Научная статья на тему 'Информационный опыт в сфере охраны труда на примере Омской области'

Информационный опыт в сфере охраны труда на примере Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / LABOUR SAFETY / INFORMATION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов Юрий Владимирович, Косинова Наталья Владимировна

В статье исследовано содержание бюллетеня «Охрана и условия труда» в период выпуска с 2002 по 2008 годы. Определено значение и полезность данного издания в рамках региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баранов Юрий Владимирович, Косинова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information experience in labour safety field — by the example of Omsk region

In the following article there is made a research of contents of "Labour safety and labour conditions" bulletin in the period from 2002 to 2008. It is concluded with the definition that the abovementioned title is considered a notable and useful one for the region.

Текст научной работы на тему «Информационный опыт в сфере охраны труда на примере Омской области»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

*

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 33145 Ю. В. БАРАНОВ

Н. В. КОСИНОВА

Омский государственный технический университет

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье исследовано содержание бюллетеня «Охрана и условия труда» в период выпуска с 2002 по 2008 годы. Определено значение и полезность данного издания в рамках региона.

Ключевые слова: охрана труда, информационная политика.

Обеспечение безопасности труда человека на производстве является одной из актуальных проблем, характерных для общественной жизни России в современный период. Травмы и несчастные случаи на производстве означают физические страдания и, зачастую, смерть людей, а также влекут за собой огромные экономические потери. Для изменения ситуации в этой области необходимо общественное осознание абсолютного приоритета жизни человека как непреходящей ценности.

Начиная с 90-х годов прошлого века, в условиях современного развития экономических отношений и формирования правового государства с рыночным управлением экономикой, исполнительная власть осваивала новую для себя функцию — управление охраной труда. Происходило становление новых

социально-трудовых отношений. Формирование и развитие рынка труда в условиях сокращения традиционных производств и отраслей народного хозяйства сопровождалось ростом безработицы, что обусловило расширение практики привлечения к труду незанятой части рабочей силы на основе гражданско-правовых договоров. Этому способствовал рост предприятий малого и среднего бизнеса с непредсказуемыми для них условиями производства и труда [1].

В Омской области еще в 1995 году постановлением губернатора была принята Система управления охраной труда, во многом восполнившая проблемы федерального законодательства по охране труда, в том числе в отношении органов местного самоуправления. В 1999 году в Законе «Об охране тру-

да в Омской области» система управления охраной труда была закреплена законодательно.

В ноябре 2001 года на смену КЗоТ РФ, регулировавшему трудовые отношения почти 30 лет, пришел новый Трудовой кодекс РФ. Новый закон является правовой базой для создания благоприятных и безопасных условий труда. В целях реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда (ст. 210 ТК РФ №197-ФЗ от 30.11.2001), повышения информированности, руководителей, специалистов и работников, была выдвинута инициатива о создании регионального издания по охране труда под эгидой исполнительного органа по труду Омской области. В мае 2002 года тиражом 500 экземпляров вышел в свет первый номер информационного бюллетеня «Охрана и условия труда». Не каждый работодатель, в том числе представители малого и среднего бизнеса, тогда имел свободные средства на приобретение популярных центральных изданий. Информационный бюллетень издавался исключительно за счет средств спонсоров и бесплатно рассылался в адрес органов местного самоуправления, в профсоюзные органы и объединения работодателей, крупные предприятия и библиотеки областного центра. Регулярное информационное издание, выходившее 1 раз в квартал, в кратчайшие сроки стало востребованным на территории Омской области, возник интерес к нему и в соседних регионах.

Активное участие в подготовке опубликованных материалов принимали специалисты Министерства труда и социального развития Омской области, территориальных подразделений органов надзора и контроля в сфере труда и охраны труда, регионального отделения Фонда социального страхования РФ и Федерации омских профессиональных союзов, специалисты прокуратуры и судебных органов. В постоянных рубриках освещались вопросы актуальные для специалистов по охране труда, руководителей предприятий, представителей малого и среднего бизнеса.

