Научная статья на тему 'К вопросу о формировании арт-портала для художников России'

К вопросу о формировании арт-портала для художников России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB-САЙТЫ / МЕНЕДЖМЕНТ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ / ПОРТАЛ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ / WEB-SITES / MANAGEMENT / ART CULTURE / ART / FINE ART / MODERN ARTISTS / PORTAL FOR ARTISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабенко Анна Викторовна

Анализируется виртуальное пространство информационного арт-портала. Рассматриваются особенности интернет-портала, который призван сыграть важную роль в формировании художественного вкуса молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing an art-portal for artists of Russia

A primary purpose of creation of an art-portal is acquaintance with art and artistic activity, not limited to such a concept as territoriality. Information civilization is based on the intensive use of computer science, technologies of electronic communication networks and, above all, computers in all types of economic, social and cultural activities. Information technologies, especially the Internet and Web, are able to change the world and relations between people. The virtual space, which these new relations are in, transforms our understanding of space and time. However, much of this space has already become a special world with comprehensively developed laws, and public practice has not set there yet. It is a new effective means for acquaintance, collection, treatment, accumulation, storage, search, distributions of information and intercourse in real time. Having such important advantages for the society, a virtual network is able to exist independently in real time and to be necessary to every interested person. Establishment of market relations is accompanied by cardinal changes in all spheres of vital functions of the society. The processes of transition to the market have already affected the sphere of culture. Works of art are more frequently examined not only as of spiritual but also of commercial value. The changes entailed active commercialization of art, forming a new model of artistic consciousness of the society, co-operation of business and culture. The commodity appeal of art works began to be perceived as a factor substantially influencing the development of modern art, processes of creation, and personalities of artists. The process of privatization of cultural funds legalized the positions of the seller and the buyer, and formed a specialized area of "artistic" enterprise where mediation is the basic component of business activity. Simultaneously with development of internal commodity appeal of artistic objects there is a considerable growth of the stake of domestic art at the international art market. The amount of works of masters of domestic school, participating in foreign auctions and exhibitions, presented in art galleries has increased. The growth of popularity of the Russian art is obvious and, as a result, there is an increase of market value of works of Russian masters. Thus, an art-portal acquires an important role and significance in modern society, because it allows to bring achievements of world and modern art to the masses.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании арт-портала для художников России»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 371. С. 146-148

ЭКОНОМИКА

УДК 005:7.075

А.В. Бабенко

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ АРТ-ПОРТАЛА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ

Анализируется виртуальное пространство информационного арт-портала. Рассматриваются особенности интернет-портала, который призван сыграть важную роль в формировании художественного вкуса молодежи.

Ключевые слова: Web-сайты; менеджмент; художественная культура; искусство; изобразительное искусство; современные художники; портал для художников.

Основная цель создания арт-портала - знакомство с искусством и художественной деятельностью, не ограниченное временными и пространственными рамками. Информационная цивилизация основывается на интенсивном использовании информатики, технологии электронных коммуникационных сетей и, в первую очередь, компьютера во всех видах экономической, социальной и культурной деятельности. Следует отметить, что информационные технологии, особенно Интернет и ШеЬ, способны изменить мир и отношения между людьми, а виртуальное пространство, в котором складываются эти новые отношения, трансформирует наше понимание пространства и времени. Однако это пространство еще не стало особым миром со своими установленными законами, в том числе юридическими. Это прежде всего новое эффективное средство для ознакомления, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения информации и общения в реальном времени. Имея такие важные преимущества для социума, виртуальная сеть способна самостоятельно существовать в реальном времени и быть нужной каждому заинтересованному.

Учреждения культуры, в особенности музеи, быстро осознали возможности, заложенные в новой коммуникационной технологии для оказания помощи в научной работе и расширения контакта с общественностью. Кроме того, новые технологии позволяют экономить средства.

Большое число ШеЬ-сайтов посвящено национальным музеям и арт-галереям. Как только новые коммуникационные технологии стали получать распространение, одной из основных задач учреждений культуры стало оцифровывание изображений, имеющихся в фондах. Это стало первым шагом к распространению культурных ресурсов, а также крупнейшим источником для получения дохода за счет авторского права. В перспективе распространения в режиме онлайн культурная продукция, используя новые коммуникационные технологии:

- «вносит свой вклад в развитие новых средств передачи совместного использования и обретения знаний;

- прокладывает один из самых многообещающих путей к истинной демократизации процессов, основывающихся на соответствующей коммерческой продукции и предназначенных для распространения с целью формирования новых потребительских навыков;

- способствует увеличению многообразия культурного содержания рынка и поощрения всеобщего участия в революции обучения» [1].

Культурное содержание электронных сетей должно основываться на следующих принципах:

- четкость и быстрый доступ к данному ресурсу;

- квалифицированная коррекция подлинника;

- разработка новых структур совместного использования знаний.

