Научная статья на тему 'Роль информационных технологий в повышении качества профессионального образования'

Роль информационных технологий в повышении качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
932
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / INTENSIFICATION OF EDUCATIONAL PROCESS / НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGY / E-TEXTBOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асланов Рамиз Муталлим Оглы, Беляева Елена Вадимовна

В статье рассматривается история развития процесса информатизации в РФ, развитие информационных технологий и ключевые аспекты их применения при подготовке выпускника высших профессиональных образовательных учреждений. Отмечена роль и значение информационных технологий в повышении качества подготовки будущего специалиста. Динамика развития информационного общества показала, что традиционных методов и средств обучения недостаточно для повышения качества подготовки выпускника. Этот факт указывает на необходимость внедрения инновационных методов обучения в высшем профессиональном образовании, в том числе переход образовательного процесса на современные технологии обучения с использованием новейших информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асланов Рамиз Муталлим Оглы, Беляева Елена Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Information Technologies in Improving the Quality of Vocational Education

The article considers the history of development of the process of Informatization in the Russian Federation, the development of information technologies and key aspects of their application in training of graduates of higher professional educational institutions. The role and importance of information technologies in improving the quality of training of future specialists is noted. Dynamics of development of the information society has shown that traditional teaching methods are not enough to improve the quality of preparation of graduates. This fact indicates the necessity of introducing innovative teaching methods in higher professional education, including the transition of the educational process to modern educational methods using the latest information technologies.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий в повышении качества профессионального образования»

новые!

педагогические! технологии!

1УДК 378:004 ББК 74.58

роль информационных технологий в повышении качества профессионального образования

Р. М. Асланов, Е. В. Беляева

В статье рассматривается история развития процесса информатизации в РФ, развитие информационных технологий и ключевые аспекты их применения при подготовке выпускника высших профессиональных образовательных учреждений. Отмечена роль и значение информационных технологий в повышении качества подготовки будущего специалиста. Динамика развития информационного общества показала, что традиционных методов и средств обучения недостаточно для повышения качества подготовки выпускника. Этот факт указывает на необходимость внедрения инновационных методов обучения в высшем профессиональном образовании, в том числе переход образовательного процесса на современные технологии обучения с использованием новейших информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, информатизация, интенсификация учебного процесса, новые педагогические технологии, электронные учебные пособия.

the role of information technologies

in improving the quality of vocational education

R. M. Aslanov, E. V. Belyaeva

The article considers the history of development of the process of Informatization in the Russian Federation, the development of information technologies and key aspects of their application in training of graduates of higher professional educational institutions. The role and importance of information technologies in improving the quality of training of future specialists is noted. Dynamics of development of the information society has shown that traditional teaching methods are not enough to improve the quality of preparation of graduates. This fact indicates the necessity of introducing innovative teaching methods in higher professional education, including the transition of the educational process to modern educational methods using the latest information technologies.

Keywords: information technologies, informatization, intensification of educational process, new educational technology, e-textbooks.

Переход к информационному обществу и информатизации образования требует от системы образования пересмотра педагогических позиций, переоценки научно-теоретических и дидактических основ профессионального образования. В связи с этим требования, предъявляемые к выпускникам высшего образовательного учреждения, указывают на необходимость совершенствования подготовки специалистов и становления его

профессионализма с учетом современных достижений в области информатизации и использования информационных технологий.

Информационные технологии охватывают не только компьютерные технологии, а все направления создания, обработки, передачи и хранения информации. Тем не менее информационные технологии зачастую ассоциируют именно с компьютерными. История развития информационных технологий рассматривается

до возникновения современной дисциплины «Информатика», появившейся в XX в.

Начальным этапом процесса информатизации в России считаются 1960-е гг., когда активно стали разрабатывать автоматизированные информационные системы, автоматизированные системы управления (АСУ).

