0

Домашняя библиотека (свыше 5000 книг) 16,0

8 Музыкальный центр 66,0

9 Видеоплеер 59,0

10 Музыкальный плеер 55,0

11 Сканер 40,0

12 Ксерокс 31,0

Примечание. Поскольку каждый респондент указал несколько средств получения информации, то сумма больше 100 %.

Основными средствами получения информации у студентов являются: компьютер, телефон, телевизор, музыкальный центр, принтер. Их имеют в личном пользовании от 70 до 100 % студентов. Каждый второй студент имеет в личном пользовании видеоплеер, музыкальный плеер, сканер, ксерокс. Каждый второй студент имеет в личном пользовании домашнюю библиотеку. То, что студент получает информацию не из одного источника, а из целой системы - это хороший показатель его культуры. Изменились по сравнению с 60-80-ми годами XX века источники информации, постепенно исчезают такие средства получения информации, как газета, журнал, кинотеатр, клуб, дворец культуры, резко сократилась роль книги. Поэтому современный студент стал хуже излагать свои мысли, писать тексты стал с большим количеством ошибок и т.д.

Данные опроса, из каких информационных источников и как часто студенты получают информацию, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Источники и частота получения информации студентами

Источник информации Доля ответивших, %

Постоянно Время от времени Не интересуют

Родители 45,0 41,0 4,0

Родственники 8,0 39,0 34,0

Друзья 49,0 36,0 3,0

Школьные учителя 1,0 13,0 62,0

Преподаватели вуза 3,0 27,0 49,0

Специалисты 6,0 33,0 40,0

Политики 2,0 7,0 67,0

Экстрасенсы, ясновидящие 2,0 5,0 69,0

Телевидение 19,0 35,0 28,0

Интернет 41,0 34,0 12,0

Книги 20,0 42,0 21,0

Г азеты 16,0 38,0 28,0

Реклама 7,0 25,0 48,0

Программные официальные документы государства, партий, общественных организаций 5,0 20,0 51,0

Свой личный опыт, свои размышления, наблюдения за жизнью других людей 54,0 23,0 5,0

Другие источники 15,0 33,0 15,0

Примечание. Поскольку каждый респондент указал несколько источников, то сумма по каждой группе студентов больше 100 %.

Среди постоянных источников информации у студентов доминирует свой личный опыт, затем друзья, родители, Интернет. Эти источники информации основаны на опыте, а не на знаниях, что существенно влияет на уровень теоретической, научной подготовки студента. Сегодня только каждый пятый студент в качестве постоянного источника информации имеет книгу. Обращает на себя внимание и тот факт, что только 3-6 % студентов в качестве постоянного источника используют информацию, полученную от преподавателя вуза и специалиста. Это существенный показатель будущей профессиональной подготовки специалиста.

Следует отметить проблему эпизодического использования очень большого количества каналов получения информации студентами. Очень странно, что среди этих каналов информации доминируют книга, газета, программные документы государства, партий. Среди них велика роль информа-

ции, полученной от преподавателей вуза, специалистов, родственников, из телевидения, от друзей. Каждый третий студент эпизодически пользуется этими каналами получения информации.

Обращает на себя внимание и то, что почти у каждого второго студента отсутствует интерес к информации, получаемой от политиков, школьных учителей, специалистов, преподавателей вуза, из рекламы, программных официальных документов государства, партий. Конечно, весьма интересно и то, что у основной группы студентов отсутствует интерес к ясновидящим и экстрасенсам.

Важнейшим источником получения информации для студента является книга. Здесь попытаемся выяснить, какое количество книг они читают в течение месяца (кроме учебников): одну книгу - 44 %; регулярно одну-две -22 %; регулярно три и более - 8 %; читают обычно во время каникул - 19 %. Следовательно, 93 % студентов в течение месяца читают регулярно книги. Эта весьма достаточный показатель для современного студента. Проанализируем, какого же характера литературу читают студенты (табл. 3).