В разделе «Управление охраной труда в Омской области» освещалась работа областной межведомственной комиссии по охране труда, публиковались решения и мероприятия, направленные на выполнение законодательства о труде и по охране труда. Читатели получали полную информацию о деятельности законодательной и исполнительной власти в решении социально-трудовых проблем.

В постоянной рубрике информационного бюллетеня «Практика работы по охране труда в органах местного самоуправления» проводился анализ работы Межведомственных комиссий по охране труда органов местного самоуправления, публиковались материалы о социальном партнерстве и роли профсоюзных организаций в создании общественного контроля над соблюдением законных прав и интересов работников в сфере условий труда. Информационный бюллетень способствовал популяризации передового опыта органов местного самоуправления, публиковал практические рекомендации по созданию совместных комитетов и комиссий, эффективной системы управления охраной труда на территориях хозяйствующих субъектов. В 2002 году в большей части муниципальных образований были введены должности специалистов по охране труда, на предприятиях различных форм собственности велась работа по формированию служб охраны труда, действовали межведомственные комиссии по охране труда, комиссии по проверке знаний требо-

ваний охраны труда руководителей и специалистов.

Повышение уровня знаний руководителей является одной из важнейших предпосылок, обеспечения безопасной производственной деятельности. Поэтому одной из важных задач системы управления охраной труда является организация обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей (работодателей), главных специалистов, специалистов служб охраны труда, членов совместных комиссий и уполномоченных по охране труда. Вопросы, касающиеся данной проблемы, не сходили со страниц журнала и освещались в разделе «Обучение в системе охраны труда».

Согласно отчетному регламенту, в рубрике «Расследование и учет несчастных случаев на производстве», публиковались динамика и анализ причин производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом за истекший период по территориям муниципальных образований, отраслям экономики и в целом по области. Это, безусловно, побуждало работодателей и специалистов по охране труда к анализу условий труда на рабочих местах в своих организациях и проведению необходимых организационно-технических мероприятий, направленных на предупреждение травматизма при выполнении аналогичных видов работ.

Вопросы охраны труда приобретают особое значение, когда касаются работников, занятых на производствах с вредными или опасными условиями труда. Именно здесь необеспеченность, неправильное применение, неисправность средств индивидуальной защиты (СИЗ) чаще всего ведут к травматизму и развитию профзаболеваний. Материалы, публикуемые в рубрике «Средства индивидуальной защиты», информировали работодателей о современных видах СИЗ, уникальных материалах и технологиях, используемых для их изготовления. Эта информация позволяла правильно ориентироваться в развивающемся рынке специальной одежды и способствовала комплексному обеспечению предприятий эффективными средствами индивидуальной защиты.

В соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Аттестация рабочих мест включает в себя гигиеническую оценку условий труда, оценку тяжести и напряженности трудового процесса, оценку трав-мобезопасности, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и в целом позволяет оценить действительное состояние условий труда на рабочих местах. Сертификация работ по охране труда главным образом способствует реформированию системы экономической заинтересованности работодателей в создании здоровых и безопасных условий труда [2]. Важность и значимость перечисленных вопросов не вызывает сомнений, поэтому в постоянной рубрике «Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация» освещались вопросы, связанные с организацией данных видов работ. Кроме того, читатели получали оперативную информацию о ходе работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда на территории региона и реализации мероприятий, подготовленных по результатам проведенной аттестации и сертификации работ по охране труда.

Редакция информационного бюллетеня не оставляла без внимания вопросы предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда и

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

льготного пенсионного обеспечения. В разделе «Государственная экспертиза условий труда» давали разъяснения и отвечали на вопросы специалисты компетентных ведомств.

В рубрике «Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве» слово предоставлялось как специалистам предприятий, так и чиновникам. Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ информировало читателей о всех нововведениях и изменениях нормативной базы, в том числе о ходе работы по финансированию предупредительных мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, о предоставлении права на скидки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование. Отделением фонда проводилась крупномасштабная разъяснительная работа среди страхователей, ведь основной задачей в плане реализации указанных мер и сейчас является максимальный охват предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, а также максимальное использование денежных средств, выделенных на эти цели.