В идеале они должны находиться в иерархии информации, учитывающей масштабы федерального, регионального и местного уровней, использующей мощнейшие центральные серверы и находящей прибежище в библиотеках, архивах, музеях и университетах, которые гарантируют качество информации.

Методический фонд кафедры изобразительного искусства Института искусств и культуры Томского государственного университета (ИЗО ИИК ТГУ) представляет собой коллекцию творческих и учебных работ талантливых студентов, формируемую с момента основания кафедры. Безусловно, она имеет историческую, художественную, научную или другую культурную значимость. Архив методического фонда постоянно обновляется, портал заполняется самыми лучшими примерами наглядных пособий для студентов и преподавателей. Направление нашей специализации акцентируется в основном на освоении техники рисунка, живописи, композиционных приемов в искусстве и технологий различных материалов визуализации в современном творчестве.

Создание портала представляет собой инновационный проект для преподавателей и студентов, так как дает наглядное представление об организации учебного процесса. С помощью этого методического фонда идет обучение студентов, наработка новых приемов и навыков в изобразительном искусстве. Студенты могут пользоваться этим порталом самостоятельно в ходе выполнения творческих работ, вдохновляясь на создание новых произведений. Методический фонд кафедры не мобилен и не организован в полной мере для такого рода мероприятий. Задачами методического фонда являются наиболее полное выявление, централизованный учет, комплектование, изучение, обеспечение надлежащей сохранности и надлежащего использования историко-культурных ценностей в целях развития культуры, науки, искусства, морального и эстетического воспитания [2].

В 2009 г. на создание этого портала автора статьи подтолкнула необходимость решения всех вышеперечисленных проблем. В настоящее время под моим руководством идет работа по организации арт-портала ИЗО

ИИК ТГУ под названием «Экспозиция художественных работ студентов, выпускников кафедры изобразительного искусства и художников России» (artexpos.ru). Портал одновременно выполняет функции методического фонда, научной лаборатории и экспериментальной площадки. По сути, он является пространством жизнедеятельности художников и коллекционеров. Его цель - донести до широкой общественности тенденции развития искусства, современные направления, интересные проекты и новые имена. В процессе обучения композиции и основам графического дизайна студенты работают с этим порталом на занятиях самостоятельно, получают задание и выполняют его. Этот ресурс предоставляет возможность студентам в режиме онлайн:

- иметь свободный доступ к источникам информации и творческим работам;

- получать и обмениваться опытом с художниками разных направлений;

- разрабатывать учебные программы и мастер-классы высокого уровня.

Это служит мощной поддержкой общественного характера образовательных ресурсов, равно как и оптимизации установившихся традиций обучения. Помимо этого, требуется осуществление координации инициатив общественного и частного характера. Сегодня повышения эффективности образования и обучения можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих выражение в новых технологиях. Актуальность разрабатываемого портала заключается в том, что он:

- позволяет делиться опытом с коллегами из других учебных заведений. Поскольку предполагается и англоязычная версия (для этого есть технические возможности), содержание портала станет достоянием международной общественности и иметь признание в мире;

- коммерциализирует деятельность кафедры ИЗО за счет создания галереи работ студентов, сотрудников и выпускников ИИК ТГУ (продажа картин и т.д.). Предоставляет дополнительные заработки для студентов в виде премий за активное участие в конкурсах. Дает возможность воплощения учебных проектов в реальность, т.е. участия в виртуальных конкурсах на реальные заказы, помогает повысить профессиональный уровень;

- организует виртуальные выставки, учит их креативному оформлению. Представляет творческому сообществу виртуальные разработки в искусстве, интересные видеопроекты, мастер-классы и т.д.;

- предоставляет возможность общаться онлайн в личном кабинете зарегистрированного пользователя, а также выставлять объявления разных тематик.

Философия портала Artexpos.ru базируется на трех основных позициях:

«1) создание информационного поля, отражающего артистические события, которые происходят в художественно-выставочной жизни кафедры изобразительного искусства ИИК, Томска и других городов России;

2) аналитическая и популяризаторская деятельность, в рамках которой публикуются самые различные тексты, соответствующие тематике портала;

3) организация виртуальных художественных галерей самими художниками, что служит основой как для

презентации произведений, так и для выставления их на продажу.

Одной из основных целей работы портала является создание виртуальных галерей. Мы стараемся сделать механизм управления в рамках личного кабинета максимально удобным и простым. Количество публикуемых работ пока не ограничено. Для того чтобы воспользоваться нашими услугами, необходимо зарегистрироваться. После регистрации художник получает доступ к личному кабинету, при помощи которого может:

- публиковать информацию о себе;

- публиковать свои произведения и объединять их в серии в неограниченном количестве;

- получать комментарии и оценки к своим работам и самим оценивать и комментировать работы других художников;

- получать заказы на покупку своих картин от посетителей сайта;

- публиковать свои собственные текстовые материалы, отвечающие тематике портала (пока в стадии разработки);

- получать статистику просмотра своих опубликованных работ (пока в стадии разработки);

- публиковать объявления в пределах этой тематики;

- делать видеорепортажи с мастер-классов именитых художников» [3].