Таблица 3

Характер литературы, которую читают студенты

№ п/п Вид литературы Доля ответивших, %

1 Учебники и учебные пособия 52,0

2 Литература по специальности 44,0

3 Романы, повести, рассказы 43,0

4 По истории, политике, философии 17,0

5 По искусству 14,0

6 О спорте 18,0

7 Об экономике, бизнеса, менеджменте 15,0

8 О проблемах секса 13,0

9 Религиозная 4,0

10 О моде, косметике 33,0

11 О проблемах права, морали 8,0

12 О необычных, неопознанных явлениях 16,0

13 Книги, которые учат жить 35,0

14 Детективы, приключения, научная фантастика 28,0

Примечание. Поскольку каждый респондент указал несколько источников, то сумма больше 100 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее востребованные книги для студентов - это учебники и учебные пособия, а также книги по специальности, художественная литература

и книги, которые учат жить. Это соответствует содержанию учебной деятельности студента и требованиям к его будущей специальности. Такую литературу читают от половины до трети студентов. Хотя учебники и книги по специальности, следует отметить, читают все.

Специально следует подчеркнуть отношение студентов к научной фантастической литературе, - каждый третий интересуется ею, и это весьма высокий показатель для студентов технического вуза.

От 1/5 до 1/10 студентов проявляют интерес к книгам о неопознанных явлениях, спорте, искусстве, философии, истории, политике, экономике, бизнесе, менеджменте.

К сожалению, только 8 % студентов интересуются проблемами права, морали. Это очень низкий показатель. Этими проблемами должны интересоваться 100 % студентов, так как мораль и право являются основой жизнедеятельности человека и специалиста.

Среди средств получения информации у студентов ведущая роль принадлежит телевизору и компьютеру.

Компьютер как техническое информационное средство и «виртуальный посредник общения» для студента крайне необходим, что подтвердили результаты опроса:

1) позволяет оперативно получать необходимую для учебы информацию - 69,0 %;

2) сокращает время на получение необходимой информации - 67,0 %;

3) осуществляет связь с миром - 64,0 %;

4) позволяет общаться с друзьями «вне времени и пространства» -

54.0 %;

5) позволяет расширить круг общения людей, имеющих общие интересы - 53,0 %.

В то же время компьютер превращает человека в своего заложника -

18.0 %; изменяет психоморфологические качества человека как биологического вида - 8,0 %; способствует стандартизации общественной культуры, морали - 7,0 %.

Следовательно, в системе общения студентов компьютер занимает одно из ведущих мест и выполняет целую систему функций в процессе обучения. Без компьютера и сотового телефона представить современного студента практически невозможно, что является одним из существенных показателей информационного общества.

Студенты по телевизору смотрят самые разнообразные передачи (табл. 4). При этом интерес у большинства студентов почти по всем указанным темам высокий.

Таблица 4

Содержание телепередач, которые смотрят студенты

№ п/п Тематика передач Доля ответивших, %

1 Художественные фильмы (зарубежные) 71,0

2 Музыкальные передачи 70,0

3 Художественные фильмы (отечественные) 62,0

4 Информационно-политические и аналитические передачи 54,0

5 Мультфильмы 47,0

6 Игровые шоу 35,0

7 Образовательно-познавательные 38,0

8 Сериалы 32,0

9 Эротические 20,0

10 Религиозные 5,0

Примечание. Поскольку каждый респондент указал несколько телепередач, то сумма больше 100 %.

Наибольшим интересом пользуются художественные фильмы и музыкальные передачи (около 3/4 студентов). Хотя в меньшей степени, но достаточно высок интерес к информационно-аналитическим передачам и мультфильмам (половина студентов). У трети студентов большой интерес вызывают игровые шоу, образовательно-познавательные передачи и отечественные сериалы. Религиозная тематика интересует только 5 % студентов, а вот эротика - 20 % студентов, что вполне естественно для их возраста.

Одним из самых существенных информационных каналов у студентов является общение с друзьями, в ходе которого они обсуждают различные вопросы (табл. 5).