Кроме того, в журнале публиковались нормативные и законодательные акты, изменения к ним, типовые инструкции по охране труда, что позволяло специалистам по охране труда и другим заинтересованным лицам получать квалифицированную правовую помощь.

Журнал был трибуной для пропаганды и популяризации мер, направленных на формирование в обществе ответственного отношения к труду и организации рабочих мест. Специалисты по охране труда имели возможность обсуждать самые насущные вопросы, которые не потеряли своей актуальности и сегодня. Публикуемые материалы, в значительной степени помогали решать вопросы, связанные с организацией эффективной системы управления охраной труда, способствовали повышению результативности мер, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда и соблюдение трудового законодательства хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Начиная с 2004 года происходят значительные изменения в системе управления охраной труда России: ликвидация Минтруда РФ, перераспределение полномочий между уровнями власти, совершенствование законодательства по охране труда, реорганизация государственных надзорно-контрольных органов и корректировка обязанностей инспекции труда. В частности в этот период в Омском регионе «труд» и «социальная защита» были объединены в один орган исполнительной власти.

В силу ряда причин в начале 2008 года вышел последний номер информационного бюллетеня. Его отсутствие ощущается по сей день, вместе с тем усилилось осознание необходимости воссоздать, усилить и расширить статус информационной деятельности.

В статье 210 ТК РФ определены основные направления государственной политики, в том числе обеспечение функционирования единой информа-

ционной деятельности. Сегодня на фоне избыточной информации о криминальных и уголовных преступлениях с человеческими жертвами, в средствах массовой информации совершенно не освещаются вопросы безопасной организации труда на производстве: причины несчастных случаев и профессиональных заболеваний, состояние оборудования, механизмов и производства в целом. Вероятно, цена одной человеческой жизни, потерянной на производстве, ничтожно мала, поэтому в последние годы население информировалось лишь о случаях массовой гибели людей на предприятиях угольной отрасли и в энергетике.

Считаем необходимым формирование в обществе атмосферы осуждения случаев потери здоровья, тем более потери жизни в процессе производства и осознания неотвратимости наказания ответственных лиц, допустивших нарушение требований нормативных актов по охране труда. Безусловно, для решения этих вопросов недостаточно одного печатного издания, необходимо использовать весь потенциал СМИ, в том числе радио и телевидение.

Темы информирования населения о состоянии охраны труда на производстве и пропаганды передового опыта должны обязательно обсуждаться в рамках системы социального партнерства. Можно и нужно договариваться о периодичности, формате подачи информации. Замалчивание вопросов, касающихся охраны труда, приводит к тому, что нарушений меньше не становится, а наказания в соответствии со статьями УК РФ практически не выносятся.

Предложенные меры, по мнению авторов, будут содействовать скорейшей реализации законодательных актов по охране труда и развитию государственной системы управления, что позволит сформировать цивилизованное отношение к работающему человеку как к экономическому богатству государства.

Библиографический список

1. Развитие социально-трудовых отношений в переходный период к рынку : сб. науч. тр. / под редакцией А. Ф. Зубковой. — М. : Ин-т Минтруда России, 1998. — 162 с.

2. Топорев, И. С. Еще раз о сертификации : информ. бюл. / И. С. Топорев // Охрана и условия труда. — Омск : М-во труда и социального развития, 2005. — № 2/14. — С. 67 — 68.

3. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.11.2001. — Новосибирск : Сиб. универ. изд-во, 2010. — 189 с.

БАРАНОВ Юрий Владимирович, кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и организация труда».

КОСИНОВА Наталья Владимировна, начальник отдела охраны труда.

Адрес для переписки: e-mail: yvbaranov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.06.2011 г.

© Ю. В. Баранов, Н. В. Косинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.