УДК 378.14.015.62
А. А. Ручков
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлен анализ ключевого понятия «информационные технологии» и его образовательного функционала, на основе которого рассматривается один из вариантов классификации технологий, используемых обучающимися в информационном поле.
Ключевые слова: информация, образование, информационные технологии, система.
В современном научном знании и практике существуют различные подходы к определению термина «информационные технологии» (ИТ). Данный термин связан с двумя понятиями: информация и технология. Прежде всего, обратимся к определению категорий «информация» и «технология» с позиций общенаучного и конкретно-научного знания.
Так, в энциклопедическом словаре «технология» (от греч. «techne» - мастерство, искусство и «logos» - понятие, учение) определяется как совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта [1].
Термин «информация» (от лат. «informatio» - разъяснение, изложение) определяется в энциклопедическом словаре на основе понятия совокупность первоначальных сведений, передаваемых от одного человека к другому устно, письменно или посредством каких-либо условных сигналов или с использованием каких-либо технических средств [1].
С середины XX в. понятие информации стало общенаучным. Этим понятием стали обозначать любые сведения, передаваемые от человека к человеку, от человека к автоматическому устройству, от одного автоматического устройства к другому, от одной клетки живого вещества к другой, от одного организма к другому, от одной организации к другой и т.п.
«Информация», наряду с веществом и энергией, относится к числу основных составляющих мироздания. Именно информация образует любой продукт мыслительной деятельности, в частности знания и образы.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова даны два определения: во-первых, информация - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством; во-вторых, информация - это сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
М. И. Потеевым предложена следующая трактовка понятия: «Информация - это сведения о состоянии каких-либо объектов, их предыстории и программах их дальнейшего существования, хранимые в их памяти, или видоизменяемые ими для достижения заданных или задаваемых целей, или передаваемые ими другим объектам» [2].
Учитывая сказанное, термин информационные технологии определяют исходя из совокупности рассмотренных выше понятий: технологии и информации.
И. Г. Захарова определяет два понятия. Информационные технологии она рассматривает как систему научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области. ИТ обучения трактуются как педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.
Л. В. Луцевич дает следующее определение: «ИТ обучения - это технология машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики» [1].
М. И. Жалдакова предлагает понимать под ИТ обучения совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания людей и развивающей их возможности по управлению техническими и социальными процессами.
И. В. Роберт определяет ИТ как практическую часть научной области информатики, представляющую собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых результатов [3].
Е. И. Машбиц определяет понятие «технологии обучения» как систему материальных и идеальных (знания) средств, используемых в обучении, и способы функционирования этой системы. Исходя из данного определения Е. И. Машбиц рассматривает информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте [4].
В. Ф. Шолохович предлагает определять ИТ обучения с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования [4].
В педагогической практике информационными технологиями обучения называют технологии, использующие специальную технику и информационные средства.
Информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучающему, средством осуществления которых является компьютер.
Информационные технологии - процессы, связанные с переработкой информации (В. Н. Глушков). В обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают способы переработки и передачи информации, чтобы она была наилучшим образом усвоена обучающимися. Иными словами, любая педагогическая технология - это информационная технология. Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что фактически они давно реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин «новая информационная технология обучения».
Таким образом, появление понятия «новая информационная технология обучения (НИТ)» связано с широким внедрением компьютеров в образование.
Итак, общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XIX - середины XX в., гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующие возможности: вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкое осознание, где, каким образом и в каких целях эти знания могут быть применены; совместная работа при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения; широкое общение со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира; свободный доступ к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования; постоянное испытание своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умение их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
Гуманитарные исследования
ИТ обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Целью реализации ИТ является качественное формирование и использование информационных ресурсов в соответствии с потребностями пользователя. Методами ИТ являются методы обработки данных. В качестве средств ИТ выступают математические, технические, программные, информационные, аппаратные и другие средства.
ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью.
1. К первой группе принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, Интернет и т.д. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю разрешается работать только с уже существующими данными.
2. Вторая группа содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или на каких-либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять ее:
- технологии с избирательной интерактивностью;
- технологии с полной интерактивностью.
Существует много подходов к классификации программно-технических средств (ПТС). В данной статье нами рассмотрена классификация по дидактической направленности:
- системы программированного обучения (СПО);
- интеллектуальные системы обучения (ИСО).
Технология программированного обучения предполагает получение обучающимися порций информации (текстовой, графической, видео) в определенной последовательности и обеспечивает контроль за усвоением в точках учебного курса, намеченных преподавателем.
Интеллектуальные системы обучения отличаются такими чертами, как адаптация к знаниям и особенностям обучающегося, гибкость процесса обучения, выбор оптимального учебного воздействия, определение причин ошибок учащегося. Для реализации этих особенностей ИСО применяются методы и технологии искусственного интеллекта.
Структура ИСО содержит общие и специальные знания трех классов:
- о предметной области;
- о стратегии обучения;
- об учащемся (модель обучающегося).
В интеллектуальных системах обучения эти знания представлены в соответствующих базах знаний с помощью различных методов и средств. При этом в модели обучающегося выделяются три компонента, каждый из которых включает процедурную и декларативную составляющую:
- база знаний обучающегося;
- диагностика его знаний и выполняемых заданий;
- алгоритм формирования новых заданий.
Для реализации ИСО используются следующие средства:
- экспертные системы;
- гипертекстовые системы;
- системы мультимедиа;
- программы деловых игр;
- динамическая графика и анимация.
Универсальные информационные автоматизированные средства должны обеспечивать следующие функциональные возможности:
- ввод и анализ ответов;
- формирование логической структуры выводов;
- поддержку и формирование текстового и графического материала;
- обеспечение динамики изображений;
- математическое моделирование с визуализацией результатов;
- организацию гипертекстовых структур;
- сбор и обработку статистической информации;
- формирование рейтинговой оценки уровня знаний;
- возможность работы в локальной вычислительной сети;
- функционирование информации в автономном режиме.
Классификация базовых средств научных информационных технологий (НИТ), предназначенных для применения в учебном процессе, позволяет сформулировать принципы создания и использования автоматизированных средств обучения в ходе подготовки специалистов в вузе.
Эффективность использования средств НИТ в учебном процессе во многом зависит от успешности решения задач методического характера, связанных с информационным содержанием и способом использования автоматизированной обучающей системы (АОС) в учебном процессе. В связи с этим целесообразно рассматривать АОС, используемые в конкретной учебной программе (определяемой предметным содержанием, целями и задачами обучения), как программно-методические комплексы (ПМК). В данном случае под ПМК понимается совокупность программно-технических средств и реализованных с их использованием методов (методик) обучения, предназначенных для решения конкретных задач учебного процесса.
Современные возможности НИТ, ориентированные на максимальную унификацию на уровне программного и технического обеспечения, позволяют создавать ПМК обучения как совокупность учебных фрагментов, объединенных алгоритмическими средствами, задающими траекторию обучения.
Список литературы
1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
2. Бройдо, В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации : учеб. для вузов / В. Л. Бройдо. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 703 с.
3. Колин, К. К. Курс информатики в системе образования: современное состояние и перспективы развития / К. К. Колин // Системы и средства информатики : сб. науч. трудов. - М. : Наука, 1996. - Вып. 8. - С. 74-79.
4. Никитина, Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. - М. : Мастерство, 2002. - 288 с.
Ручков Артём Андреевич Ruchkov Artem Andreevich
аспирант, postgraduate student,
Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: [email protected]
УДК 378.14.015.62 Ручков, А. А.
Информационные технологии в современной системе образования / А. А. Ручков // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 1 (9). - C. 57-60.