Таблица 5

Вопросы, обсуждаемые студентами с друзьями

№ п/п Характер обсуждаемых вопросов Доля ответивших, %

1 Текущие проблемы учебного процесса 73,0

2 Фильмы, музыка 73,0

3 Поведение своих знакомых, друзей 54,0

4 Поведение преподавателей, качество преподавания 46,0

5 Организация досуга 45,0

6 Спортивные события 38,0

7 Организация учебного процесса 31,0

Окончание табл. 5

№ п/п Характер обсуждаемых вопросов Доля ответивших, %

8 Книги 30,0

9 Проблемы работы 29,0

10 Проблемы морали 27,0

11 Социальные проблемы общества 26,0

12 Аудиторная нагрузка 26,0

13 Проблемы профессии 25,0

14 Самостоятельная работа студентов 25,0

15 Политические новости 24,0

16 Экономические проблемы 23,0

17 Структура учебного плана 22,0

18 Организация производственной практики 19,0

19 Проблемы вуза 16,0

20 Материально-техническая база вуза 14,0

21 Проблемы факультета 8,0

22 Организация производственной практики 8,0

23 Научно-исследовательская работа студентов 8,0

Примечание. Поскольку каждый респондент указал несколько ответов, то сумма больше 100 %.

Наиболее часто обсуждаемые проблемы между студентами - это текущие проблемы учебного процесса, что является показателем нацеленности основной массы студентов (3/4) на учебный процесс - основной вид их деятельности в вузе. Вместе с тем следует обратить особое внимание и на то, что студенты живут не только учебой в вузе: 3/4 из них смотрят фильмы, слушают музыку. Это очень важный показатель духовной культуры студента, существенно влияющий на его ценности, внутренний мир. Вопрос только в том, какие он смотрит фильмы (в основном зарубежные) и какую он слушает музыку (в основном развлекательную). Вот над этим стоит задуматься.

Среди студентов весьма большая группа (около 1/2) обсуждает качество преподавания, поведение преподавателей, поведение своих знакомых и друзей, организацию досуга и отдыха, спортивные события. Каждый третий студент обсуждает проблемы организации учебного процесса, будущей работы, морали, книг. Каждый четвертый студент принимает участие в обсуждении социальных проблем общества, аудиторной нагрузки, проблем профессии, своей самостоятельной работы, экономики, политической жизни. Только каждый пятый студент обсуждает структуру учебного плана, организацию

производственной практики, проблемы материально-технической базы. Значит, эти вопросы в вузе решаются достаточно успешно.

Реже всего студенты обсуждают проблемы факультета, производственной практики, научно-исследовательской работы. Значит, эти проблемы для основной массы студентов решены.

Выделенные студентами для обсуждения проблемы свидетельствуют о том, что студенты живут не одной какой-то проблемой, а целой системой. У них фиксируются системный подход, комплексное отношение к окружающему их миру и многообразие их интересов.

Конечно, круг обсуждаемых проблем студентами в своей среде сильно изменился по сравнению с аналогичными показателями 70-80-х годов XX века. Объясняется это прежде всего существенными изменениями в социальном составе студентов [4].

Рассмотрим, какие вопросы общественной жизни интересуют сегодня студентов (табл. 6).

Таблица 6

Интерес студентов к содержанию информации о современной общественной жизни (распределение ответов, %)

Содержание информации Степень интереса

постоянно время от времени не интересуют

Культура 22,0 55,0 10,0

Мораль 23,0 48,0 14,0

Политика 24,0 48,0 17,0

Экономика 30,0 46,0 17,0

Образование 53,0 32,0 4,0

Наука 21,0 53,0 14,0

Здравоохранение 26,0 46,0 14,0

Техника и технология 30,0 35,0 20,0

Экология 17,0 51,0 18,0

Семья и брак 37,0 39,0 12,0

Право 29,0 44,0 15,0

Межличностные отношения 50,0 29,0 7,0

Психология 41,0 31,0 14,0

Уфология 7,0 25,0 52,0

Космос 13,0 33,0 41,0

Религия 11,0 35,0 39,0

Межнациональные отношения 14,0 40,0 31,0

Астрология 11,0 30,0 43,0

История 20,0 45,0 22,0

Примечание. Поскольку каждый респондент указал несколько ответов, то сумма по каждой группе студентов больше 100 %.

