Вестник Томского государственного университета. 2013. № 371. С. 146-148
ЭКОНОМИКА
УДК 005:7.075
А.В. Бабенко
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ АРТ-ПОРТАЛА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ
Анализируется виртуальное пространство информационного арт-портала. Рассматриваются особенности интернет-портала, который призван сыграть важную роль в формировании художественного вкуса молодежи.
Ключевые слова: Web-сайты; менеджмент; художественная культура; искусство; изобразительное искусство; современные художники; портал для художников.
Основная цель создания арт-портала - знакомство с искусством и художественной деятельностью, не ограниченное временными и пространственными рамками. Информационная цивилизация основывается на интенсивном использовании информатики, технологии электронных коммуникационных сетей и, в первую очередь, компьютера во всех видах экономической, социальной и культурной деятельности. Следует отметить, что информационные технологии, особенно Интернет и ШеЬ, способны изменить мир и отношения между людьми, а виртуальное пространство, в котором складываются эти новые отношения, трансформирует наше понимание пространства и времени. Однако это пространство еще не стало особым миром со своими установленными законами, в том числе юридическими. Это прежде всего новое эффективное средство для ознакомления, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения информации и общения в реальном времени. Имея такие важные преимущества для социума, виртуальная сеть способна самостоятельно существовать в реальном времени и быть нужной каждому заинтересованному.
Учреждения культуры, в особенности музеи, быстро осознали возможности, заложенные в новой коммуникационной технологии для оказания помощи в научной работе и расширения контакта с общественностью. Кроме того, новые технологии позволяют экономить средства.
Большое число ШеЬ-сайтов посвящено национальным музеям и арт-галереям. Как только новые коммуникационные технологии стали получать распространение, одной из основных задач учреждений культуры стало оцифровывание изображений, имеющихся в фондах. Это стало первым шагом к распространению культурных ресурсов, а также крупнейшим источником для получения дохода за счет авторского права. В перспективе распространения в режиме онлайн культурная продукция, используя новые коммуникационные технологии:
- «вносит свой вклад в развитие новых средств передачи совместного использования и обретения знаний;
- прокладывает один из самых многообещающих путей к истинной демократизации процессов, основывающихся на соответствующей коммерческой продукции и предназначенных для распространения с целью формирования новых потребительских навыков;
- способствует увеличению многообразия культурного содержания рынка и поощрения всеобщего участия в революции обучения» [1].
Культурное содержание электронных сетей должно основываться на следующих принципах:
- четкость и быстрый доступ к данному ресурсу;
- квалифицированная коррекция подлинника;
- разработка новых структур совместного использования знаний.
В идеале они должны находиться в иерархии информации, учитывающей масштабы федерального, регионального и местного уровней, использующей мощнейшие центральные серверы и находящей прибежище в библиотеках, архивах, музеях и университетах, которые гарантируют качество информации.
Методический фонд кафедры изобразительного искусства Института искусств и культуры Томского государственного университета (ИЗО ИИК ТГУ) представляет собой коллекцию творческих и учебных работ талантливых студентов, формируемую с момента основания кафедры. Безусловно, она имеет историческую, художественную, научную или другую культурную значимость. Архив методического фонда постоянно обновляется, портал заполняется самыми лучшими примерами наглядных пособий для студентов и преподавателей. Направление нашей специализации акцентируется в основном на освоении техники рисунка, живописи, композиционных приемов в искусстве и технологий различных материалов визуализации в современном творчестве.
Создание портала представляет собой инновационный проект для преподавателей и студентов, так как дает наглядное представление об организации учебного процесса. С помощью этого методического фонда идет обучение студентов, наработка новых приемов и навыков в изобразительном искусстве. Студенты могут пользоваться этим порталом самостоятельно в ходе выполнения творческих работ, вдохновляясь на создание новых произведений. Методический фонд кафедры не мобилен и не организован в полной мере для такого рода мероприятий. Задачами методического фонда являются наиболее полное выявление, централизованный учет, комплектование, изучение, обеспечение надлежащей сохранности и надлежащего использования историко-культурных ценностей в целях развития культуры, науки, искусства, морального и эстетического воспитания [2].