В 1984 г., в соответствии с постановлением Совета Министров СССР об организации научных подразделений, обеспечивающих компьютеризацию общеобразовательной школы, была открыта Лаборатория информатики и вычислительной техники НИИ ШОТСО АПН СССР, в дальнейшем преобразованная в Центр информатизации образования, а позже - в Институт информатизации образования.

В 1989-1990 гг. предложена концепция информатизации общества, одобренная соответствующим комитетом Верховного Совета СССР. На основе этой концепции были подготовлены проекты общесоюзной программы информатизации и республиканской программы «Информатизация России» (1990-1991 гг.), но по ряду причин проект программы правительством не был принят. Тем не менее процесс информатизации не остановился, а проводился «без активного вмешательства правительства».

В этот период начинается оснащение школ персональными компьютерами, используемыми в обучении программированию, работе с текстами, простейшими расчетами (электронными таблицами). Разрабатываются простейшие электронные пособия.

Спустя несколько лет, в 1995 г., был принят Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», регулирующий отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов и информационных технологий, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации...» [1].

В 2002 г. Правительство РФ принимает Федеральную целевую программу «Электронная Россия», рассчитанную на 2002-2010 гг. и направленную на внедрение технологий электронного правительства. Программа включала мероприятия трех этапов ее реализации: анализ уровня информатизации России, реализация проектов, обеспечивающих взаимо-

действие органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами, и создание предпосылок для массового распространения информационных технологий во всех сферах деятельности [2].

Отдельным направлением становится информатизация в сфере образования после принятия Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 -2005 гг.)», в рамках которой создан ряд образовательных порталов, корневым из которых является Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru.

Сегодня информационные технологии используются практически во всех сферах деятельности - в авиации, математике, физике, аэродинамике, химии, медицине, экономике, экологии и пр. Однако подготовка личности к любой профессиональной деятельности начинается с получения профессионального образования. Именно в образовании закладывается система знаний, умений и навыков, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности, приобретаются общекультурные и профессиональные компетенции. Именно в образовании обучающийся овладевает навыками работы с информацией, получаемой из различных источников, для решения профессиональных задач, навыками работы с программными средствами общего назначения при решении профессиональных задач.

Динамика развития информационного общества показала, что традиционных методов и средств обучения недостаточно для повышения качества подготовки выпускника. Этот факт указывает на необходимость внедрения инновационных методов обучения в высшем профессиональном образовании, в том числе переход образовательного процесса на современные технологии обучения с использованием новейших информационных технологий.

Под информационными технологиями будем понимать приемы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных.

В совокупности с правильно подобранными педагогическими технологиями информационные технологии обладают огромным по-

тенциалом, способствующим повышению качества подготовки студентов, в частности, успешному овладению общекультурных и профессиональных компетенций. Следует отметить, что информационные технологии являются педагогическими технологиями. Таким образом, процесс обучения следует строить в контексте взаимосвязи профессионально-ориентированного и электронного обучения с использованием новых педагогических технологий и инновационных методов обучения.

Исследования методики использования информационных технологий в образовании отражены в работах отечественных педагогов и ученых (В. Л. Андреев, В. П. Беспалько, Ю. С. Бра-новский, Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунский, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, А. П. Ершов, С. А Жданов, И. Г. Захарова, С. Д. Каракозов, В. Г. Кинелёв, Г. А. Кручинина, И. Л. Лернер, Б. И. Машбиц, В. М. Монахов, П. И. Образцов, Ю. А. Первин, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Г. К. Се-левко, В. А. Трайнева и др.). Ими предложены конкретные пути использования информационных технологий в качестве дидактического средства обучения, создание компьютерных учебных курсов и программных педагогических средств, оценка их качества и т. п.

Существует множество работ, в которых исследуется использование информационных технологий в процессе подготовки студентов технических специальностей (К. Т. Алдияров, О. В. Виштак, Е. И. Гужвенко, Р. Р. Ибраев, Т. Ю. Ки-таевская и др.), курсантов военных вузов (Н. В. Андрафанова, О. Л. Баранчеев, И. Н. Караваев, К. А. Климов, О. А. Козлов, М. В. Ларионов и др.), будущих авиаторов (О. В. Вдовиченко, А. В. Курбатова).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что современные ученые и педагоги активно занимаются исследованиями методики преподавания дисциплин различных областей профессиональной деятельности, в том числе педагогическом образовании, медицинском, авиации и др.