Почти у каждого второго студента фиксируется постоянный интерес к информации по разным аспектам общественной жизни. Среди постоянных интересов у студентов наибольший интерес вызывает информация об образовании, межличностных отношениях, семье и браке, психологии. Это та информация, которая отражает наиболее важные стороны жизнедеятельности современного студента.

От 1/3 до 1/5 студентов интересуются постоянно информацией о культуре, морали, политике, экономике, науке, здравоохранении, технике, праве, истории. Это та информация, которая лежит в основе их образовательной деятельности, и они имеют с ней дело постоянно.

Весьма слабый интерес студенты проявляют к экологии, уфологии, космосу, религии, астрологии, межнациональным отношениям. К этой информации постоянный интерес фиксируется только у каждого десятого студента. Отмечая постоянный интерес к указанным видам информации, следует сказать, что эпизодический интерес к этой же информации, у студентов фиксируется значительно сильнее.

Эпизодический интерес студенты проявляют к большому количеству тем. Если постоянный интерес фиксируется к 4 темам у половины студентов, то эпизодический интерес у каждого второго студента фиксируется к 11 темам. К остальным 4 темам фиксируется интерес у 1/3 студентов. Это достаточно высокие показатели, характеризующие духовный мир, культуру студента. Группа студентов, эпизодически интересующаяся разными темами информации, является доминирующей, что определяется их статусом и содержанием деятельности.

Среди студентов выделяется также группа, которая не интересуется тем или иным видом информации, что вполне естественно, так как студент не может интересоваться всеми видами информации. Информация, которая прежде всего не интересует студента, - это астрология, космос, религия, уфология, межнациональные отношения. Таких студентов около половины. 1/10 студентов не проявляют интереса к другим темам информации, указанным в табл. 6.

Характеризуя интересы студентов к социальной информации, следует отметить постоянный и многообразный их интерес к современному обществу, его социальному будущему. Судя по содержанию информированности, у студентов доминирует установка на инновационную модель развития России.

Студент проявляет конкретный интерес к информации по наиболее острым социальным проблемам современной жизни (табл. 7). От 1/2 до 3/4 студентов наиболее всего обеспокоены такими проблемами, как криминальная обстановка, наркомания, безработица, нищета, экономическая нестабильность, неблагоприятная экология, падение нравов, морали, политическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

напряженность. Это самые острые проблемы современного российского общества, и студенческая молодежь более чувствительно реагирует на них, чем другие социальные группы.

Таблица 7

Социальные проблемы современного общества, выделенные студентами

№ п/п Социальные проблемы Доля ответивших, %

1 Криминальная обстановка 63,0

2 Наркомания 62,0

3 Безработица 59,0

4 Нищета 56,0

5 Экономическая нестабильность 55,0

6 Неблагоприятная экология 49,0

7 Падение нравов и морали 43,0

8 Политическая нестабильность 39,0

9 Проституция 37,0

10 Проявление девиантных форм поведения 31,0

11 Разобщенность людей 26,0

12 Последствия распада СССР 14,0

Примечание. Поскольку каждый респондент указал несколько ответов, то сумма больше 100 %.

От 1/3 до 1/4 студентов обращают внимание на такие проблемы, как разобщенность, девиантные формы поведения в некоторых группах населения, проституция, последствия распада СССР. Указанные студентами социальные проблемы свидетельствуют о том, что они хорошо ориентируются в информации не только об успехах в обществе, но и его проблемах, на решении которых они настаивают.