В 2009 г. на создание этого портала автора статьи подтолкнула необходимость решения всех вышеперечисленных проблем. В настоящее время под моим руководством идет работа по организации арт-портала ИЗО
ИИК ТГУ под названием «Экспозиция художественных работ студентов, выпускников кафедры изобразительного искусства и художников России» (artexpos.ru). Портал одновременно выполняет функции методического фонда, научной лаборатории и экспериментальной площадки. По сути, он является пространством жизнедеятельности художников и коллекционеров. Его цель - донести до широкой общественности тенденции развития искусства, современные направления, интересные проекты и новые имена. В процессе обучения композиции и основам графического дизайна студенты работают с этим порталом на занятиях самостоятельно, получают задание и выполняют его. Этот ресурс предоставляет возможность студентам в режиме онлайн:
- иметь свободный доступ к источникам информации и творческим работам;
- получать и обмениваться опытом с художниками разных направлений;
- разрабатывать учебные программы и мастер-классы высокого уровня.
Это служит мощной поддержкой общественного характера образовательных ресурсов, равно как и оптимизации установившихся традиций обучения. Помимо этого, требуется осуществление координации инициатив общественного и частного характера. Сегодня повышения эффективности образования и обучения можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих выражение в новых технологиях. Актуальность разрабатываемого портала заключается в том, что он:
- позволяет делиться опытом с коллегами из других учебных заведений. Поскольку предполагается и англоязычная версия (для этого есть технические возможности), содержание портала станет достоянием международной общественности и иметь признание в мире;
- коммерциализирует деятельность кафедры ИЗО за счет создания галереи работ студентов, сотрудников и выпускников ИИК ТГУ (продажа картин и т.д.). Предоставляет дополнительные заработки для студентов в виде премий за активное участие в конкурсах. Дает возможность воплощения учебных проектов в реальность, т.е. участия в виртуальных конкурсах на реальные заказы, помогает повысить профессиональный уровень;
- организует виртуальные выставки, учит их креативному оформлению. Представляет творческому сообществу виртуальные разработки в искусстве, интересные видеопроекты, мастер-классы и т.д.;
- предоставляет возможность общаться онлайн в личном кабинете зарегистрированного пользователя, а также выставлять объявления разных тематик.
Философия портала Artexpos.ru базируется на трех основных позициях:
«1) создание информационного поля, отражающего артистические события, которые происходят в художественно-выставочной жизни кафедры изобразительного искусства ИИК, Томска и других городов России;
2) аналитическая и популяризаторская деятельность, в рамках которой публикуются самые различные тексты, соответствующие тематике портала;
3) организация виртуальных художественных галерей самими художниками, что служит основой как для
презентации произведений, так и для выставления их на продажу.
Одной из основных целей работы портала является создание виртуальных галерей. Мы стараемся сделать механизм управления в рамках личного кабинета максимально удобным и простым. Количество публикуемых работ пока не ограничено. Для того чтобы воспользоваться нашими услугами, необходимо зарегистрироваться. После регистрации художник получает доступ к личному кабинету, при помощи которого может:
- публиковать информацию о себе;
- публиковать свои произведения и объединять их в серии в неограниченном количестве;
- получать комментарии и оценки к своим работам и самим оценивать и комментировать работы других художников;
- получать заказы на покупку своих картин от посетителей сайта;
- публиковать свои собственные текстовые материалы, отвечающие тематике портала (пока в стадии разработки);
- получать статистику просмотра своих опубликованных работ (пока в стадии разработки);
- публиковать объявления в пределах этой тематики;
- делать видеорепортажи с мастер-классов именитых художников» [3].
Портал artexpos.ru рассчитан как на специалистов -художников, искусствоведов, культурологов, журналистов и т.д., так и на широкую аудиторию. Чтобы быть интересным и тем и другим, нужно постоянное обновление и расширение портала: создание новых разделов, интенсивная работа по продвижению в сети Интернет, оптимизация и переосмысление уже сделанного. При этом посетителю совсем не обязательно быть художником, принципиальнее другое - разбираться в изобразительном искусстве и любить его. Продажа картин осуществляется через интернет-портал, поскольку это удобно покупателям. И не нужно выезжать в студию, покидать свое рабочее место. Купить картину можно, выбрав подходящую через галерею на сайте, и по телефону сделать индивидуальный заказ. На сайте представлены картины художников и оценочное суждение зрителей, поэтому даже неопытному покупателю не составит труда выбрать подходящее произведение [3].
