© Л.Ф. Таушканова, 2004
Роль научно-медицинской библиотеки в информационном обслуживании
Л.Ф. Таушканова
The role of a scientific-and-medical library in information service
L.F. Taoushkanova
Государственное учреждение
Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия" им. академика Г. А. Илизарова, г. Курган (генеральный директор — заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАМН, д.м.н., профессор В.И. Шевцов)
Научно-медицинская библиотека РНЦ «ВТО» была создана в 1969 году. На момент открытия в фонде ее насчитывалось 2300 единиц хранения. С 1971 г. библиотека является структурным подразделением ОНМИ. К настоящему времени фонд библиотеки неизмеримо вырос. На 30 декабря 2003 г. в библиотеке насчитывалось 69898 экземпляров, в том числе книг - 14836, журналов - 28710. Площадь библиотеки составляет 228,4 кв. м., в штате библиотеки 5 человек, все имеют высшее образование. Руководителем ОНМИ разработаны Положение о НМБ и Правила пользования библиотекой, которыми мы руководствуемся в своей работе. Библиотека компьютеризирована, имеется ксерокс, микрофот, в перспективе планируется оснащение новой техникой и новой мебелью.
Наша библиотека обслуживает руководителей, научных сотрудников, врачей, средний медицинский персонал, работников научно- и административно-вспомогательных подразделений, хозяйственных и технических служб центра, врачей г. Кургана, специалистов из других городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья (аспирантов, соискателей, ординаторов, курсантов и т.д.)
Научно-медицинской библиотекой оказываются следующие услуги:
1) оформление и выдача читательских билетов как сотрудникам Центра, так и иногородним читателям;
2) обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале (в читальном зале по специальным разрешениям выдают диссертации и отчеты НИР);
3) выдача литературы на дом сроком на 10 дней;
4) выполнение различных библиографических справок (в том числе тематических подборок литературы для своих и иногородних читателей);
5) копирование материалов из фонда библиотеки;
6) тиражирование;
7) изготовление переплета;
8) редактирование библиографических списков;
9) индексирование литературы по УДК и ББК;
10) заказ литературы для читателей по МБА (в ЦНМБ, других библиотеках России, областной научно-медицинской библиотеке, областной универсальной научной библиотеке им. А.К. Югова).
Задача библиотеки заключается в отборе специализированной информации, ее обработке, хранении и доведении информации до потребителей. Работа библиотеки направлена на совершенствование информационного обслуживания сотрудников Центра, предоставление литературы, необходимой для проведения научно-исследовательской работы, усовершенствования лечебного процесса, повышения квалификации, получения ученой степени.
С этой целью комплектование фонда проводится с учетом направлений, над которыми работает Центр. Приоритетной является тема по чрескостному остеосинтезу в травматологии, ортопедии и смежных областях медицины, поэтому фонд библиотеки уникален. В книжном фонде, кроме отечественной литературы, имеются и иностранные издания: журналы, монографии, справочники, тематические сборники переводов иностранных статей, которые пользуются большим спросом. В фонде иностранной литературы имеются материалы международных конгрессов, съездов, симпозиумов, которые привозят научные сотрудники центра, приносят в дар гости из зарубежных стран. Более 1000 книг передал в дар нашей библиотеке генеральный директор центра профессор В.И. Шевцов. Это очень ценные издания, которые имеются далеко не в каждой ведущей библиотеке России.
В НМБ большой фонд диссертаций и авторефератов, методических рекомендаций, отчетов НИР, неопубликованных переводов, редких книг.
Большое внимание мы уделяем комплектованию краеведческого материала. Здесь собраны все сборники трудов научных сотрудников Центра, монографии, диссертации, авторефераты
диссертаций, методические пособия, журнал "Гений ортопедии". Библиотека занимается рекламой и распространением издательской продукции Центра, пользующейся большим спросом не только у российских, но и у зарубежных специалистов.
В библиотеке имеются и редкие издания, которые мы бережно храним. Среди них монография Г.А. Илизарова "Чрескостный остеосинтез", изданная в Германии. Это фундаментальный труд по чрескостному остеосинтезу. К сожалению, она в единственном экземпляре. Два года назад мы приобрели уникальное дорогостоящее издание - атлас Пирогова в 6 томах "Иллюстрированная топографическая анатомия распилов человеческого тела в трех измерениях". Лишь немногие библиотеки России могут похвастаться наличием его в своих фондах.
Одна из важнейших задач библиотеки -комплектование фонда литературой, которая должна оказывать неоценимую помощь сотрудникам центра в работе.
Комплектование фонда - сложный, многогранный процесс. При комплектовании производится первичный отбор документов, учитываются потребности читателей, профилирование центра, задачи, стоящие перед ним. Изучается по Интернету мировой поток документов и проводится его анализ. На основе прогноза развития медицины, с учетом перспективного планирования научных разработок Центра комплектуется и новая литература. В свое время мы комплектовали литературу по проблеме эндопроте-зирования суставов, хотя этим у нас тогда еще не занимались, а сейчас уже открыто и действует отделение по эндопротезированию суставов. Комплектуем литературу по проблемам нейрохирургии. В настоящее время в Центре лечат последствия инсульта, нарушение кровообращения сосудов головного мозга. Особое внимание уделяем комплектованию литературы для среднего медицинского персонала. Выписываем журналы "Главная медицинская сестра", "Сестринское дело", "Медицинская сестра", приобретаем книги по сестринскому делу, справочники, инструкции.