У студентов сформировалась определенная система требований к информации (табл. 8). 1/2 студентов считают полученную информацию из указанных источников не совсем достоверной, хотя и отмечается самый высокий показатель достоверности информации у книг и практически одинаковый у газет, журналов, радио, телевидения.

В полной мере считают достоверной информацию из указанных источников от 1/10 до 1/4 студентов. Наибольшей достоверностью отличаются книги, наименьшей - газеты, журналы, радио, телевидение и Интернет. По этому показателю студенты оценивают их одинаково.

Таблица 8

Требования студентов к современной информации (распределение ответов, %)

Требования к информации Телевидение Радио Интернет Книги Г азеты, журналы

Достоверность

В полной мере 22,0 16,0 23,0 27,0 10,0

Не совсем 51,0 48,0 46,0 42,0 47,0

Не соответствует 14,0 14,0 13,0 10,0 23,0

Объем

В полной мере 35,0 12,0 49,0 25,0 18,0

Не совсем 38,0 49,0 26,0 40,0 44,0

Не соответствует 8,0 15,0 6,0 11,0 15,0

Надежность

В полной мере 14,0 13,0 10,0 23,0 7,0

Не совсем 44,0 44,0 46,0 43,0 44,0

Не соответствует 23,0 20,0 23,0 13,0 26,0

Быстрота

В полной мере 53,0 38,0 69,0 9,0 23,0

Не совсем 23,0 37,0 9,0 31,0 41,0

Не соответствует 4,0 7,0 4,0 35,0 13,0

Точность

В полной мере 18,0 14,0 15,0 21,0 9,0

Не совсем 51,0 51,0 49,0 44,0 52,0

Не соответствует 12,0 12,0 14,0 12,0 17,0

Примечание. Поскольку каждый респондент указал несколько ответов, то сумма по каждой группе студентов больше 100 %.

По критерию объема информации в полной мере 1/2 студентов удовлетворены Интернетом, 1/3 - информацией, получаемой по телевидению, 1/4 -из книг, 1/5 - из газет и журналов и 1/10 - по радио.

По степени частичного удовлетворения объемом информации самый высокий показатель у Интернета (1/4 не удовлетворены) и самые низкие -у остальных каналов получения информации, где каждый второй ею не удовлетворен. Неудовлетворенность объемом получения информации всеми источниками фиксируется у каждого десятого студента.

Надежностью информации из книг удовлетворен каждый четвертый студент и каждый десятый удовлетворен другими источниками информации. Это весьма низкий показатель. Каждый второй студент частично удовлетворен надежностью информации по всем источникам информации и каждый

четвертый студент указывает на ее полное несоответствие надежности по всем каналам.

Быстрота передачи информации отмечается разная по каждому каналу. Самая скоростная информация идет через Интернет и телевидение и практически одинаковая - через газеты, журналы, радио. Самая низкая быстрота передачи информации - через книги, это вполне закономерно для этого источника информации. Это не основной его критерий. У студентов нет особых претензий к быстроте передачи информации по всем источникам.

Что касается такого критерия, как точность передачи информаций, то он по всем каналам в основном совпадает с показателем достоверности информации. Наибольшей точностью отличается информация из книг и наименьшей - из газет и журналов. В полной мере этот показатель отмечают от 1/10 до 1/5 студентов у разных каналов. Показатель частичной точности информации отмечает каждый второй студент. Практически, кроме книги, он одинаково отмечается ими у всех других каналов.

Какова же в целом удовлетворенность студентов той информацией, которую они получают из СМИ? Среди студентов 1/5 вполне удовлетворены информацией, которую они получают из СМИ, 1/3 частично удовлетворены ею, 1/4 не удовлетворены и 1/10 студентов этот вопрос не интересует (табл. 9). Следует отметить достаточно низкий показатель удовлетворенности студентов получаемой ими информацией.