Рассмотрим основные направления применения информационных технологий в высших профессиональных образовательных учреждениях с целью повышения качества подготовки студентов.

1. Подача нового материала приобретает новые формы с использованием обучающих

систем и интерактивных технологий. Так, например, глава 4 в [3] посвящена разработке методической системы обучения дифференциальным уравнениям студентов педагогического вуза с использованием обучающей системы. Главное достоинство связано с возможностью индивидуализировать обучение, заставить обучаемого изучать такие науки, как математика, в соответствии с той скоростью, с которой данный студент способен усваивать новый материал. Написанный под используемую систему обучающий сценарий по наиболее важной для усвоения будущими учителями теме курса дифференциальных уравнений «Линейные системы с постоянными коэффициентами» иллюстрирует выполнение всех выше указанных особенностей обучения. С методологической стороны такое обучение эффективнее традиционного, поскольку при традиционном способе обучения невозможно обеспечить ни индивидуализацию обучения, ни изучение нового материала со скоростью, приемлемой только для данного обучаемого, ни строгую последовательность при изучении этого материала, то есть изучении его в соответствии с принципом от простого к сложному. Электронные учебные пособия, созданные на основе мультимедиа, отличаются большей информативностью и интерактивностью материала.

2. Применение информационных технологий способствует интенсификации учебного процесса в связи с тем, что позволяют освоить больший объем информации за меньшее количество времени и наиболее рационально использовать аудиторное и внеаудиторное время. В частности, использование систем дистанционного обучения предоставляет огромные возможности организации самостоятельной работы с учетом возможности совмещения индивидуального обучения и массового. Широкое применение нашли заочные формы обучения в системах управления курсами, что сокращает время и затраты на обучение. В сети Интернет возможно проведение онлайн-конференций и заочных туров олимпиад, поисковые системы помогают при написании курсовых, выпускных квалификационных работ, сокращая время на посещение читальных залов библиотек.

3. Использование информационных технологий значительно упрощает проблему проверки степени усвоения этого материала и позволяет наиболее эффективно осуществлять контроль знаний студентов. Современные системы управления курсами (в частности, МооЬ!е) предоставляют большой выбор элементов для обеспечения контроля за качеством обучения. При создании учебных курсов используются такие активные элементы, как База данных, ММ, Задания, Опрос, Анкета и др. Проверить степень усвоения материала по окончании изучения раздела, а также активизировать творческое мышление возможно при помощи такого элемента, как Задание с различными видами ответа. Например, задание в разделе «Средства мультимедиа» предлагает обучаемым разработать учебные проекты, реализующие межпредметные связи на основе инструментария технологии Мультимедиа. Ответ на данное задание студент представляет в виде нескольких файлов, которые необходимо загрузить в систему управления курсами. Другой пример: задание на размышление в разделе «Введение» предусматривает ответ в виде текста в самой системе с возможностью преподавателя оставлять отзыв по заданию. Однако наиболее распространенным средством контроля знаний студентов являются тесты, позволяющие с минимальными затратами времени преподавателя объективно оценить знания большого количества студентов. Система предоставляет все распространенные типы тестовых вопросов: множественный выбор (вопрос в закрытой форме, альтернативный вопрос, вычисляемый вопрос, вложенные вопросы, вопрос на соответствие, случайный вопрос, случайный вопрос на соответствие, описание, эссе). Такое разнообразие вопросов позволяет эффективно проверить уровень приобретенных знаний [4].