В последнее десятилетие, кроме печатных, фонд пополнился другими видами - аудиовизуальными и электронными изданиями. В основном, предпочтение мы отдаем научным, учебным, справочным изданиям. Очень большое значение придаем комплектованию фондов нормативной литературой. В прошлом году организовали выставку-просмотр нормативных документов (62 экз.) для руководителей подразделений с последующим копированием отобранных ими документов и оформлением их в виде брошюр.
В связи с введением системы менеджмента качества меняются ГОСТы, поэтому мы стара-
емся вовремя их приобретать и доводить до сведения сотрудников.
Ежегодно мы просматриваем тематический план изданий медицинской литературы и делаем заявку в Центральный коллектор научных библиотек. Кроме того, ведем переписку с издательствами "Грантъ", "Гэотар-Мед", "Эскулап", "Гиппократ", "Триада-Х" и другими и заказываем литературу через них. Мы пользуемся услугами Интернет-магазинов, осуществляем книгообмен с библиотеками других НИИТО, сотрудничаем не только с курганскими, но и библиотеками других городов, закупаем литературу в городских книжных магазинах, пользуемся услугами частных лиц.
Тщательно, с учетом пожеланий сотрудников Центра и направлениями работы нашего учреждения, комплектуется фонд периодических изданий. На первое полугодие 2004 г. выписано 14 газет и 100 журналов, причем не только через агентство "Роспечать", но и непосредственно через редакции, если журнал не заявлен в каталогах "Роспечати". Ежегодно проводим анализ обращаемости журнального фонда. Нам важно знать, как часто спрашивается то или иное издание, целесообразно ли его выписывать в дальнейшем.
Библиотека старается чутко реагировать на все существенные события. В настоящее время Центр работает по системе менеджмента качества. В связи с этим мы выписали новые журналы: "Все о качестве. Зарубежный опыт", "Методы менеджмента качества", "Стандартизация в здравоохранении", заказали через Интернет-магазины новые книги по этой теме.
С созданием рекламно-выставочного сектора комплектуется соответствующая литература по рекламе - журнал "Вывески рекламы", "Пресс-служба", недавно заказали журнал "Рекламодатель".
Весь фонд библиотеки отражен в каталогах (алфавитном, предметном). Создана электронная база данных, которая постоянно пополняется. Выпускаются информационные бюллетени как в печатном виде, так и в электронном. Выпущено 113 бюллетеней. В них систематизирована библиографическая информация о поступивших в фонд НМБ источниках, которая передается по локальной сети в каждое подразделение Центра. Такая форма работы пока редко применяется в библиотеках России. Кроме того, оформляется информационный стенд в малом конференц-зале, организуются выставки-просмотры новинок литературы, проводятся Дни информации, планируется проведение пятиминутных обзоров о поступившей литературе перед сотрудниками Центра.
Администрацию Центра и руководителей подразделений информируем по системе ДОР (дифференцированное обслуживание руководи-
телей).
Информируя руководителей подразделений, вкладываем в книги и журналы карты обратной связи. На них адресат делает пометки о важности информации и о том, какие страницы он хотел бы откопировать.
Проводим обслуживание читателей по системе ИРИ (избирательное распространение информации). Мы информируем конкретных научных сотрудников, заинтересованных в поступлении новой литературы по темам, над которыми они работают. В ближайшее время мы собираемся провести анкетирование руководителей подразделений и проанализировать их мнение о работе библиотеки и отдела в целом. Это поможет нам устранить какие-то недочеты в работе, обратить больше внимания на отдельные моменты, в целом улучшить обслуживание наших читателей.
Все работники библиотеки занимаются методической работой: знакомят читателей с правилами библиотеки, обучают пользованию справочно-библиографическим аппаратом, чтобы посетители не проводили долгих часов в бесплодных поисках необходимой литературы.
В помощь научным сотрудникам выпущены
методические рекомендации: "Правила библиографического описания по ГОСТам и оформления научной документации", "Информационный поиск в научной работе: пособие для молодых научных сотрудников". Готовится к выпуску ряд методических рекомендаций-памяток в помощь молодому сотруднику.
Библиотека работает в тесном контакте с издательской группой отдела. Совместно подготовлены и выпущены биобиблиографические указатели к юбилеям ученых "Школа Илизаро-ва: библиография ученого".
Коллектив библиотеки работает дружно, слаженно. Мы внедряем систему менеджмента качества в библиотечное дело, занимаемся самообразованием, изучением информационных потребностей своих читателей, отслеживаем новые формы библиотечной работы, внедряем их и обмениваемся с другими библиотеками. Прилагаем все усилия, чтобы наша библиотека имела свое лицо, была узнаваема. Бывая у нас, иногородние посетители отмечают высокую культуру обслуживания, богатое содержание фонда. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания в книге отзывов.