«Финансово-экономическая часть портала основывается на развернутом бизнес-плане с указанием стоимости всех видов работ, связанных с осуществлением проекта и указанием конкретных источников финансирования. При этом определяются пути возможной самоокупаемости постановочных затрат, обосновывается штатное расписание и заработная плата персонала, разрабатывается смета с подробным указанием статей доходов и расходов, отчислений на налоги и других статей» [4]. Поиск источников финансирования играет значительную роль в осуществлении поставленных задач и требует от организаторов проведения анализа по выявлению первичного состояния дел в отрасли, рынка услуг, тенденций его развития, экспертиз и оценок, рекомендаций (маркетинговый анализ). «Проведение анализа будет способствовать принятию обоснованных решений по осуществлению
государственной поддержки проекта и привлечению спонсорских средств частных лиц и благотворительных организаций» [5. С. 191].
Регулярность возникновения новых художественных галерей, салонов и арт-магазинов в Томске говорит о неугасаемом интересе бизнеса к продаже предметов искусства. Не менее частое их закрытие подтверждает реальные проблемы арт-бизнеса в провинции. А.В. Пи-люк считает, что многообразие посреднических форм в стране представлено сегодня множеством антикварных магазинов, галерей и аукционных домов. Эти коммерческие предприятия возникли относительно недавно. Однако уже сегодня они оказывают существенное влияние на систему формирования заказов в сфере культуры, а также служат фундаментом для становления и развития цивилизованного арт-рынка.
Становление рыночных отношений сопровождается кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества. Процессы перехода к рынку уже затронули и сферу культуры. Художественные произведения все чаще рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Изменения, связанные с началом перехода к рыночной экономике, повлекли за собой активную коммерциализацию искусства, формирование новой модели ху-
дожественного сознания общества, взаимодействия бизнеса и культуры. Товарное обращение художественных произведений стало восприниматься как фактор, оказывающий существенное влияние на развитие современного искусства и творческие процессы и личность художника.
Процесс разгосударствления культурных фондов, легализация положения продавца и покупателя выделили в экономическом пространстве специализированную область «художественного» предпринимательства, в которой основным компонентом деловой активности выступает посредничество. Одновременно с развитием внутреннего товарного обращения художественных предметов значительно возросла доля отечественного искусства на международном художественном рынке. Увеличилось количество работ мастеров отечественной школы, участвующих в зарубежных аукционах и выставках, представленных в художественных галереях. Очевиден рост популярности русского искусства и, как следствие, увеличение рыночной стоимости работ российских мастеров [6].
Таким образом, в современном обществе приобретает важную роль и значимость арт-портал, так как именно он позволяет нести достижения мирового и современного искусства в массы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всемирный доклад по культуре. 1998 год. Культура, творчество и рынок. М. : Ладомир, 2001. ИКЬ: www.culturalmanagement.ru (дата обра-
щения: 05.03.2013).
2. Правовая библиотека. ИКЬ: http://www.levonevski.net/pravo/razdel2/num5/2d539.html (дата обращения: 05.03.2013).
3. Картинная галерея художников России. ИКЬ: artexpos.ru (дата обращения: 01.03.2013).
4. Технологии арт-менеджмента. ИКЬ: http://otherreferats.allbest.ru/management/00169881_1.html (дата обращения: 02.12.2012).
5. Бадинова Т.В. Этапы становления художественного рынка в культуре России. СПб., 2004.
6. Пилюк А.В. Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия : дис. ... канд. филол. наук. ИКЬ:
http://www.dslib.net/zhurnalistika/art-rynok-i-sredstva-massovoj-informacii-v-rossii-problemy-vzaimodejstvija.html (дата обращения: 02.03.2013).
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 17 апреля 2013 г.