Таблица 9

Удовлетворенность студентов получаемой информацией из СМИ (распределение ответов, %)

Степень удовлетворенности информацией Вид информации

политическая экономическая национальная

Вполне удовлетворен 26,0 22,0 20,0

Частично удовлетворен 35,0 40,0 38,0

Не удовлетворен 21,0 23,0 23,0

Меня это не волнует 9,0 7,0 10,0

Нет ответа 9,0 8,0 9,0

Рассматривая степень удовлетворенности студентов получением информации, следует обратить внимание на то, каких же знаний студенту будет не хватать в его будущей деятельности, как он смотрит и прогнозирует ее после учебы в вузе (табл. 10).

То, что студенту на первой стадии производственной деятельности не будет хватать практических навыков, - это закономерный процесс у любого начинающего специалиста (49 % студентов это осознают).

Таблица 10

Отношение студентов к дефициту своих будущих знаний

№ п/п Вид знаний Доля ответивших, %

1 Практические знания и навыки 49,0

2 Юридические знания 40,0

3 Гуманитарные знания, знание иностранного языка 31,0

4 Экономические знания 25,0

5 Знания по управлению 23,0

6 Знания компьютерной техники 21,0

7 Специальные знания 12,0

8 Фундаментальные общетеоретические знания 6,0

9 Надо хорошо учиться самим студентам 13,0

Примечание. Поскольку каждый респондент указал несколько ответов, то сумма больше 100 %.

Поскольку в нашей выборке доминируют студенты инженерных специальностей, то им вполне закономерно не будет хватать знаний юридических, экономических, по управлению, иностранного языка, гуманитарных! При переходе на ГОС ВПО 3-го поколения удельный вес этих знаний в подготовке инженера сократился на 20 %. Многие учебные дисциплины вообще не попали в учебный план ГОС. Эту особенность отмечают от 25 до 40 % студентов по разным группам социальных знаний. Следует обратить внимание и на то, что студенты с 2011 года отмечают недостаток знаний компьютерной техники.

Недостаток специальных знаний отмечают только 12 % студентов. Этот показатель достаточно низкий с той точки зрения, что 90 % этого дефицита не чувствуют. Вместе с тем студенты недооценивают роль фундаментальных общетеоретических знаний. Среди них только 6 % выражают сомнения в их дефиците.

Рассматривая информированность студентов, мы попытались проанализировать взаимосвязь между содержанием, уровнем информированности студента и его успеваемостью, участием в самоуправлении, общественнополитической жизни, свободным времяпрепровождением. При этом четко прослеживается такая взаимозависимость: чем выше уровень информированности студента, тем лучше его успеваемость, активнее участие в студенческом самоуправлении, общественно-политической жизни, содержательнее формы свободного времяпрепровождения, выше ценностные ориентации и более реалистичная нравственная позиция. Эта взаимозависимость нас как раз интересует в первую очередь, так как она указывает направление социа-

лизации, воспитания студентов в информационном обществе. Роль информации в жизни студента в информационном обществе будет возрастать. Для него очень важно научиться ориентироваться в потоке нарастающей информации, так как количественный критерий здесь не является определяющим. Главное - это содержание информации, качество ее, научность, достоверность.

Список литературы

1. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. - М.: Логос, 2010. - 248 с.

2. Стегний В.Н. Политическое информирование личности (1970-1999 годы) / Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2001. - 80 с.

3. Стегний В.Н. Осознание личностью своего социального будущего: моногр. - 3-е изд., перераб. и доп. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехи. ун-та, 2013. - 150 с.

4. Стегний В.Н. Изменения в социальном составе студентов постсоветского общества // Вестник Перм. гос. техн. ун-та. Социально-экономические науки. - 2009. - № 4 (22). - С. 81-91.

Получено 12.02.2013

V.N. Stegniy

INFORMATION SOCIETY: PERSON’S ATTITUDE TOWARDS INFORMATION

The paper reveals the main approaches to the definition of information society, its features, place of information and knowledge in it, formation of the modern information environment, and the role of the Internet. Information and knowledge are positioned as the main values. A person lives in the new information space. On the students example the attitude of a person towards information is analyzed.

Keywords: information society, information space, information, knowledge, personality awareness in modern society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.