Научная статья на тему 'Анализ нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и введенных в действие с 1 июня 2006 года по 30 июля 2006 года'

Анализ нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и введенных в действие с 1 июня 2006 года по 30 июля 2006 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даценко Анатолий Иванович

Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ ) Изменения вступают в силу с 06 октября 2006 года В Трудовой кодекс введено 13 новых статей и внесены изменения в более чем 300 статей. Понятие "организация" заменяется на понятие "работодатель". В соответствии с этим нормы Кодекса распространяются и на работодателей, не являющихся юридическими лицами (индивидуальных предпринимателей и работодателей физических лиц, нанимающих работников для личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства). При этом на индивидуальных предпринимателей возлагается обязанность по ведению трудовых книжек работников. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек (ранее 100), создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Увеличивается финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями с 0,1 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) до 0,2%. Определено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются. Раскрыта цель проведения государственной экспертизы условий труда, права и обязанности лиц, ее осуществляющих, и др. изменения. Раздел X Трудового кодекса опубликован на странице 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Даценко Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и введенных в действие с 1 июня 2006 года по 30 июля 2006 года»

Охрана труда = 3 =

ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Рубрику ведет Б.М. Степанов,

начальник отдела Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по городу Москве, заведующий кафедрой “Охрана труда, промышленная и экологическая безопасность” НОУ ВПО МИЭЭ, доктор технических наук, доцент

Анализ

нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и введенных в действие с 1 июня 2006 года по 30 июля 2006 года

А.И. Даценко,

заместитель заведующего кафедрой

“Охрана труда, промышленная и экологическая безопасность”, кандидат технических наук

Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс Федеральным законом

от 30.06.2006 № 90-ФЗ )

Изменения вступают в силу с 06 октября 2006 года

В Трудовой кодекс введено 13 новых статей и внесены изменения в более чем 300 статей.

Понятие "организация" заменяется на понятие "работодатель". В соответствии с этим нормы Кодекса распространяются и на работодателей, не являющихся юридическими лицами (индивидуальных предпринимателей и работодателей - физических лиц, нанимающих работников для личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства). При этом на индивидуальных предпринимателей возлагается обязанность по ведению трудовых книжек работников.

У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек (ранее 100), создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего

соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Увеличивается финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями с 0,1 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) до 0,2%.

Определено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

Раскрыта цель проведения государственной экспертизы условий труда, права и обязанности лиц, ее осуществляющих, и др. изменения.

Раздел X Трудового кодекса опубликован на странице 45.

= 4 Энергобезопасность в документах и фактах

Постановление Правительства РФ от 3 июля 2006 г. № 410 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

В Постановлении Правительство РФ установило, ному социальному страхованию от несчастных случа-что с 1 января 2006 года коэффициент индексации раз- ев на производстве и профессиональных заболеваний, мера ежемесячной страховой выплаты по обязатель- назначенной до 1 января 2006 года, составляет 1,085.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 мая 2006 г. № 390 "Об утверждении Правил финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"

В 2006 году финансированию, за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежат расходы на:

а) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам;

б) проведение аккредитованной организацией аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда;

в) проведение запланированных (по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда) работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

г) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Финансирование предупредительных мер осуществляется страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации в 2006 году (в период с 1 января по 31 декабря 2006 года).

Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за 2005 год, за вычетом расходов на

выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в 2005 году.

Страхователь обращается с заявлением о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2006 года.

К заявлению прилагаются:

- план финансирования в 2006 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний с указанием суммы финансирования;

- план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации.

Решение о финансировании предупредительных мер, размере финансирования или об отказе в финансировании принимается исполнительным органом Фонда в 20-дневный срок со дня подачи страхователем заявления и соответствующих документов.

Исполнительный орган Фонда принимает решение об отказе в финансировании предупредительных мер, если у страхователя имеется недоимка по уплате страховых взносов, представлен неполный перечень документов или представленные им документы содержат недостоверную информацию.

Решение исполнительного органа Фонда в 5-дневный срок с дня его принятия направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансировании - с обоснованием причин отказа).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. № 413 "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда"

Приказ отменил Постановление Минтруда России от 12 октября 1994 г. № 64 "О рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек" и ввел "Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда". Типовое положение определя-

ет форму совместных действий работодателя и работников организаций по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и сохранению здоровья работников и предназначено для разработки организациями на его основе положений о комитетах (комиссиях) по охране труда с учетом специфики их деятельности. Положение о

иаиаишияИ

комитете (комиссии) по охране труда организации утверждается приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками организации представительного органа. В Типовом положении рассмотрены основные задачи, функции и права комитета (комиссии) по охране труда.

