Научная статья на тему 'Информационный анализ художественного рынка'

Информационный анализ художественного рынка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1786
634
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК / СПЕЦИФИКА РЫНКА / СЕГМЕНТЫ РЫНКА / МЕТОДЫ АНАЛИЗА / ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Оксана Александровна

Характеризуется опыт аналитических исследований художественного рынка в стране. Приводятся крупнейшие работы отечественных специалистов. Показаны задачи, которые решаются кафедрой информационной аналитики в процессе подготовки аналитиков информационных ресурсов, которые избирают в качестве узкой специализации художественный рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный анализ художественного рынка»

ном, так и на федеральном уровне. Необходима координации дальнейшего развития и использования региональных и федеральных информационнокоммуникационных систем, составляющих сегодня элементы единого информационно-аналитического пространства органов государственного управления. Все эти проблемы можно решить только совместными усилиями федеральных и региональных органов власти.

О. А. Александрова Информационный анализ художественного рынка

Характеризуется опыт аналитических исследований художественного рынка в стране. Приводятся крупнейшие работы отечественных специалистов. Показаны задачи, которые решаются кафедрой информационной аналитики в процессе подготовки аналитиков информационных ресурсов, которые избирают в качестве узкой специализации художественный рынок.

Ключевые слова: анализ, художественный рынок, специфика рынка, сегменты рынка, методы анализа, обучение, студенты.

Феномен художественного рынка в нашей стране стал изучаться относительно недавно, в начале 90-х годов 20 века, поскольку сам предмет изучения возродился в годы перестройки. Художественным рынком принято называть систему экономических и культурных взаимоотношений в сфере изобразительного искусства, при которых формируются спрос и предложение на предметы искусства, определяется их эстетическая ценность и материальная стоимость.

Сначала об арт-рынке появились статьи в непрофильных журналах, таких как «Российский экономический журнал», «Маркетинг», «СоцИс», затем в журналах «Новый мир искусства» и «Художественный журнал», а в 2002 г. возник специализированный журнал «Арт-менеджер». Однако большинство публикаций до настоящего времени носит художественно-публицистический характер. Научных работ, комплексно характеризующих данную тему, немного. Наибольший интерес представляют материалы межвузовской конференции «Художественный рынок, как объект гуманитарного знания» (СПб., 2004. 204 с.), коллективная монография «Художественный рынок: вопросы теории, истории и методологии» и сборники конференций, выпущенные Санкт-Петербургским гуманитарным университетом профсоюзов1, сборник Между-

1 Художественный рынок: Вопросы теории, истории и методологии / Шехтер Т. Е., Карпов А. В., Грачева С. М. [и др.]. СПб.: СПбГУП, 2004. 232 с. (Новое в гуманитарных науках. Вып. 13); Художественный рынок как объект гуманитарного знания: материалы межвуз. науч.-практ. конф. 21-23 янв. 2004 г. / [Науч. ред. Т. Е. Шехтер]. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Гуманит. ун-та профсоюзов, 2004. 202 с.; Современное искусство и отечественный художественный рынок / [под общ. ред. Т. Е. Шехтер]; С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. СПб., 2005. 169 с. (Новое в гуманитарных науках; вып. 18);

народного университета в Москве «Культура и рынок: современные тенденции» (сост. И. Хангельдиева. М.: Классика-ХХ1, 2009. 222 с.) и книга О. Д. Балдиной «Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России» (М., 2001. 254 с.). В перечисленных работах анализируются проблемы взаимодействия современного искусствознания и других отраслей гуманитарного знания в контексте художественного рынка.

В научных публикациях наряду с понятием «художественный рынок», употребляются термины «арт-рынок» и «арт-бизнес», которые авторами употребляются как синонимы1.

В 2007 году в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого было подготовлено первое учебное пособие о художественном рынке, его особенностях и структуре2.

Издан комплекс работ, посвященных истории формирования художественного рынка в России, среди которых можно назвать публикации Т. Бадиновой, В. Вальран, В. Лапшина3. Особо следует выделить монографии Дмитрия Яковлевича Северюхина «Выставочная проза» Петербурга: из истории художественного рынка» (СПб., 2003) и «Старый художественный Петербург: художественный рынок и самоорганизация художников» (СПб., 2008). Они представляют собой экскурсы в историю становления и развития петербургского художественного рынка от первых десятилетий XIX века до настоящего времени, в них дается краткий анализ организационных форм художественного рынка и формулируются актуальные задачи, стоящие перед организаторами современного арт-рынка.

Основными участниками современного художественного рынка являются галереи, салоны, аукционные дома, музеи, ярмарки-выставки, антикварные магазины. Наибольшее количество монографий посвящено художественным галереям. Первой из них стала работа Николая Николаевича Суворова «Гале-

Художественный рынок России: вопросы становления и развития: материалы науч.-практ. конф., 31 января 2006 года / СПбГУП. СПб., 2006; Международный художественный бизнес в контексте глобализации: материалы всероссийской научнопрактической конференции, 25 января 2007 года / СПбГУП. СПб., 2007.

1 Денисов Б. А. Арт-рынок: общие черты и генезис // Маркетинг. 1998. № 3. С. 58; Карпов А. В. Понятие «художественный рынок» в социально-гуманитарных науках // Художественный рынок как объект гуманитарного знания: материалы межвуз. науч.-практ. конф 21-23 января 2004 г. СПб., 2004.

