Научная статья на тему 'Информационный поиск в медицине'

Информационный поиск в медицине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гений ортопедии
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хороших С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный поиск в медицине»

© С.В. Хороших, 2004

Информационный поиск в медицине С.В. Хороших

The information search in medicine

S.V. Khoroshikh

Государственное учреждение

Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия" им. академика Г. А. Илизарова, г. Курган (генеральный директор — заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАМН, д.м.н., профессор В.И. Шевцов)

Информационная потребность служит стимулом деятельности человека. Эта деятельность направлена на поиск нужной информации. Ее правомерно назвать информационно-потребительской, и протекает она тем успешнее, чем большим информационным потенциалом обладает субъект и чем лучше он использует услуги, предоставляемые библиотеками или службами информации.

Справочно-библиографический аппарат на-

учно-медицинской библиотеки ОНМИ РНЦ «ВТО» разнообразен и богат:

1. Библиотечные каталоги:

- алфавитный (литература, имеющаяся в фонде библиотеки - отечественная и иностранная);

- предметный каталог содержит также и сигнальную информацию - отечественную и иностранную.

2. Электронные базы данных (БД) с 1994 года - это библиография книг, статей, авторефе-

ратов, диссертаций, методических рекомендаций, отчетов и т.д. На основе БД составляется информационный бюллетень (113 выпусков).

3. Библиографические картотеки:

- научные труды РНЦ "ВТО";

- персоналий научных работников (докторов медицинских наук, кандидатов, врачей и научных сотрудников без степени.);

- периодическая продукция о Центре;

- архив справок;

- информационные потребности;

- отчеты НИР;

- методические рекомендации и пособия.

4. Реферативные журналы и другие библиографические издания:

- Реферативный журнал «Физиология и морфология человека и животных», получаемый с 1981 года;

- Сборник рефератов НИР и ОКР, получаемый с 1975 года. В издании публикуются рефераты всех научных отчетов и диссертаций, выходящих в России. Очень удобен в пользовании, т.к. можно заказать любую диссертацию и отчет НИР из ВНТИ Центра.

5. Летописи изданий:

- летопись журнальных статей с 1966 года;

- летопись авторефератов диссертаций с 1981 года.

6. Иностранная библиография:

- Current Contents;

- Jndex Medicus.

7. Ретроспективная библиография отражена в фундаментальных библиографических пособиях:

- Иохельсон С.А., Фрейдлин С.Я. Библиография русской травматологии за 10 лет;

- Тютрюмова Е.А. Библиография советской травматологии. В 14 выпусках и др.

8. Библиографический указатель авторских свидетельств по разделу травматологии и ортопедии. 12 выпусков.

- Библиографический указатель статей из иностранных журналов по травматологии и ортопедии и др.

9. Библиография НИИ и мединститутов.

10. Тематические указатели.

11. Статистические сведения и другие библиографические издания

Необходимо подчеркнуть, что в год наши каталоги и картотеки пополняются на 5-7 тысяч единиц библиографической росписи. Мы расписываем все текущие периодические издания, сборники тезисов с наиболее значимых конференций и симпозиумов. Принимают в этом участие не только библиографы, но и группа информационной обработки.

Переводы из иностранной печати формируются в тематические сборники и расписываются, активно пополняя тем самым каталоги иностранной литературы.

Все это помогает в краткие сроки и качественно обслуживать потребителей информации.

При планировании научно-исследовательской работы сотрудники обращаются в отдел с просьбой провести патентно-информационный поиск. Патентный поиск проводится сотрудниками отдела интеллектуальной собственности. Информационный поиск сотрудники проводят самостоятельно.

В какой же последовательности нужно проводить его?

После ознакомления со справочно-поисковым аппаратом можно приступать к поиску необходимой информации. Тщательное изучение литературы всегда должно предшествовать началу исследовательской работы. Поиск обычно проводят за последние 10 лет.

Опыт, накопленный медициной, огромен, поэтому не следует пренебрегать ретроспективной литературой, т.к. новая идея операции, метода исследования, диагностики или новой конструкции может оказаться давно разработанной. Поэтому на первом этапе поиска необходимо познакомиться с проблемой, которую начинали разрабатывать у нас в Центре, т.е. изучить труды сотрудников центра.

На втором этапе поиска необходимо изучить литературу, касающуюся общего состояния проблемы, например: исторические данные, этиопатогенез заболевания, оперативные методы, диагностика, биомеханика, ошибки и осложнения, различные методы обработки информации и т.п.

Сначала нужно работать с каталогами, затем с информационными указателями, потом с РЖ, затем с библиографическими указателями. Отобрав необходимые периодические издания, желательно просмотреть сводный указатель статей, который обычно публикуется в первых номерах журналов или в последних. Завершить поиск можно по поисковым системам Интернета для получения информации об иностранной литературе.

Третий этап предполагает просмотр текущей отечественной и иностранной литературы.

Большую часть времени в нашей работе занимает выполнение библиографических справок. Всего за прошлый год выдана 441 справка, среди них адресные, уточняющие, фактографические и тематические. Все процессы библиографического обслуживания алгоритмизированы согласно разработанным процедурам и инструкциям. В качестве примера приводим технологию выполнения тематической справки (рис. 1). Когда осуществляется поиск, практически каждый источник просматривается по тексту. Справки дополняются рефератами из международных баз данных. По отзывам специалистов, этого бывает достаточно для составления списков литературы.

Рис. 1. Схема информационного поиска

Надо сказать, что география потребителей нашей информационной продукции растет. Это не только сотрудники нашего Центра и г. Кургана и Курганской области, но и коллеги из других ре-

гионов России: гг. Барнаул, Волгоград, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Красноярск, Оренбург, Пермь, Самара, Саратов, Сургут, Новокузнецк, Тольятти, Челябинск, Тюмень и др., а также стран

ближнего (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Украина) и дальнего зарубежья (Австралия, Австрия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Польша, США, Ю. Корея, Турция, Египет, Япония, Португалия и др.). Для иногородних потребителей мы оформляем карты, где обозначены поисковая тема, ключевые слова и границы поиска. Обычно цель запроса - тематическая подборка литературы, необходимой для написания кандидатской или докторской диссертации.

Если посмотреть динамику, сравнивая прошлый и текущий год, то в прошлом году справок извне было 9, а за 4 месяца этого года нами выполнено уже 10 тематических справок. И это не просто 15-20 названий, это списки литературы, состоящие из 200-400 источников.

Поиск литературы осуществляется не только в нашем отделе, но и в библиотеках города: Областной научной медицинской библиотеке, Об-

ластной универсальной научной библиотеке им. Югова. Часто, выполняя запросы сотрудников, мы обращаемся в ЦНТИ, а также Центр стандартизации.

Все молодые сотрудники проходят обучающие курсы информационного поиска по фондам библиотеки, знакомятся с возможностями информационного сотрудничества. С учетом информационных потребностей осуществляется комплектование справочно-библиографического аппарата и фондов научно-медицинской библиотеки.

Деятельность справочно-библиографического сектора направлена на совершенствование обслуживания читателей, выдачи им исчерпывающего объема необходимой информации, на оперативное пополнение каталогов и картотек вновь поступившей литературы. Мы стараемся с этими задачами справиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.