Портал artexpos.ru рассчитан как на специалистов -художников, искусствоведов, культурологов, журналистов и т.д., так и на широкую аудиторию. Чтобы быть интересным и тем и другим, нужно постоянное обновление и расширение портала: создание новых разделов, интенсивная работа по продвижению в сети Интернет, оптимизация и переосмысление уже сделанного. При этом посетителю совсем не обязательно быть художником, принципиальнее другое - разбираться в изобразительном искусстве и любить его. Продажа картин осуществляется через интернет-портал, поскольку это удобно покупателям. И не нужно выезжать в студию, покидать свое рабочее место. Купить картину можно, выбрав подходящую через галерею на сайте, и по телефону сделать индивидуальный заказ. На сайте представлены картины художников и оценочное суждение зрителей, поэтому даже неопытному покупателю не составит труда выбрать подходящее произведение [3].

«Финансово-экономическая часть портала основывается на развернутом бизнес-плане с указанием стоимости всех видов работ, связанных с осуществлением проекта и указанием конкретных источников финансирования. При этом определяются пути возможной самоокупаемости постановочных затрат, обосновывается штатное расписание и заработная плата персонала, разрабатывается смета с подробным указанием статей доходов и расходов, отчислений на налоги и других статей» [4]. Поиск источников финансирования играет значительную роль в осуществлении поставленных задач и требует от организаторов проведения анализа по выявлению первичного состояния дел в отрасли, рынка услуг, тенденций его развития, экспертиз и оценок, рекомендаций (маркетинговый анализ). «Проведение анализа будет способствовать принятию обоснованных решений по осуществлению

государственной поддержки проекта и привлечению спонсорских средств частных лиц и благотворительных организаций» [5. С. 191].

Регулярность возникновения новых художественных галерей, салонов и арт-магазинов в Томске говорит о неугасаемом интересе бизнеса к продаже предметов искусства. Не менее частое их закрытие подтверждает реальные проблемы арт-бизнеса в провинции. А.В. Пи-люк считает, что многообразие посреднических форм в стране представлено сегодня множеством антикварных магазинов, галерей и аукционных домов. Эти коммерческие предприятия возникли относительно недавно. Однако уже сегодня они оказывают существенное влияние на систему формирования заказов в сфере культуры, а также служат фундаментом для становления и развития цивилизованного арт-рынка.

Становление рыночных отношений сопровождается кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества. Процессы перехода к рынку уже затронули и сферу культуры. Художественные произведения все чаще рассматриваются не только как духовные, но и как коммерческие ценности. Изменения, связанные с началом перехода к рыночной экономике, повлекли за собой активную коммерциализацию искусства, формирование новой модели ху-

дожественного сознания общества, взаимодействия бизнеса и культуры. Товарное обращение художественных произведений стало восприниматься как фактор, оказывающий существенное влияние на развитие современного искусства и творческие процессы и личность художника.

Процесс разгосударствления культурных фондов, легализация положения продавца и покупателя выделили в экономическом пространстве специализированную область «художественного» предпринимательства, в которой основным компонентом деловой активности выступает посредничество. Одновременно с развитием внутреннего товарного обращения художественных предметов значительно возросла доля отечественного искусства на международном художественном рынке. Увеличилось количество работ мастеров отечественной школы, участвующих в зарубежных аукционах и выставках, представленных в художественных галереях. Очевиден рост популярности русского искусства и, как следствие, увеличение рыночной стоимости работ российских мастеров [6].

Таким образом, в современном обществе приобретает важную роль и значимость арт-портал, так как именно он позволяет нести достижения мирового и современного искусства в массы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всемирный доклад по культуре. 1998 год. Культура, творчество и рынок. М. : Ладомир, 2001. ИКЬ: www.culturalmanagement.ru (дата обра-

щения: 05.03.2013).

2. Правовая библиотека. ИКЬ: http://www.levonevski.net/pravo/razdel2/num5/2d539.html (дата обращения: 05.03.2013).

3. Картинная галерея художников России. ИКЬ: artexpos.ru (дата обращения: 01.03.2013).

4. Технологии арт-менеджмента. ИКЬ: http://otherreferats.allbest.ru/management/00169881_1.html (дата обращения: 02.12.2012).

5. Бадинова Т.В. Этапы становления художественного рынка в культуре России. СПб., 2004.

6. Пилюк А.В. Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия : дис. ... канд. филол. наук. ИКЬ:

http://www.dslib.net/zhurnalistika/art-rynok-i-sredstva-massovoj-informacii-v-rossii-problemy-vzaimodejstvija.html (дата обращения: 02.03.2013).

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 17 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.