4. Грамотно построенный и целенаправленный процесс обучения позволяет привлечь студентов к научно-исследовательской деятельности с использованием кейс-технологии, представляющей специальную методику обучения на основе описания реальных ситуаций. Современный выпускник в результате освоения основной образовательной программы должен обладать не только общекультурными компетенциями, но и компетенциями в области науч-

но-исследовательской деятельности. В частности, выпускник института гражданской авиации должен обладать способностью организовывать и проводить измерения и наблюдения, готовностью создавать модели, позволяющие прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности и др. Одним из направлений научно-исследовательской работы курсантов является моделирование процессов и явлений. В частности, моделирование системы массового обслуживания клиентов: В компанию «Авиакассы» обращаются пассажиры. Компания представляет собой автоматизированный пункт обслуживания, в котором установлен терминал «Электронная касса». Авиакасса обслуживает одновременно одного клиента. Пассажиры прибывают с интенсивностью Л = 0,67. Одновременно в компании может находиться не более 15 клиентов. Интервал времени работы терминала подчиняется треугольному закону распределения с параметрами хт.п = 0,8; хтах = 1,3 предпочтительное значение 1. Построить модель системы обслуживания пассажиров в компании «Авиакассы» в системе анимационного моделирования АпуЬодк.

Таким образом, информационные технологии позволяют повысить качество подготовки выпускника высшего профессионального учебного заведения, представляющее систематизированное объединение всех компонентов, информационных ресурсов и технологий за счет информатизации учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности. Построение учебного процесса с применением новых педагогических технологий на основе взаимосвязи профессионально-ориентированного обучения и инновационных методов обучения способствует повышению качества подготовки выпускников вуза. Одним из направлений информатизации образования является создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации, формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры, мобильности.

На сегодняшний день разработаны пособия по информационным технологиям для педагогических, технических, гуманитарных вузов. Тем не менее среди большого их количества существует необходимость разработки посо-

бия по информационным технологиям для институтов гражданской авиации, основанного на трансдисциплинарном подходе с целью повышения качества профессионального обучения будущих авиаторов.

список источников и литературы

1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant. ги/10103678^е1р (дата обращения: 11.04.2015).

2. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 гг.)"» [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: информационно-правовой портал. - Режим доступа: http://base.garant.ru/184120/ (дата обращения: 12.04.2015).

3. Асланов, Р. М. Методическая система обучения дифференциальным уравнениям в педвузе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Р. М. Асланов. - М., 1997. - 390 с.

4. Беляева, Е. В. Методическое обеспечение электронного курса в системах управления обучением / Е. В. Беляева // Электронное обучение в непрерывном образовании. - 2015. - Т. 1,- № 1 (2). - С. 20-24.

references

1. Federalnyy zakon ot 20 fevralya 1995 goda No. 24-FZ "Ob informatsii, informatizatsii i zash-chite informatsii". Available at: http://base.ga-rant.ru/10103678/#help (accessed: 11.04.2015).

2. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 28 yanvarya 2002 g. No. 65 "O federalnoy tselevoy programme "Elektronnaya Rossiya (2002-2010 gg.)". Available at: http://base.garant.ru/184120/ (accessed: 12.04.2015).

3. Aslanov R. M. Metodicheskaya sistema obu-cheniya differentsialnym uravneniyam v ped-vuze: ScD Dissertation (Education). Moscow, 1997. 390 p.

4. Belyaeva E. V. Metodicheskoe obespechenie elektronnogo kursa v sistemakh upravleniya obucheniem. Elektronnoe obuchenie v nepre-ryvnom obrazovanii. 2015, Vol. 1, No. 1 (2), pp. 20-24.

Асланов рамиз муталлим оглы, доктор педагогических наук, профессор кафедры математического анализа Московского педагогического государственного университета e-mail: r_aslanov@list.ru

Aslanov Ramiz M., ScD in Education, Professor, Mathematical Analysis Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: r_aslanov@list.ru

Беляева Елена вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (институт) e-mail: r_aslanov@list.ru

Belyaeva Elena V., PhD in Education, Associate Professor, informatics Department, Ulyanovsk Higher Civil Aviation School

e-mail: r_aslanov@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.