2 Пухачев А. С., Пухачев С. Б. Художественный рынок: учеб. пособие / Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. Вел. Новгород, 2007. 178 с.

3 Бадинова Т. В. Этапы становления художественного рынка в культуре России : автореф. дис. ... канд. культурологии / СПбГУКИ. СПб., 2003. 21 с.; Вальран В. Формирование художественного рынка в Ленинграде-Петербурге: доклад на семинаре «Новый художественный Петербург», 19 марта 2003 [неопублик.]; Лапшин В. Художественный рынок в России конца XIX - начала XX века // Вопр. искусствознания. 1996. № 1. 86-94.

рейное дело: введение в арт-бизнес»1. Российский и зарубежный опыт деятельности галерей обобщен в книге «Г алерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт»2. В 2004 году была защищена диссертация, посвященная художественным галереям Санкт-Петербурга, в которой автор выделила семь типов галерей нашего города, рассмотрела особенности формирования данных типов и специфику работы галерей каждого типа3.

Деятельность антикварных магазинов подробно отражается на страницах периодических изданий «Антиквар» и «Антик». Итоги научного изучения рынка антиквариата подведены в книге В. А. Толмацкого, В. В. Скурло-ва и А. И. Иванова «Антикварно-художественный рынок Петербурга» (СПб.,

2008. 520 с.).

Таким образом, художественный рынок находится в предметном поле различных научных дисциплин от искусствознания и культурологии до экономики и социологии. Накопленный массив публикаций отражает процессы как научного изучения арт-рынка, так и практической деятельности от конкретных советов до обобщения опыта.

Что же способна предоставить информационная аналитика профессионалам художественного рынка? На основе квалифицированного отбора различных источников информации и поаспектного анализа их содержания аналитик способен дать оценку спроса на предметы изобразительного и прикладного искусства. Информационный работник может провести сравнительный анализ участников рынка, представить результаты в наглядной форме, а также подготовить обзорную справку о деятельности конкретной галереи. В поле деятельности аналитика находится также анализ художественного ассортимента и цен на произведения искусства (на основе анализа каталогов аукционов), выявление тенденций развития сегментов рынка на основе авторитетных источников.

При анализе художественного рынка должны учитываться его следующие особенности:

- ориентация не на серийность и массовость, а на уникальность и оригинальность товара;

- отсутствие зависимости между объемом инвестиций и ростом производства;

- сильное влияние внеэкономических факторов (культурных, эстетических, морально-этических);

1 Суворов Н. Н. Галерейное дело: введение в арт-бизнес. СПб.: СПбГУКИ, 2001. 80 с.

2 Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт. М.: Арт-менеджер, 2007. 370 с. В 2010 г. вышло в свет второе дополненное издание (М., 2010. 420 с.) в серии «Библиотека "ЛЯТ-менеджера"».

3 Милюкова Т. М. Художественная галерея в современной культуре Санкт-Петербурга: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2004.

- сохранение во времени (а иногда и возрастание) экономической стоимости.

Студенты, обучающиеся по профилю «Референт-аналитик информационных ресурсов», в своих выпускных квалификационных работах обращаются к анализу деятельности художественных галерей, рынка произведений декоративно-прикладного искусства. Овладевая такими методами как контент-анализ, смысловой, поаспектный анализ текстов, изучая источники профессиональной информации в сфере искусства, студенты проводят анализ галерей и выставочных залов Санкт-Петербурга, ассортимента товаров прикладного искусства на региональных рынках, проводят информационный поиск спонсоров.

Крупных исследований рынков в других видах искусства единицы. Так, в конце 1990-х годов Институт искусствознания проводил масштабное исследование рынка театральных услуг1, которое было в основном направлено на изучение театральной публики. Анализ репертуара тринадцати государственных драматических театров Санкт-Петербурга и Ленинградской области за 2008 год был поведен АНО «Интерстудио»2. В 2009 году проводилось маркетинговое исследование театрального рынка Санкт-Петербурга, направленное на изучение театральных площадок города3. Студенты создавали аналитические отчеты о деятельности антрепризных театров и театральных агентств Москвы и Санкт-Петербурга. В музыкальном искусстве анализ рынка проводился с точки зрения концертных площадок и жанровых предпочтений публики нашего города.

На наш взгляд, перспективным направлением является анализ рынка антиквариата, а также обращение информационных аналитиков к рынкам в театральном, музыкальном искусстве и кинематографе.

1 Экономические основы культурной деятельности. В 3 т. Т. 1: Рынок культурных услуг: публика театра 90-х годов / Гос. Ин-т искусствознания, Ин-т социальной экономики. СПб., 2002. 640 с.

2 Наймарк М. А. Результаты исследования новых постановок 2008 года государственных драматических театров Санкт-Петербурга и Ленинградской области [Электронный ресурс] / М. А. Наймарк, И. А. Хижинская, АНО «Интерстудио», обработка данных М. В. Скоробогатов. СПб., 2009. Режим доступа: http://theatreinform.ru.

3 Театральный рынок Санкт-Петербурга: маркетинговое исследование

[Электронный ресурс] / компания «Профессиональные комплексные решения». СПб.,

2009. Режим доступа: http://prcs.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.