Комитет является составной частью системы управления охраной труда организации, а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда. Его работа строится на принципах социального партнерства. Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников, либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Численность комитета определяется в зависимости от численности работников в организации, специфики производства, количества структурных подразде-

Охрана труда = 5 =

лений и других особенностей, по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников. Выдвижение в комитет представителей работников организации может осуществляться на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации или на собрании (конференции) работников организации; представителей работодателя - работодателем. Состав комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Председателем комитета, как правило, является работодатель или его ответственный представитель, одним из заместителей является представитель выборного профсоюзного органа и (или) иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем - работник службы охраны труда.

Обеспечение деятельности комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения и т.п.) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным правовым актом организации.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 апреля 2006 г. № 297 "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости

работникам всех отраслей экономики"

Приказом утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики согласно приложению. Например, рабочему, выполняющему погрузочноразгрузочные работы должен выдаваться жилет сиг-

нальный. Причем жилет сигнальный выдается дополнительно к специальной одежде, предусмотренной действующими Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 июля 2005 г. № 442 "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, в организациях сталелитейной промышленности"

Приказом утверждены Типовые нормы бесплат- вредными и (или) опасными условиями труда, а ной выдачи сертифицированных специальной одеж- также на работах, выполняемых в особых темпера-ды, специальной обуви и других средств индивиду- турных условиях или связанных с загрязнением, в альной защиты работникам, занятым на работах с организациях сталелитейной промышленности.

Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 17 февраля 2006 г. № 0100/1774-06-32 "Об обеспечении санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении

административной деятельности"

В письме Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что проведенные исследования специфики труда профессиональных групп работников административного аппарата свидетельствуют о том, что их профессиональная деятельность во мно-

гих случаях осуществляется в условиях, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Урбанизация, гиподинамия, постоянные стрессы особенно сильно воздействуют на лиц, ведущих напряженную работу, приводя к возникновению у них сосудистых нарушений, заболеваний опорно-двигательно-

6 Энергобезопасность в документах и фактах

го аппарата, желудочно-кишечного тракта, синдрома хронической усталости. Высокий уровень напряженности такого вида труда формирует у работников нервно-психическое напряжение, приводящее к ухудшению показателей эффективности и стабильности переработки информации, концентрации и скорости переключения внимания. Такое положение усугубляется низкой освещенностью рабочих мест, а значительные перепады яркости поверхностей: экран монитора - клавиатура - текст документа при работах с ПЭВМ требуют частой переадаптации глаза к различным расстояниям до объекта. Это приводит к перенапряжению зрительной функции, нередко сопровождающейся психовегетативными расстройствами и, в ряде случаев, проявлением психоэмоционального

стресса, который, в свою очередь, может стать причиной формирования некоторых психосоматических заболеваний, в частности, артериальной гипертонии.

Кроме того, используемая оргтехника нередко является источником шума, уровни которого нередко превышают ПДУ на 5 и более дБА, имеют место нарушения температурного режима в помещениях.

В соответствии с этим Федеральная служба предлагает руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации провести проверку условий труда упомянутой категории работников, обратив внимание и на подведомственные учреждения Минздравсоцра-звития России, в том числе Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и др.

Учебно-производственная фирма МИЭЭ «Энергопроектмонтаж»

Проектирует:

✓ системы электроснабжения объектов;

✓ трансформаторные подстанции;

✓ кабельные и воздушные линии электропередачи;

✓ системы тепло-, водоснабжения, вентиляции;

✓ системы пожарной и охранной сигнализации

Осуществляет

✓ авторский надзор;

✓ техническое сопровождение проектных решений;

✓ электромонтажные работы;

✓ гарантийное обслуживание

Проводит

сертификационные, приемо-сдаточные и контрольные испытания электрооборудования

105425, г. Москва, Щелковский пр., д. 13А, стр. 1 тел.: 164-97-93, 652-20-05, 164-93-62, факс: 652-20-07 www.miee.org,gterehov@mail.ru

иаиаишияИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.